Пособие от 30.01.2019
Автор: Мещерякова С.

Определение расходов организации на ГСМ: порядок изменения линейных норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта


СОДЕРЖАНИЕ

 

Горюче-смазочные материалы на предприятии

Классификация норм расхода топлива

Наиболее распространенные основания для понижения норм расхода топлива

Наиболее распространенные основания для повышения норм расхода топлива

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ГСМ: ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА

Горюче-смазочные материалы на предприятии

Многие предприятия имеют на балансе автотранспорт, реже - специальную технику, машины и механизмы. Одна из важнейших управленческих задач на таких предприятиях - оптимизация расходов на использование горюче-смазочных материалов.

Горюче-смазочные материалы объединяют в себе топливо и иные материалы, необходимые для бесперебойной работы транспорта.

К ГСМ относят:

• топливо (бензин, дизельное топливо, природный и нефтяной газ);

• смазочные вещества (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);

• жидкости, используемые при уходе за автотранспортом и в его работе (тормозная, охлаждающая, тосол и антифриз).

Расходы организации на приобретение ГСМ зависят от:

• количества единиц транспорта, находящегося на балансе организации;

• технических характеристик транспортных средств;

• норм пробега и норм расхода ГСМ;

• стоимости ГСМ;

• поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива.

Автомобильное топливо относится к запасам предприятия (абзац 2 части первой п.3 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133, далее - Инструкция № 133). Оценка (цена) автомобильного топлива при отпуске в производство определяется в соответствии с учетной политикой, принятой в организации, с использованием одного из способов оценки запасов (п.14 Инструкции № 133).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь.

 

Учет и контроль расхода топлива механическими транспортными средствами, машинами и механизмами осуществляется по нормам расхода топлива.

Норма расхода топлива - величина, которая отражает усредненные показатели затрат бензина, газа, дизельного топлива для различных видов транспортных средств на 100 км пробега или на 1 машино-час работы трактора, машины, механизма и оборудования.

Классификация норм расхода топлива

Нормы расхода топлива могут быть линейными, транспортными и эксплуатационными.

Линейная норма расхода топлива - объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива (абзац 4 части первой п.3 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141, далее - Инструкция № 141).

Линейная норма расхода топлива устанавливается в зависимости от марки автомобиля, года выпуска, модификации, конструкции, прицепного состава и т. д.

Транспортная норма (норма расхода на выполнение транспортной работы) - объем топлива, потребляемый сверх линейной нормы расхода топлива двигателем автомобиля на перевозку 1 т груза на 100 км (тонно-километр) (абзац 6 части первой п.3 Инструкции № 141).

Транспортная норма расхода топлива зависит от грузоподъемности, нормируемой посадки (высадки) пассажиров или конкретного веса перевозимого груза.

Эксплуатационная норма (дополнительный расход топлива) - объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования сверх установленной нормы при определенных условиях эксплуатации (абзац 5 части первой п.3 Инструкции № 141).

Наиболее распространенные основания для понижения норм расхода топлива

Линейная норма расхода топлива может быть понижена не более чем на 15 % при эксплуатации транспортного средства на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта (п.12 Инструкции № 141).

При использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 линейная норма расхода топлива дополнительно понижается не более чем на 5 % (п.13 Инструкции № 141).

Наиболее распространенные основания для повышения норм расхода топлива

1. В зимних условиях эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами нормы расхода топлива могут быть повышены, но не более чем на 10 % (подп.10.1 п.10 Инструкции № 141).

Исключение составляют снегоуборочные машины, снегоходы и другая техника, предназначенная для работы только в зимних условиях.

2. Повышающий коэффициент может быть применен и к нормам расхода топлива при эксплуатации автомобилей в городе с численностью населения:

- от 100 до 300 тысяч человек - не более 5 %;

- от 300 тысяч до 1 миллиона человек - не более 10 %;

- от 1 до 3 миллионов человек - не более 15 %;

- свыше 3 миллионов человек - не более 25 % (подп.10.2 п.10 Инструкции № 141).

3. Если автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, можно применить повышающий коэффициент, но не более, чем на 6 % от линейной нормы расхода топлива на аналогичной модели автомобиля, имеющего механическую коробку передач (подп.10.14 п.10 Инструкции № 141).

4. При наличии в транспортном средстве кондиционера, установки «климат-контроль» или дополнительного автономного подогревателя двигателя, работающего в автоматическом режиме, разрешено повысить нормы расхода топлива не более чем на 7 % независимо от времени года (подп.10.13 п.10 Инструкции № 141).

5. Если маршрут движения автомобиля предполагает частые технологические остановки (более чем одна остановка на 1 км пробега), нормы расхода топлива могут быть повышены не более чем на 10 % (подп.10.3 п.10 Инструкции № 141).

Право повышать либо понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в зависимости от особенностей эксплуатации транспортного средства предоставлено руководителю субъекта хозяйствования. Применяемая в организации расчетная норма расхода топлива утверждается приказом руководителя (п.5 Инструкции № 141). В приказе целесообразно указать по каждой марке автомобиля или иной технике линейную норму расхода топлива, повышения (понижения) нормы, дополнительный расход топлива, а также расчетную норму расхода топлива, которая будет применяться при фактическом списании топлива. При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п.15 Инструкции № 141).

 

внимание

Обратите внимание!

Рассчитывать применяемую норму расхода топлива посредством последовательного умножения коэффициентов повышения неверно.

 

Если на предприятии отсутствует приказ о повышении (понижении) нормы расхода топлива, то следует применять линейные нормы, утвержденные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

 

внимание

Обратите внимание!

С 2019 года стоимость топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, относится к нормируемым затратам.

При отсутствии установленных законодательством норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых - в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными (подп.1.2 п.1 ст.171 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. следует руководствоваться подп.1.2 п.1 ст.171 НК в ред. Закона от 31.12.2021 № 141-З.

 

30.01.2019

 

Светлана Мещерякова, экономист