Пособие от 16.01.2012
Автор: Скуратович К.

Организация деятельности логистического центра


 

Материал помещен в архив

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Определение и услуги

Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором экономического роста является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров. Возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения.

Концептуальные основы развития логистической системы Беларуси до 2015 г. закреплены в постановлении Совета Министров РБ от 29.08.2008 № 1249 «О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года».

В данной Программе определено, что логистический центр - это юридическое лицо по оказанию логистических и сопутствующих услуг.

Как правило, логистический центр оказывает следующие услуги:

1) хранение товара, которое может осуществляться:

- на товарном складе;

- на складе временного хранения (далее - СВХ);

- на таможенном складе;

2) подготовка товаров отечественного и импортного производства к продаже и транспортировке на соответствующем складе: дробление партий, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка и другие подобные операции;

3) выполнение погрузочно-разгрузочных работ;

4) доставка товара соответствующим клиентам (иным грузополучателям);

5) информационные, финансовые, страховые услуги.

Вышеназванный комплекс услуг логистический центр может оказывать на основании комплексного договора либо отдельных договоров, регулирующих оказание отдельных услуг или их групп.

Хранение товара на товарном складе, складе временного хранения, таможенном складе логистического центра на основании договоров хранения

Документооборот при хранении товаров на товарном складе:

- заключение договора хранения;

- передача товара клиентом логистическому центру на основании товарно-транспортных, товарных накладных, которые оформляются клиентом;

- ведение учета прихода и отпуска товара в логистическом центре в карточках складского учета;

- возврат товара клиенту (или перевозка в адрес указанного клиентом лица) на основании товарно-транспортных, товарных накладных, которые оформляются логистическим центром;

- оплата за хранение товаров и подписание сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг.

Документооборот при хранении товаров на СВХ:

- заключение договора хранения товара на CВХ;

- выдача логистическим центром клиенту уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля. Такое уведомление представляется в соответствующий таможенный орган.

Подтверждение о размещении товаров осуществляется в соответствии с постановлением ГТК РБ от 27.06.2007 № 66 «О документе, подтверждающем размещение товаров в зоне таможенного контроля, и процедуре временного хранения товаров».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2015 г. действует постановление ГТК РБ от 31.12.2014 № 62 «О некоторых вопросах размещения товаров в зоне таможенного контроля»;

 

- передача клиентом логистическому центру одного экземпляра уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля, а также копий приходных документов на товар (например, CMR и т.д.) с отметкой таможенного органа в соответствующей графе о поступлении товара;

- выдача логистическим центром клиенту бланка на разгрузку товаров и документа, подтверждающего передачу товара на CВХ (например, складское свидетельство);

- учет логистическим центром (для таможенного контроля) всех товаров и транспортных средств, размещенных на СВХ в книге учета товаров и транспортных средств по установленным действующим законодательством формам.

Такая обязанность для владельца склада временного хранения предусмотрена п.3 ст.345 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК;

 

- возврат товаров клиенту при представлении последним копии декларации на товары и складского свидетельства.

Порядок и случаи представления декларации на товары (в определенных случаях - грузовой таможенной декларации) определены в п.7 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»;

- оплата за хранение товаров и подписание сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг.

Документооборот при хранении товаров на таможенном складе:

- заключение договора хранения товара на таможенном складе;

- выдача клиенту документа, подтверждающего возможность размещения товаров клиента на таможенном складе;

- оформление клиентом в соответствующем таможенном органе декларации-обязательства и представление логистическому центру копии декларации-обязательства с отметкой таможенного органа, а также копии приходных документов на товар (например, CMR и т.д.) в соответствующей графе, что товар поступил.

В соответствии с Положением о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация», утвержденным приказом ГТК РБ от 09.07.1998 № 246-ОД, декларация-обязательство является типом таможенной декларации и представляет собой заявление на помещение товаров под таможенную процедуру таможенного склада;

- выдача логистическим центром клиенту документа на разгрузку товаров и документа, подтверждающего передачу товара на СВХ (например, складское свидетельство);

- учет товаров, размещенных на таможенном складе, в складской книге учета таможенного хранения товаров.

Такая обязанность для владельца таможенного склада предусмотрена п.4 ст.345 ТК;

- возврат товаров логистическим центром при представлении клиентом копии декларации на товары и складского свидетельства;

- оплата за хранение товаров и подписание сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг.

При этом не подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного склада товары, перечень которых утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Перечень внесены изменения и дополнения на основании решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (с 16 сентября 2012 г.) и от 14.11.2017 № 147 (с 16 декабря 2017 г.).  

 

Что касается вопроса необходимости оформления товарно-транспортной, товарной накладной при перемещении товара с CВХ на таможенный склад и наоборот, то в такой ситуации необходимо руководствоваться ст.9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности». Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Требования к первичным учетным документам определены ст.10 данного Закона.

 

В соответствии с письмом ВХС РБ от 18.06.2004 № 03-25/1651 «О первичных учетных документах, подтверждающих совершение хозяйственной операции» реализация, хранение или транспортировка товарно-материальных ценностей являются хозяйственными операциями, которые должны быть оформлены первичными учетными документами, на основании которых эти операции отражаются в бухгалтерском учете субъекта хозяйствования.

Оказание услуг по подготовке товаров отечественного и импортного производства к продаже и транспортировке на соответствующем складе

Документооборот в данном случае может включать в себя следующие составляющие:

- заключение договора на выполнение работ либо оказание услуг;

- передача товаров клиентом логистическому центру на основании товарно-транспортных (товарных) накладных, которые оформляются клиентом (если товары уже переданы клиентом на хранение, то оформления дополнительных накладных не требуется);

- оплата за выполнение работ (оказание услуг);

- возврат товара клиенту производится на основании товарно-транспортных (товарных) накладных, которые оформляются логистическим центром (накладные не оформляются, если погрузочно-разгрузочные работы выполняются без оприходования товаров на соответствующем складе логистического центра, например, перегрузка с одного транспортного средства на другое в присутствии представителя клиента);

- по факту оказания услуги (выполнения работы) стороны подписывают акт сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ).

Доставка товара соответствующим клиентам (иным грузополучателям)

Документооборот может включать в себя следующие составляющие:

- заключение договора на грузоперевозку;

- передача товара клиентом логистическому центру на основании товарно-транспортной (товарной) накладной, которая оформляется клиентом;

- в случае если товар предварительно передан логистическому центру на хранение, то такой товар необходимо вернуть клиенту по товарно-транспортной (товарной) накладной, а затем снова принять его для грузоперевозки (покупателю товара для последующего вычета необходим налог на добавленную стоимость от клиента-поставщика, так как учетная цена, указанная в товарно-транспортной (товарной) накладной, при передаче товара на хранение логистическому центру может отличаться от цены продажи товара).

Логистический центр также может самостоятельно осуществлять по поручению клиента доставку товара покупателям без возврата такого товара клиенту. В данном случае необходимо иметь действующий договор поручения между клиентом и логистическим центром и надлежащим образом заполнить соответствующие графы в товарно-транспортной накладной;

- выписка логистическим центром путевого листа водителю к каждой грузоперевозке.

Логистический центр может использовать путевой лист, форма которого установлена законодательством, а также собственной формы, но с наличием обязательных сведений первичного учетного документа, перечисленных в Указе Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов»;

- оплата за осуществление грузоперевозки и подписание сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. Указ № 114 на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 утратил силу. Требования к первичным учетным документам определены ст.10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

Лицензирование деятельности логистического центра, включение логистического центра в реестры владельцев складов временного хранения, таможенных складов

Осуществление предпринимательской деятельности по хранению товаров на товарном складе, оказанию услуг по подготовке товаров к продаже и транспортировке, погрузочным и разгрузочным работам лицензированию не подлежит.

Получение лицензии необходимо для деятельности в области автомобильного транспорта.

Это предусмотрено главой 12 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450).

Согласно п.120 Положения № 450 не требуется получения лицензии для выполнения внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд, а также международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 т.

В соответствии с п.4 Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденного Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 319 (далее - Положение № 319), деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения и владельца таможенного склада, осуществляемая лицами, не включенными соответственно в реестр владельцев складов временного хранения и реестр владельцев таможенных складов, является незаконной и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2014 г. Положение № 319 утратило силу Указом Президента РБ от 28.07.2014 № 380. Нормы временного хранения товаров описаны в главе 21 Закона РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

 

Включение заинтересованного лица в реестр владельцев складов временного хранения осуществляется при соблюдении следующих условий:

- нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения, отвечающих соответствующим требованиям по их обустройству, оборудованию и расположению (при этом срок действия договора аренды сооружения, предназначенного для использования в качестве склада временного хранения, должен составлять не менее 1 года от даты обращения с заявлением о включении в реестр владельцев складов временного хранения);

- наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Страховая сумма не может быть менее 100 000 базовых величин;

- отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев складов временного хранения неисполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей;

- заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев складов временного хранения считается в соответствии с законодательством РБ об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму 250 базовых величин и более;

- наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством РБ, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях.

Условия включения заинтересованного лица в реестр владельцев таможенных складов такие же, как и для заинтересованного лица, претендующего на включение в реестр владельцев складов временного хранения.

В соответствии с п.50 Положения № 319 сооружение, предназначенное для использования в качестве склада временного хранения или таможенного склада, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность осуществления в отношении этих товаров таможенного контроля, в т.ч. с использованием технических средств.

Пункт 51 Положения № 319 предъявляет к обустройству, оборудованию и месту расположения сооружений, предназначенных для использования в качестве складов временного хранения и таможенных складов, следующие требования:

1) к складам временного хранения:

- территория, на которой расположен склад, должна быть огорожена, а также оборудована контрольно-пропускной системой, обеспечивающей контроль работников владельца склада за доступом лиц на территорию склада либо к товарам, в т.ч. к транспортным средствам, размещенным на такой территории;

- к складу должны подходить удобные подъездные пути, оборудованные таким образом, чтобы обеспечить достаточную маневренность транспортных средств и исключить возможность препятствий для движения общественного транспорта;

- склад должен быть оснащен инженерными сооружениями, техническими средствами, достаточными для проведения погрузочно-разгрузочных работ, взвешивания товаров, размещаемых на складе, досмотра товаров, в т.ч. транспортных средств, исключающими возможность утраты потребительских свойств товаров при разгрузочно-погрузочных операциях, освещением, необходимым для надлежащего проведения таможенного контроля, а также системой противопожарной сигнализации и пожаротушения;

- все внутренние помещения склада должны иметь приспособления для наложения таможенных пломб;

- наличие площади для размещения товаров, находящихся в транспортных средствах и под таможенным контролем, достаточной для маневрирования этих транспортных средств, с обязательным указанием стояночных мест;

- наличие сооружения, предназначенного для проведения таможенного досмотра товаров, в т.ч. транспортных средств;

- наличие сооружения, предназначенного для хранения товаров, находящихся под таможенным контролем и выгруженных из транспортных средств;

- наличие помещения, предназначенного для размещения должностных лиц таможенных органов, оборудованного необходимыми для работы мебелью, средствами связи, оргтехникой, вычислительной техникой и информационными системами, информационными технологиями и средствами их обеспечения, отвечающими требованиям, установленным Государственным таможенным комитетом РБ;

- выделение в локальной вычислительной сети сегментов для работы должностных лиц таможенного органа, совершающих таможенные операции и производящих таможенный контроль в отношении товаров, и оснащение этой сети соответствующими средствами защиты информации от несанкционированного доступа, а также выделенного канала связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров и совершении в их отношении таможенных операций с необходимой для этих целей скоростью передачи информации;

2) к таможенным складам:

- склад должен быть оснащен инженерными сооружениями, техническими средствами, достаточными для проведения погрузочно-разгрузочных работ, взвешивания товаров, размещаемых на складе, проведения досмотра товаров, исключающими возможность утраты потребительских свойств товаров при разгрузочно-погрузочных операциях, освещением, необходимым для надлежащего проведения таможенного контроля, а также системой противопожарной сигнализации и пожаротушения;

- все его внутренние помещения должны иметь приспособления для наложения таможенных пломб.

Некоторые вопросы налогообложения деятельности логистического центра

Основным документом, регулирующим вопросы налогообложения, является Налоговый кодекс РБ. Деятельность логистического центра подлежит обложению следующими налогами и сборами.

1. Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации работ (услуг):

- налог на добавленную стоимость - по ставке 20 %.

2. Налоги и сборы, включаемые в себестоимость товара:

- земельный налог - по утвержденным ставкам;

- экологический налог (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за размещение отходов производства, за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов) - по утвержденным ставкам;

- обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ в размере в совокупности 34 % (28 % - на пенсионное страхование и 6 % - социальное страхование);

- отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» - по ставкам в зависимости от видов деятельности.

3. Налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли (дохода):

- налог на недвижимость - по ставке 1 %;

- налог на прибыль - по ставке 18 %;

- налог на доходы - по различным ставкам в зависимости от видов доходов.

4. Иные налоги:

- подоходный налог с работников и других лиц - по ставке 12 %.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В НК на основании законов РБ от 26.10.2012 № 431-З, от 31.12.2013 № 96-З, от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения.  

 

16.01.2012 г.

 

Константин Скуратович, заместитель начальника отдела консалтинга общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»