


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Организатор проводит закупку товаров в строительстве по процедуре торгов.
Может ли он предъявлять требования к производителю товаров (его финансовому положению), если участником процедуры является не производитель товаров?
ОТВЕТ: По мнению автора, такое требование неправомерно.
Закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп.1.2 п.1 Указа № 380).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
В дополнение норм Указа № 380 действует Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).
Так, если проводится процедура торгов на закупку товаров при строительстве, обязательным является предварительный квалификационный отбор участников (п.17 Положения), одновременно следует учитывать, что ограничение участия на основании ст.57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» не применяется.
В состав конкурсной документации включается информация о перечне и количестве (объеме) закупаемых товаров, их потребительских и технических показателях (характеристиках), сроках и порядке поставок таких товаров, требовании о представлении деклараций о соответствии или сертификатов соответствия товаров в случаях, установленных законодательством.
Описание технических показателей (характеристик) закупаемых товаров не должно содержать ссылок на конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, производителя, за исключением случаев, когда отсутствует иной способ описания требований заказчика к закупаемым товарам. Если такие ссылки вызваны только отсутствием конкретного способа описания требований заказчика к предмету заказа, описание технических показателей (характеристик) закупаемых товаров должно содержать слова «или аналог» (абзац 4 подп.50.1 п.50 Положения).
Также предъявляются требования о наличии документов, подтверждающих полномочия участника на реализацию товаров (в соответствии с законодательством страны производителя товаров), если к реализации предлагаются не производимые им товары.
Приведенные выше требования установлены для участника, то есть лица, принимающего участие в торгах на закупку товаров при строительстве на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившего свои предквалификационные документы и конкурсное предложение по предмету заказа (абзац 26 п.2 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 июля 2019 г. абзац 26 п.2 Положения исключен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427. |
Соответственно, установление требований и проверка организатором производителя товаров (его финансового положения), если участником процедуры является не производитель товаров, а иное лицо, автор считает неправомерным, и любая проверка сведений о производителе, в том числе с последующим запросом у участника информации, выходит за пределы предмета заказа.
24.02.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»