Вопрос-ответ от 25.11.2015
Автор: Овсейко С.

Организация имеет свой интернет-сайт, который используется в рекламных целях и для информирования общественности о деятельности организации. Подпадает ли такой сайт под действие Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» и необходимо ли данный сайт где-либо регистрировать?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Организация имеет свой интернет-сайт, который используется в рекламных целях и для информирования общественности о деятельности организации.

Подпадает ли такой сайт под действие Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) и необходимо ли данный сайт где-либо регистрировать?

 

ОТВЕТ: Подпадает в случае придания сайту статуса средства массовой информации (СМИ). По общему правилу регистрировать не нужно.

С 2015 года действие Закона о СМИ, за исключением требований о государственной регистрации средств массовой информации, распространяется на информационные ресурсы (их составные части), размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых осуществляется распространение продукции средства массовой информации (п.2 ст.3 Закона о СМИ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 декабря 2018 г. п.2 ст.3 Закона о СМИ изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 128-З. Если Законом о СМИ не предусмотрено иное, его действие (кроме требований о государственной регистрации средства массовой информации) распространяется на интернет-ресурсы, посредством которых распространяется массовая информация.

 

Придание сайту статуса средства массовой информации означает распространение на него отдельных норм упомянутого документа, например, о порядке распространения информации, в том числе рекламы, о соблюдении авторских прав, праве на опровержение, мерах государственного реагирования (предупреждение, приостановление, прекращение) и т. п.

Исходя из п.2 ст.3 Закона о СМИ, не требуется регистрировать сайт в качестве средства массовой информации. Также распространители интернет-СМИ не подлежат включению ни в Государственный реестр распространителей продукции печатных СМИ, ни в Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ (п.6 ст.17 Закона о СМИ).

В то же время исходя из п.3 ст.19 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», интернет-магазин (то есть информационный ресурс субъекта торговли в сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта) подлежит регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь. Следовательно, если сайт выполняет данные функции, необходимо послать соответствующие сведения в Министерство торговли Республики Беларусь.

Кроме того, при создании интернет-сайта регистрации в настоящее время подлежат:

1) доменные имена - регистраторами (юридическими лицами, аккредитованными администратором национальной доменной зоны на оказание услуг по регистрации доменных имен в национальном сегменте сети Интернет) в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, утвержденной приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18.06.2010 № 47.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2017 г. Инструкция № 47 изложена в новой редакции на основании приказа Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 28.11.2016 № 85;

 

2) сайты и прочие интернет-ресурсы - поставщиком интернет-услуг (провайдером) на основании Положения о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 644.

 

25.11.2015

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук