


Материал помещен в архив
ВОПРОС
Организация проводит процедуру закупки в строительстве (переговоры) за счет собственных средств, применяя собственный порядок закупок. Один из участников в предложении указал на право применения преференциальной поправки к цене предложения в размере 15 %. В порядке закупок организации возможности применения префпоправки участниками не предусмотрено.
Как оценивать предложения участников в данном случае?
ОТВЕТ
Без учета преференциальной поправки.
При осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, применяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2021 г. Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь. С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках. |
Указанные выше НПА применяются только при наличии финансирования строительства объектов за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.
Установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве не применяются в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
Таким образом, при использовании собственных средств субъекты самостоятельно принимают решение о выборе контрагента, в том числе и на основании собственного порядка закупок с конкурентными процедурами закупок.
Но обращаем внимание, что преференциальная поправка применяется только на основании Указа № 223 и названного постановления, то есть если финансирование осуществляется за счет поименованных в Указе № 223 источников.
Устанавливать в собственных порядках закупок при использовании собственных средств правила применения преференциальной поправки в конкурентных процедурах не допускается в силу норм ст.24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», поскольку это может быть квалифицировано как создание преимущественных условий для участника, если иное не установлено законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Даже если при проведении конкурентной процедуры закупок при строительстве участник заявит о применении преференциальной поправки, она не применяется. Не допускается устанавливать ее на уровне локальных правовых актов организации в силу создания преимущественных условий.
22.05.2020
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, медиатор