Вопрос-ответ от 25.10.2018
Автор: Амельченя Ю.

Организация планирует приобрести модульную зерносушильную установку с транспортным оборудованием, обеспечивающим привязку зерносушильной установки к существующим емкостям элеватора, и автоматические бункерные весы для элеватора. Монтаж оборудования для сушки и очистки зерна и монтаж весового оборудования - услуги, относящиеся к строительной деятельности. Нужно ли применять для организации и проведения процедур закупок нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Организация планирует приобрести модульную зерносушильную установку с транспортным оборудованием, обеспечивающим привязку зерносушильной установки к существующим емкостям элеватора, и автоматические бункерные весы для элеватора. Монтаж оборудования для сушки и очистки зерна и монтаж весового оборудования - услуги, относящиеся к строительной деятельности.

Нужно ли применять для организации и проведения процедур закупок нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229) либо руководствоваться собственным порядком осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств (определив данные закупки как закупки в строительстве)?

 

ОТВЕТ: При определении необходимости проведения тех или иных видов процедур закупок требуется установить, относится ли тот или иной вид работ к строительной деятельности.

В частности, если в соответствии с перечнем видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17, работы относятся к сфере строительной деятельности, то приобретение осуществляется с учетом законодательства о закупках при строительстве. В частности, если финансирование таких закупок осуществляется с привлечением полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, то следует руководствоваться нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

 

Если же финансирование закупок товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляется за счет собственных средств, то установленные Указом № 380 и постановлением № 88 требования к закупкам не применяются (абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7)).

Если у организации имеется свой собственный локальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления закупок при строительстве, то такая организация руководствуется им. При применении постановления № 229 нужно учитывать, что его нормы не распространяются на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве (п.3 приложения 1 к постановлению № 229).

Если в рассматриваемой ситуации требуемые для выполнения работы относятся к технической модернизации, то следует руководствоваться вышеуказанной нормой абзаца 35 подп.4.4 п.4 Декрета № 7. В частности, как отмечено в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.08.2018 № 02-1-01/9734 «Об информировании», при технической модернизации решение о начале строительной деятельности принимается путем издания локального нормативного правового акта, как правило приказа, субъекта хозяйствования. Наличия аттестата соответствия заказчика для работ по технической модернизации не требуется. Для разработки проектной документации необходимо заключить договор подряда с проектной организацией, имеющей аттестат соответствия 1-4-й категорий. Состав проектной документации определяется в каждом конкретном случае индивидуально исходя из технологической необходимости с учетом обеспечения соблюдения существенных требований безопасности. Состав проектной документации устанавливается в задании на проектирование, разрабатываемом в соответствии с ТКП 45-1.02-298-2014* «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (утвержден приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.07.2014 № 196 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/319484/439469)). Проектная документация на техническую модернизацию подлежит согласованию с территориальными подразделениями архитектуры и строительства в соответствии с п.3.4 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156. Проведение государственных экспертиз проектной документации на техническую модернизацию по объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, не требуется. Разработанная и согласованная проектная документация утверждается заказчиком.

При технической модернизации подход к выбору сферы законодательства о закупках и применяемых процедурах (порядках закупок) тот же, что указан выше, в зависимости от источника финансирования.

 

_______________________

* В материале даны ссылки на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки действительны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

25.10.2018

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»