


Материал помещен в архив
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Введение
2. Выбор варианта транспорта
3. Грузопотоки и грузооборот
4. Расчет количества транспортных средств
5. Организация и планирование перевозок
6. Терминальные перевозки
7. Транспортные тарифы
Прежде всего, уточним понятие «транспортировка грузов», под которым обычно понимают изменение местонахождения товарно-материальных ценностей при помощи транспортных средств. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.
По месту назначения транспортировки грузов различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыт) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему организации.
В настоящее время в организации эффективной деятельности транспортировке принадлежит ключевая роль, что объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику.
Сферой транспортной логистики является управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов.
Организация транспортной логистики на предприятии позволяет решать следующие задачи:
• создать транспортную систему;
• осуществлять совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
• обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;
• выбрать наиболее эффективный способ транспортировки и транспортное средство;
• определить рациональные маршруты доставки;
• оптимизировать транспортные расходы.
Решение логистической задачи по выбору варианта транспортировки заключается в определении исполнителей основных и сопутствующих перевозке операций. В связи с этим решение можно разделить на два этапа:
• выбор вида транспорта;
• выбор конкретного перевозчика на рынке транспортных услуг.
Выбор вида транспорта осуществляется во взаимной связи с другими задачами логистики, такими как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, является информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Обычно транспортировка грузов осуществляется следующими видами транспорта:
• железнодорожным;
• автомобильным;
• воздушным;
• морским;
• внутренним водным (речным);
• трубопроводным.
Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в таблице 1.
Таблица 1
|
||
Сравнительная характеристика видов транспорта
|
||
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | Высокая провозная и пропускная способность. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния |
Ограниченное число перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам продаж. Недостаточно высокая сохранность грузов |
Автомобильный | Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери». Высокая маневренность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Возможность отправки груза малыми партиями |
Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чистота |
Воздушный | Наивысшая скорость доставки грузов. Высокая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок |
Высокая себестоимость перевозок. Высокая капиталоемкость. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность |
Морской | Низкая себестоимость перевозок и провозная плата. Возможность выполнять перевозки массовых внешнеторговых грузов. Использование практически неограниченной пропускной способности путей сообщения, которая зависит от оснащения и потенциала порта |
Зависимость от естественно-географических и навигационных условий. Низкая скорость доставки, составляющая, как правило, 30-35 км/ч. Невысокая частота отправок (преимущественно больших партий). Необходимость строительства и содержания сложной инфраструктуры - портового хозяйства |
Речной | Высокая провозная способность по рекам. Низкая себестоимость перевозок массовых грузов, не требующих срочной доставки (инертные стройматериалы, лес и т.п.). Невысокие затраты на обустройство путей сообщения. Возможность перевозить большие партии грузов и обслуживать районы, не обеспеченные железнодорожной и автомобильной сетью |
Сезонность перевозок. Необходимость возведения гидротехнических сооружений. Привязанность в большинстве случаев к естественным путям сообщения. Относительно большие сроки доставки. |
Трубопроводный | Надежность и бесперебойность движения товарных потоков в любое время. Высокая пропускная способность. Более низкая, по сравнению с железнодорожным и водным транспортом, себестоимость |
Может использоваться для транспортировки только отдельных товарных потоков (нефти и газа и т.п.) |
Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
• время доставки;
• частота отправлений груза;
• надежность соблюдения графика доставки;
• способность перевозить разные грузы;
• способность доставить груз в любую точку территории;
• стоимость перевозки.
Анализ значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства, в первую очередь, принимают во внимание следующие:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки;
• стоимость перевозки.
Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
В рыночных условиях выбор вида транспорта часто осуществляется по критериям предпочтения, представленных в таблице 2.
Таблица 2
|
|||||
Сравнительная оценка видов транспорта по относительным критериям предпочтения
|
|||||
Критерий | Предпочтение по данному критерию | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Доступность обслуживаемой клиентуры |
А
|
Ж
|
Вз
|
Вд
|
Т
|
Возможность сочетания с другими видами транспорта |
А
|
Ж
|
Вд
|
Вз
|
Т
|
Время доставки |
В
|
А
|
Ж
|
Вд
|
Т
|
Интенсивность отправки грузов |
Т
|
А
|
Вз
|
Ж
|
Вд
|
Надежность соблюдения графика доставки |
Т
|
А
|
Ж
|
Вд
|
Вз
|
Способность перевозить разные грузы |
Ж
|
Вд
|
А
|
Вз
|
Т
|
Стоимость перевозки |
Вд
|
Т
|
Ж
|
А
|
Вз
|
Суммарный критерий |
А
|
Ж
|
Вд
|
Т
|
Вз
|
Примечание. А - автомобильный транспорт; Ж - железнодорожный транспорт; Вд - водный транспорт; Вз - воздушный транспорт; Т - трубопроводный транспорт. Суммарный критерий - число занятых мест по всем вышеуказанным показателям.
Таким образом, отправитель, заинтересованный в скорой доставке, делает выбор между воздушным и автомобильным транспортом, а стремящийся минимизировать стоимость перевозки - между водным и трубопроводным (при наличии такой возможности).
![]() |
Пример По критериям «доступность обслуживаемой клиентуры», «время доставки» и «стоимость перевозки» предпочтение целесообразно отдать автомобильному транспорту с суммарным критерием 7 против 8 у железнодорожного; в таблице 2 этот пример выделен жирным шрифтом. |
Выбор конкретного перевозчика на рынке транспортных услуг, являющийся вторым этапом нашего решения, можно осуществить, например, методом рейтинговой оценки перевозчиков. Для этого логистический менеджер транспортно-экспедиторской организации, изучив условия, критерии и ограничения, установленные заказчиком перевозки, проводит анализ рынка транспортных услуг. Основные критерии предварительного отбора перевозчиков приведены в таблице 3. Каждому критерию присвоен ранг значимости.
Таблица 3
|
|
Основные критерии выбора перевозчика
|
|
Содержание критерия | Ранг |
1. Надежность своевременной доставки |
1
|
2. Затраты на транспортировку |
2
|
3. Общее время доставки с учетом начально-конечных операций |
3
|
4. Готовность перевозчика к изменению тарифов |
4
|
5. Финансовая стабильность перевозчика |
5
|
6. Наличие дополнительного оборудования для грузопереработки |
6
|
7. Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке |
7
|
8. Экспедирование |
8
|
9. Сохранность груза |
9
|
10. Квалификация персонала |
10
|
11. Готовность перевозчика к изменению сервиса |
11
|
12. Возможность отслеживания движения отправок |
12
|
13. Гибкость маршрутов |
13
|
14. Пакетный сервис |
14
|
15. Процедура оформления заказа |
15
|
16. Качество организации продаж транспортных услуг |
16
|
17. Специальное оборудование |
17
|
Задача сводится к определению суммарного рейтинга по каждому перевозчику. Алгоритм решения - схема.
Схема
|
|||||||||||
Алгоритм выбора перевозчика
|
|||||||||||
Отбор и ранжирование факторов-критериев | |||||||||||
Маркетинговый анализ
|
|||||||||||
|
|||||||||||
▼ | |||||||||||
Предварительный выбор перевозчиков на рынке транспортных услуг
|
|||||||||||
Экспертный анализ
|
|||||||||||
|
|||||||||||
▼ | |||||||||||
Оценка степени удовлетворения перевозчика требованиям отобранных критериев
|
◄ | ||||||||||
|
|||||||||||
Вычисление рейтинга перевозчика по каждому фактору
|
|||||||||||
|
|||||||||||
Оценка суммарного рейтинга и выбор перевозчика
|
|||||||||||
Использование дополнительных критериев
|
|||||||||||
▼ | ▲ | ||||||||||
Перевозчик выбран
|
|||||||||||
|
|||||||||||
Окончание
|
![]() |
Пример Логистический менеджер в качестве критериев отбора принял (см. таблицу 4):
Анализ рынка транспортных услуг позволил установить трех перевозчиков, соответствующих логистическим требованиям к транспортировке груза. Уровень этого соответствия оценивался независимыми экспертами по 3-балльной системе: 1 - «хорошо», 2 - «удовлетворительно», 3 - «плохо». Суммарный рейтинг перевозчика по каждому критерию был определен с учетом рангов и весовых коэффициентов. Результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таким образом, с точки зрения экспертов сумма баллов у всех перевозчиков одинаковая (10 баллов), но, принимая во внимание ранг критерия с весовым коэффициентом, целесообразно выбрать перевозчика I, имеющего максимальный рейтинг. |
Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота.
Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих в организацию грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки - это количество грузов, перемещаемых между подразделениями организации. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.
Грузооборот - основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных организацией за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (см. таблицу 6).
Таблица 6
|
|||||
Шахматная ведомость грузооборота (условный пример)
|
|||||
(т)
|
|||||
Пункт отправления груза | Пункт назначения | Всего отправлено груза, тыс.т | |||
А | Б | В | Г | ||
А (склад комплектующих) |
-
|
10
|
12
|
8
|
30
|
Б (механический цех № 1) |
11
|
-
|
2
|
13
|
26
|
В (механический цех № 2) |
4
|
7
|
-
|
-
|
11
|
Г (сборочный цех) |
5
|
-
|
12
|
-
|
17
|
Всего прибыло груза, тыс.т |
20
|
17
|
26
|
21
|
84
|
Планово-экономические расчеты во внутризаводском планировании транспортировок производятся на базе наибольшего суточного грузооборота (Qсут) с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле (1):
Qсут = Qг / Д х Кн,
|
(1) |
где Qг - годовой грузооборот (по расчету из шахматной ведомости), т;
Д - число рабочих дней в году;
Кн - коэффициент неравномерности перевозок (обычно находится в интервале от 1,1 до 3,0).
Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).
Расчет количества транспортных средств
Количество транспортных средств (Ктс) определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле (2):
Ктс = Q х Кн / (qч х Fэф),
|
(2) |
где Q - грузооборот за расчетный период, т;
Кн - коэффициент неравномерности перевозок;
q - часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;
F - эффективный фонд времени работы транспорта, ч.
Часовая производительность транспортного средства qч определяется по формуле (3):
qч = qн х Кгр х 60 / Ттр,
|
(3) |
где qн - номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;
Кгр - коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;
Ттр - транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.
Организация и планирование перевозок
Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
В настоящее время организации применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расстояниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая - при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расстояниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.
Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов:
• маятниковые;
• веерные;
• кольцевые.
При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном - перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько других. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.
Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.
При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ: порядок обеспечения тарой; оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации, закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.
Организация перевозок состоит из трех элементов:
• технико-экономическое планирование;
• календарное планирование;
• оперативное руководство.
Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, потребное количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.
Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузочно-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.
Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.
Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные предприятия, использующие универсальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.
Грузовой терминал - специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основными функциями этих терминалов являются:
• маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
• оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
• сбор и развоз грузов;
• краткосрочное хранение;
• консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
• информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.
В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.
Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.
Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:
• завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;
• грузопереработка на терминале;
• линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
• плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
• сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
• правила исчисления плат и сборов.
Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:
• транспортной организации - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
• покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.
На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительные тарифы - тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
• сдельные тарифы на перевозку грузов;
• тарифы на повременное пользование грузовыми автомобилями;
• тарифы за перегон подвижного состава;
• договорные тарифы и др.
На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги, определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.
17.01.2014
Ирина Насонова, кандидат экономических наук, доцент