Расчет от 14.05.2014
Автор: Новикова И.

Оплата труда водителей автомобилей: некоторые практические вопросы


СОДЕРЖАНИЕ

 

Поручение водителю автомобиля работ по ремонту транспортного средства

Закрепление за водителем нескольких транспортных средств

Присвоение классов и выплаты надбавки за классность водителю

Совмещение водителем другой профессии (должности)

Формы и системы оплаты труда

Особенности установления дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера

 

Материал помещен в архив

 

ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ: НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Поручение водителю автомобиля работ по ремонту транспортного средства

Рассмотрим, как на практике оформляется поручение водителю автомобиля (далее - водитель) работ по ремонту различной степени сложности закрепленного за ним транспортного средства и какие нормы законодательства о труде применяются при этом.

В случае если водитель устраняет неисправности, возникшие во время работы по управлению автомобилем, то указанные ремонтные работы не требуют оформления специального локального нормативного правового акта о привлечении водителя к указанным работам и, соответственно, доплаты, надбавки и другие выплаты за выполнение указанных работ не устанавливаются. Это обусловлено тем, что характеристика работ, содержащаяся в квалификационной характеристике профессии «Водитель автомобиля», наряду с функциями по обслуживанию автомобиля и перевозимых грузов и пассажиров, предусматривает устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей.

Если же требуется ремонт автомобиля, требующий его остановки, в целях оптимизации численности персонала (как правило, в организациях с небольшой численностью) к работам привлекается водитель, который закреплен за этим транспортным средством. В таких случаях применяется ст.34 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) (временный перевод в случае простоя).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом РБ от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь.

 

Обратите внимание!

В случае временного перевода водителя на работу по профессии слесаря по ремонту автомобиля требуется наличие у работника квалификационного разряда по данной профессии, присвоенного в установленном законодательством порядке.

 

При временном переводе работника на другую работу в связи с простоем оплата его труда производится по выполняемой работе. При этом за работниками, выполняющими нормы выработки или переведенными на повременно оплачиваемую работу, сохраняется средний заработок по прежней работе, а работникам, не выполняющим нормы выработки, производится оплата труда по выполняемой работе, но не ниже их тарифной ставки.

Если заработная плата по выполняемой работе (при временном переводе на нижеоплачиваемую работу) окажется ниже среднего заработка по прежней работе, то производится доплата:

• при выполнении норм выработки - до среднего заработка по прежней работе;

• при невыполнении норм выработки или переводе на повременно оплачиваемую работу - до тарифной ставки по прежней работе.

Во всех случаях временный перевод должен быть оформлен в установленном порядке (приказом, распоряжением) с указанием причин перевода.

 

Пример 1

Водитель привлекается к работе по ремонту автомобиля, требующего оформления простоя.

Ремонтные работы тарифицируются 4-м разрядом.

Тарифная ставка 1-го разряда, установленная в организации, - 900 000 руб.

Тарифный коэффициент для слесаря по ремонту автомобиля 4-го разряда - 1,57.

Надбавка за профмастерство по 4-му разряду - 20 % тарифной ставки за отработанное время.

Премия - 30 % тарифной ставки за отработанное время.

Месячная тарифная ставка: 1 413 000 руб. (900 000 х 1,57).

Надбавка за профмастерство: 282 600 руб. (1 413 000 руб. х 0,2).

Премия: 423 900 руб. (1 413 000 руб. х 0,3).

Итого начисленная заработная плата: 2 119 500 руб. (1 413 000 + 282 600 + 423 900).

Размер среднего заработка данного работника по профессии водителя автомобиля составил 4 347 078 руб. С учетом этого водителю автомобиля производится доплата в размере 2 227 578 руб. (4 347 078 - 2 119 500).

 

Если у нанимателя нет возможности перевода водителя по профессии слесаря по ремонту автомобиля либо у водителя отсутствует квалификация по ней, то временный перевод в связи с простоем может осуществляться, например, по профессии, относящейся к неквалифицированному труду. В таких случаях, как правило, не требуется присвоение работнику квалификации, поскольку согласно нормам п.24 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 (далее - Общие положения ЕКСД), квалификационный разряд рабочим отдельных профессий, тарифицируемых в диапазоне 1-2-го разрядов (например, дворникам, уборщикам территории и др.) и не требующих профессиональной подготовки, может быть присвоен в порядке, установленном нанимателем, если иное не предусмотрено локальными нормативными правовыми актами. В этом случае также необходимо производить доплату до уровня среднего заработка.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 декабря 2016 г. п.24 Общих положений ЕТКС на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2016 № 69 изложен в новой редакции. Слово «квалификационный» исключено.

 

В случае если у нанимателя отсутствует работа, которую могут выполнять работники, находящиеся в простое, то следует руководствоваться частью первой ст.71 ТК, в соответствии с которой при простое работнику выплачивается заработная плата в размере не ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада). При этом наниматель самостоятельно принимает решение о том, должен ли работник находиться на рабочем месте во время простоя либо нет.

Закрепление за водителем нескольких транспортных средств

Часто по условиям организации труда закрепление за одним водителем одного автомобиля нецелесообразно, поэтому ему могут поручить управление двумя и более автомобилями. При этом у водителя должны быть открыты все категории транспортных средств, которыми он управляет.

В таких случаях следует правильно оформить трудовые договоры (контракты) с указанными работниками в части установления условий оплаты труда.

Так, для расчета тарифной части заработной платы водителя, за которым закреплено несколько автомобилей, часовые тарифные ставки определяются дифференцированно, применительно к каждому транспортному средству. Рассчитанные таким образом часовые тарифные ставки умножаются на фактически отработанное рабочее время на каждом из автомобилей и затем суммируются.

Фактически отработанное рабочее время определяется по данным, отраженным в путевых листах по каждому транспортному средству.

 

Пример 2

В организации используются грузовые автомобили грузоподъемностью 0,5 и 3,5 т, легковой автомобиль с объемом двигателя 2,0 л, за которыми закреплен один водитель.

Тарифная ставка 1-го разряда установлена в размере 900 000 руб.

Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифной ставки водителя:

• грузовые автомобили - 2,08 и 2,22 соответственно;

• легковой автомобиль - 2,12.

Расчетные месячные тарифные ставки водителя применительно к категориям транспортных средств:

• для грузовых автомобилей - 1 872 000 и 1 998 000 руб. соответственно;

• для легкового автомобиля - 1 908 000 руб.

При оплате труда водителя возможно применить следующие варианты.

1. С учетом норм части первой ст.66 ТК оплата труда водителя автомобиля, за которым закреплены грузовые автомобили грузоподъемностью 0,5 и 3,5 т и легковой автомобиль с объемом двигателя 2,0 л, может производиться исходя из тарифной ставки, рассчитанной по наибольшему кратному размеру тарифной ставки 1-го разряда (2,22), что составляет 1 998 000 руб.

2. Оплата труда водителя производится за фактически отработанное рабочее время на каждом из автомобилей. В этом случае рассчитывается часовая тарифная ставка по каждому автомобилю (для ее расчета принято среднемесячное расчетное количество рабочих часов в 2014 г. - 167,9 ч):

• грузовые автомобили - 11 149 и 11 900 руб. соответственно;

• легковой автомобиль - 11 364 руб.

Допустим, в феврале 2014 г. водитель автомобиля отработал 50 ч на грузовом автомобиле грузоподъемностью 0,5 т, 10 ч на грузовом автомобиле грузоподъемностью 3,5 т и 100 ч на легковом автомобиле.

Его заработная плата (тарифная ставка) за февраль 2014 г. составит 1 812 850 руб. (11 149 х 50 + 11 900 х 10 + 11 364 х 100).

 

Справочно

Среднемесячное количество расчетных рабочих часов, применяемое при расчете часовой тарифной ставки, определяется делением соответствующей годовой расчетной нормы рабочего времени на 12 месяцев (п.7 Разъяснения о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Минтруда РБ от 18.10.1999 № 133).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 ноября 2017 г. постановление № 133 утратило силу на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 16.11.2017 № 74.

Присвоение классов и выплаты надбавки за классность водителю

Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) (часть вторая ст.61 ТК).

Основные правила присвоения рабочим квалификационных разрядов (классов, категорий) изложены в Общих положениях ЕКСД.

Присвоение класса водителю производится с учетом тарифно-квалификационной характеристики профессии «Водитель автомобиля», содержащейся в выпуске 52 ЕТКС, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147. Так, для присвоения водителю 2-го класса требуется наличие у него права на управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к механическим транспортным средствам категорий «В» и «Е» или «С» и «Е»; управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д» или «Д» и «Е», а для присвоения 1-го класса - права на управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к механическим транспортным средствам категорий «В», «С», «Д» и «Е».

С учетом изложенного присвоение класса водителю производится в установленном в организации порядке, но обязательным условием является наличие у него права на управление категориями автомобиля, указанными в тарифно-квалификационной характеристике.

Формы, системы и размеры оплаты труда, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (часть первая ст.63 ТК).

Таким образом, порядок и условия выплаты водителям надбавок за классность устанавливаются в каждой организации самостоятельно и предусматриваются в ее локальных нормативных правовых актах (коллективном договоре, положении о присвоении рабочим разрядов (классов, категорий) и др.).

При этом у нанимателя имеется два варианта выплаты надбавки за классность:

1) надбавка за классность выплачивается при условии, что водитель управляет транспортными средствами всех категорий, указанными в тарифно-квалификационной характеристике соответствующего класса;

2) надбавка за классность выплачивается применительно к имеющемуся у водителя класса, присвоенного в установленном законодательстве порядке (в т.ч. и в другой организации), независимо от категории автомобиля, за которым он закреплен.

Совмещение водителем другой профессии (должности)

Помимо работы, обусловленной трудовым договором, наниматель может дополнительно поручить работнику (в т.ч. водителю) обязанности по другой профессии (должности) в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены). При этом работа, предусмотренная трудовым договором (контрактом), будет являться основной, а работа по другой профессии (должности) - дополнительной. В законодательстве о труде выполнение такой работы рассматривается как совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Для водителей характерно поручение дополнительной работы в виде совмещения профессий (должностей) - выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительной работы по другой профессии (должности) (например, водителю поручаются обязанности экспедитора по перевозке грузов).

Основными условиями, при которых возможно и экономически оправдано совмещение профессий, являются:

• наличие у водителя неиспользуемого рабочего времени, обусловленного технологическими особенностями производства;

• сочетание во времени и территориально выполнения трудовых операций по основной и совмещаемой профессии (должности);

• технологическая общность выполняемых работ по профессиям рабочих, наличие необходимого уровня квалификации работника.

 

Обратите внимание!

Поручение работнику дополнительной работы наряду с выполнением в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) основной работы, обусловленной трудовым договором, допускается с согласия работника. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст.20 ТК запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости, простоя).

 

Работнику, выполняющему у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (часть первая ст.67 ТК).

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) устанавливаются нанимателем по соглашению с работником.

Совмещение профессий (должностей) возможно при наличии в штатном расписании вакансии по штатной единице (ее доле) той должности (профессии), по которой поручается дополнительная работа.

Дополнительные обязанности по другой профессии (должности) могут быть поручены водителю как при приеме на работу, так и впоследствии. Если указанные обязанности определяются непосредственно при приеме на работу, то в соответствующий раздел трудового договора (контракта) вносится запись об установлении доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ).

 

Обратите внимание!

Поручение дополнительных обязанностей в процессе трудовых отношений оформляется приказом, и дополнения в трудовой договор (контракт) не вносятся.

 

Во всех случаях обязанности по другой профессии (должности) не включаются в рабочую инструкцию работника по основной работе, а предусматриваются в другом распорядительном документе (например, в приказе нанимателя).

Соглашение между нанимателем и работником о совмещении профессий (должностей) оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.

В приказе указываются:

• совмещаемая профессия (должность);

• дополнительные условия: зона обслуживания, объем выполняемой работы, функциональные обязанности;

• размер доплаты;

• срок действия соглашения.

С приказом о возложении на работника дополнительных обязанностей временно отсутствующего работника он должен быть ознакомлен под подпись.

В таких случаях в трудовую книжку водителя запись о поручении дополнительной работы не вносится.

 

Общество с ограниченной ответственностью «А» (ООО «А»)

 

ПРИКАЗ

 

20.03.2014 № 194-к

 

г.Минск

 

О возложении обязанностей и установлении доплаты

 

ВОЗЛОЖИТЬ:

Обязанности экспедитора по перевозке грузов на водителя автомобиля Коробкевича П.В. с 20.03.2014 без освобождения от основной работы с доплатой в размере фонда заработной платы по должности экспедитора по перевозке грузов.

 

УСТАНОВИТЬ:

Водителю автомобиля Коробкевичу П.В. доплату за совмещение должности экспедитора по перевозке грузов в размере 15 % тарифной ставки.

 

Основание:

1. Статья 67 Трудового кодекса РБ.

2. Служебная записка начальника транспортного участка Седюкевича П.Р.

 

Директор общества Подпись П.П.Васильцов
     
Визы    
     
С приказом ознакомлен и согласен Подпись П.В.Коробкевич
    20.03.2014

Формы и системы оплаты труда

Для водителей характерны две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. Как правило, повременная и сдельная формы оплаты труда применяются в сочетании с различными премиальными системами.

Повременная форма оплаты труда

Повременная форма оплаты труда (оплата за отработанное время) применяется в виде простой повременной, повременно-премиальной, почасовой оплаты и зависит главным образом от квалификации работника и отработанного времени. При повременной оплате заработок начисляется в соответствии с размером тарифной ставки водителя автомобиля за фактически отработанное им рабочее время.

Наиболее распространены простая повременная и повременно-премиальная системы оплаты труда.

Простая повременная система оплаты предполагает, что заработная плата состоит из месячной тарифной ставки в зависимости от фактически отработанного рабочего времени за месяц.

При повременно-премиальной системе оплаты труда наряду с тарифной ставкой работникам выплачивается премия.

Независимо от системы оплаты труда, действующей в организации, необходимо руководствоваться частью первой ст.61 ТК, в соответствии с которой оплата труда работников организации производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем.

Таким образом, во всех случаях требуется установление для водителя тарифной части заработной платы (тарифной ставки).

Рассмотрим на условных примерах повременную форму оплаты труда, варианты определения тарифных ставок для формирования заработной платы водителей при условии применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС) (без применения ЕТС).

Система оплаты труда с применением Единой тарифной сетки работников

В данном случае тарифные ставки водителей определяются исходя из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда.

 

Пример 3

В организации для перевозки грузов используется грузовой автомобиль грузоподъемностью 1,5 т.

Тарифная ставка 1-го разряда в организации установлена в размере 900 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифной ставки водителя автомобиля - 2,12.

Месячная тарифная ставка водителя указанного автомобиля при отработке им нормы продолжительности рабочего времени составит 1 908 000 руб. (900 000 руб. х 2,12).

 

Пример 4

В организации имеются автомобили-самосвалы грузоподъемностью 10 т. Водители указанных автомобилей в отдельные дни работают в карьере.

Локальным нормативным правовым актом организации установлено повышение тарифных ставок (окладов) на 10 % водителей автомобилей-самосвалов при их работе в карьере.

Тарифная ставка 1-го разряда в организации установлена в размере 900 000 руб.

Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для расчета тарифной ставки (оклада) водителя автомобиля-самосвала - 2,48.

Месячные тарифные ставки для водителей автомобиля составят:

• 2 232 000 руб. (900 000 руб. х 2,48);

• 2 455 200 руб. (900 000 руб. х 2,48 + (900 000 руб. х 2,48) х 0,10) при работе в карьере.

Комиссионная система оплата труда без применения Единой тарифной сетки работников с выплатой вознаграждения

В данном случае тарифные ставки определяются в соответствии с системой оплаты труда, установленной у нанимателя.

 

Пример 5

В организации перевозкой грузов заняты три водителя автомобиля (А., Б. и В.). Для оплаты их труда используется комиссионная система оплаты труда, которая заключается в выплате тарифной ставки за фактически отработанное время в качестве водителя плюс вознаграждение в зависимости от количества перевезенного груза.
Сумма вознаграждения подлежит распределению в зависимости от фактически отработанного времени по путевым листам исходя из норм времени на проезд и количества перевезенного груза.

Тарифные ставки водителям установлены в размере 2 560 000 руб.

За отработанный месяц водителям начислено суммарное вознаграждение в размере 5 000 000 руб.

Водителю В. за совершенное по его вине дорожно-транспортное происшествие и необходимостью в связи с этим проведения ремонта за счет средств организации применяется понижающий коэффициент 0,5.

По путевым листам водителями отработано:

• водитель А. - 120 ч;

• водитель Б. - 100 ч;

• водитель В. - 130 ч.

Всего отработано 350 ч, при этом на водителей приходится соответственно 0,34; 0,29 и 0,37 доли отработанного времени.

Количество перевезенного груза составило соответственно:

• водитель А. - 100 т;

• водитель Б. - 90 т;

• водитель В. - 100 т.

Всего перевезено 290 т, при этом на водителей приходится соответственно 0,34; 0,32 и 0,34 доли перевезенного груза.

Рассчитаем заработную плату.

Расчетные коэффициенты для определения вознаграждения по водителям соответственно составляют:

• А. - 0,68 (0,34 + 0,34);

• Б. - 0,61 (0,29 + 0,32);

• В. - 0,71 (0,37 + 0,34) х 0,5 (понижающий коэффициент) = 0,35.

Всего - 1,64.

Суммы вознаграждений составят:

• водитель А. - 2 073 171 руб. (5 000 000 руб. / 1,64 х 0,68);

• водитель Б. - 1 859 756 руб. (5 000 000 руб. / 1,64 х 0,61);

• водитель В. - 1 067 073 руб. (5 000 000 руб. / 1,64 х 0,35).

Суммы заработной платы составят:

• водитель А - 4 633 171 руб. (2 560 000 + 2 073 171);

• водитель Б - 4 419 756 руб. (2 560 000 + 1 859 756);

• водитель В - 3 627 073 руб. (2 560 000 + 1 067 073).

 

Обратите внимание!

Приведенная в примере система оплаты труда водителей не является сдельной.

Особенности сдельной формы оплаты труда для водителей

Оплата труда водителей может быть организована на основе сдельной формы, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, километров пути и т.п.) и предусмотренной сдельной расценки за выполнение единицы объема работ.

Особенно характерно применение сдельной формы оплаты труда для водителей грузовых автомобилей.

Сдельная прямая система оплаты труда за тонны и тонно-километры предусматривает начисление заработной платы водителям по сдельным расценкам за выполненные тонно-километры.

Сдельная расценка в расчете на 1 т груза (Рт) определяется умножением минутной тарифной ставки водителя (Смин) на норму времени в минутах (Нвр):

Рт = Смин х Нвр.

При расчете нормы времени на 1 ткм (Нвр, мин) могут применяться Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утвержденные приказом Минтранса РБ от 19.07.2012 № 391-Ц (далее - Рекомендации), в соответствии с которыми Нвр определяется по следующей формуле:

Нвр = 60 / V x g x b,

где 60 - переводной коэффициент одного часа в минуты;

V - расчетная скорость движения автомобиля для соответствующей категории дорог и (или) улиц населенных пунктов (км/ч) (определена в приложении 1 к Рекомендациям);

g - грузоподъемность автомобиля, т;

b - коэффициент использования пробега автомобиля: для самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов и других специализированных автомобилей (кроме фургонов) - 0,45, для остальных автомобилей - 0,5.

Расчет Нвр на основе указанной формулы предусматривает также дополнительные условия, изложенные в пп.3, 4, 6 Рекомендаций.

 

Пример 6

Согласно путевому листу грузового автомобиля грузоподъемностью 3,25 т водитель перевез по маршруту Минск-Гомель 3 т груза и обратно 4 т груза. Протяженность маршрута в одну сторону - 325 км, в т.ч. по дорогам II категории - 300 км, по дорогам низшей категории - 25 км.

Тарифная ставка 1-го разряда, установленная в организации, - 900 000 руб.

Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда водителя - 2,29.

Система оплаты труда - сдельная прямая.

Среднемесячная норма рабочего времени составляет 167,9 ч.

Тарифная ставка водителя составит:

• часовая - 12 275 руб. (900 000 руб. х 2,29 / 167,9 ч);

• минутная - 204,59 руб. (12 275 руб. / 60 мин).

Преобладающая категория дорог - II (92,3 % общей протяженности дорог).

Для II категории дорог расчетная скорость движения - 90 км/ч.

Расчетная скорость движения в данном примере устанавливается по преобладающей категории дорог (90 км/ч).

b = 0,5.

Норма времени на 1 ткм составит 0,410 мин (60 / 90 х 3,25 х 0,5).

Определим сдельную расценку (Рт): Рт = 204,59 руб. х 0,410 мин = 83,88 руб.

Заработная плата, начисленная за поездку в г.Гомель, составит 190 827 руб. (83,88 руб. х 3 т х 325 км + 83,88 руб. х 4 т х 325 км).

В месяц водитель выполнил 15 таких ездок. Итого заработная плата водителя составит 2 862 409 руб.

 

Пример 7

Согласно путевому листу водитель грузового автомобиля грузоподъемностью 24 т выполнил перевозку груза по маршруту г.Минск-г.Донецк-г.Минск. Пробег составил 1 880 км, в т.ч.:

• 1 500 км по скоростной автомобильной дороге I категории;

• 300 км по обычной автомобильной дороге IV категории;

• 80 км по обычным автомобильным дорогам V категории.

Тарифная ставка 1-го разряда, установленная в организации, - 900 000 руб.

Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда водителя - 2,48.

Среднемесячная норма рабочего времени составляет 167,9 ч.

Система оплаты труда - сдельная прямая.

Определим сдельную расценку.

Тарифная ставка водителя составит:

• часовая - 13 294 руб. (900 000 руб. х 2,48 / 167,9 ч);

• минутная - 221,57 руб. (11 078 руб. / 60 мин).

Средневзвешенная расчетная скорость движения по различным категориям дорог:

1 880 / (1 500 / 70 + 300 / 60 + 80 / 40) = 66,13 км/ч.

Норма времени на 1 ткм составит 0,076 мин (60 / (66,13 х 24 х 0,5)).

Сдельная расценка составит 16,84 руб. (221,57 руб. х 0,076).

Заработная плата, начисленная за поездку в г.Донецк, составит 755 878 руб. (16,84 руб. х 24 т х 1 880 км).

В месяц водитель выполнил шесть таких ездок. Итого заработная плата водителя составит 4 535 266 руб.

 

Пример 8

При оплате труда водителей применяется сдельная форма оплаты труда, при которой наниматель самостоятельно определяет сдельную расценку за единицу перевезенного груза.

Положением об оплате труда установлено, что за перевозку 1 т груза на расстояние в 100 км сдельная расценка составляет 30 000 руб.

Всего за месяц водитель перевез 100 т груза на расстояние в 100 км и 50 т - на расстояние в 150 км.

Его заработок составит:

а) 30 000 руб. х 100 т = 3 000 000 руб.;

б) 30 000 руб. х 50 т х (150 / 100) = 2 250 000 руб.

Всего заработная плата водителя за месяц составит 5 250 000 руб.

Особенности установления дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера

Наряду с тарифной частью, а также сдельными расценками заработная плата водителя может включать в себя дополнительные стимулирующие и компенсирующие выплаты или так называемую надтарифную часть заработной платы (надбавки, доплаты, премии).

В соответствии с законодательством указанные выплаты наниматель вправе применять в порядке, предусмотренном локальными нормативными правовыми актами (далее - ЛНПА).

Далее рассмотрим особенности установления и выплаты водителям надбавок, доплат, премий.

Доплата за совмещение профессий (должностей)

Работнику, выполняющему у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (часть первая ст.67 ТК).

Такая работа допускается при условии, что это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества выполняемой работником основной и дополнительной работы.

Основанием для установления доплаты за совмещение профессий (должностей) является наличие в штатном расписании вакансии по штатной единице соответствующей должности (профессии). Размер такой доплаты может определяться как в процентном отношении к тарифной ставке водителя (тарифной ставке по совмещаемой профессии (должности)), так и в абсолютном выражении (в определенной сумме).

Конкретный размер доплаты устанавливается на основании приказа (распоряжения) нанимателя в зависимости от сложности, характера, объема выполняемой дополнительной работы, степени использования рабочего времени.

Для водителей наиболее характерной разновидностью указанной доплаты является доплата за совмещение профессий (должностей). При этом совмещаемыми могут быть такие профессии (должности), обязанности по которым водитель может выполнять во время работы по управлению транспортным средством. Это такие профессии, как, например, экспедитор по перевозке грузов, грузчик.

 

Обратите внимание!

По общему правилу, водителям не может быть установлена надбавка за совмещение профессии слесаря по ремонту автомобиля, поскольку тарифно-квалификационной характеристикой профессии «Водитель автомобиля» предусмотрены обязанности по устранению неисправностей автомобиля.

 

Пример 9

Водитель грузового автомобиля грузоподъемностью 4,5 т занят доставкой товаров, оформлением, получением и сдачей товарно-транспортных накладных и других сопутствующих документов.

Тарифная ставка 1-го разряда в организации установлена в размере 900 000 руб.

Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифной ставки водителя грузового автомобиля - 2,22.

Месячная тарифная ставка водителя указанного автомобиля составит: 900 000 руб. х 2,22 = 1 998 000 руб.

Водителю установлена доплата за выполнение обязанностей экспедитора по перевозке грузов - 15 % от тарифной ставки.

Расчет заработной платы следующий.

Тарифная ставка - 1 998 000 руб.

Доплата за выполнение обязанностей экспедитора по перевозке грузов 299 700 руб. (1 998 000 руб. х 0,15).

Итого заработная плата водителя за месяц составит 2 297 700 руб.

Надбавка за классность

Надбавка за классность является аналогом надбавки за профессиональное мастерство рабочим других профессий и применяется исключительно для водителей, имеющих II и I классы.

Особенностью указанной надбавки является то, что она может выплачиваться водителю по факту присвоения ему класса (независимо от того, каким автомобилем он управляет). При этом соответствующая норма должна быть предусмотрена в ЛНПА. В ЛНПА может содержаться следующая запись: «водителям автомобиля, имеющим присвоенный в установленном порядке II класс, ежемесячно выплачивается надбавка за классность в размере 10 %, а имеющим I класс - 25 % от установленной им месячной тарифной ставки с учетом всех повышений. Указанная надбавка выплачивается за фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время».

Фактически отработанное в качестве водителя время определяется по путевому листу установленной формы.

 

Обратите внимание!

Надбавка за классность не начисляется в тех случаях, когда за водителем сохраняется средний заработок (оплата за дни отпуска, дни временной нетрудоспособности и в других случаях, предусмотренных законодательством), поскольку ее размер учитывается при исчислении среднего заработка, а также при временном переводе водителя слесарем по ремонту автомобиля для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

Доплата за разделение рабочего дня на части

Рабочий день водителя с его согласия может быть разделен на отдельные части с перерывами продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Для конкретного водителя такая доплата является постоянной, ее размер устанавливается нанимателем по соглашению с работником и, как правило, предусматривается в трудовом договоре (контракте) работника.

Надбавка за стаж работы (выслугу лет)

Надбавка за стаж работы (выслугу лет) является выплатой, направленной на заинтересованность работников в наличии продолжительного стажа работы в организации и получении соответствующего материального вознаграждения.

Порядок и условия выплаты указанной надбавки предусматриваются в ЛНПА и устанавливаются, как правило, дифференцированно, применительно к так называемым стажевым группам.

Необходимо отметить, что при установлении указанной надбавки водителям стаж работы исчисляется, как правило, суммарно, по работе в качестве водителя (независимо от профиля организаций, в которых работник работал по данной профессии).

Приведем основные правила исчисления стажа работы и особенности выплаты соответствующей надбавки.

Выплата надбавок к тарифным ставкам за стаж работы (в т.ч. при сдельной форме оплаты труда) водителям может производиться, например, по следующим стажевым группам в размерах:

• от 1 года до 5 лет - 5 %;

• от 5 до 10 лет - 10 %;

• от 10 до 15 лет - 15 % тарифной ставки пропорционально отработанному времени.

Как правило, в стаж работы включается время работы в организациях, занятых автомобильными перевозками, независимо от занимаемой работником должности, профессии, а также время работы в соответствующих подразделениях других организаций.

В стаж работы также могут засчитываться:

• срочная военная служба;

• время повышения квалификации либо переподготовки работника с отрывом от производства по направлению организации, если этот работник не позднее 3 месяцев после окончания учебы был принят на работу теми же нанимателями;

• время ежегодно оплачиваемых и других видов отпусков, предоставляемых в соответствии с законодательством, а также периоды временной нетрудоспособности и выполнения государственных и общественных обязанностей, подтвержденных соответствующими документами.

Периоды трудовой деятельности, включаемые в стаж работы, суммируются независимо от сроков перерыва в работе.

Стаж работы исчисляется в годах, месяцах и днях.

Стаж работы подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии - в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии.

Как правило, первоначальное начисление надбавки за стаж работы производится со дня достижения стажа 1 год.

При выполнении работы на условиях совместительства по основному месту работы или у другого нанимателя стаж работы исчисляется в порядке, предусмотренном для выплаты надбавок с учетом стажа работы.

Обратите внимание!

При установлении порядка исчисления стимулирующих и компенсирующих выплат необходимо определить, исходя из какой тарифной части заработной платы они начисляются (с учетом или без учета повышений).

 

Возмещение расходов водителям, постоянная работа которых имеет разъездной характер работы

Работникам устанавливаются компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (часть первая ст.99 ТК).

Для водителей такая компенсация устанавливается, как правило, в виде доплаты за подвижной и разъездной характер работы.

 

Пример 10

Работа водителя связана с выездами за пределы населенного пункта. Оформление служебных командировок в данном случае нецелесообразно.

В соответствии с положением об оплате труда водителю установлена доплата за разъездной характер работы в размере 15 % тарифной ставки, которая рассчитывается пропорционально фактически отработанному рабочему времени.

Всего за март 2014 г. водитель отработал 21 рабочий день (167 ч), из них 14 дней связаны с выездом за пределы населенного пункта (112 ч).

Месячная тарифная ставка - 4 665 000 руб.

Часовая тарифная ставка - 27 934 руб. (4 665 000 руб. / 167 ч).

Надбавка за разъездной характер работы - 469 291 руб. (27 934 руб. х 112 ч х 0,15).

Всего заработная плата водителя за март составит 5 134 291 руб. (4 665 000 + 469 291).

Установление ненормированного рабочего дня

При необходимости водителям может быть установлен ненормированный рабочий день (например, водителям служебных легковых автомобилей).

В этих случаях согласно ст.1181 ТК возможная переработка при работе в условиях ненормированного рабочего дня сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.

Таким образом, надбавка (доплата) за ненормированный рабочий день работникам, в т.ч. водителям, не устанавливается.

Особенности премирования

Порядок и условия выплаты водителям премий устанавливаются в ЛНПА (например, в отдельном разделе положения об оплате труда).

Премирование условно подразделяется на премии за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности и специальные виды премий.

Премирование за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности вводится в целях усиления производства и реализации продукции, повышения эффективности работы, снижения уровня расходов, экономии всех видов материальных затрат и др.

 

Справочно

В целях оказания методической помощи при организации премирования постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.02.2012 № 29 утверждены Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2020 г. постановление № 29 на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 27.01.2020 № 11 утратило силу.

 

Указанное премирование должно производиться за показатели, от выполнения которых зависят общие результаты деятельности организации.

Премирование водителей может быть как индивидуальным, так и коллективным. При этом водители могут премироваться по следующим показателям (условиям):

• выполнение графиков (расписаний) движения, договоров по обслуживанию потребителей;

• выполнение установленных заданий по объему работ (услуг);

• соблюдение и сокращение установленных сроков выполнения работ, утвержденных нормами и нормативами;

• высокое качество обслуживания пассажиров, грузоотправителей (грузополучателей), населения и других потребителей, обеспечение сохранности багажа и грузов;

• снижение себестоимости работ (услуг), повышение производительности труда.

Более высокие размеры премий целесообразно предусматривать:

• на основных участках работы, на линиях (направлениях, маршрутах) с наиболее интенсивным движением;

• в производствах со сложными технологическими процессами, при освоении новой техники;

• на участках, где применяются технически обоснованные нормы и нормативы, нормированные задания.

Премии начисляются за фактически отработанное время в отчетном периоде:

• водителям со сдельной формой оплаты труда - на заработок по сдельным расценкам;

• водителям с повременной формой оплаты труда - на тарифную ставку (оклад).

За работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, в сверхурочное время премии начисляются на заработок, исчисленный по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (оклад).

Премия, как правило, выплачивается после окончания отчетного периода в сроки, установленные коллективным договором, не позднее 3 недель, следующих за учетным месяцем.

 

Обратите внимание!

Перечень производственных упущений, за которые работники, в т.ч. водители, лишаются премий полностью или частично, устанавливается нанимателем в ЛНПА. Полное или частичное лишение премий производится за период, в котором было совершено упущение в работе, и оформляется приказом нанимателя с обязательным указанием причин.

 

Специальные виды премий устанавливаются и выплачиваются в порядке, установленном в ЛНПА.

К специальным видам премий относится премирование за:

• экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов: бензина, дизельного топлива, смазочных материалов, электрической, тепловой энергии и др. (примечание);

• внедрение новой техники и технологии;

• увеличение пробега новых и восстановленных методом наложения протектора автомобильных шин;

• выполнение плана сдачи лома и отходов черных, цветных и драгоценных металлов;

• увеличение экспорта продукции (работ, услуг);

• другие показатели работы.

 

Обратите внимание!

Основанием для обязательного снижения (лишения) премии являются нарушение производственных и технологических инструкций, требований по охране труда, пожарной безопасности, трудовой и исполнительской дисциплины, наличие несчастных случаев на производстве по вине ответственных лиц и другие производственные упущения.

 

Примечание. Источником премирования за экономию топливно-энергетических ресурсов является фактически достигнутая их экономия, подтвержденная данными бухгалтерского учета и показаниями приборов.

 

14.05.2014

 

Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Министерства энергетики Республики Беларусь