


Материал помещен в архив
ОРГАНИЗАТОР ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПОК ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ЗАКУПКУ: РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ
![]() |
Ситуация Организация признана победителем конкурентной процедуры государственных закупок за счет собственных средств. Спустя месяц после выбора ее победителем организатор торгов отказывается от заключения договора на закупку, несмотря на тот факт, что для исполнения своих обязательств организация-победитель приобрела материалы, сырье для производства товаров, являющихся предметом процедуры закупки. |
Проведение процедур закупок за счет собственных средств
Правовая регламентация порядка осуществления закупок за счет собственных средств осуществляется на основании постановления Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229), а также разработанными в соответствии с ним локальными нормативными правовыми актами тех организаций, которые обязаны руководствоваться нормами постановления № 229 при осуществлении закупок за счет собственных средств. Такими организациями являются: республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями (подп.1.1 п.1 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. на основании подп.1.1 п.1 постановления № 229 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 23.01.2014 № 64) его нормы распространяются на республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, если иное не установлено законодательными актами РБ. |
![]() |
Справочно Локальный нормативный правовой акт, который разрабатывают указанные организации, - порядок осуществления закупок за счет собственных средств, в котором определяются виды конкурентных процедур закупок, условия их применения и проведения, включая условия проведения неконкурентных процедур закупок (закупка из одного источника), требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств (подп.2.1 п.2 постановления № 229). |
Порядок закупок за счет собственных средств размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://www.icetrade.by) в течение 3 рабочих дней после его утверждения. Тем самым обеспечивается доступ к информации участников и потенциальных поставщиков, в т.ч. информации, связанной с особенностями исполнения договора на закупку, последствий его неисполнения или ненадлежащего исполнения, включая меры ответственности для сторон.
![]() |
Обратите внимание! В рассматриваемой ситуации участникам процедур закупок, лицам, выбранным в качестве победителей по результатам проведения процедур, поставщикам помимо норм постановления № 229 следует учитывать положения порядка осуществления закупок за счет собственных средств, который разрабатывается с учетом обязательных требований постановления № 229, а в остальном - с учетом норм гражданского законодательства и действия принципа диспозитивности (ст.2, п.2 ст.391 Гражданского кодекса РБ, далее - ГК). При возникновении спорной ситуации, не урегулированной постановлением № 229, необходимо руководствоваться положениями порядка осуществления закупок за счет собственных средств. |
Если положения последнего противоречат законодательству, то приоритет имеет законодательство, а субъект хозяйствования, чьи права и законные интересы нарушены, вправе защитить свои права в установленном порядке (ст.10 и 11 ГК). Также если при осуществлении закупок решения и (или) действия (бездействие) организации либо членов комиссии, созданной для проведения закупки, нарушают права и законные интересы юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, такое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться к организации для целей урегулирования спора либо обжаловать такие решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке (подп.2.9 п.2 постановления № 229).
Законодательство о закупках за счет собственных средств основано на принципе равенства участников и недопущения ограничения конкуренции. В связи с этим не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку и сравнение предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке.
Требования к участникам процедуры закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора на закупку, а также критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки устанавливаются и применяются организацией в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям (подп.2.6 п.2 постановления № 229).
По общему правилу по результатам проведения процедур закупок за счет собственных средств заключается договор на закупку с победителем (для конкурентной процедуры закупки), которым признается лицо, предложившее лучшие условия в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке.
Договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 5 календарных дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3 000 базовых величин на день принятия решения о выборе победителя, - 3 рабочих дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки, в течение которых может быть урегулирован спор, вызванный решениями и (или) действиями (бездействием) организации, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки.
Таким образом, законодательством ограничен минимальный срок для заключения договора на закупку. Предельный (максимальный) срок отсутствует. В связи с этим срок заключения договора в конкретной процедуре закупок за счет собственных средств определяется конкретной организацией, проводящей процедуру закупки, в документации о закупке, включающей проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения (подп.2.8 п.2 постановления № 229). В рассматриваемой ситуации месячный срок, который истек для заключения договора на закупку, следует сопоставить со сроком заключения договора на закупку, обозначенного организатором процедуры в документации о закупке.
Отказ в заключении договора на закупку организатором процедуры закупок за счет собственных средств и его последствия для сторон
Что касается отказа от заключения договора на закупку, то отрицательные правовые последствия на случай такого отказа (или уклонения) наступят для участника, признанного победителем конкурентной процедуры закупок за счет собственных средств. Так, участники процедур закупок, определенные в качестве их победителей и уклонившиеся от заключения договоров на закупки, подлежат включению в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, и при нахождении субъекта хозяйствования в данном реестре он не вправе выступать участником конкурентной процедуры закупки в течение 1 года со дня включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр (подп.2.5 п.2 постановления № 229, Инструкция о порядке формирования и ведения Реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 12.06.2012 № 50).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением МАРТ РБ от 29.12.2018 № 92. |
Также предусмотрено, что для защиты интересов организации, проводившей процедуру закупки, в случае если победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку, она вправе признать конкурентную процедуру несостоявшейся (подп.2.12 п.2 постановления № 229).
![]() |
Обратите внимание! В постановлении № 229 для организации, проводившей процедуру закупки, отрицательных последствий на случай отказа в подписании договора на закупку не предусмотрено, но следует учитывать нормы утвержденного организацией, проводившей процедуру закупки, порядка осуществления закупок за счет собственных средств. |
Вместе с тем законодатель предоставил организаторам ряд правовых возможностей для незаключения договора на закупку в определенных случаях, и такие действия не являются нарушениями установленных правил.
Во-первых, организация вправе отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения и не несет за это ответственности перед участниками процедуры закупки, но отмена процедуры закупки допускается в случаях отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменения предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки. В случае отмены процедуры закупки по иным основаниям организация несет ответственность перед участниками процедуры закупки в соответствии с законодательством (подп.2.11 п.2 постановления № 229).
В законодательстве не определены как таковые этапы проведения процедуры закупки за счет собственных средств, что предоставляет неограниченные возможности для организатора, поскольку истолковать норму можно таким образом, что отмена процедуры возможна и тогда, когда выбран победитель и не заключен договор на закупку.
Во-вторых, с точки зрения постановления № 229 правомерным случаем, когда организация, проводящая закупку, отказывается от обязательств и не заключает договор на закупку за счет собственных средств, является следующая ситуация: до заключения договора на закупку (в т.ч. когда был выбран победитель конкурентной процедуры) проверкой уполномоченных органов (организаций) выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы организацией в установленном порядке, что является основанием для признания организацией, проводящей процедуру закупки, конкурентной процедуры закупки несостоявшейся (подп.2.12 п.2 постановления № 229). Круг уполномоченных органов (организаций) в данной норме не уточняется, и она может быть истолкована достаточно широко, вплоть до отнесения к числу уполномоченных, к примеру, вышестоящей организации.
![]() |
Обратите внимание! В ситуации, если организация, проводившая процедуру закупки, не заключает договор на закупку по основаниям, не указанным выше, тогда следует вести речь о применении общегражданских норм к правоотношениям. |
Так, в соответствии с нормами ГК о порядке заключения договора на торгах организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить участнику, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Одновременно в случае уклонения от заключения договора одной из сторон другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (части третья и четвертая п.5 ст.418 ГК).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при отказе организации, проводившей процедуру закупки, от заключения договора на закупку организация-победитель, которая для исполнения своих обязательств приобрела материалы, сырье для производства товаров, являющихся предметом процедуры закупки, может обратиться с требованием в суд о взыскании убытков, о понуждении к заключению договора на закупку, если основания незаключения договора на закупку организатором неправомерны (процедура не отменена, не признана несостоявшейся).
13.08.2013
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь