Пособие от 07.04.2015
Автор: Амельченя Ю.

Определение условий договора на государственную закупку


 

Материал помещен в архив

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАКУПКУ

Проведение процедур государственных закупок предполагает по их завершении заключение договора на государственную закупку, который по содержанию является гражданско-правовым договором и должен отвечать установленным законодательством требованиям к договорам данного вида.

По общему правилу, условия любого гражданско-правового договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (часть первая п.3 ст.391 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

Организация и проведение государственных закупок

Для сферы государственных закупок допускаются их организация и проведение рядом субъектов, среди которых организаторы, в обязанности которых входит разработка документации для процедур государственных закупок, включая и проект договора на государственную закупку, но которые сами не выступают сторонами данного договора.

Так, при необходимости осуществления государственных закупок их организация и проведение могут осуществляться следующими субъектами:

 

Заказчик
 
 
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в т.ч. через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь (абзац 4 ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон)









 
       
Организатор
 
 
юридическое лицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок (абзац 10 ст.1 Закона)
   
       
Организатор при централизации государственных закупок

 
 
при централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор при централизации государственных закупок из числа:



 
       
   
 
 
подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление
       
   
 
 
иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия)
       
      сам государственный орган (организация) (подп.1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», далее - Указ № 590)
   

 

Подчеркнем, что организация и проведение процедур государственных закупок, как функция указанных выше лиц, предполагают необходимость разработки ключевого документа - договора на государственную закупку, проект которого включается в состав конкурсных документов, аукционных документов, документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, разрабатывается при проведении процедуры закупки из одного источника.

Данный договор в дальнейшем будет регулировать отношения между заказчиком и его контрагентом (победителем конкурентной процедуры государственных закупок или участником процедуры закупки из одного источника), связанные с исполнением условий договора, наступлением ответственности при неисполнении или ненадлежащем исполнении и иные. И данные отношения подлежат регулированию уже не нормами законодательства о государственных закупках (кроме ст.20, 25 Закона), а гражданским законодательством (общими положениями о договоре, специальными нормами о конкретном типе, виде договора).

Формулирование условий договора на государственную закупку

Формулирование условий проекта договора на государственную закупку, исходя из Закона, Указа № 590, осуществляется заказчиком, организатором, организатором при централизации государственных закупок, как представляется, в зависимости от того, кто из указанных субъектов организует и проводит процедуру государственных закупок (конкурентную или неконкурентную). Одновременно в Законе действует ограничение - существенные условия договора на государственную закупку определяет исключительно заказчик независимо от того, кем проводится процедура государственных закупок (часть вторая п.1 ст.12 Закона).

При ответе на вопрос о том, какие именно существенные условия определяет сам заказчик, необходимо руководствоваться, во-первых, Законом, где обязательными (по сути части второй п.1 ст.402 ГК - существенными условиями договора), названы условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором, а также обязательные условия о порядке оплаты и осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором (п.2 ст.25 Закона).

Во-вторых, для конкретного вида договора (поставка, подряд, возмездное оказание услуг и т.д.) законодательством, включая часть вторую п.1 ст.402 ГК, установлены существенные, необходимые или обязательные условия, которые должны быть согласованы в соответствующем договоре под угрозой его незаключенности.

В остальном иные условия договора на государственную закупку могут быть сформулированы заказчиком (если он проводит процедуру государственных закупок), организатором или организатором при централизации государственных закупок.

Таким образом, очевидно, что исходя из законодательства о государственных закупках условия договора на государственную закупку, кроме существенных условий, определяются без учета части первой п.3 ст.391 ГК, когда их формулируют не стороны будущего договора, а организатор или организатор при централизации государственных закупок.

В этой связи возникает вопрос о том, должен ли организатор согласовывать с заказчиком иные условия договора кроме существенных, или участие организатора по умолчанию означает, что заказчик доверяет ему определение условий, по которым договор на государственную закупку будет исполняться, включая условия об основаниях и порядке изменения и расторжения договора, что зачастую является принципиальным как для заказчика, так и для его потенциальных контрагентов. Кроме того, может ли в рамках действующего правового поля заказчик сам предложить организатору проект договора на государственную закупку с формулировками условий, которые устраивают в первую очередь заказчика?

Взаимодействие заказчика и организатора при проведении государственных закупок, в том числе по вопросам определения условий договора на государственную закупку

Ответы на приведенные выше вопросы в законодательстве отсутствуют. Но, по мнению автора, можно руководствоваться следующим.

Из содержания норм законодательства усматривается, что участие организатора, в том числе организатора при централизации государственных закупок, может осуществляться на возмездной основе. В этом случае его услуги оплачивают участники и (или) заказчики в соответствии с порядком, установленным государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится организатор либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) организатора, находящиеся в государственной собственности. В случае проведения электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений такие услуги оплачиваются в соответствии с указанным порядком и регламентами, утвержденными операторами электронных торговых площадок, в которых может предусматриваться внесение платы оператору электронной торговой площадки с ее перечислением организатору после завершения электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений (часть вторая подп.1.4 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

Тем самым условия оплаты услуг по организации и проведению процедур государственных закупок регламентированы порядком, установленным государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится организатор либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) организатора, находящиеся в государственной собственности. Отношения же между организатором и заказчиком могут регулироваться заключенным между ними договором с учетом приведенных выше норм о порядке оплаты услуг организатора.

При централизации государственных закупок порядок взаимодействия организатора и заказчиков при проведении государственных закупок устанавливается государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится этот организатор либо которому переданы в управление его акции (доля в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, и в том числе должен включать перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых организует и проводит данный организатор (подп.1.3 п.1 Указа № 590).

Полагаем, в случае если процедуры государственных закупок проводит организатор или организатор при централизации государственных закупок, не исключается возможность определения в заключенном между организатором и заказчиком договоре, а также в порядке взаимодействия организатора при централизации государственных закупок и заказчиков помимо прочего и правил взаимодействия по организационным вопросам, в том числе по определению условий договора на государственную закупку. В таком случае будут соблюдены нормы части первой п.3 ст.391 ГК.

В отсутствие в законодательстве обязательности согласования организатором, в том числе организатором при централизации государственных закупок, с заказчиком иных, кроме существенных, условий договора тем не менее представляется необходимым участие в разработке организатором проекта договора на государственную закупку заказчика, поскольку наличие организатора как третьего лица, не являющегося стороной договора на государственную закупку, вовсе не означает, что заказчик доверяет ему определение условий, по которым договор на государственную закупку будет исполняться. Не исключаем и возможность для заказчика самому предложить организатору проект договора на государственную закупку с формулировками условий, которые устраивают заказчика. Но правила и порядок разработки условий договора на государственную закупку и порядок их определения должны быть согласованы между заказчиком и организатором, в том числе организатором при централизации государственных закупок, на уровне договора или порядка взаимодействия организатора и заказчиков при проведении государственных закупок.

 

07.04.2015

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»