Вопрос-ответ от 20.10.2016
Автор: Бенсман М.

Организация-инвестор ведет строительство нескольких объектов на основании инвестиционного договора, заключенного в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь». Часть работ по строительству планируется финансировать за счет бюджетных средств. Какие процедуры выбора подрядчиков и поставщиков должен применить заказчик для строительства указанных объектов?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Организация-инвестор ведет строительство нескольких объектов на основании инвестиционного договора, заключенного в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10). Часть работ по строительству планируется финансировать за счет бюджетных средств.

Какие процедуры выбора подрядчиков и поставщиков должен применить заказчик для строительства указанных объектов?

 

ОТВЕТ: При бюджетном финансировании строительства для выбора подрядчиков и поставщиков применяется законодательство о государственных закупках.

Чтобы определить подлежащую применению процедуру при выборе подрядчиков и поставщиков в рамках реализации инвестиционного проекта, следует учитывать ряд нормативных актов. Так, вопросы проведения государственных закупок регулируются Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З), Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» и др.

Порядок выбора процедур закупок в строительной сфере урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

При заключении инвестиционных договоров в Республике Беларусь основной нормативный акт, которым следует руководствоваться в настоящее время, - это Декрет № 10.

В период действия инвестиционного договора, если иной период не предусмотрен в абзаце 3 подп.3.2 п.3 Декрета № 10, инвестор (инвесторы) и (или) организация, реализующая инвестиционный проект, имеют право на определение без проведения процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства, в том числе реконструкции, объектов, предусмотренных инвестиционным договором (абзац 5 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 10). Однако данное право не распространяется на осуществление государственных закупок товаров (работ, услуг).

 

Справочно

Государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абзац 3 ст.1 Закона № 419-З).

 

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на государственную закупку, регулирует Закон № 419-З (ст.2 Закона 419-З).

Таким образом, закупки, финансируемые частично за счет бюджетных средств, должны осуществляться инвестором, действующим на основании инвестиционного договора, заключенного в соответствии с Декретом № 10, путем проведения процедур и в порядке, определенном Законом № 419-З.

Как указано выше, порядок выбора процедуры закупок в строительной сфере регулируется Указом № 591. Однако, исходя из нормы абзаца 5 части первой подп.3.1 п.3 Декрета № 10, инвестор, осуществляющий строительство на основании инвестиционного договора, освобожден от обязанности проводить процедуры закупок для выбора подрядчиков, разработчиков проектной документации, поставщиков товаров и исполнителей услуг для такого строительства.

Следовательно, проведения процедур закупок для выбора подрядчиков и поставщиков при строительстве объекта на основании инвестиционного договора, когда данные закупки не финансируются за счет бюджетных средств, не требуется.

 

20.10.2016

 

Максим Бенсман, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»