Горячая тема от 20.05.2025
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Определены случаи и порядок проведения процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке с 10 августа 2025 года. Комментарий к постановлению Совмина от 08.05.2025 № 252


СОДЕРЖАНИЕ

 

Сфера действия постановления № 252

Особенности применения постановления № 252 с 10 августа по 31 декабря 2025 г.

ЭТП и порядок оплаты услуг оператора

Содержание заявки на покупку

Корректировка заявки на покупку

Требования к документам и (или) сведениям, предоставляемым поставщиками (подрядчиками, исполнителями)

Запросы со стороны заказчика (организатора)

Рассмотрение документов и (или) сведений, предоставленных потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), размещение результатов рассмотрения

Заключение договора государственной закупки

Справка о проведении процедуры закупки из одного источника

Завершение ЗОИ на ЭТП

 Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии

Для всех отраслейБюджетные организации

Определены случаи и порядок проведения процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке с 10 августа 2025 года.
Комментарий к постановлению Совмина от 08.05.2025 № 252

Юлия Амельченя

Юлия Амельченя
кандидат юридических наук, доцент

Ольга Бакиновская

Ольга Бакиновская
кандидат юридических наук, доцент

20.05.2025

С 10 августа 2025 г. заказчики в некоторых случаях обязаны будут проводить процедуру закупки из одного источника на электронной торговой площадке. Комментируемое постановление определяет порядок проведения процедуры на ЭТП.

 

Разделы комментария:

Сфера действия постановления № 252

С принятием Закона от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» к компетенции Правительства отнесено установление порядка и (или) дополнительных требований к организации и проведению процедуры закупки из одного источника (ЗОИ), в том числе случаев и порядка ее проведения на электронной торговой площадке (п.5 ст.1 Закона № 354-З).

Реализация указанного полномочия осуществлена в постановлении № 252, вступающем в силу 10 августа 2025 г.

Постановление № 252 устанавливает правила определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении ЗОИ по пп.7, 9 (при ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах) от 50 до 500 БВ) приложения к Закону от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» с использованием ЭТП. Такие правила содержатся в Положении о порядке проведения процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке, утв. постановлением № 252.

Тем самым предусматривается обязательность применения Положения № 252 и в целом постановления № 252 для ЗОИ только в двух случаях:

1) проведение ЗОИ при признании процедуры закупки несостоявшейся по п.7 приложения к Закону № 419-З;

2) при приобретении товаров (работ, услуг) при ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах) от 50 до 500 БВ по п.9 приложения к Закону № 419-З.

По другим основаниям для проведения ЗОИ заказчик (организатор) вправе применить правила, установленные постановлением № 252 и Положением № 252.

Следует обратить внимание на правила вступления в силу постановления № 252, поскольку отношения в сфере государственных закупок длящиеся и включают отношения, возникающие в связи с проведением самой процедуры и в связи с исполнением договора государственной закупки. Так, постановление № 252 не распространяется на те ЗОИ, которые начаты до 10 августа 2025 г. и на договоры государственной закупки, заключенные до этой даты. Началом ЗОИ является дата принятия заказчиком решения о ее проведении. Очевидно, что несмотря на наличие в п.3 постановления № 252 указания на принятие решения о проведении ЗОИ только заказчиком, такое полномочие может быть им передано организатору на основании ч.2 п.1 ст.13 Закона № 419-З.

Положение № 252 содержит правила, устанавливающие для заказчика (организатора) порядок работы на ЭТП при проведении ЗОИ по пп.7, 9 (при ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах) от 50 до 500 БВ) приложения к Закону № 419-З. Для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - порядок действий на случай заинтересованности в проводимой процедуре и последующем заключении договора государственной закупки с заказчиком (организатором).

В первую очередь, отметим, что Положение № 252 исключает применение правил изучения конъюнктуры рынка, предусмотренных в совокупности в ч.1 п.3 ст.49 Закона № 419-З и в постановлении МАРТ от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника», кроме случая, упомянутого нами выше и указанного в ч.5 п.10 Положения № 252.

Одновременно из контекста Положения № 252 следует вывод: проведение ЗОИ с использованием ЭТП направлено на обеспечение изучения конъюнктуры рынка (ч.1 п.3 ст.49 Закона № 419-З), но не по постановлению № 30, а иным образом, то есть путем размещения на ЭТП заявки на покупку.

Особенности применения постановления № 252 с 10 августа по 31 декабря 2025 г.

Установлены особенности применения Положения № 252 в 2025 году, или «переходный период». Как следует из Положения № 252, его применение будет обязательным и безусловным при проведении ЗОИ по вышеуказанным основаниям с 1 января 2026 г. С момента же вступления в силу постановления № 252 (с 10 августа 2025 г.) и до конца 2025 г. возможно не применять Положение № 252 и в целом постановление № 252 в том случае, если проведенная в соответствии с Положением № 252 ЗОИ с использованием ЭТП оказалась «нерезультативной», то есть без выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). В такой ситуации заказчик (организатор) может:

✓ повторно воспользоваться функционалом ЭТП, сформированным на основании постановления № 252 и Положения № 252,

или провести процедуру ЗОИ без использования ЭТП с изучением конъюнктуры рынка на основании постановления № 30 (ч.5 п.10 Положения № 252).

То есть до конца 2025 года после первого нерезультативного изучения конъюнктуры рынка на ЭТП у заказчика (организатора) есть право выбора одного их двух вариантов:

1) изучить конъюнктуру рынка способами и в порядке, установленными постановлением № 30, то есть провести ЗОИ без учета постановления № 252;

2) провести ЗОИ согласно постановлению № 252.

ЭТП и порядок оплаты услуг оператора

Постановление № 252 для целей выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием ЭТП определяет те же ЭТП, что предусмотрены для проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в ч.1 подп.1.1 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"», а именно:

1) ЭТП ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;

2) ЭТП ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

В то же время подход к условиям оплаты услуг оператора ЭТП в постановлении № 252 отличается от установленного постановлением № 395.

Во-первых, услуги оператора ЭТП, оказываемые при проведении на них ЗОИ, оплачивают участники таких процедур. Исключение - когда предельная стоимость предмета государственной закупки не превышает 50 БВ. Такая ситуация может возникнуть, например, при инициативном применении заказчиком (организатором) Положения № 252 при проведении ЗОИ по п.9 приложения к Закону № 419-З с ориентировочной стоимостью годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах) до 50 БВ.

В контексте субъекта, оплачивающего услуги оператора ЭТП, отметим, что речь об участнике процедуры ЗОИ, статус которого следует определять с учетом п.1 ст.16 Закона № 419-З. Так, данная норма участником ЗОИ признает юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя, получившего от заказчика предложение о заключении договора. Следовательно, плата за услуги оператора ЭТП взимается с того поставщика (подрядчика, исполнителя), которому направлено предложение заключить договор государственной закупки. Тем самым, если потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) в ответ на размещенную заказчиком (организатором) на ЭТП заявку на покупку разместил документы и (или) сведения, но по результатам изучения конъюнктуры рынка заказчик (организатор) не выбрал его поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то оплачивать услуги оператора ЭТП такому поставщику (подрядчику, исполнителю) не нужно.

Во-вторых, размер платы за услуги оператора составляет 0,1 % от цены заключаемого договора государственной закупки, но не более 1 БВ. Постановление № 252 предписывает порядок и условия внесения участниками платы определить в регламенте оператора ЭТП. Соответственно, для целей оплаты услуг участнику необходимо изучить подходы в регламентах оператора той ЭТП, на которой будет проводиться ЗОИ (ч.2 подп.1.2 п.1).

В-третьих, необходимость согласования тарифа за услуги оператора ЭТП отсутствует, поскольку не применяется ч.3 подп.1.2 п.1 постановления № 395.

Содержание заявки на покупку

Для целей проведения ЗОИ с использованием ЭТП Положение № 252 предусматривает необходимость разработки заказчиком (организатором) заявки на покупку, которая размещается на ЭТП в целях изучения конъюнктуры рынка для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках проведения ЗОИ и включает документы и (или) сведения, содержащие информацию о закупаемых товарах (работах, услугах) и условиях их приобретения (примечание к п.3 Положения № 252).

Тем самым размещение заявки на покупку и последующие действия со стороны заказчика (организатора) и потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обусловлены изучением конъюнктуры рынка, требуемым ч.1 п.3 ст.49 Закона № 419-З, и осуществляются посредством обмена электронными документами.

Обязательные требования к содержанию заявки на покупку закреплены в п.3 Положения № 252. Заявка на покупку, кроме обязательных требований, может быть расширена за счет иных, инициативно включаемых заказчиком (организатором).

Так, к числу обязательных относятся сведения о виде процедуры государственной закупки - в данном случае это ЗОИ, а также основание выбора ЗОИ с указанием нормы законодательства о государственных закупках, предоставляющей такое право. Эта же информация впоследствии будет содержаться в справке по результатам проведения процедуры ЗОИ наряду с обоснованием выбора процедуры ЗОИ (п.4 ст.49 Закона № 419-З).

В заявке на покупку также обязательно указывается наименование предмета государственной закупки, его объем (количество) либо порядок определения такого объема (количества) в случае невозможности определения объема (количества) подлежащих приобретению товаров (работ, услуг), срок (сроки) и место (места) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, и порядок их оплаты. Также указывается описание предмета государственной закупки, его частей (лотов), если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), а также (при необходимости) перечень документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки.

 

внимание

Обратите внимание!

Правила описания предмета при проведении ЗОИ подчиняются ст.21 Закона № 419-З.

 

В ситуации приобретения товаров (работ, услуг) на основании абз.3 п.4 ст.21 Закона № 419-З, когда невозможно определить их объем (количество), в заявке на покупку необходимо указать:

✓ порядок его определения, который впоследствии будет включен в договор государственной закупки, заключаемый по результатам проведения ЗОИ (ч.3 п.6 ст.24 Закона № 419-З);

✓ цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги) и (или) сумму таких цен (тарифов) (абз.3 п.4 ст.21 Закона № 419-З), которые определяет заказчик (организатор) при определении предельной стоимости предмета государственной закупки в соответствии с Положением о порядке определения предельной стоимости предмета государственной закупки, утв. постановлением МАРТ от 30.04.2024 № 34.

Заявка на покупку должна содержать наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) - для индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) заказчика (организатора), источник финансирования государственной закупки.

 

внимание

Обратите внимание!

Перед формированием заявки на покупку определяется предельная стоимость предмета государственной закупки на основании Положения № 34.

 

Если ЗОИ проводится:

1) по п.7 приложения к Закону № 419-З, то необходимость повторного определения предельной стоимости предмета государственной закупки и (или) его части (лота) после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) определяет самостоятельно (ч.3 п.4 Положения № 34);

2) по п.9 (при ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах) от 50 до 500 БВ) приложения к Закону № 419-З, то применение способов определения предельной стоимости предмета государственной закупки, обозначенных в постановлении № 34, обязательно.

Такая предельная стоимость включается в содержание заявки на покупку.

Заявка на покупку должна содержать дату истечения срока предоставления документов и (или) сведений потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Положение № 252 не предусматривает какие-либо конкретные или минимальные/максимальные сроки для предоставления потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) документов и (или) сведений в ответ на размещенную заказчиком (организатором) на ЭТП заявку на покупку. В этой связи сам заказчик (организатор) определяет оптимальный срок в зависимости от срочности в приобретаемом товаре (работе, услуге), его сложности и иных обстоятельств. По нашему мнению, оптимальным является срок в несколько дней (например, 2-5 дней), поскольку Положение № 252 устанавливает обязательность разъяснения со стороны заказчика (организатора) заявки на покупку.

Положение № 252 предусматривает, что заявка на покупку должна содержать требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), включая перечень документов и (или) сведений для их проверки. Здесь следует отметить, что подобная терминология - «требования к поставщику (подрядчику, исполнителю)» не упоминается в Законе № 419-З, поскольку ст.16 Закона № 419-З устанавливает «требования к участникам», а в ЗОИ участником является только то лицо, которому направлено предложение о заключении договора, то есть никак не неограниченный круг лиц, появляющийся при размещении заявки на покупку на ЭТП. В этой связи именно требования к участнику ЗОИ для целей заключения договора должны предъявляться к поставщику (подрядчику, исполнителю), которому направлено предложение о заключении договора государственной закупки, в частности указанные в п.2 ст.16 Закона № 419-З и подтверждаемые в порядке, установленном п.3 ст.16 Закона № 419-З, а также ч.4 подп.1.7 п.1 постановления № 395. Соответствие таким требованиям заказчик (организатор) должен проверить (какие-то самостоятельно, какие-то - на основании предоставленного участником заявления и иных документов и (или) сведений).

Принимая во внимание данные обстоятельства, в заявке на покупку могут быть указаны в качестве требований к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) требования, установленные п.2 ст.16 Закона № 419-З. В их числе дополнительные требования, предусмотренные подп.1.7 п.1 постановления № 395. Также от участников могут быть затребованы документы и (или) сведения для их проверки соответствия таким требованиям, в том числе предусмотренные п.3 ст.16 Закона № 419-З.

Однако независимо от предоставления потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) таких подтверждающих документов и (или) сведений заказчик (организатор) при направлении предложения о заключении договора участнику ЗОИ должен проверить, соответствует ли законодательству срок предоставленного им в составе документов и (или) сведений заявления о соответствии требованиям, установленным абз.5, 6, 8-14 п.2 ст.16 Закона № 419-З (не ранее чем за 5 рабочих дней до даты заключения договора). Если не соответствует, то необходимо дополнительно запросить такое заявление от участника до заключения договора государственной закупки.

Кроме названных выше заявка на закупку должна содержать требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договору, если заказчиком (организатором) такое обеспечение установлено. В ряде случае оно является обязательным (п.31 ст.24 Закона № 419-З). Например, при заключении договора жизненного цикла при проведении ЗОИ по п.7 приложения к Закону № 419-З.

В заявке на покупку также должен содержаться срок размещения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на ЭТП запроса о разъяснении заявки на покупку. Например, при ее неясности, нечеткости. При установлении заказчиком (организатором) такого срока его необходимо согласовать со сроком предоставления документов и (или) сведений потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Например, если срок предоставления документов и (или) сведений потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) составляет 3 рабочих дня, то срок размещения запроса о разъяснении заявки на покупку может быть установлен днем размещения заявки на покупку на ЭТП или не позднее следующего за днем размещения заявки на покупку на ЭТП дня. Указание на рабочие или календарные дни осуществляется по решению заказчика (организатора), однако правила исчисления сроков подчиняются общим нормам ГК (гл.11).

Наряду со сроком размещения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на ЭТП запроса о разъяснении заявки на покупку Положение № 252 закрепляет право потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) обратиться к заказчику (организатору) с таким запросом (ч.1 п.5 Положения № 252). Также устанавливает, что содержание такого запроса и ответ на него (без указания лица, направившего запрос) заказчик (организатор) размещает на ЭТП.

Здесь также необходимо помнить, что потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) может потребоваться время для того, чтобы учесть содержание ответа на запрос, размещенный заказчиком (организатором) на ЭТП. В связи с этим Положение № 252, во-первых, предусматривает, что ответ заказчиком (организатором) должен быть размещен на ЭТП не позднее срока предоставления документов и (или) сведений поставщиками (подрядчиками, исполнителями), определенного заказчиком (организатором) в заявке на покупку. Во-вторых, ч.2 п.6 Положения № 252 закрепляет право заказчика (организатора) до истечения срока предоставления документов и (или) сведений поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по собственному усмотрению или обоснованной просьбе поставщика (подрядчика, исполнителя) продлить такой срок предоставления документов и (или) сведений поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Как уже было отмечено, в заявке на покупку могут содержаться иные документы и (или) сведения, например, проект договора государственной закупки.

 

внимание

Обратите внимание!

Положение № 252 не предусматривает необходимость утверждения заявки на покупку или ее подписания специалистом по закупкам. В связи с этим сам заказчик (организатор) определяет, какой именно работник заявку составляет, подписывает или утверждает, а также размещает на ЭТП.

Корректировка заявки на покупку

Пункт 6 Положения № 252 посвящен изменению, дополнению заявки на покупку, и, полагаем, на этапе после того, как такая заявка размещена на ЭТП.

Так, заказчик (организатор) вправе по собственной инициативе либо по запросу поставщика (подрядчика, исполнителя) изменить и (или) дополнить заявку на покупку до истечения срока предоставления документов и (или) сведений поставщиками (подрядчиками, исполнителями), за исключением изменения предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, требований к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Например, такие изменения могут касаться объема (количества) предмета государственной закупки.

 

внимание

Обратите внимание!

В ходе проведения процедуры ЗОИ допускается изменение объема (количества) предмета государственной закупки и (или) его части (лота) в пределах 10 % (ч.3 п.3 ст.49 Закона № 419-З).

 

Изменения и (или) дополнения в заявку на покупку заказчик (организатор) размещает на ЭТП не позднее истечения срока предоставления документов и (или) сведений поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Положение № 252 закрепляет право заказчика (организатора) продлить срок предоставления документов и (или) сведений поставщиками (подрядчиками, исполнителями), если внесенные заказчиком (организатором) в заявку на покупку изменения и (или) дополнения требуют дополнительной проработки поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Однако понудить заказчика (организатора) к такому продлению потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) не смогут.

Положение № 252 предусматривает размещение заявок на покупку, содержания запроса о разъяснении заявки на покупку и ответа на него, изменений и (или) дополнений в заявку на покупку в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (ГИАС) операторами ЭТП и ГИАС.

Требования к документам и (или) сведениям, предоставляемым поставщиками (подрядчиками, исполнителями)

Помимо правил для заявки на покупку Положение № 252 устанавливает требования к документам и (или) сведениям, предоставляемым поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Во-первых, касающиеся языка таких документов и (или) сведений - белорусский и (или) русский.

Во-вторых, о сроке предоставления документов и (или) сведений - до истечения установленного заказчиком (организатором) срока для их предоставления. Соответственно оператор ЭТП не допускает размещение таких документов и (или) сведений после истечения такого срока (абз.3 ч.5 п.7 Положения № 252).

В-третьих, как было отмечено, такие документы и (или) сведения подписываются электронной цифровой подписью уполномоченного на подписание от имени поставщика (подрядчика, исполнителя) лица.

В-четвертых, документы и (или) сведения, предоставляемые поставщиками (подрядчиками, исполнителями), должны содержать запрашиваемую заказчиком (организатором) информацию. Следует отметить, что в п.3 Положения № 252 в требованиях к содержанию заявки на покупку отсутствуют требования к документам и (или) сведениям, предоставляемым поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (за исключением перечня документов и (или) сведений, подтверждающих соответствие предмету государственной закупки, и перечня документов и (или) сведений для проверки соответствия требованиям к поставщикам (подрядчикам, исполнителям)). В связи с этим полагаем необходимым в заявке на покупку указывать на то, какую именно информацию такие потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) должны предоставить в составе документов и (или) сведений.

Запросы со стороны заказчика (организатора)

В процессе рассмотрения полученных от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документов и (или) сведений со стороны заказчика (организатора) возможно направление следующих запросов:

1) уточняющих запросов, в которых заказчик (организатор) просит разъяснить содержание размещенных потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и (или) сведений;

2) запросов об исправлении содержания таких документов и (или) сведений, то есть запросов о внесении изменений и (или) дополнений в документы и (или) сведения, размещенные потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на ЭТП (ч.2 п.8 Положения № 252).

Среди второй группы запросов ч.2 п.8 Положения № 252 также выделяет:

1) запросы о снижении предложенной потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) цены;

2) запросы об изменении предлагаемых условий исполнения договора государственной закупки.

Вышеуказанные запросы заказчик (организатор) размещает на ЭТП. Они должны содержать порядок и срок, в течение которого потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) размещает ответ на запрос.

Положение № 252 разрешает потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) при ответе на вышеуказанные запросы прилагать недостающие документы и (или) сведения.

Ответ на запрос потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) должен разместить на ЭТП в порядке и сроки, которые указал в своем запросе заказчик (организатор).

Направление со стороны заказчика (организатора) запросов потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) о снижении цены легализует встречающиеся в практике и не запрещенные Законом № 419-З переговоры между заказчиком (организатором) и потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при проведении ЗОИ. В целом такого рода переговоры являются одной из форм реализации принципа эффективного расходования бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, указанного в абз.2 ст.4 Закона № 419-З.

Следует отметить, что решение о направлении запросов о снижении цены заказчик (организатор) принимает самостоятельно, проводит такие переговоры в инициативном порядке. Отсутствует обязанность со стороны заказчика (организатора) направлять запросы о снижении цены. Нет необходимости обосновывать ненаправление такого рода запросов.

Заказчик (организатор) самостоятельно определяет не только целесообразность направления запросов о снижении предложенной потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) цены исполнения договора государственной закупки, но и круг субъектов, которым такие запросы направляются. Заказчик (организатор) вправе обратиться с запросом о снижении цены ко всем потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) либо к выбранному поставщику (подрядчику, исполнителю).

В обязанности оператора ЭТП вменено обеспечение размещения на ЭТП самих запросов и ответов на них.

Рассмотрение документов и (или) сведений, предоставленных потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), размещение результатов рассмотрения

Документы и (или) сведения потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) должны содержать информацию, которую запрашивает заказчик (организатор) в заявке на покупку (ч.2 п.7 Положения № 252).

Положение № 252 отдельной нормой не содержит причин и оснований отклонения документов и (или) сведений, предоставленных потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на ЭТП в ответ на заявку на покупку. Вместе с тем в обязанности заказчика (организатора) входит размещение на ЭТП информации с указанием причин отклонения документов и (или) сведений потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Соответственно, полагаем, к такого рода причинам может быть отнесено отсутствие в документах и (или) сведениях, размещенных потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), запрашиваемых документов и (или) сведений, либо их несоответствие заявке на покупку, то есть требованиям заказчика (организатора).

Указание на возможность «отклонения документов и (или) сведений всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с их несоответствием требованиям заказчика (организатора)» содержится в ч.1 п.10 Положения № 252. В этой связи полагаем обоснованным утверждать о том, что причиной такого отклонения является именно их несоответствие требованиям заказчика (организатора), указанным в заявку на покупку. В данном случае потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) можно порекомендовать строго следовать требованиям, изложенным в заявке на покупку.

В целях реализации принципов гласности и прозрачности при осуществлении государственных закупок, обеспечения развития конкуренции полагаем целесообразным при размещении заказчиком (организатором) на ЭТП результатов изучения документов и (или) сведений, предоставленных потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), указывать, в чем именно заключалось несоответствие таких документов и (или) сведений требованиям заказчика (организатора).

Доступ к документам и (или) сведениям, размещенным потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на ЭТП, предоставляется заказчику (организатору) не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока предоставления документов и (или) сведений потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Сроки их рассмотрения, критерии оценки заказчиком (организатором) также не установлены.

Но результаты изучения документов и (или) сведений, предоставленных потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), должны быть размещены заказчиком (организатором) на ЭТП. Перечень размещаемой информации закреплен в ч.4 п.8 Положения № 252. Полагаем, что размещение результатов изучения документов и (или) сведений, предоставленных потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), предшествует заключению договора государственной закупки.

Заключение договора государственной закупки

Порядок и сроки заключения договора государственной закупки на ЭТП не установлен. Часть 1 п.9 Положения № 252 содержит только указание на форму такого договора - письменная форма в виде электронного документа на ЭТП.

Условия договора согласовываются между заказчиком и выбранным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Здесь необходимо помнить о строгом соблюдении правил «перехода» к ЗОИ после ранее несостоявшейся конкурентной процедуры закупки (абз.3 п.2 ст.27 Закона № 419-З). Таким образом, если заказчик (организатор) проводит ЗОИ по п.7 приложения к Закону № 419-З согласно порядку постановления № 252, то не допускается менять сроки и условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, определенные при проведении процедуры государственной закупки, которая признана несостоявшейся, в том числе в отношении отдельных частей лотов, а также иные условия закупки, указанные в абз.3 п.2 ст.27 Закона № 419-З.

Справка о проведении процедуры закупки из одного источника

Размещение результатов изучения документов и (или) сведений, предоставленных потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), не исключает последующее размещение заказчиком (организатором) справки о проведении процедуры закупки из одного источника.

 

внимание

Обратите внимание!

По сравнению со ст.49 Закона № 419-З, Положение № 252 содержит иной порядок и срок размещения справки. Если в ст.49 Закона № 419-З речь идет о составлении и утверждении справки не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора и ее последующем размещении на ЭТП не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем ее утверждения, то в п.11 Положения № 252 устанавливается срок размещения справки не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора на ЭТП. Соответственно, если заказчик (организатор) проводит ЗОИ по постановлению № 252, то необходимо следовать срокам, установленным в п.11 Положения № 252.

 

В п.11 Положения № 252 не указано о необходимости утверждения справки со стороны заказчика (организатора). Во избежание недоразумений при проведении последующих проверок полагаем целесообразным утверждать справки (если МАРТ в последующем не выскажет иную позицию как регулятор). Данная справка также должна быть помещена в дело по процедурам государственных закупок (ст.28 Закона № 419-З).

Следует также различать размещение результатов изучения документов и (или) сведений, предоставленных потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), и размещение справки.

Размещение результатов изучения производит заказчик (организатор) после каждой заявки на покупку. А размещение справки только в случае, если был заключен договор государственной закупки.

Завершение ЗОИ на ЭТП

Исходя из системного толкования норм Положения № 252, можно сделать вывод, что ЗОИ с использованием ЭТП может быть завершена в двух формах:

1) без выбора поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) с выбором поставщика (подрядчика, исполнителя) и соответствующим заключением договора государственной закупки.

Право завершения ЗОИ на ЭТП без выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлено заказчику (организатору) в следующих случаях:

1) при непредоставлении поставщиками (подрядчиками, исполнителями) документов и (или) сведений;

2) при отклонении документов и (или) сведений всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с их несоответствием требованиям заказчика (организатора);

3) при неподписании поставщиком (подрядчиком, исполнителем) договора государственной закупки.

Если выбранный поставщик (подрядчик, исполнитель) не подпишет договор государственной закупки на ЭТП, то заказчик (организатор) вправе определить поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иного поставщика (подрядчика, исполнителя), разместившего на ЭТП документы и (или) сведения в ответ на заявку на покупку.

Поскольку сроки заключения договора государственной закупки в постановлении № 252 не регламентированы, то заказчику (организатору) целесообразно указать срок, по истечении которого, если выбранный поставщик (подрядчик, исполнитель) не подпишет договор государственной закупки на ЭТП, заказчик (организатор) вправе выбрать иного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора государственной закупки, документы и (или) сведения которого соответствуют требованиям заказчика (организатора). Полагаем, такой срок может быть указан в заявке на покупку.