Вопрос-ответ от 01.07.2013
Автор: Тарасова А.

Организация осуществляет перевозку сотрудников на служебном легковом автомобиле для собственных нужд организации. Можно ли в этом случае применять самостоятельно разработанную форму путевого листа? Какие обязательные сведения должен содержать путевой лист и какой порядок его заполнения?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Организация осуществляет перевозку сотрудников на служебном легковом автомобиле для собственных нужд организации.

Можно ли в этом случае применять самостоятельно разработанную форму путевого листа?

Какие обязательные сведения должен содержать путевой лист и какой порядок его заполнения?

 

ОТВЕТ: Нельзя. Следует применять форму путевого листа, утвержденную Министерством транспорта и коммуникаций РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. субъектам хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности разрешено выполнять автомобильные перевозки без оформления путевых листов (подп.4.5 п.4 Декрета Президента РБ от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

 

Организации, учитывая специфику своей деятельности, самостоятельно разрабатывают и утверждают только порядок оформления путевых листов.

Путевой лист на основании ст.35, 40 Закона РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» признается транспортным документом при выполнении автомобильных перевозок.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2018 г. следует руководствоваться ст.35 и 40 Закона № 278-З с изменениями, внесенными Законом РБ от 17.07.2017 № 50-З.

 

Путевой лист предназначен для накопления и систематизации информации о показателях работы автомобиля и водителей, для осуществления расчетов за перевозки и формирования статистической отчетности.

Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки пассажиров оформляется путевым листом по форме, установленной в соответствии с законодательством.

С 29 августа 2012 г. при выполнении автомобильной перевозки пассажиров применяются путевые листы, форма которых установлена постановлением Минтранса РБ от 29.03.2012 № 25 (далее - постановление № 25).

Ранее бланки указанных документов признавались первичными учетными документами и относились к бланкам строгой отчетности. С принятием постановления Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» путевая документация не входит в перечень первичных учетных документов.

Для учета работы автомобиля, в т.ч. служебного, и водителя применяется путевой лист легкового автомобиля, форма которого утверждена постановлением № 25 (приложение 1) к указанному постановлению.

Путевой лист должен содержать следующие сведения:

• период действия путевого листа;

• наименование автомобильного перевозчика (штамп (печать) перевозчика);

• марку и регистрационный знак автомобиля;

• данные о водителе;

• отметки о прохождении водителем медицинского осмотра;

• отметки о техническом состоянии автомобиля;

• данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) автомобиля;

• данные о движении топливно-смазочных материалов;

• отметки водителя и уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу автомобиля;

• иные отметки уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, оформляющих путевой лист.

При использовании легкового автомобиля в пределах города в путевом листе легкового автомобиля в разделе «Выполнение задания» допускается производить запись: «По городу» с указанием суммарного пробега по городу в километрах.

Постановлением № 25 утверждена Инструкция о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров (далее - Инструкция № 25). Инструкцией № 25 установлено, что реквизиты, по которым информация отсутствует или не ведется учет, могут в путевых листах не заполняться. В путевые листы допускается вносить необходимую организации дополнительную информацию (реквизиты), не предусмотренную Инструкцией № 25, которая не должна препятствовать прочтению иных записей.

В каждой организации ввиду различных условий работы может быть свой порядок оформления и заполнения путевых листов, а также учета горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Поэтому каждая организация, учитывая специфику своей деятельности, должна самостоятельно разработать и утвердить порядок оформления путевых листов и учета ГСМ, обеспечивающий наличие необходимых организации данных.

Заполнение всех необходимых сведений в путевом листе производится уполномоченными автомобильным перевозчиком лицами (п.4 Инструкции № 25). Поэтому в организации следует назначить лиц, ответственных за заполнение разделов путевого листа (например, это может быть закреплено в должностной инструкции работника). Перечень таких лиц зависит от структуры организации. Определенные разделы путевого листа заполняет непосредственно водитель автомобиля.

 

01.07.2013

 

Александра Тарасова, экономист