


Материал помещен в архив
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛЕМЕННОГО ДЕЛА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Одно из важнейших социальных прав человека - право на достойный уровень жизни, составной частью которого является достаточное питание (часть вторая ст.21 Конституции Республики Беларусь).
В целях обеспечения реализации данного конституционного права государство поддерживает гарантированный уровень продовольственной безопасности, в т.ч. за счет развития племенного дела в животноводстве и обеспечения соответствующего законодательного регулирования отношений, связанных с племенным делом в животноводстве.
Нормативное регулирование
Законодательная основа, обеспечивающая системное и комплексное правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления племенным делом в животноводстве, включает в себя Закон РБ от 20.05.2013 № 24-З «О племенном деле в животноводстве» (далее - Закон о племенном деле), а также принятые в его развитие нормативные правовые акты Правительства РБ и республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству РБ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. Закон о племенном деле изложен в новой редакции Законом от 18.04.2022 № 162-З. Комментарий см. здесь. |
Закон о племенном деле определяет правовые и организационные основы племенного дела в животноводстве как комплекса зоотехнических, селекционных и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на создание, сохранение, улучшение полезных наследственных качеств племенных животных и их рациональное использование для получения (производства) продуктов животного происхождения.
Нормы Закона о племенном деле направлены на создание условий для сохранения генетических ресурсов, формирования рынка племенных животных и осуществления соответствующего государственного надзора и ведомственного контроля. В частности, ст.12-19 Закона о племенном деле определяются субъекты и объекты племенного животноводства, в ст.21-23 предусматривается ведение государственного реестра племенных животных, племенных стад и реестра субъектов племенного животноводства, а также устанавливается запрет на реализацию племенных животных, племенных стад, племенной продукции (материала) без племенного свидетельства и генетического сертификата и т.п.
В целях детального урегулирования соответствующих общественных отношений в ряде статей Закона о племенном деле (ст.8, 9, 21, 26, 28-34) содержатся бланкетные нормы, предоставляющие государственным органам право регулировать соответствующие правоотношения иными нормативными правовыми актами.
Обеспечению полноты правового регулирования, защите прав потребителей, стабильности правовых отношений, усилению ответственности государства за выполнение обязанностей в сфере социальных прав граждан способствует принятие законодателем ряда нормативных правовых актов, определяющих направление племенного животноводства как одного из видов экономической деятельности в государстве.
Так, постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1917 утверждена Республиканская программа по племенному делу в животноводстве на 2011-2015 годы, целью которой является совершенствование базы племенного животноводства и достижение уровня, соответствующего показателям развития животноводства европейских стран, увеличение генетического потенциала всех видов сельскохозяйственных животных, птицы, рыб, пчел.
Результатом выполнения мероприятий указанной программы должен стать рост на 17 % в среднем по республике производства валовой продукции животноводства за счет совершенствования селекционно-племенной работы и увеличения генетического потенциала сельскохозяйственных животных.
Постановлениями Минсельхозпрода РБ:
• от 30.08.2013 № 42 утверждены:
- Зоотехнические правила о порядке использования племенной продукции (материала);
- Зоотехнические правила о порядке мечения племенного животного, племенного стада;
- Зоотехнические правила о порядке создания и использования генофондных стад, банков спермы и эмбрионов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. постановлением Минсельхозпрода от 17.08.2022 № 85 внесены изменения в постановление № 42: изложены в новой редакции Зоотехнические правила о порядке использования племенной продукции (материала) и Зоотехнические правила о порядке создания и использования генофондных стад, банков спермы и эмбрионов; |
• от 03.09.2013 № 44 утверждены Зоотехнические правила о порядке определения продуктивности племенных животных, племенных стад, оценки фенотипических и генотипических признаков племенных животных.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. действуют Зоотехнические правила оценки селекционируемых признаков племенного животного, племенного стада, их расчета и измерения, утв. постановление Минсельхозпрода от 17.08.2022 № 84; |
• от 08.10.2013 № 56 утверждены Зоогигиенические правила, устанавливающие требования к содержанию и кормлению племенных животных, племенных стад, получению и хранению спермы, эмбрионов, инкубационных яиц, икры, личинок, пчелопакетов.
В соответствии с абзацами 5 и 6 ст.5, частью пятой ст.8, частью третьей ст.21 и частью первой ст.46 Закона о племенном деле Совет Министров РБ 22.11.2013 принял постановление № 1005 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О племенном деле в животноводстве» и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее - постановление № 1005).
Указанным нормативным правовым актом установлены требования, предъявляемые к субъектам племенного животноводства для последующего выполнения государственных программ в области племенного дела (далее - требования), дополнен единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень), а также утверждены:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник. С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться постановлением № 1005 в ред. постановления Совмина от 23.09.2022 № 633. |
• Положение о государственной племенной службе (далее - Положение о государственной племенной службе);
• Положение о порядке выдачи паспорта субъекта племенного животноводства (далее - Положение о порядке выдачи паспорта субъекта племенного животноводства);
• Положение о порядке выдачи племенного свидетельства (далее - Положение о порядке выдачи племенного свидетельства);
• Положение о порядке проведения генетической экспертизы и выдачи генетического сертификата (далее - Положение о порядке проведения генетической экспертизы и выдачи генетического сертификата);
• Положение о порядке формирования и использования данных государственной информационной системы в области племенного дела в животноводстве (далее - Положение о порядке формирования информационной системы).
Анализ основных изменений в регулировании племенного дела в животноводстве
Правовые новации, установленные постановлением № 1005, сводятся к следующему.
1. Субъектами племенного животноводства являются племенные хозяйства и иные юридические лица, осуществляющие деятельность в области племенного дела (ст.12 Закона о племенном деле). К племенным хозяйствам, в свою очередь, относятся племенной завод, племенной репродуктор, селекционно-гибридный центр, селекционно-генетический центр, генофондное хозяйство и иные юридические лица, которые осуществляют деятельность в области племенного дела (ст.13-18 Закона о племенном деле).
Согласно указанным нормам племенным животноводством могут заниматься исключительно юридические лица. Индивидуальные предприниматели, физические лица не являются субъектами племенного животноводства, т.е. не могут разводить племенных животных, заниматься производством и использованием племенной продукции (материала) в селекции.
Законодателем установлены такие ограничения в связи с защитой здоровья населения, зависящего от продуктов животного происхождения определенного качества, получение (производство) которых является конечной целью осуществления племенного дела в животноводстве (решение Конституционного Суда РБ от 13.05.2013 № Р-807/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О племенном деле в животноводстве»).
Для того чтобы субъекты племенного животноводства могли участвовать в выполнении государственных программ в области племенного дела, они должны соответствовать предъявляемым к ним общим и дополнительным требованиям.
Общими требованиями, установленными постановлением № 1005 к субъектам племенного животноводства, являются:
• наличие племенных животных с достоверным происхождением в отношении предков четырех поколений и зарегистрированных в государственном реестре;
• своевременное проведение в установленном порядке мечения племенных животных;
• ведение учета и внесение учетных данных в базы и банки данных племенной продукции (материала) субъектов племенного животноводства государственной информационной системы в области племенного дела в животноводстве;
• определения племенной (генетической) ценности животных в соответствии с зоотехническими правилами о порядке определения продуктивности племенных животных, племенных стад, оценки фенотипических и генотипических признаков племенных животных;
• создание условий содержания и кормления племенных животных, племенных стад, обеспечивающих максимальную реализацию их генетического потенциала;
• обеспечение ветеринарного благополучия;
• наличие в штате зоотехника-селекционера и техника по племенному делу;
• соблюдение минимальных требований к количественным и качественным показателям для различных видов субъектов племенного животноводства, установленных в приложениях 1-14 к постановлению № 1005 (подп.2.1 п.2 постановления № 1005).
Дополнительные требования к различным субъектам племенного животноводства регламентированы подп.2.2 п.2 постановления № 1005:
• для племенного завода;
• племенного репродуктора;
• селекционно-гибридного центра;
• селекционно-генетического центра;
• генофондного хозяйства;
• юридического лица по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
• юридического лица по трансплантации эмбрионов;
• юридического лица, осуществляющего деятельность по учету продуктивности племенных животных, племенных стад, оценке фенотипических и генотипических признаков племенных животных.
2. Единый перечень дополнен пп.7.26-7.28, которые регламентируют выдачу паспорта субъекта племенного животноводства, генетического сертификата, племенного свидетельства при реализации племенной продукции (материала) на экспорт и при реализации племенной продукции (материала) в Республике Беларусь.
Порядок осуществления данных административных процедур регламентируется соответствующими положениями, утвержденными постановлением № 1005.
3. Положение о государственной племенной службе определяет структуру и задачи государственной племенной службы, порядок назначения на должности и освобождения от должностей государственных инспекторов по племенному делу.
Государственное управление племенной службой и государственный надзор за племенным делом в республике осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ (далее - Минсельхозпрод) через отделы по племенному делу комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию областных исполнительных комитетов, главных зоотехников-селекционеров управлений сельского хозяйства и продовольствия районных исполнительных комитетов.
В состав государственной племенной службы входят:
• управление по племенному делу Минсельхозпрода;
• отделы по племенному делу комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию областных исполнительных комитетов;
• главные зоотехники-селекционеры управлений сельского хозяйства и продовольствия районных исполнительных комитетов.
На государственную племенную службу возлагается создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области племенного дела в животноводстве (далее - государственная информационная система), учет субъектов племенного животноводства, а также государственный надзор за племенным делом.
Специалисты управления по племенному делу Минсельхозпрода, отделов по племенному делу комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию областных исполнительных комитетов, главные зоотехники-селекционеры управлений сельского хозяйства и продовольствия районных исполнительных комитетов являются государственными инспекторами по племенному делу.
При выполнении возложенных на государственную племенную службу задач государственные инспекторы по племенному делу исполняют обязанности и пользуются правами, представленными контрольными (надзорными) органами в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности (п.8 указанного Положения).
4. Положением о порядке выдачи паспорта субъекта племенного животноводства определяется порядок выдачи паспорта субъекта племенного животноводства (п.7.26 Единого перечня).
Паспорт субъекта племенного животноводства выдается Минсельхозпродом при условии соответствия субъектов племенного животноводства предъявляемым требованиям и является основанием для их участия в реализации государственных программ в области племенного дела.
При рассмотрении заявления юридического лица осуществляется анализ информации, содержащейся в государственной информационной системе в области племенного дела в животноводстве, о количественных и качественных показателях продуктивности племенных животных, проводится обследование состояния материально-технической базы племенного хозяйства, ветеринарного благополучия племенных животных, племенных стад, устанавливается уровень проводимой селекционно-племенной работы в целях определения соответствия субъектов племенного животноводства требованиям, предъявляемым к ним.
Проведение данного анализа по поручению Минсельхозпрода осуществляется государственной племенной службой.
Решение об отказе в выдаче паспорта субъекта племенного животноводства принимается при выявлении несоответствий требованиям, предъявляемым к субъектам племенного животноводства, и может быть обжаловано в порядке, установленном в ст.30-32 Закона РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур».
5. Положение о порядке выдачи племенного свидетельства разработано на основании ст.28 Закона о племенном деле и определяет порядок выдачи племенного свидетельства:
- на племенных животных, племенные стада при их реализации;
- племенных животных, от которых получены эмбрионы, подлежащие реализации;
- племенных производителей, которые используются для воспроизводства пользовательских (товарных) стад, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим деятельность по получению (производству) продуктов животного происхождения;
- племенных производителей, от которых получена сперма, подлежащая реализации.
Племенные свидетельства (документ установленного образца, подтверждающий происхождение и племенную (генетическую) ценность племенного животного, племенного стада) формируются в электронном виде на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе.
Для получения племенного свидетельства субъектом племенного животноводства представляется заявление:
• в Белорусское государственное объединение по племенному животноводству «Белплемживобъединение» - при реализации племенной продукции (материала) на экспорт;
• в селекционно-генетические центры областей по территориальному признаку, перечисленные в п.5 данного Положения, - при реализации племенной продукции (материала) на территории Республики Беларусь.
Решение о выдаче племенного свидетельства указанными организациями принимается при условии, что информация, содержащаяся в государственной информационной системе, подтверждает происхождение и племенную (генетическую) ценность племенного животного, племенного стада.
Племенное свидетельство выдается в срок, установленный в п.7.28 Единого перечня (15 рабочих дней). Отказ в выдаче допускается при невыполнении указанного выше условия и может быть обжалован в порядке, установленном ст.30-32 Закона РБ от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон № 455-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 октября 2022 г. Законом от 10.10.2022 № 209-З внесены изменения в ст.30 и 31 Закона № 455-З, ст.32 Закона № 455-З исключена. |
6. Положение о порядке проведения генетической экспертизы и выдачи генетического сертификата разработано в соответствии с требованиями ст.31 Закона о племенном деле.
Генетическая экспертиза представляет собой комплекс исследований племенной продукции (материала), осуществляемых в целях оценки достоверности ее (его) происхождения и выявления генетических аномалий, по результатам которой на племенную продукцию (материал) выдается документ установленного образца (генетический сертификат), подтверждающий достоверность ее (его) происхождения и отсутствие генетических аномалий.
Проведение генетической экспертизы и выдача генетического сертификата осуществляются в лабораториях, аккредитованных в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь (далее - генетическая лаборатория).
Генетической экспертизе подлежат используемые для воспроизводства породы быки-производители, ремонтные бычки, хряки-производители, ремонтные хрячки, жеребцы-производители, ремонтные жеребчики и иная племенная продукция (материал).
Для проведения генетической экспертизы субъектом племенного животноводства в генетическую лабораторию представляются заявление и биологический материал, определенный генетической лабораторией.
Отбор образцов биологического материала для проведения генетической экспертизы осуществляется с соблюдением правил, установленных генетической лабораторией.
Подтверждение достоверности происхождения племенной продукции (материала) осуществляется методом ДНК-генотипирования не менее чем по 11 локусам (генетическим маркерам).
По результатам проведенной генетической экспертизы в срок 15 рабочих дней (п.7.27 Единого перечня) выдается генетический сертификат либо принимается решение об отказе в его выдаче.
Информация о результатах проведения генетической экспертизы включается в государственную информационную систему.
В случае наличия генетических аномалий племенная продукция (материал) не может использоваться субъектами племенного животноводства в селекции.
7. Положение о порядке формирования информационной системы разработано в соответствии с требованиями ст.21 Закона о племенном деле.
Государственная информационная система создана в целях государственного регулирования и управления в области племенного дела, получения достоверной информации (сведений) о субъектах племенного животноводства, происхождении, продуктивности и племенной (генетической) ценности племенных животных, племенных стад и включает в себя:
• центральный банк данных;
• реестр субъектов племенного животноводства;
• государственный реестр;
• банки данных племенной продукции (материала) субъектов племенного животноводства;
• племенные книги.
Обеспечиваемое Минсельхозпродом функционирование государственной информационной системы направлено на учет субъектов племенного животноводства; учет продуктивности племенных животных, племенных стад; оценку племенной (генетической) ценности племенных животных, племенных стад; обеспечение ведения племенных книг по породам племенных животных; формирование и выдачу племенных свидетельств на племенных животных при реализации их на племя; получение аналитической информации, необходимой для ведения селекции в животноводстве на субъекте племенного животноводства.
Положение о порядке формирования информационной системы определяет порядок формирования государственной информационной системы на республиканском, областном, районном уровне и уровне субъектов племенного животноводства.
Определены организации, осуществляющие разработку и внедрение комплекса программно-технических средств:
• в области племенного молочного и мясного скотоводства - информационно-вычислительное республиканское унитарное предприятие «ГИВЦ Минсельхозпрода»;
• в области племенного свиноводства, коневодства, птицеводства и рыбоводства - республиканское унитарное предприятие «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству»;
• в области овцеводства, козоводства - Белорусское государственное объединение по племенному животноводству.
Указанные организации также осуществляют: администрирование баз и банков данных племенной продукции (материала) субъектов племенного животноводства и их интеграцию на отраслевом уровне в центральный банк данных, разработку макетов для ввода исходной информации и централизованное ведение нормативно-справочной информации, сопровождение государственной информационной системы и функции системного администратора (п.5 Положения о порядке формирования информационной системы).
Ведение государственной информационной системы (внесение информации (сведений), сбор, хранение, актуализация и защита информации) осуществляется операторами - субъектами племенного животноводства, перечисленными в ст.12-18 Закона о племенном деле.
На республиканском уровне эксплуатацию информационной системы и оказание посредством ее информационных услуг осуществляет Белорусское государственное объединение по племенному делу в животноводстве «Белплемживобъединение». На областном и районном уровне операторами государственной информационной системы являются республиканские унитарные сельскохозяйственные предприятия, перечисленные в п.6 Положения о порядке формирования информационной системы.
Субъекты племенного животноводства, органы государственного управления в области племенного дела в животноводстве, другие заинтересованные юридические и физические лица пользуются документированной информацией государственной информационной системы в порядке, установленном Минсельхозпродом.
В Положении о порядке формирования информационной системы детально регламентирован порядок формирования:
• реестра субъектов племенного животноводства (глава 2);
• государственного реестра (глава 3);
• банков данных племенной продукции (материала) субъектов племенного животноводства (глава 4);
• племенных книг (глава 5);
• центрального банка данных (глава 6);
• использования данных государственной информационной системы (глава 7).
Права, обязанности и ответственность субъектов информационных отношений, ответственных за формирование и использование данных государственной информационной системы, содержатся в главе 8 Положения о порядке формирования информационной системы, которые соотносятся с нормами Закона № 455-З.
16.01.2014
Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»