


Материал помещен в архив
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Согласно письму Минстройархитектуры РБ от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве», если закупки товаров (работ, услуг) при строительстве проводятся с 1 января 2016 г., то: |
Основные источники правового регулирования
1. Указ Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
2. Постановление Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 88), в т.ч. утвержденное этим постановлением Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее - Положение № 88).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 октября 2017 г. следует руководствоваться Положением № 88 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 13.10.2017 № 773. |
3. Закон РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
4. Постановление Совета Министров РБ от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (далее - постановление № 714).
Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов
Можно выделить два основных порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов:
1) биржевой порядок;
2) внебиржевой порядок, включающий процедуры подрядных торгов, торгов или переговоров.
Биржевой порядок
Биржевой порядок означает закупку товаров на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа». Биржевой порядок обязателен при соблюдении следующих условий в совокупности:
1) строительство объектов осуществляется:
- организациями, имущество которых находится в республиканской собственности;
- хозяйственными обществами, доли (акции) в уставном фонде которых принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности;
2) проведение торгов на закупку товаров обязательно в соответствии с Указом № 591;
3) при строительстве приобретаются товары, включенные в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением № 714.
В иных случаях согласно части второй п.1 Положения № 88 процедура закупки товаров (работ, услуг) может проводиться на биржевых торгах в порядке, установленном законодательством о товарных биржах, а также в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Внебиржевой порядок
Внебиржевой порядок означает проведение подрядных торгов, торгов или переговоров.
При этом согласно п.6 Положения № 88 выделяется только две формы подрядных торгов (торгов):
1) открытый конкурс;
2) закрытый конкурс.
Обязательность и добровольность проведения подрядных торгов, торгов или переговоров
Обязательность
| ||
Подрядные торги | Торги | Переговоры |
1. При заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе (строительство объектов), финансирование строительства которых осуществляется за счет: - средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин (далее - БВ) и более; - иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более (подп.1.4 п.1 Указа № 591). 2. Если при строительстве объектов с учетом указанных выше случаев требуется проведение подрядных торгов, то в обязательном порядке проводятся подрядные торги при размещении необходимых для строительства объектов заказов: - на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами; - выполнение проектных и изыскательских работ; - оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 БВ и более; - выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более (часть первая подп.1.5 п.1 Указа № 591) |
Если при строительстве объектов с учетом случаев, указанных в подп.1.4 п.1 Указа № 591, обязательно проведение подрядных торгов, то в обязательном порядке проводятся торги при размещении необходимых для строительства объектов заказов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более | 1. Если условия для обязательного проведения подрядных торгов, торгов отсутствуют, проводятся переговоры для целей заключения договоров о строительстве объектов. 2. В случаях, определенных Президентом РБ, а также когда: 2.1. с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров РБ, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ); 2.2. подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора; 2.3. генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов; 2.4. заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту (подп.1.6 п.1 Указа № 591). Примечание. В случаях, указанных в подп.2.2-2.4, по выбору заказчика могут проводиться порядные торги, торги |
Добровольность
При строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов; в этом случае заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения указанных процедур (подп.1.8 п.1 Указа № 591).
Процедуры, при которых применяется | Субъекты, имеющие право на преференциальную поправку | Принцип применения |
Подрядные торги, торги, переговоры | Участники, предлагающие товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь | 1. По умолчанию для субъектов, имеющих право на преференциальную поправку. 2. Цена предложения субъекта, применяющего преференциальную поправку, уменьшается на 15 % |
![]() |
Справочно Участник - лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах, переговорах) на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа (п.2 Положения № 88). |
![]() |
Обратите внимание! В отличие от норм законодательства о государственных закупках (подп.1.7 п.1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в редакции от 26.06.2013 № 543) в Положении № 88 не указано, по какой цене заключается договор при применении преференциальной поправки (аналогичный подход и в нормах законодательства о закупках за счет собственных средств - подп.2.13 п.2 постановления Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»). |
Общая характеристика форм подрядных торгов (торгов)
Общим правилом является проведение подрядных торгов (торгов) в форме открытого конкурса.
Пунктом 7 Положения № 88 предусмотрен ограниченный перечень случаев проведения закрытых конкурсов. Так, решение о проведении закрытого конкурса может быть принято организатором в соответствии с нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими, при размещении заказов по:
1) объектам специального назначения;
2) взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом;
3) объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройство железнодорожной автоматики, электрификация участков железной дороги, переустройство и ремонт железнодорожных путей);
4) объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах.
Основные этапы проведения подрядных торгов (торгов)
Пункт 5 Положения № 88 момент начала процедуры подрядных торгов (торгов) связывает с моментом принятия решения об их проведении. Вопросы вызывает определение момента окончания указанной процедуры. Так, момент окончания процедуры «завершается приемкой объекта, товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном настоящим Положением», т.е. Положением № 88. Однако в Положении № 88 ничего не сказано о порядке осуществления приемки объекта, товаров (работ, услуг).
![]() |
Справочно Подобный подход к моменту окончания процедуры закупки товаров (работ, услуг) коррелирует положениям российского законодательства о контрактной системе. Так, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (ст.3). |
Исходя из содержания Положения № 88 схематично можно выделить следующие основные этапы проведения подрядных торгов (торгов).
1. Принятие решения о размещении заказа на основе подрядных торгов (торгов) | |
▼ | |
2. Определение лица, ответственного за проведение подрядных торгов (торгов), создание конкурсной комиссии | |
▼ | |
3. Разработка документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации | |
▼ | |
4. Размещение извещения о проведении подрядных торгов (торгов) в информационной системе (ИС) «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия (ИРУП) «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет. Дополнительно извещение можно опубликовать в печатных изданиях | |
▼ | |
5. Проведение процедуры предварительного квалификационного отбора участников | |
▼ | |
6. Проведение процедуры самих подрядных торгов (торгов) с определением победителя торгов | |
▼ | |
7. Извещение участников, размещение протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов) в ИС «Тендеры» на официальном сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» | |
▼ | |
8. Заключение договора по результатам подрядных торгов (торгов) |
Процедура предварительного квалификационного отбора участников
Новеллой действующего законодательства стало введение процедуры предварительного квалификационного отбора участников, цель которой заключается в подборе «квалифицированного» подрядчика, способного в силу наличия квалифицированного персонала, опыта работы, материально-технической базы качественно выполнить закупаемые работы или оказать услуги.
Законодатель исходит из принципа обязательности проведения процедуры предварительного квалификационного отбора участников, если заказ размещается на подрядных торгах (торгах) (п.17 Положения № 88). Данная процедура обязательна, даже если подрядные торги (торги) проводятся по упрощенной схеме (п.38 Положения № 88).
Процедура предварительного квалификационного отбора включает в себя следующие этапы:
1) подготовка и утверждение организатором соответствующей документации;
2) приглашение участников, которые подали заявку на участие в подрядных торгах (торгах), на предварительный квалификационный отбор, регистрация таких участников;
3) предоставление участникам утвержденной для предварительного квалификационного отбора документации;
4) рассмотрение конкурсной комиссией поступивших предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участников в подрядных торгах (торгах).
В частности, Положение № 88 содержит показатели, учитываемые:
1) при размещении заказов на выполнение проектных и изыскательских работ;
2) при размещении заказов на выполнение отдельных видов строительных работ, в т.ч. монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ;
3) при размещении заказов на закупку товаров при строительстве объектов;
4) при размещении заказов на оказание инженерных услуг.
Помимо показателей, обозначенных в Положении № 88, организатор торгов может установить с учетом предмета заказа иные показатели. Перечень всех показателей, учитываемых при проведении предварительного квалификационного отбора, а также критерии и методика оценки квалификационных данных участников заранее разрабатываются организатором и включаются в документацию для предварительного квалификационного отбора.
Участники процедур, представившие предквалификационные документы, вправе присутствовать на заседаниях комиссии при вскрытии конвертов с предквалификационными документами. Данные документы должны быть изучены конкурсной комиссией в течение не более 5 рабочих дней со дня вскрытия конвертов. Допускается возможность продления этого срока с согласия организатора подрядных торгов (торгов), при этом в Положении № 88 не указаны условия, при которых возможно продление срока, а также максимальные ограничения по срокам продления либо какие-то иные временные критерии для продления срока рассмотрения предквалификационных документов.
Решение по предквалификационному отбору оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, который утверждается организатором в течение 1 рабочего дня со дня его представления. В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола участники предквалификационного отбора письменно извещаются о его результатах.
Подрядные торги (торги) проводятся среди участников, прошедших процедуру этого отбора.
Если участник не прошел обозначенную процедуру, ему дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах (торгах). При этом конкурсное предложение «непрошедшего» участника возвращается ему невскрытым.
Краткая характеристика порядка проведения подрядных торгов (торгов)
Для проведения открытого конкурса организатор должен иметь утвержденные:
1) документацию для предварительного квалификационного отбора участников;
2) конкурсную документацию.
Не позднее чем за 30 календарных дней до проведения подрядных торгов (торгов) организатор должен разместить извещение об их проведении в ИС «Тендеры» на официальном сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет. Дополнительно может быть опубликовано объявление в печатных изданиях.
Субъекты, желающие принять участие в торгах, направляют их организатору соответствующее сообщение. В течение 3 рабочих дней после выполнения участником условий приобретения (получения) предквалификационной и конкурсной документации (например, ее оплата) организатор должен представить ее участнику.
В течение срока, установленного организатором, участник торгов должен ему направить разработанные предквалификационные документы и конкурсное предложение.
Далее - предварительный квалификационный отбор (см. выше). После его проведения в установленный организатором день проводится заседание конкурсной комиссии, на котором вскрываются конверты с конкурсными предложениями.
Пунктом 36 Положения № 88 установлены следующие сроки изучения конкурсных предложений:
• по общему правилу не более 45 рабочих дней со дня вскрытия конвертов;
• по объектам строительства жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения - не более 10 рабочих дней.
Указанные сроки могут быть продлены с представлением председателем конкурсной комиссии соответствующего обоснования с согласия организатора.
Конкурсной комиссией после вскрытия конвертов оцениваются предложения участников с последующим составлением протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов), который представляется организатору подрядных торгов для утверждения.
После этого реализуется обязанность по извещению участников о результатах проведения подрядных торгов (торгов) в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов), по размещению протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов) в ИС «Тендеры» на официальном сайте ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» - в течение 3 рабочих дней после утверждения.
Порядные торги (торги) по упрощенной схеме
Основания для применения упрощенной схемы:
• возникновение необходимости срочного размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг, если такая необходимость предусмотрена Правительством РБ, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами,
• размещение заказов на закупку товаров.
Форма подрядных торгов (торгов) - открытый или закрытый конкурс.
Наличие предварительного квалификационного отбора обязательно.
Применяются общие правила для проведения подрядных торгов (торгов) со следующими особенностями:
1) организатор подрядных торгов (торгов) имеет право одновременно с размещением (публикацией) извещения о проведении подрядных торгов (торгов) направить предполагаемым участникам приглашения в письменной и (или) электронной формах;
2) срок представления организатором подрядных торгов (торгов) документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации участникам должен составлять не более 1 рабочего дня после выполнения ими условий приобретения (получения) такой документации;
3) организатор подрядных торгов (торгов) вправе представить участнику в соответствии с законодательством документацию для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсную документацию по указанному им электронному адресу;
4) сроки подготовки и подачи участниками предквалификационных документов и конкурсных предложений должны составлять не менее 15, но не более 30 календарных дней с даты размещения (публикации) извещения или рассылки приглашений;
5) конкурсная комиссия должна провести предварительный квалификационный отбор участников и определить победителя подрядных торгов (торгов) в срок не позднее 10 рабочих дней после проведения первого ее заседания (п.38 Положения № 88);
6) может осуществляться закупка однородных товаров для нескольких строящихся объектов;
7) торги могут проводиться по нескольким лотам.
Краткая характеристика порядка проведения торгов
Могут проводиться по упрощенной схеме или в общем порядке.
Для проведения торгов должны быть:
• договор строительного подряда на выполнение работ при строительстве объекта, графики поставок товаров;
• утвержденная в установленном порядке проектная, в т.ч. сметная, документация, техническое задание на закупку товаров;
• результаты исследования конъюнктуры рынка (проводится на товарных рынках Единого экономического пространства);
• конкурсная документация (требования к ее содержанию - в п.50 Положения № 88, включая проект договора поставки в редакции организатора торгов);
• документация для предварительного квалификационного отбора участников.
Краткая характеристика порядка проведения переговоров
Переговоры могут быть индивидуальными или могут проводиться на заседании конкурсной комиссии (по выбору организатора).
Организатором:
1) принимается решение (приказ, распоряжение или другой документ) о размещении соответствующего заказа на основе переговоров.
Необходимо наличие проектной, в т.ч. сметной, документации на строительство объектов (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами), технического задания на закупку товаров, в соответствии с которыми дается обоснование размещения заказа (часть первая п.64 Положения № 88);
2) разрабатывается и утверждается документация для переговоров, проект соответствующего договора и при необходимости документация для предварительного квалификационного отбора участников (предварительный квалификационный отбор осуществляется по усмотрению организатора);
3) определяется перечень приглашаемых участников, направляются им приглашения для участия в переговорах и (или) размещается извещение о проведении переговоров в ИС «Тендеры»;
4) представляется участникам документация для переговоров и при необходимости документация для предварительного квалификационного отбора участников;
5) организуются и проводятся переговоры;
6) оцениваются представленные участниками предложения для переговоров и принимается решение о результатах проведения переговоров;
7) оформляется по результатам проведения переговоров протокол и извещаются участники о результатах их проведения;
8) заключается соответствующий договор по результатам проведения переговоров.
В рамках проведения переговоров может проводиться процедура снижения цены заказа, если в документации для переговоров дается указание на возможность ее проведения. Предполагается, что добровольно участники снижают цены своих первоначально поданных предложений, уменьшают сроки выполнения заказа, снижают размер аванса или улучшают другие условия закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений.
В процедуре снижения цены заказа имеют право участвовать все участники, допущенные к переговорам. Если по результатам процедуры снижения цены заказа первоначальная цена была снижена, улучшены другие условия выполнения заказа, то участники обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров.
14.03.2014
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь