Пособие от 06.06.2017
Автор: Ерилин Г.

Определение отходов и сточных вод при сбросе в систему коммунального водоотведения


СОДЕРЖАНИЕ

 

Отходы или сточные воды

Содержимое выгребных ям

Слив испорченной продукции

Слив жидких отходов в канализацию

Контроль за сточными водами

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Организации ВКХ

 

Материал помещен в архив

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТХОДОВ И СТОЧНЫХ ВОД ПРИ СБРОСЕ В СИСТЕМУ КОММУНАЛЬНОГО ВОДООТВЕДЕНИЯ

Отходы - вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (п.19 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», далее - Закон об обращении с отходами).

Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (далее - классификатор отходов).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.

 

Отходы в зависимости от агрегатного состояния разделяются на твердые и жидкие (подп.1.2 п.1 ст.15 Закона об обращении с отходами).

Сточные воды - воды, сбрасываемые от жилых, общественных и производственных зданий и сооружений после использования их в хозяйственной и иной деятельности, а также воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, таянии снега, поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, объектов промышленности, строительных площадок и других объектов и сбрасываемые в окружающую среду, в том числе через систему канализации (п.39 ст.1 Водного кодекса Республики Беларусь; далее - Водный кодекс).

Порядок установления нормативов допустимых сбросов химических веществ в составе производственных сточных вод определен ТКП 17.06-8-2012 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Порядок установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.06.2012 № 14-Т (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/286628/384435)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. введен в действие ТКП 17.02-16-2018 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования к размещению и эксплуатации площадок складирования снега», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.10.2018 № 4-Т (http://www.tnpa.by/#!/DocumentCard/404310/534517). Данным постановлением ТКП 17.06-8-2012 утратил силу.

Отходы или сточные воды

Если загрязняющее вещество в составе сточных вод, указанное в ТКП 17.06-08-2012, можно отнести к соответствующей позиции классификатора отходов, данное вещество признается отходом, при этом сами сточные воды отходами не являются.

 

справочно

Справочно

Загрязняющим воду веществом является вещество (физического, химического или биологического происхождения), содержащееся в воде в количестве, превышающем установленные для него нормативы (СТБ 1883-2008 «Строительство. Канализация. Термины и определения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2008 № 36; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/212548/309976)).

 

К отходам также могут относиться вещества или предметы, образующиеся в результате очистки сточных вод. Так, в классификаторе отходов присутствуют позиции: осадки сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод (код 8430200), осадки сетей хозяйственно-фекальной канализации (код 8430600), прочие осадки очистки сточных вод на очистных сооружениях, не вошедшие в группу I В (код 8439900).

Содержимое выгребных ям

Содержимое выгребных ям не является жидкими отходами, поскольку в классификаторе отходов отсутствует такая позиция, как «содержимое выгребных ям». В свою очередь, оно попадает под определение сточных вод в части деления последних в зависимости от их происхождения на хозяйственно-бытовые сточные воды.

Отношения, связанные с отведением (сбросом) содержимого выгребных ям организаций с нецентрализованной системой канализации, регулируются законодательством об охране и использовании вод.

Прием в централизованную систему водоотведения (канализации) сточных вод и (или) жидких отбросов, вывозимых ассенизационными машинами, осуществляется через сливные станции или иные сооружения (колодцы), определенные организацией водопроводно-коммунального хозяйства (далее - организации ВКХ), на основании договора, заключаемого организацией (индивидуальным предпринимателем), осуществляющей данный вывоз, с организацией ВКХ (часть вторая п.11 Правил пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 788, далее - Правила № 788).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. в части второй п.11 Правил № 788 слова «жидких отбросов» заменены словами «жидких коммунальных отходов» постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.11.2020 № 654 (далее - постановление № 654).

Слив испорченной продукции

Требования по утилизации пищевой продукции изложены в ст.18 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880.

Утилизации подлежит пищевая продукция, не соответствующая требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Приведение пищевой продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, в состояние, не пригодное для любого ее использования и применения, а также исключающее неблагоприятное воздействие ее на человека, животных и окружающую среду осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований законодательства государства - члена Таможенного союза в области защиты окружающей среды.

 

справочно

Справочно

Пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье (абзац 26 ст.4 ТР ТС 021/2011).

Утилизация пищевой продукции - использование не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в целях, отличных от целей, для которых пищевая продукция предназначена и в которых обычно используется, либо приведение не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в состояние, не пригодное для любого ее использования и применения, а также исключающее неблагоприятное воздействие ее на человека, животных и окружающую среду (абзац 53 ст.4 ТР ТС 021/2011).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, упакованная питьевая вода (в том числе природная минеральная вода, купажированная питьевая вода, обработанная питьевая вода, природная питьевая вода, питьевая вода для детского питания, искусственно минерализованная питьевая вода), алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье (абз.26 ст.4 ТР ТС 021/2011 с учетом изменений, внесенных решением Совета ЕЭК от 14.07.2021 № 61).

 

При утилизации пищевой продукции путем слива ее в канализацию необходимо соблюдать требования коммунального законодательства, в том числе Правил № 788.

Отношения, связанные с приведением пищевой продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) технических кодексов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, в состояние, не пригодное для использования и применения, не регулируются Законом об обращении с отходами и Водным кодексом.

Слив жидких отходов в канализацию

Отходы после разбавления водой фактически переходят в категорию сточных вод.

 

справочно

Справочно

Сточные воды - смесь производственных (отработавших в техническом процессе производства), бытовых (от санитарных узлов, душевых установок и мытья полов в административных и производственных зданиях) сточных вод, образующихся в месте подключения внутриплощадной канализационной сети к коммунальной канализации.

 

Для обезвреживания жидких отходов путем разбавления водой до показателей, установленных ТНПА, с последующим сливом в канализацию при наличии договора, заключенного между юридическим лицом, иностранной организацией, ИП и организацией ВКХ, не требуется получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (абзац 6 части второй п.214 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь.

 

Сточные воды, поступающие в коммунальную канализацию, должны иметь состав или подвергаться предварительной очистке, чтобы:

• соответствовать по составу бытовым сточным водам или содержать специфические загрязняющие вещества в количествах, обеспечивающих бесперебойное функционирование сетей и сооружений канализации;

• не допускать выделения газообразных веществ, негативно влияющих на здоровье обслуживающего персонала, эксплуатирующего сети и сооружения канализации.

Обезвреживание жидких отходов в соответствии с законодательством об обращении с отходами должно отражаться в документации по обращению с отходами, разрабатываемой в организации. Та часть документации, которая подлежит согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, не подлежит дополнительному согласованию с органами государственного санитарного надзора и организацией ВКХ.

Для сточных вод таких особенностей нет.

Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил, технологических регламентов, выполнением санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий определен Санитарными правилами 11.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.12.2003 № 183 (далее - СанПиН 1.1.8-24-2003).

Юридические лица и ИП в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий (п.4 СанПиН 1.1.8-24-2003).

Производственный лабораторный контроль организуется в случае наличия у субъекта хозяйствования очистных сооружений и отвода с них очищенных сточных вод в водоемы, используемые для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, на соответствие требованиям, предъявляемым к составу и свойствам воды водных объектов хозяйственно-бытового назначения.

Обязанность абонентов:

• приборный учет объемов отводимых сточных вод;

• учет объемов отпущенной субабонентам питьевой воды и принятых от них сточных вод;

• своевременная поверка установленных приборов учета;

• лабораторный контроль за составом сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) сточных вод, в том числе сточных вод субабонентов, и представление организации ВКХ сведений о результатах такого контроля, если это предусмотрено договором между абонентом и организацией ВКХ (п.65 Правил № 788).

 

справочно

Справочно

Абонент - юридическое лицо, ИП, системы водоснабжения и (или) водоотведения (канализации) которых присоединены к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения (канализации), пользующиеся услугами организаций ВКХ по водоснабжению, водоотведению (канализации) и имеющие с ними заключенные договоры на оказание данных услуг.

Субабонент - юридическое лицо или ИП, получающие по договору с абонентом питьевую воду из систем водоснабжения абонента и (или) отводящие сточные воды в системы водоотведения (канализации) абонента (абзацы 3 и 26 п.4 Правила № 788).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 июля 2019 г. понятие «абонент» приводится в абзаце 2 ст.1 Закона Республики Беларусь от 24.06.1999 № 271-З «О питьевом водоснабжении»: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым оказывается услуга водоснабжения организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании договора на оказание услуги водоснабжения.

С 1 января 2021 г. субабонент - юридическое лицо, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующее нежилые помещения, получающие по договору с абонентом питьевую воду из систем водоснабжения абонента и (или) отводящие сточные воды в системы водоотведения (канализации) абонента (абзац 42 п.4 Правил № 788 в редакции постановления № 654).

Контроль за сточными водами

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Водопользователи, являющиеся юридическими лицами или ИП, обязаны:

• вести учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду;

• содержать в надлежащем состоянии сооружения для очистки сточных вод;

• соблюдать правила технической эксплуатации гидротехнических сооружений и устройств (подп.2.2, 2.7 и 2.8 п.2 ст.37 Водного кодекса).

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы уполномочены осуществлять контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (п.17 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. следует руководствоваться п.15 перечня № 510 в ред. Указа от 16.10.2017 № 376.

 

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет контроль за охраной и использованием вод в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, об охране окружающей среды (подп.1.17 п.1 ст.12 Водного кодекса), в том числе в части сброса сточных вод.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2019 г. в подп.1.17 п.1 ст.12 Водного кодекса слова «охраной и использованием» заменены словами «использованием и охраной» Законом от 18.06.2019 № 201-З.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Сбор и обработка сточных вод относятся к услугам, представляющим потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (п.30 перечня работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (приложение к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104)).

Данные услуги подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе с выдачей соответствующего заключения (п.10.32 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

 

Кроме того, системы водоотведения как объекты инженерной инфраструктуры также подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Поэтому при проведении государственного санитарного надзора оценивается в том числе организация сброса сточных вод в системы водоотведения (производственную, хозяйственно-фекальную, дождевую канализации) на соответствие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Организации ВКХ

Организации ВКХ имеют право осуществлять в контрольных колодцах лабораторный контроль за составом отводимых в централизованную систему водоотведения (канализации) сточных вод абонентов (подп.62.2 п.62 Правил № 788).

Нормативы водоотведения (сброса сточных вод) по составу сточных вод устанавливаются абонентам местными исполнительными и распорядительными органами с учетом следующих условий (п.71 Правил № 788):

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 октября 2019 г. глава 8 (ст.70-7311) Правил № 788 изложена в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2019 № 713;

 

• соблюдение нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод в водные объекты, установленных для организаций ВКХ в разрешениях на специальное водопользование;

• обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованных систем водоотведения (канализации);

• техническая и технологическая возможность очистных сооружений централизованных систем водоотведения (канализации) очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;

• защита централизованных систем водоотведения (канализации) от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонента;

• соблюдение требований к содержанию загрязняющих веществ в сточных водах абонентов по видам их деятельности при отведении в централизованную систему водоотведения (канализации), установленных НПА, в том числе ТНПА.

Порядок и способы отбора проб сточных вод абонента и проведение их испытаний определяются условиями договора между абонентом и организацией ВКХ и в соответствии с НПА.

Отбор проб осуществляется из контрольного колодца, который должен быть расположен в доступном месте, согласованном с абонентом и организацией ВКХ в акте разграничения ответственности, устанавливающем границы эксплуатационной ответственности, или в ином документе, подписанном организацией ВКХ и абонентом, и обозначен на местности (или нескольких контрольных колодцев при наличии нескольких выпусков).

Отбор проб оформляется актом в двух экземплярах.

Представителю абонента предоставляется право присутствовать при отборе проб. Неявка представителя абонента или отказ от подписания акта не являются основанием для признания результатов испытания недействительными.

Абонент имеет право за счет собственных средств производить одновременно с организацией ВКХ отбор контрольных проб сточных вод и их испытание в независимой аккредитованной в установленном порядке лаборатории (пп.72, 73 Правил № 788).

 

06.06.2017

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»