Вопрос-ответ от 14.02.2017
Автор: Козырев С.

Организация перевела основное средство в состав долгосрочных активов, предназначенных для реализации, а затем возобновила его эксплуатацию с восстановлением в составе основных средств. В бухгалтерском учете отражены корректировки сумм амортизации. Имеет ли право организация доначисленные суммы амортизации включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Организация в III квартале 2016 г. на основании принятого решения о реализации объекта основных средств перевела его в состав долгосрочных активов, предназначенных для реализации. В I квартале 2017 г. она приняла решение о возобновлении эксплуатации объекта и восстановила его в составе основных средств. В бухгалтерском учете отражены корректировки сумм амортизации, которые были бы отражены в бухгалтерском учете, если бы данный актив не был принят к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации.

Имеет ли право организация доначисленные суммы амортизации включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении?

 

ОТВЕТ: Не имеет.

Начисление амортизации прекращается по объектам основных средств, амортизация по которым начислялась линейным и нелинейным способами, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их принятия к бухгалтерскому учету в качестве активов, предназначенных для реализации в соответствии с законодательством (п.36 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6, далее - Инструкция № 37/18/6).

Долгосрочный актив, признание которого в бухгалтерском учете в качестве предназначенного для реализации прекращено, в бухгалтерском учете отражается по стоимости, по которой данный актив числился в бухгалтерском учете до даты принятия его к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации, скорректированной на суммы амортизации, обесценения и результаты переоценок (дооценка, уценка), которые были бы отражены в бухгалтерском учете, если бы данный актив не был принят к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации (п.7 Инструкции по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25).

С месяца, следующего за месяцем прекращения признания в бухгалтерском учете долгосрочного актива в качестве предназначенного для реализации, амортизация начисляется в общеустановленном порядке с отражением сумм начисленной амортизации по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» без изменения порядка ее начисления, действовавшего на момент принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации (приложение 4 к Инструкции № 37/18/6).

В составе затрат отражаются амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации. Основные средства, находящиеся в запасе, простое (в том числе в связи с проведением ремонта) продолжительностью до 3 месяцев, приравниваются к основным средствам, находящимся в эксплуатации (подп.2.6 п.2 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

При налогообложении не учитываются суммы амортизационных отчислений по основным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности, а также по основным средствам, не находящимся в эксплуатации (подп.1.14 п.1 ст.131 НК).

Таким образом, сумма амортизации за все время нахождения объекта в составе долгосрочных активов, предназначенных для реализации, не используемых в предпринимательской деятельности и не находящихся в эксплуатации, в затраты для целей налогообложения налогом на прибыль не включается.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. вышеприведенная норма НК соответственно перенесена в подп.1.9 п.1 ст.173 НК в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

14.02.2017

 

Сергей Козырев, аудитор, кандидат экономических наук, DipIFR