Пособие от 31.12.2009
Автор: Филипчик Р.

Организация надлежащего рассмотрения обращений граждан


 

Материал помещен в архив

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЛЕЖАЩЕГО РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

1. Общие положения

2. Обращения в государственные органы или в иные организации

3. Книга замечаний и предложений

4. Осуществление административных процедур

Общие положения

Статьей 40 Конституции Республики Беларусь 1994 г. предусмотрено, что каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивирован.

Из этого положения следует, что граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства беспрепятственно могут направлять личные и коллективные обращения в государственные органы, должностные лица которых обязаны рассмотреть их по существу. При этом обращения граждан могут быть как устные, так и письменные.

Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами, а также порядок их рассмотрения определен Законом РБ от 06.06.1996 № 407-XIII «Об обращениях граждан» (далее - Закон об обращениях).

В соответствии с нормами Закона об обращениях право на обращение реализуется гражданами добровольно. При этом осуществление гражданами их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.

Законом об обращениях установлено, что ответственность за организацию работы с обращениями граждан несут руководители государственных органов, иных организаций, которые обязаны не только организовывать работу по рассмотрению обращений, но и принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного их рассмотрения.

Начиная с 2005 г. работа с обращениями граждан осуществляется по трем направлениям.

Первое - рассмотрение обращений (письменных и устных) (далее - обращения), которые направляются гражданами в государственные органы и иные организации. (С января 2008 г. право на такое обращение предоставлено не только гражданам, но и индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам.)

Второе - рассмотрение замечаний и предложений граждан, вносимых ими в книгу замечаний и предложений.

Третье - рассмотрение заявлений по принципу «одного окна».

Обращения в государственные органы или в иные организации

Действующим законодательством определены 3 формы обращений (предложение, заявление, жалоба).

К предложениям относятся рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества.

Заявление - ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением.

Жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан.

При этом следует отметить, что в соответствии со ст.8 Закона об обращениях направление гражданами предложений и заявлений сроками не ограничено. Что же касается жалоб, то они могут направляться в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее 3 лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.

Должностные лица государственных органов, иных организаций вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска указанного срока. Необходимо обратить внимание на то, что отказ в рассмотрении жалобы должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину в 5-дневный срок. В то же время, если указанный срок пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, руководителю организации или уполномоченным им должностным лицом следует восстановить пропущенный срок подачи жалобы. Жалоба в таком случае принимается и рассматривается в порядке, закрепленном законом.

В целях принятия дополнительных мер по защите и обеспечению прав и законных интересов граждан и юридических лиц, надлежащему рассмотрению их обращений Указом Президента РБ от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее - Указ № 498) установлен порядок и сроки рассмотрения обращений, а также определен перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения.

Так, п.1 Указа № 498 определено, что обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:

- в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных (подотчетных) им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных (подотчетных) республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненным Правительству РБ, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;

- в других государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций.

Должностные лица в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить заявителя о результатах рассмотрения.

Порядок регистрации обращений. На практике возникает вопрос, всякое ли обращение подлежит регистрации?

В соответствии с Положением о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2005 № 544 (далее - Положение № 544), делопроизводство по обращениям осуществляется централизованно уполномоченными должностными лицами и ведется отдельно от других видов делопроизводства.

Руководитель организации вправе избрать одну из трех форм регистрации обращений: автоматизированную (электронную), карточную (ведение регистрационно-контрольных карточек), журнальную.

В то же время следует обратить внимание на то, что в целях единого подхода к вопросам защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при любой форме регистрации обращений (электронная, журнальная, карточная) в обязательном порядке должны содержаться графы, аналогичные реквизитам регистрационно-контрольной карточки. В регистрационные формы могут дополнительно включаться и другие реквизиты, необходимые для учета, поиска и анализа работы по обращениям граждан.

Примерная форма регистрационно-контрольной карточки обращений граждан содержится в приложении к Положению № 544.

Письменные обращения, доставленные по почте, а также обращения, принятые на личном приеме (это могут быть письменные и устные обращения), регистрируются в день их поступления в установленном порядке.

Если в организации избрана карточная форма регистрации, то регистрационно-контрольные карточки ведутся по утвержденной форме. Количество экземпляров регистрационно-контрольных карточек определяется исходя из необходимости обеспечения учета, контроля, поиска, анализа работы по обращениям граждан.

К сожалению, в нормативных правовых актах не содержится ответа на вопрос о том, подлежат ли регистрации анонимные обращения.

Под анонимным обращением понимается обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).

В силу ст.7 Закона об обращениях анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Пунктом 5 Указа № 498 предусмотрено, что обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, в 5-дневный срок со дня их регистрации в организации направляются ею в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы. Из содержания указанных положений следует, что регистрации подлежат и анонимные обращения, в которых содержится информация о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении.

Анонимные обращения, в которых не содержится сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении регистрации и рассмотрению не подлежат. Представляется, что в таком случае руководитель организации (или уполномоченное им должностное лицо) обязан вынести резолюцию о том, что обращение является анонимным и не подлежит рассмотрению.

Имеют место случаи, когда в обращении отсутствует адрес отправителя, не указана дата отправления обращения, но такие сведения имеются на конверте. В указанных ситуациях конверты сохраняются и прилагаются к обращению, обращение регистрируется в установленном порядке. Подобное обращение не считается анонимным.

В ст.7 Закона об обращениях предусмотрено, что письменное обращение должно содержать: наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение; фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы); изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы); личную подпись гражданина.

Согласно положениям Указа № 498 обращения юридических лиц должны содержать: наименование и (или) адрес организации, в которую направляется обращение; полное наименование юридического лица и его юридический адрес; изложение сути обращения; фамилию, собственное имя, отчество и подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица (п.3).

Изучение практики рассмотрения обращений показало, что некоторые руководители дают указания о рассмотрении по существу всех без исключения обращений, даже если в них содержатся нецензурные слова, невозможно понять суть обращения и др. Такая практика представляется неправильной.

В силу положений Закона об обращениях, а также Указа № 498 письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если оформление обращения не соответствует установленным требованиям (ст.7 Закона об обращениях и п.3 Указа № 498), а также если в обращениях содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения, текст обращения не поддается прочтению.

Решение об оставлении обращения без рассмотрения принимает руководитель организации, в которую поступило обращение, или уполномоченное им должностное лицо.

При оставлении обращения без рассмотрения по существу в 5-дневный срок со дня регистрации обращения автор обращения письменно уведомляется о причинах оставления обращения без рассмотрения и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению. Указанное уведомление должно быть подписано руководителем организации или уполномоченным им лицом.

Следует также отметить, что если поступившее обращение подлежит рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в ином порядке, установленном законодательными актами РБ, то в уведомлении должно быть разъяснено, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для урегулирования изложенных в обращении вопросов.

Если обращение подается представителем юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина и (или) в интересах этих лиц, то податель обязан приложить документы, подтверждающие его полномочия (например, копия доверенности, решение суда, свидетельство о рождении, акт государственного органа и др.).

Новацией, изложенной в Указе № 498, является то, что в обращениях граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов (п.3).

Регистрационный индекс обращениям присваивается в соответствии с принятой системой регистрации документов в государственных органах, иных организациях.

Порядок регистрации повторных обращений. Повторным является обращение одного и того же лица по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Если в течение календарного года поступает повторное обращение, то в зависимости от объема документооборота ему присваивается регистрационный индекс первого обращения или очередной индекс.

В то же время обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения в один и тот же государственный орган, иную организацию (должностному лицу), учитываются под регистрационным индексом первого обращения с добавлением дополнительного порядкового номера.

После регистрации обращения передаются на рассмотрение руководителям государственных органов, иных организаций (должностным лицам), которые дают указания о дальнейшем рассмотрении обращений. Такие указания, как правило, оформляются в виде резолюций.

При этом запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются, за исключением случаев, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих государственных органов (должностных лиц).

К сожалению, имеют место случаи, когда руководитель организации подписывает ответ по результатам рассмотрения обращения, в котором обжалуются его действия (бездействие).

Безусловно, поступившая жалоба должна быть рассмотрена по существу, если отсутствуют основания для оставления ее без рассмотрения, однако ответ (особенно отрицательный) лучше подписывать не руководителю, а уполномоченному должностному лицу.

Порядок и сроки рассмотрения обращений. Законодательством установлены определенные сроки рассмотрения обращений. Так, обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен законодательными актами (ст.10 Закона об обращениях).

В то же время при необходимости проведения специальной проверки, а также запроса дополнительных материалов по данному вопросу срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем организации или уполномоченным им лицом, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан. Срок рассмотрения обращений может быть продлен до 6 месяцев, если имеется необходимость направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации.

Примерное содержание уведомления может быть следующим:

«Информируем вас о том, что в связи с необходимостью изучения дополнительных материалов срок рассмотрения обращения, поступившего в наш адрес 21 сентября 2009 г., продлен на один месяц.

О результатах рассмотрения обращения по существу вам будет сообщено дополнительно».

Сроки рассмотрения обращений исчисляются со дня регистрации обращений в государственных органах, иных организациях.

В случаях, когда в письменных обращениях одновременно содержатся вопросы, относящиеся к компетенции нескольких государственных органов, иных организаций (должностных лиц), копии данных обращений в 5-дневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан.

Установив конкретные сроки рассмотрения обращений, государство, с одной стороны, дисциплинирует должностных лиц, а с другой стороны, защищает тем самым права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц, которые должны получить своевременное (не запоздалое) разрешение поставленных вопросов.

Изучение практики применения нормативных правовых актов об обращениях демонстрирует, что нормы права не всегда гражданами понимаются правильно. В частности, иногда граждане обращаются непосредственно в республиканские органы власти, минуя местные исполнительные и распорядительные органы, полагая, что в компетенцию республиканских органов входит разрешение всех без исключения вопросов. Такие действия граждан свидетельствуют об их неосведомленности относительно компетенции государственных органов различного уровня, а также, возможно, о недоверии местным исполнительным и распорядительным органам и должностным лицам.

В Указе № 498 установлен порядок обращения граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, в соответствии с которым первоначально обращения должны быть рассмотрены, как правило, местными исполнительными и распорядительными органами. Если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции других государственных органов, иных организаций, то такие вопросы должны быть рассмотрены ими. Только после рассмотрения вопроса на местах и получения ответа (положительного или отрицательного) возникает право на обжалование принятого решения по обращению в вышестоящий государственный орган, иную организацию.

Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих органов должна размещаться в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом). Сам по себе факт отсутствия надлежащей информации может быть расценен как нарушение законодательства о работе с обращениями граждан.

При обжаловании решения государственного органа, иной организации, подчиненных (подотчетных) непосредственно Президенту РБ, соответствующее обращение может рассматриваться от имени Президента РБ Администрацией Президента РБ в порядке, определенном законом.

Как правило, обращения граждан считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены и по ним приняты необходимые меры, даны ответы заявителям. Следует обратить внимание, что нередко ответы носят трафаретный характер, в них не разъясняются мотивы отклонения жалобы, не даются ответы на все поставленные вопросы (требования). Такое отношение к рассмотрению жалоб вызывает справедливое недовольство граждан, ведет к подаче повторных жалоб и вынуждает заявителей обращаться в вышестоящие органы по тем вопросам, которые могут и должны быть разрешены на местном уровне.

Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд (ст.14 Закона об обращениях).

Вышестоящий орган при поступлении к нему обращения, автор которого не удовлетворен результатами его рассмотрения подчиненной (подотчетной) организацией, проверяет содержащиеся в обращении сведения и при наличии оснований для положительного разрешения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям, подконтрольным (подотчетным) ему, обязательное для исполнения предписание о надлежащем урегулировании этих вопросов, о чем сообщает автору обращения.

Организация, получившая такое предписание, должна исполнить его в указанный в предписании срок, но не более одного месяца, и в течение 3 дней с момента его исполнения сообщить об этом вышестоящему органу, а также уведомить автора обращения.

Необходимо отметить, что в законодательстве до недавнего времени отсутствовала процедура рассмотрения обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Этот пробел законодательства устранен со вступлением в силу Указа № 498, которым не только расширен круг субъектов, имеющих право на обращение (граждане, в т.ч. индивидуальные предприниматели, юридические лица), но и определены порядок и механизмы обжалования решений по обращениям. Кроме того, установлено, что обращения, поступившие из редакций средств массовой информации, рассматриваются организациями в порядке, предусмотренном законодательством для рассмотрения обращений граждан, за исключением случаев, когда законодательством закреплен иной порядок рассмотрения обращений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Следует помнить, что ст.16 Закона об обращениях установлена ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об обращениях граждан.

Так, согласно ст.9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение законодательства об обращениях граждан влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

Книга замечаний и предложений

Второе направление работы с обращениями заключается в рассмотрении замечаний и предложений граждан, вносимых ими в книгу замечаний и предложений.

В целях соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, реализации их конституционного права на участие в решении государственных дел Президентом РБ 14 января 2005 г. был издан Декрет № 2 «О совершенствовании работы с населением» (далее - Декрет № 2), которым предписано ввести в государственных органах и иных организациях, у индивидуальных предпринимателей книгу замечаний и предложений (далее - книга).

Указанная книга является документом единого образца, выдается и регистрируется в налоговом органе по месту постановки организации, индивидуального предпринимателя на учет, хранится в организации или у индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Советом Министров РБ.

Так, постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285 (далее - постановление № 285) утвержден перечень мест реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ или оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений.

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее выдачу книги, обязано провести краткий инструктаж лица, получающего книгу, о порядке ее ведения и хранения (п.6 Положения о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением № 285 (далее - Положение № 285)).

Получив книгу, руководитель организации или уполномоченное им лицо (распоряжением, приказом), индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить ее доступность для граждан, надлежащее ведение и хранение, а также рассмотрение в установленные сроки замечаний и предложений, внесенных в книгу.

Книга должна быть предъявлена гражданину по первому его требованию. При этом запрещается требовать от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания и (или) предложения.

Следует также иметь в виду, что если, например, объекты общественного питания работают до 24 часов, то книга должна быть доступна до времени окончания работы этой организации (в таких случаях предполагается назначение нескольких лиц (2 и более), ответственных за ведение книги).

На практике имеют место случаи, когда в книгу вносятся замечания (по сути жалобы), для которых законодательством установлен иной порядок их рассмотрения. Возникает вопрос об обязательности рассмотрения таких замечаний.

Представляется, что лицам, ответственным за ведение книги следует знать, что:

1) в книгу могут вноситься замечания и предложения только гражданами (от имени юридического лица не могут вноситься замечания и предложения);

2) замечания и предложения могут вноситься по вопросам, касающимся деятельности данной организации или индивидуального предпринимателя, качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) реквизиты книги «Дата внесения замечания и (или) предложения», «Фамилия, имя, отчество гражданина», «Адрес места жительства и (или) работы, контактный телефон», «Содержание замечания и (или) предложения» заполняются гражданином;

4) реквизиты книги «Порядковый номер замечания и (или) предложения», «Сведения о результатах рассмотрения замечания и (или) предложения», «Отметка о направлении ответа гражданину (дата и регистрационный номер ответа)», «Наименование должности, фамилия, инициалы лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений» заполняются руководителем организации или уполномоченным им лицом, ответственным за ведение книги, индивидуальным предпринимателем;

5) замечания и (или) предложения нумеруются порядковыми номерами с начала календарного года;

6) отказ в предоставлении книги, а также в рассмотрении по существу изложенных в книге замечаний и (или) предложений может быть обжалован гражданином в вышестоящие организации и (или) в суд, а в отношении индивидуального предпринимателя - в орган, его зарегистрировавший, и (или) в суд.

Если окажется, что в книгу внесены замечания и предложения, не касающиеся деятельности организации, то в соответствии с положениями Декрета № 2 они не подлежат обязательному рассмотрению.

Так, подп.2.4 п.2 Декрета № 2 предусмотрено, что замечания и предложения по вопросам, не относящимся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, не касающимся качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также жалобы и заявления, для которых законодательством установлен иной порядок направления и рассмотрения, не подлежат обязательному рассмотрению.

Срок рассмотрения замечаний и предложений в книге. Замечания и предложения, изложенные в книге, должны быть рассмотрены в течение 15 дней. При необходимости проведения специальной проверки, получения дополнительной информации руководители организаций (уполномоченные лица за ведение книги), индивидуальные предприниматели, в адрес которых поступили изложенные в книге замечания и предложения, могут продлить срок их рассмотрения, но не более чем на 15 дней. В случае продления срока рассмотрения замечаний и предложений руководитель организации (уполномоченное им лицо) обязан письменно уведомить об этом гражданина.

Руководитель организации (уполномоченное лицо, ответственное за ведение книги), индивидуальный предприниматель должны дать гражданину письменный ответ о результатах рассмотрения замечания и (или) предложения. В случае отказа в удовлетворении замечания и (или) предложения в ответе обязательно указывается мотивация причины отказа. Отметка о направленном гражданину ответе вносится в книгу руководителем организации (уполномоченным им лицом), индивидуальным предпринимателем не позднее последнего дня срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений.

Иногда граждане, особенно при отказе в удовлетворении замечаний, требуют представление им материалов проверки, а лица, ответственные за ведение книги, отказывают в этом.

В связи с этим следует обратить внимание на то, что согласно подп.2.6 п.2 Декрета № 2 гражданин имеет право на ознакомление с материалами проверки, использованными при рассмотрении его замечания и (или) предложения. Однако представление материалов проверки может производиться только в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны.

Замена книги. Нередко возникают вопросы о замене книги, если книга полностью заполнена, утрачена, похищена и др. Какие меры необходимо предпринимать в таких случаях?

В соответствии с п.8 Положения № 285 основаниями для выдачи новой книги являются:

- заполнение всех страниц книги, предназначенных для внесения замечаний и (или) предложений, а также информации об их рассмотрении;

- утрата, хищение книги;

- невозможность дальнейшего ведения книги в связи с ее внешним видом или выявленными в процессе ее ведения недостатками, допущенными при изготовлении, - при предъявлении ранее выданной книги.

При выдаче новой книги в случаях ее полного заполнения или невозможности дальнейшего ведения на титульной странице ранее выданной книги вносится запись о выдаче новой книги с указанием ее регистрационного номера. Такая запись производится должностным лицом налогового органа, выдающего новую книгу.

Если книга похищена, то ответственному лицу необходимо обратиться в органы внутренних дел с заявлением о факте хищения, поскольку налоговый орган вправе выдать новую книгу только при наличии документа, подтверждающего такое обращение.

В случае утраты книги налоговым органом проводится проверка достоверности факта утраты и принимается решение о привлечении руководителя организации или уполномоченного им лица, ответственного за ведение книги, индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

В организациях может быть несколько экземпляров книги, которые предназначаются для обеспечения обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения организации, мест реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Осуществление административных процедур

К третьему направлению работы по обращениям граждан следует отнести осуществление административных процедур.

Прежде всего необходимо отметить, что к отношениям, связанным с рассмотрением заявлений заинтересованных лиц и административных жалоб, законодательство об обращениях граждан и юридических лиц не применяется.

Статьей 1 Закона РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон об административных процедурах) предусмотрено, что административная процедура - действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в т.ч. заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

В Законе об административных процедурах урегулированы вопросы, в частности, о (об): подведомственности административных процедур, информировании заинтересованных лиц, компетенции уполномоченных органов, сроках осуществления административных процедур, порядке рассмотрения заявлений заинтересованных лиц, принятии административных решений, порядке их обжалования и др.

Административные процедуры подведомственны уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией. Делопроизводство по административным процедурам осуществляется уполномоченными должностными лицами, ведется централизовано и (или) децентрализовано, отдельно от других видов делопроизводства в соответствии с Инструкцией о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста РБ от 07.05.2009 № 39.

Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержден Указом Президента РБ от 16.03.2006 № 152.

Следует подчеркнуть, что Законом об административных процедурах закреплено обязательное информирование граждан о порядке и сроках совершения административных процедур.

Так, исходя из ст.7 Закона об административных процедурах в уполномоченном органе в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом), а также на официальных сайтах уполномоченных органов в глобальной компьютерной сети Интернет (при их наличии) должна размещаться информация, за исключением относящейся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, о структуре уполномоченного органа, его руководителе и заместителях, о режиме работы, графиках приема заинтересованных лиц, о наименованиях административных процедур, которые осуществляются этим органом. Кроме того, должна размещаться информация о перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, о сроках осуществления административных процедур и др.

Законодательство, регулирующее административные процедуры, направлено на своевременную и квалифицированную защиту прав и законных интересов граждан, которые обратились с письменным или устным заявлением о совершении административных процедур.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что проверка законности рассмотрения государственными органами и другими организациями обращений граждан принадлежит общим судам РБ, которые в соответствии с положениями главы 29 Гражданского процессуального кодекса РБ рассматривают жалобы граждан на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций, должностных лиц, в т.ч. при осуществлении административных процедур.

 

31.12.2009 г.

 

Римма Филипчик, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь

 

От редакции: В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.) и от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» на основании указов Президента РБ от 11.12.2009 № 622, от 22.03.2011 № 119 (с 30 марта 2011 г.) и от 05.04.2012 № 157 (с 12 апреля 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 16 мая 2010 г. Указ Президента РБ от 16.03.2006 № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан» на основании Указа Президента РБ от 26.04.2010 № 200 утратил силу.

В постановление Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» на основании постановлений Совета Министров РБ от 28.04.2010 № 640 (с 18 мая 2010 г.), от 01.06.2010 № 820 (с 10 июня 2010 г.), от 30.12.2010 № 1910 (с 1 января 2011 г.), от 27.10.2011 № 1440,  от 19.01.2012 № 58 (с 22 января 2012 г.) и от 10.12.2012 № 1133 (с 22 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 22 января 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 26.05.2005 № 544 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях и о мерах по совершенствованию работы с обращениями граждан» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1786 утратило силу.

С 22 января 2012 г. Закон РБ от 06.06.1996 № 407-XIII «Об обращениях граждан» на основании Закона РБ от 18.07.2011 № 300-З утратил силу.

С 22 января 2012 г. в п.3 Инструкции о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста РБ от 07.05.2009 № 39, на основании постановления Минюста РБ от 13.12.2011 № 283 внесены дополнения.

С 21 февраля 2012 г. Декрет Президента РБ от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением» на основании Декрета Президента РБ от 13.02.2012 № 1 утратил силу.

С 19 марта 2012 г. в Гражданский процессуальный кодекс РБ от 11.01.1999 № 238-З на основании Закона РБ от 04.01.2012 № 337-З внесены изменения и дополнения.

С 20 октября 2012 г. в Закон РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 412-З внесены изменения и дополнения.