Вопрос-ответ от 13.10.2016
Автор: Зубко Л.

Оптовая организация закупает картофель и плодоовощную продукцию у сельхозпроизводителей и реализует ее торговым организациям. Имеет ли право такая организация формировать отпускные цены на плодоовощную продукцию, а также включать транспортные расходы в отпускные цены при ее дальнейшей реализации торговым организациям?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Оптовая организация закупает картофель и плодоовощную продукцию у сельхозпроизводителей и реализует ее торговым организациям.

Имеет ли право такая организация формировать отпускные цены на плодоовощную продукцию, а также включать транспортные расходы в отпускные цены при ее дальнейшей реализации торговым организациям?

 

ОТВЕТ: Подпунктом 2.1 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) установлено, что цены на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный Указом № 72, регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» регулирование цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции (свежие картофель, свеклу столовую, морковь столовую (за исключением указанных картофеля, свеклы, моркови откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора), капусту белокочанную, лук репчатый) осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 февраля 2017 г. по 17 августа 2019 г. группа товаров, перечисленных в п.1 вышеназванного перечня, входила в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом не более 90 дней в течение одного года, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2017 № 81.

С 17 августа 2019 г. регулирование цен и торговых надбавок на свежий картофель продовольственный, свежую свеклу столовую, свежую морковь столовую, свежую капусту белокочанную, свежий лук репчатый, свежие огурцы, свежие помидоры (за исключением свежего картофеля, свеклы столовой, моркови столовой, откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты и сетчатую тару с применением клипсатора) осуществляется согласно п.18 перечня социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержденного постановлением № 35, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.08.2019 № 542.

 

В рамках предоставленных полномочий облисполкомы и Минский горисполком приняли решения о регулировании цен (тарифов) на указанную сельхозпродукцию путем установления предельных торговых надбавок в следующих размерах.

Размер предельных торговых надбавок на картофель и овощную продукцию

№ п/п Наименование сельскохозяйственной продукции Регионы
Брестская область (подп.1.1 п.1 решения от 25.01.2016 № 48), % Витебская область (приложение 2 к решению от 29.01.2014 № 43), руб./кг Гомельская область (подп.1.2 п.1 решения от 06.12.2013 № 1180), % Гродненская область (приложение 3 к решению от 17.02.2014 № 71), % Минская область (подп.1.2 п.1 решения от 01.03.2016 № 184), % Могилевская область (подп.1.2 п.1 решения от 20.02.2014 № 6-7), % г. Минск (приложение к решению от 19.05.2011 № 1383), руб./кг
1
Свежий картофель
25
        0,07        
23
25
25
20
0,04
2
Свежая капуста белокочанная
0,07
0,05
3
Свежая свекла столовая
0,07
0,04
4
Свежая морковь столовая
0,08
0,05
5
Свежий лук репчатый
0,11
0,05

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 марта 2017 г. подп.1.2 п.1 решения № 184 на основании решения Минского областного исполнительного комитета от 22.02.2017 № 130 исключен.

С 11 марта 2017 г. приложение 2 к решению № 43 на основании решения Витебского областного исполнительного комитета 28.02.2017 № 106 исключено.

С 15 марта 2017 г. решение № 1383 на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 23.02.2017 № 693 утратило силу.

С 24 марта 2017 г. приложение 3 к решению № 71 на основании решения Гродненского областного исполнительного комитета от 10.03.2017 № 133 исключено.

С 5 апреля 2017 г. подп.1.2 п.1 решения № 6-7 исключен решением Могилевского областного исполнительного комитета от 13.03.2017 № 11-12.

С 5 апреля 2017 г. подп.1.1 п.1 решения № 48 исключен решением Брестского областного исполнительного комитета от 20.02.2017 № 105.

С 17 декабря 2020 г. решение № 1180 на основании решения Гомельского областного исполнительного комитета от 02.12.2020 № 953 утратило силу.

 

Кроме того, постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) (далее - Инструкция № 111), которая определяет общий порядок формирования и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу № 72.

Инструкция № 111 применяется, если иное не установлено нормативными правовыми актами государственных органов, осуществляющих регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в соответствии с Указом № 72.

Инструкция № 111 не содержит норм, устанавливающих порядок формирования и применения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у сельскохозяйственных организаций и физических лиц для дальнейшей ее поставки перерабатывающим и торговым организациям.

Следовательно, если решениями облисполкомов и Минского горисполкома установлены требования по формированию и применению цен в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, то хозяйствующие субъекты должны руководствоваться данными решениями.

По разъяснению Министерства экономики Республики Беларусь, данному в письме от 13.03.2013 № 12-05-21/37 «О формировании цен на сельскохозяйственную продукцию», в случае отсутствия установленных облисполкомами и Минским горисполкомом норм организации, занимающиеся заготовительной деятельностью, учитывая специфику данного вида деятельности и ее высокую издержкоемкость, формируют цены, по которым осуществляется поставка продукции перерабатывающим и торговым предприятиям, исходя из закупочной цены, плановых издержек обращения (расходов по заготовке, хранению и транспортировке сельскохозяйственной продукции), налогов в соответствии с законодательством, прибыли.

Вместе с тем дикорастущая продукция не входит в сферу ценового регулирования, значит, цены на нее устанавливаются по договоренности сторон.

Так как оптовая организация не является организацией, занимающейся заготовительной деятельностью, следовательно, она при закупке картофеля и плодоовощной продукции и дальнейшей ее реализации должна руководствоваться частью третьей п.10 Инструкции № 111, которой установлено, что производители имеют право при реализации товаров предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон. В дальнейшем товары, приобретенные на условиях предоставления оптовой скидки, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю, реализуются по отпускным ценам, установленным производителем, без применения оптовой надбавки. Оптовая скидка может делиться по соглашению сторон между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю.

Таким образом, оптовая скидка является доходом оптовой организации.

 

13.10.2016

 

Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»