


Материал помещен в архив
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЛОМБАРДНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Общие положения
Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим ломбардную деятельность, применение упрощенной системы налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) не запрещено, так как в п.5 ст.286 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК), где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых субъекты хозяйствования не вправе применять упрощенную систему, такой вид деятельности не назван.
Применять УСН имеют право организации и индивидуальные предприниматели, соблюдающие критерии средней численности работников и валовой выручки, обозначенные в п.1 ст.286 НК. Порядок перехода на упрощенную систему изложен в ст.287 НК.
В общем случае налоговая база для исчисления налога при УСН определяется исходя из валовой выручки, которая представляет собой сумму выручки, полученной за отчетный период от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов. Вместе с тем на основании п.2 cт.288 НК в случае осуществления деятельности ломбардов по выдаче займов под залог имущества необходимо учитывать следующие особенности.
Для целей определения налоговой базы по налогу при УСН в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит включению сумма вознаграждения, полученная от залогодателя за пользование займом, а в случае невозврата займа и реализации заложенного имущества - сумма, вырученная от его реализации за вычетом возвращаемой залогодателю суммы за реализованное имущество и суммы займа, выданного под залог имущества.
С учетом изложенных норм законодательства рассмотрим на условных примерах порядок определения налоговой базы по налогу при УСН для различных ситуаций.
Пример 1
Организация, осуществляющая ломбардную деятельность и применяющая вариант упрощенной системы без уплаты НДС, 3 сентября 2010 г. выдала гражданину Савельеву А.Н. заем в размере 3 000 000 руб. сроком на 1 месяц под залог принадлежащего данному гражданину ноутбука. Сумма вознаграждения по данной сделке определена в размере 200 000 руб. Договором хранения вещи в ломбарде определено, что в случае невостребования гражданином предмета залога по истечении 1 месяца ломбард взимает плату за хранение ноутбука в размере 180 000 руб. в месяц. Расходы организации на страхование принятой в залог вещи (сумма страхового взноса) составили 50 000 руб. (обращаем внимание, что на основании п.4 ст.809 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) ломбард обязан страховать в пользу поклажедателя за свой счет принятые на хранение вещи).
В установленный срок (2 октября 2010 г.) гражданин вернул сумму полученного займа и уплатил организации предусмотренное договором вознаграждение.
В такой ситуации налоговой базой по налогу при УСН является полученное организацией вознаграждение в размере 200 000 руб.
Пример 2
Исходные условия те же, что в примере 1, но в установленный срок (2 октября 2010 г.) гражданин за ноутбуком не явился, а вернул сумму полученного займа, уплатил вознаграждение и внес плату за хранение ноутбука спустя месяц - 2 ноября 2010 г.
В такой ситуации налоговая база для исчисления налога при УСН составит 380 000 руб. (200 000 + 180 000).
Пример 3
Исходные условия те же, что в примере 1, но в установленный срок (2 октября 2010 г.) гражданин сумму полученного займа не вернул. По прошествии 2 месяцев хранения (такой срок предусмотрен п.1 ст.810 ГК) невостребованный ноутбук был реализован ломбардом через комиссионный магазин за 4 000 000 руб.
Из вырученной суммы были покрыты:
комиссионное вознаграждение магазину за реализацию ноутбука в размере 300 000 руб.;
сумма выданного гражданину займа (3 000 000 руб.);
вознаграждение ломбарду по сделке с гражданином (200 000 руб.);
плата за хранение ноутбука в течение 2 месяцев (180 000 руб. х 2 = 360 000 руб.).
Таким образом, общая сумма платежей, которые покрываются из вырученных от реализации ноутбука денежных средств, равна 3 860 000 руб. (300 000 + 3 000 000 + 200 000 + 360 000).
Оставшиеся 140 000 руб. (4 000 000 - 3 860 000) организация возвратила гражданину на основании п.2 ст.810 ГК.
Страховой взнос (50 000 руб.) не уменьшил возвращаемую гражданину сумму, так как эти расходы ломбард обязан осуществлять за свой счет (п.4 ст.809 ГК).
В рассмотренной ситуации на основании п.2 cт.288 НК налоговая база для исчисления налога при УСН составит 860 000 руб. (4 000 000 - 140 000 - 3 000 000).
В ситуации, если организация не может вернуть гражданину сумму, оставшуюся после погашения всех задолженностей, связанных с выданным займом, хранением и реализацией ноутбука (например, по причине того, что не удается отыскать данного гражданина), налоговая база для исчисления налога при УСН составит 1 000 000 руб. (4 000 000 - 3 000 000).
Пример 4
Исходные условия те же, что в примере 3, но невостребованный ноутбук был реализован за 3 700 000 руб.
В такой ситуации вырученных денежных средств недостаточно для покрытия всех платежей по сделке (3 700 000 руб. < 3 860 000 руб.). Поэтому сумма, подлежащая возврату гражданину, отсутствует, а налоговая база по налогу при УСН составит 700 000 руб. (3 700 000 - 3 000 000).
Пример 5
Исходные условия те же, что в примере 3, но невостребованный гражданином ноутбук реализован за 3 000 000 руб.
В такой ситуации вырученных денежных средств достаточно лишь на покрытие суммы выданного гражданину займа, и налоговая база по налогу при УСН отсутствует (3 000 000 руб. - 3 000 000 руб. = 0 руб.). Разумеется, налоговая база будет отсутствовать и в случае реализации ноутбука по более низкой цене.
При осуществлении ломбардной деятельности в рамках упрощенной системы следует осторожно относиться к приему в залог ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней. Дело в том, что упрощенную систему не вправе применять субъекты хозяйствования, производящие и (или) реализующие (в т.ч. по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным гражданско-правовым договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (п.5 ст.286 НК).
Поэтому, если организация прибегнет к реализации хотя бы одного ювелирного изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, она будет вынуждена прекратить применение упрощенной системы и перейти на общий порядок налогообложения с начала отчетного периода, в котором имела место такая реализация. На это, в частности, указывают письма МНС РБ от 29.04.2010 № 2-2-14/453 и от 02.07.2010 № 2-2-9/950.
Если необходимости в реализации заложенных ювелирных изделий не возникнет (поклажедатель вернет (хоть и с опозданием) полученный им заем и уплатит ломбарду причитающееся по сделке платежи), то и оснований для прекращения применения упрощенной системы не будет.
Отметим, что переход на общий порядок налогообложения в случае реализации ломбардом ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней должен быть произведен именно начиная с отчетного периода, в котором произошла такая реализация, а не с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором состоялась такая реализация, поскольку в п.6 ст.286 НК, указывающем на прекращение применения УСН с месяца, следующего за отчетным периодом, такая причина, как осуществление не разрешенных в рамках УСН видов деятельности, не указана. С учетом того, что при реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней применение упрощенной системы невозможно (п.5 ст.286 НК), переход на общий порядок налогообложения должен быть произведен начиная с отчетного периода, в котором произошла такая реализация.
30.11.2010 г.
Сергей Шкирман, экономист
От редакции: В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.