Справочная информация от 15.03.2011
Автор: Смольник О.

Определение места фактической реализации работ, услуг по сделкам с нерезидентами в целях исчисления налога на добавленную стоимость


 

Материал помещен в архив

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ФАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ, УСЛУГ ПО СДЕЛКАМ С НЕРЕЗИДЕНТАМИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Особенной частью Налогового кодекса РБ (далее - НК) установлено, что объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп.1.1 п.1 ст.93 Особенной части НК).

Иными словами, если местом реализации работ, услуг не является территория Республики Беларусь, то исчисление НДС производить не нужно. Данное положение применяется как при реализации налогоплательщиком Республики Беларусь работ, услуг, так и при их приобретении.

Определение места реализации работ, услуг осуществляется в соответствии с положениями ст.33 Общей части НК и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол), вступившим в силу с 1 июля 2010 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. следует руководствоваться ст.33 Общей части НК в редакции Закона РБ от 18.10.2016 № 432-З.

С 1 января 2015 г. Протокол утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

До 1 июля 2010 г. во взаимоотношениях с Российской Федерацией применялись положения Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007, а во взаимоотношениях с Республикой Казахстан - нормы ст.33 Общей части НК. Указанный порядок необходимо применять в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных до 1 июля 2010 г., а также приобретенных до 1 июля 2010 г., но оплачиваемых - после.

Рассмотрим особенности определения места реализации работ, услуг и имущественных прав в зависимости от того, в какой стране контрагент налогоплательщика Республики Беларусь осуществляет деятельность. Определение места реализации в соответствии с положениями Протокола производится по договорам, заключенным с налогоплательщиками Российской Федерации и Республики Казахстан. По договорам с налогоплательщиками иных иностранных государств применяются положения ст.33 Общей части НК.

В соответствии с положениями ст.33 Общей части НК и положениями Протокола место реализации работ (услуг) в зависимости от их вида может определяться:

- по месту нахождения имущества, в отношении которого работы (услуги) выполняются (оказываются);

- по месту выполнения (оказания) работ (услуг);

- по месту нахождения покупателя этих работ (услуг);

- по месту деятельности лица, которое эти работы (услуги) выполняет (оказывает).

Рассмотрим, как в том или ином случае осуществляется определение места фактической реализации.

При сравнении положений Протокола и НК необходимо учитывать, что в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 услугой признается в т.ч. и передача имущественных прав.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. вышеназванное Соглашение утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Вид работ (услуг)

Норма НК

Норма Протокола

Комментарий

I. Место фактической реализации определяется по месту нахождения имущества

Работы (услуги), связанные с недвижимым имуществом

Местом реализации работ, услуг признается территория Республики Беларусь, если работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Республики Беларусь. Данное положение применяется и в отношении сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и наем недвижимого имущества (подп.1.1 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства.

Данные положения применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества (подп.1 п.1 ст.3 Протокола).

Недвижимое имущество - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты (ст.1 Протокола)

Как следует из приведенных положений, при приобретении белорусским плательщиком у нерезидента Республики Беларусь работ и услуг, связанных с недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, местом реализации этих работ (услуг) признается территория Республики Беларусь.

При реализации белорусским плательщиком этих работ и услуг нерезидентам Республики Беларусь местом реализации также признается территория Республики Беларусь.

Такой вывод относится как к сделкам с резидентами таможенного союза,

так и к сделкам с резидентами других стран, поскольку подход к определению места фактической реализации по работам, услугам, связанным с недвижимым имуществом, в НК и Протоколе одинаковый.

Вместе с тем по данным работам (услугам) есть одно исключение - работы и услуги, связанные с космическими объектами. Если данные работы (услуги) выполняются (оказываются) по договорам с налогоплательщиками таможенного союза, то место реализации определяется в соответствии с подп.1 п.1 ст.3 Протокола. Если данные работы (услуги), выполняются (оказываются) по договорам с налогоплательщиками других иностранных государств, то место реализации определяется в соответствии с подп.1.2 п.1 ст.33 Общей части НК.

Пример 1

Резидент Российской Федерации сдает в аренду резиденту Республики Беларусь здание, расположенное на территории Республики Беларусь. Местом реализации в данном случае признается территория Республики Беларусь, поскольку арендуемый объект недвижимости находится на территории Республики Беларусь. Соответственно, белорусский арендатор должен исчислить НДС независимо от того, что объект предоставляется в аренду резидентом Российской Федерации.

 

Пример 2

Резидент Республики Беларусь предоставил в аренду принадлежащее ему помещение, расположенное на территории Республики Польша, польской организации. В такой ситуации местом реализации является территория Республики Польша (место нахождения объекта аренды). Следовательно, белорусский арендодатель исчисление НДС от полученной арендной платы не производит.

 

Пример 3

Белорусский подрядчик выполняет ремонтные работы на объекте, расположенном на территории Украины по договору с украинской организацией. Для выполнения части работ подрядчик пригласил белорусского субподрядчика.

В данном случае местом реализации работ, выполненных собственными силами, а также субподрядных работ территория Республики Беларусь не является, поскольку объект, на котором выполняются работы, находится за пределами Республики Беларусь. Следовательно, белорусскому подрядчику не нужно исчислять НДС

как по своим работам, так и по работам, приобретенным у субподрядчика

Работы (услуги), связанные с движимым имуществом

Местом реализации работ, услуг признается территория Республики Беларусь, если работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь. Данное положение применяется и в отношении воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов (подп.1.2 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства (подп.2 п.1 ст.3 Протокола).

Движимое имущество - вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам.

Транспортные средства - морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного «река-море» плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры (ст.1 Протокола)

Из приведенных положений следует,

что при приобретении белорусским плательщиком у нерезидента Республики Беларусь работ и услуг, связанных с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, местом реализации этих работ (услуг) признается территория Республики Беларусь.

При реализации белорусским плательщиком данных работ и услуг нерезидентам Республики Беларусь местом реализации также признается территория Республики Беларусь.

Этот вывод относится как к сделкам с резидентами таможенного союза,

так и к сделкам с резидентами других стран, поскольку подход к определению места фактической реализации по работам (услугам), связанным с недвижимым имуществом, в НК и Протоколе одинаковый.

Между тем по данным работам (услугам) есть одно исключение - работы и услуги, связанные с космическими объектами. Если данные работы (услуги) выполняются (оказываются) по договорам с налогоплательщиками таможенного союза, то место реализации определяется в соответствии с подп.1 п.1 ст.3 Протокола. Если данные работы (услуги), выполняются (оказываются) по договорам с налогоплательщиками других иностранных государств, то место реализации определяется в соответствии с подп.1.2 п.1 ст.33 Общей части НК

Пример 4

Белорусская организация выполнила установку и пуско-наладку оборудования для резидента Украины. Работы производились на территории Украины. Местом реализации указанных работ признается территория Украины (по месту нахождения объекта движимого имущества). Следовательно, исчисление НДС в Республике Беларусь белорусской организации производить не нужно.

 

Пример 5

Резидент Украины произвел ремонт оборудования для белорусского заказчика. В момент ремонта оборудование находилось на территории Российской Федерации. Исчисление НДС заказчиком в данном случае не производится, поскольку местом реализации работ является территория Российской Федерации (по месту нахождения объекта движимого имущества в момент проведения ремонта).

 

Пример 6

Резидент Литвы выполнил ремонт оборудования для белорусской организации. Оборудование находится на территории Республики Беларусь. Местом реализации указанных работ признается территория Республики Беларусь. Соответственно, белорусский заказчик должен исчислить НДС при перечислении оплаты нерезиденту

II. Место фактической реализации определяется по месту оказания услуг

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если услуги фактически оказываются на территории Республики Беларусь в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (подп.1.3 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства (подп.3 п.1 ст.3 Протокола)

Из изложенного следует,

что если перечисленные услуги фактически оказываются иностранными организациями для белорусских заказчиков на территории Республики Беларусь, то местом их реализации признается территория Республики Беларусь. В ином случае местом реализации таких услуг территория Республики Беларусь признаваться не будет.

И наоборот, местом реализации будет являться территория Республики Беларусь, если налогоплательщик Республики Беларусь оказывает эти услуги на территории Республики Беларусь для нерезидента.

Приведенные нормы НК и Протокола предусматривают одинаковый порядок определения места фактической реализации по услугам в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта. Однако услуги по обучению не указаны в подп.1.3 ст.33 Общей части НК, а указываются только в Протоколе. Это означает, что место реализации услуг по обучению по договорам с нерезидентами Республики Беларусь (кроме резидентов Российской Федерации и Республики Казахстан) определяется не по месту оказания услуг по обучению, а по месту нахождения покупателя услуг (как услуги, идентичные консультационным).

Кроме того, белорусским плательщикам следует учитывать положения подп.1.7 п.1 ст.94 Особенной части НК, согласно которым освобождаются от НДС на территории Республики Беларусь услуги в сфере культуры и искусства по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом РБ. Данный перечень утвержден Указом Президента РБ от 04.04.2006 № 194.

То есть, если резиденты Республики Беларусь приобретают такие услуги, то исчисление НДС не производится и налоговая база по таким услугам не отражается в налоговой декларации (расчете) по НДС.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2011 г. следует руководствоваться перечнем услуг в сфере культуры, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденным Указом Президента РБ от 14.04.2011 № 145

Пример 7

Резидент Федеративной Республики Германия организует и проводит концертную программу по заказу белорусской организации. Программа проводится в г.Берлине. Местом реализации услуг в данном случае территория Республики Беларусь не признается, поскольку услуги фактически оказываются в Федеративной Республики Германия. Следовательно, белорусскому заказчику не нужно исчислять НДС при приобретении указанных услуг у нерезидента.

 

Пример 8

Украинская организация оказывает услугу по организации и проведению спортивных соревнований на территории Республики Беларусь для белорусского заказчика. В соревновании принимают участие команды из Украины, Российской Федерации и Республики Беларусь.

В приведенной ситуации независимо от того, представители каких стран принимают участие в соревновании, местом реализации услуг является территория Республики Беларусь, поскольку услуги фактически оказываются

на ее территории. Следовательно, белорусский заказчик должен исчислить НДС при оплате услуг резидента Украины

III. Место фактической реализации определяется по месту деятельности покупателя

Услуги, связанные с получением документов, удостоверяющих права на объекты интеллектуальной собственности, передачей этих прав иному лицу

Местом реализации услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении получения, поддержания в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, перехода прав на объекты интеллектуальной собственности (подп.1.4.1 п.1 ст.33 Общей части НК), а также в отношении реализации (передачи) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (подп.1.4.2 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации услуг признается территория государства - члена таможенного союза при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав налогоплательщику (плательщику) этого государства (подп.4 п.1 ст.3 Протокола)

В перечисленных случаях место фактической реализации определяется по месту деятельности покупателя

как по сделкам с резидентами таможенного союза,

так и по сделкам с резидентами других стран. Таким образом, подход в отношении определения места фактической реализации в НК и Протоколе в данном случае одинаковый

Пример 9

Белорусская организация оплачивает права на товарный знак резиденту Республики Польша. Местом реализации в данном случае будет признаваться территория Республики Беларусь, поскольку покупатель осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь. Однако исчисление НДС при приобретении прав на товарный знак у нерезидента Республики Беларусь в данном случае покупателю производить не нужно, поскольку подп.1.32 п.1 ст.94 Особенной части НК установлено, что освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на объекты промышленной собственности.

 

Пример 10

Резидент Республики Беларусь передает права на компьютерную программу резиденту Российской Федерации. Местом реализации в данном случае территория Республики Беларусь не признается, поскольку покупателем является резидент Российской Федерации

Услуги по предоставлению, найму персонала

Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь

и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении услуг по предоставлению, найму персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя (подп.1.4.4 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя (подп.4 п.1 ст.3 Протокола)

Если резиденту Республики Беларусь оказывает услуги по предоставлению персонала нерезидент Республики Беларусь, то местом реализации будет признаваться территория Республики Беларусь при условии, что персонал работает на территории Республики Беларусь. Такой подход применяется

как по договорам с резидентами таможенного союза, так и по договорам с резидентами других стран

Пример 11

Резидент Российской Федерации оказал резиденту Республики Беларусь услугу по предоставлению персонала, который будет работать в Беларуси. Работники направляются из Российской Федерации, в связи с чем заказчик по условиям договора оплачивает их проживание и питание. Оплата за услугу перечисляется при предоставлении персонала. Оплата расходов по проживанию и питанию производится по факту завершения работ.

Местом реализации указанных услуг является территория Республики Беларусь, поскольку покупатель услуг осуществляет деятельность в Республике Беларусь. Следовательно, белорусскому заказчику необходимо произвести исчисление НДС при оплате услуги нерезидента, а также увеличить налоговую базу на суммы, полученные российским продавцом в связи с реализацией услуг на территории Республики Беларусь, поскольку оплата проживания и питания связана с реализацией услуг по предоставлению персонала (п.18 ст.98 Особенной части НК)

Аренда и лизинг движимого имущества, за исключением транспортных средств

Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь

и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, за исключением транспортных средств (подп.1.4.4 1 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств налогоплательщиком (плательщиком) этого государства (подп.4 п.1 ст.3 Протокола)

Подход к определению места реализации в НК и Протоколе в данном случае одинаковый. При аренде (лизинге) белорусским плательщиком движимого имущества у нерезидентов местом реализации будет признаваться территория Республики Беларусь независимо от места нахождения объекта аренды

Пример 12

Белорусская организация предоставляет оборудование в аренду резиденту Республики Казахстан. Оборудование находится в Республике Казахстан. Местом реализации в данном случае является территория Республики Казахстан, поскольку покупатель осуществляет свою деятельность в Республике Казахстан. При этом место нахождения оборудования на определение места реализации в данном случае не влияет. Следовательно, белорусскому арендодателю не нужно производить исчисление НДС в Республике Беларусь.

 

Пример 13

Литовская организация предоставила резиденту Республики Беларусь оборудование в лизинг. Оборудование эксплуатируется белорусским арендатором в Литве. Место фактической реализации в данном случае определяется не по месту нахождения объекта аренды, а по месту деятельности покупателя (арендатора). Таким образом, местом реализации в указанном примере является территория Республики Беларусь и арендатор должен произвести исчисление НДС от стоимости арендной платы, перечисленной резиденту Литвы

Услуги агента, привлекающего от имени основного участника договора организацию или физическое лицо для оказания услуг

Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь

и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении оказания услуг агента, привлекающего от имени основного участника договора лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп.1.4 п.1 ст.33 Общей части НК (подп.1.4.5 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если данные услуги приобретаются налогоплательщиком государства этой стороны при оказании услуг лицом, привлекающим от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных (подп.4 п.1 ст.3 Протокола)

В данном случае подход к определению места реализации в НК и Протоколе одинаковый. При оказании услуг агента нерезидентом Республики Беларусь для белорусской организации местом реализации таких услуг будет признаваться территория Республики Беларусь

Пример 14

Резидент Республики Беларусь заключил договор поручения с резидентом Литвы. Согласно договору исполнитель (резидент Литвы) обязуется найти для заказчика организацию, которая окажет резиденту Республики Беларусь информационные услуги.

Местом реализации услуг поверенного в данном случае является территория Республики Беларусь, поскольку покупатель услуг осуществляет свою деятельность в Республике Беларусь. Соответственно, он должен исчислить НДС при перечислении оплаты резиденту Литвы за услугу поверенного

Услуги (работы) по разработке программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ)

и баз данных,

их адаптации и модификации

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь

и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении оказания услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации (подп.1.4.4 2 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ

и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации

и модификации, сопровождению таких программ и баз данных (подп.4 п.1 ст.3 Протокола)

Приобретая услуги (работы)

по разработке программ

для ЭВМ и баз данных,

их адаптации и модификации

у нерезидента Республики Беларусь, белорусская организация должна исчислить НДС

по таким услугам (работам). Если же белорусская организация сама оказывает такие услуги для нерезидента, то исчисление НДС ей производить не нужно

Пример 15

Резидент Республики Беларусь разработал компьютерную программу для резидента США. Местом реализации в данном случае является территория США (по месту деятельности покупателя). Таким образом, белорусскому разработчику не нужно исчислять НДС в Республике Беларусь

Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные и маркетинговые услуги, а также услуги по обработке информации; научно-исследовательские

и опытно-конструкторские работы

Местом реализации работ, услуг признается территория Республики Беларусь,

если покупатель (приобретатель) работ, услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь

и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инновационных (включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), инжиниринговых (включая предпроектные, проектные услуги, проектно-конструкторские разработки), рекламных услуг, услуг по обработке информации

и информационному обеспечению и иных идентичных работ, услуг (подп.1.4.3 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (подп.4 п.1 ст.3 Протокола)

Среди перечисленных видов услуг имеются услуги, по которым порядок определения места фактической реализации различный в НК и Протоколе. В отличие от положений ст.33 Общей части НК в Протоколе не указаны инновационные услуги и услуги по информационному обеспечению. Следовательно, при приобретении данных услуг у резидентов таможенного союза место реализации определяется в соответствии с подп.5 п.1 ст.3 Протокола, т.е. по месту деятельности продавца.

Отметим также, что перечень услуг, перечисленных в подп.1.4.3 п.1 ст.33 Общей части НК, закачивается словами «иных идентичных работ, услуг». Это означает, что место реализации услуг, идентичных услугам, указанным в подп.1.4.3 п.1 ст.33 Общей чести НК, по договорам с нерезидентами Республики Беларусь (кроме налогоплательщиков Российской Федерации и Республики Казахстан) определяется по месту деятельности покупателя (например, это касается услуг по обучению)

Пример 16

Резидент Республики Беларусь приобретает услуги по информационному обеспечению у резидента Российской Федерации. Место реализации таких услуг определяется по месту деятельности продавца,

а не покупателя, поскольку такие услуги не поименованы в подп.4 п.1 ст.3 Протокола. Следовательно, местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации и белорусскому покупателю не нужно исчислять НДС при приобретении их у нерезидента.

 

Пример 17

Белорусская организация в соответствии с договором, заключенным с резидентом Российской Федерации, осуществляет аудит другой белорусской организации. В приведенной ситуации независимо от того,

что аудируется белорусская организация, местом реализации аудиторских услуг является территория Российской Федерации, поскольку покупатель этих услуг осуществляет деятельность в Российской Федерации. Следовательно, белорусский аудитор НДС в Республике Беларусь по оказанным услугам не исчисляет

IV. Место фактической реализации определяется по месту деятельности продавца

Аренда, лизинг транспортных средств, услуги по перевозке товаров, пассажиров

и их багажа

Местом реализации услуг, признается территория Республики Беларусь, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на территории Республики Беларусь

и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется, в частности, в отношении услуг по перевозке товаров, пассажиров и их багажа, аренды (финансовой аренды (лизинга)) транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем (подп.1.5 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств (подп.5 п.1 ст.3 Протокола)

Подход норм ст.33 Общей части НК и Протокола в определении места реализации при аренде, лизинге транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем, и услуг по перевозке товаров, пассажиров и их багажа одинаковый: местом реализации признается место деятельности продавца

Пример 18

Резидент Украины предоставляет резиденту Республики Беларусь автомобиль в аренду. Местом реализации территория Республики Беларусь в данном случае не признается, и резидент Республики Беларусь не должен исчислять НДС при перечислении оплаты за аренду резиденту Украины, поскольку место реализации в данном случае определяется по месту деятельности продавца.

 

Пример 19

Белорусская транспортная организация по заказу резидента Российской Федерации осуществила перевозку груза из г.Смоленска в г.Москву. Местом реализации транспортных услуг в данном случае является территория Республики Беларусь (по месту нахождения продавца) независимо от того, что конечный пункт маршрута находится в Российской Федерации. Следовательно, у резидента Республики Беларусь возникает объект обложения НДС

Иные работы (услуги), не перечисленные выше

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь,

если деятельность организации

или индивидуального предпринимателя осуществляется на территории Республики Беларусь

и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими выполняются работы, оказываются услуги, реализуются имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп.1.1-1.4 п.1 ст.33 Общей части НК (подп.1.5 п.1 ст.33 Общей части НК)

Местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп.1-4 п.1 ст.3 Протокола (подп.5 п.1 ст.3 Протокола)

При приобретении белорусской организацией у нерезидентов Республики Беларусь иных работ, услуг, не перечисленных выше, местом реализации является место деятельности продавца. Данные положения применяются как по сделкам с резидентами таможенного союза, так и по сделкам с резидентами других стран

Пример 20

Польская организация оказала резиденту Республики Беларусь услуги по страхованию груза, который транспортируется из Республики Польша в Республику Беларусь. Место реализации в таком случае определяется по месту деятельности продавца, поскольку страховые услуги не поименованы в подп.1.1-1.4 п.1 ст.33 Общей части НК. Следовательно, местом реализации территория Республики Беларусь не является и белорусскому покупателю не нужно исчислять НДС при приобретении страховых услуг у нерезидента

 

15.03.2011 г.

 

Ольга Смольник, экономист

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.), от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.), от 30.12.2014 № 224-З и от 30.12.2015 № 343-З внесены изменения и дополнения.