Расчет от 17.01.2014
Автор: Насонова И.

Организация транспортной логистики как фактор повышения эффективности деятельности организации


 

Материал помещен в архив

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Введение

2. Выбор варианта транспорта

3. Грузопотоки и грузооборот

4. Расчет количества транспортных средств

5. Организация и планирование перевозок

6. Терминальные перевозки

7. Транспортные тарифы

Введение

Прежде всего, уточним понятие «транспортировка грузов», под которым обычно понимают изменение местонахождения товарно-материальных ценностей при помощи транспортных средств. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.

По месту назначения транспортировки грузов различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыт) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему организации.

В настоящее время в организации эффективной деятельности транспортировке принадлежит ключевая роль, что объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику.

Сферой транспортной логистики является управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов.

Организация транспортной логистики на предприятии позволяет решать следующие задачи:

• создать транспортную систему;

• осуществлять совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

• обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;

• выбрать наиболее эффективный способ транспортировки и транспортное средство;

• определить рациональные маршруты доставки;

• оптимизировать транспортные расходы.

Выбор варианта транспорта

Решение логистической задачи по выбору варианта транспортировки заключается в определении исполнителей основных и сопутствующих перевозке операций. В связи с этим решение можно разделить на два этапа:

• выбор вида транспорта;

• выбор конкретного перевозчика на рынке транспортных услуг.

Выбор вида транспорта осуществляется во взаимной связи с другими задачами логистики, такими как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, является информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Обычно транспортировка грузов осуществляется следующими видами транспорта:

• железнодорожным;

• автомобильным;

• воздушным;

• морским;

• внутренним водным (речным);

• трубопроводным.

Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

Сравнительная характеристика видов транспорта
 
Вид транспорта Достоинства Недостатки
Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность.
Высокая регулярность перевозок.
Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок.
Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния
Ограниченное число перевозчиков.
Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу.
Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.
Низкая доступность к конечным точкам продаж.
Недостаточно высокая сохранность грузов
Автомобильный Высокая доступность.
Возможность доставки груза «от двери до двери».
Высокая маневренность.
Высокая скорость доставки.
Возможность использования различных маршрутов и схем доставки.
Возможность отправки груза малыми партиями
Низкая производительность.
Зависимость от погодных и дорожных условий.
Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.
Недостаточная экологическая чистота
Воздушный Наивысшая скорость доставки грузов.
Высокая сохранность груза.
Наиболее короткие маршруты перевозок
Высокая себестоимость перевозок.
Высокая капиталоемкость.
Зависимость от погодных условий.
Недостаточная географическая доступность
Морской Низкая себестоимость перевозок и провозная плата.
Возможность выполнять перевозки массовых внешнеторговых грузов.
Использование практически неограниченной пропускной способности путей сообщения, которая зависит от оснащения и потенциала порта
Зависимость от естественно-географических и навигационных условий.
Низкая скорость доставки, составляющая, как правило,
30-35 км/ч.
Невысокая частота отправок (преимущественно больших партий).
Необходимость строительства и содержания сложной инфраструктуры - портового хозяйства
Речной Высокая провозная способность по рекам.
Низкая себестоимость перевозок массовых грузов, не требующих срочной доставки (инертные стройматериалы, лес и т.п.).
Невысокие затраты на обустройство путей сообщения.
Возможность перевозить большие партии грузов и обслуживать районы, не обеспеченные железнодорожной и автомобильной сетью
Сезонность перевозок.
Необходимость возведения гидротехнических сооружений.
Привязанность в большинстве случаев к естественным путям сообщения.
Относительно большие сроки доставки.
Трубопроводный Надежность и бесперебойность движения товарных потоков в любое время.
Высокая пропускная способность.
Более низкая, по сравнению с железнодорожным и водным транспортом, себестоимость
Может использоваться для транспортировки только отдельных товарных потоков (нефти и газа и т.п.)

 

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

• время доставки;

• частота отправлений груза;

• надежность соблюдения графика доставки;

• способность перевозить разные грузы;

• способность доставить груз в любую точку территории;

• стоимость перевозки.

Анализ значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

• надежность соблюдения графика доставки;

• время доставки;

• стоимость перевозки.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

В рыночных условиях выбор вида транспорта часто осуществляется по критериям предпочтения, представленных в таблице 2.

Таблица 2

 

Сравнительная оценка видов транспорта по относительным критериям предпочтения
 
Критерий Предпочтение по данному критерию
1 2 3 4 5
Доступность обслуживаемой клиентуры
А
Ж
Вз
Вд
Т
Возможность сочетания с другими видами транспорта
А
Ж
Вд
Вз
Т
Время доставки
В
А
Ж
Вд
Т
Интенсивность отправки грузов
Т
А
Вз
Ж
Вд
Надежность соблюдения графика доставки
Т
А
Ж
Вд
Вз
Способность перевозить разные грузы
Ж
Вд
А
Вз
Т
Стоимость перевозки
Вд
Т
Ж
А
Вз
Суммарный критерий
А
Ж
Вд
Т
Вз

 

Примечание. А - автомобильный транспорт; Ж - железнодорожный транспорт; Вд - водный транспорт; Вз - воздушный транспорт; Т - трубопроводный транспорт. Суммарный критерий - число занятых мест по всем вышеуказанным показателям.

Таким образом, отправитель, заинтересованный в скорой доставке, делает выбор между воздушным и автомобильным транспортом, а стремящийся минимизировать стоимость перевозки - между водным и трубопроводным (при наличии такой возможности).

 

Пример

По критериям «доступность обслуживаемой клиентуры», «время доставки» и «стоимость перевозки» предпочтение целесообразно отдать автомобильному транспорту с суммарным критерием 7 против 8 у железнодорожного; в таблице 2 этот пример выделен жирным шрифтом.

 

Выбор конкретного перевозчика на рынке транспортных услуг, являющийся вторым этапом нашего решения, можно осуществить, например, методом рейтинговой оценки перевозчиков. Для этого логистический менеджер транспортно-экспедиторской организации, изучив условия, критерии и ограничения, установленные заказчиком перевозки, проводит анализ рынка транспортных услуг. Основные критерии предварительного отбора перевозчиков приведены в таблице 3. Каждому критерию присвоен ранг значимости.

Таблица 3

 

Основные критерии выбора перевозчика
 
Содержание критерия Ранг
1. Надежность своевременной доставки
1
2. Затраты на транспортировку
2
3. Общее время доставки с учетом начально-конечных операций
3
4. Готовность перевозчика к изменению тарифов
4
5. Финансовая стабильность перевозчика
5
6. Наличие дополнительного оборудования для грузопереработки
6
7. Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке
7
8. Экспедирование
8
9. Сохранность груза
9
10. Квалификация персонала
10
11. Готовность перевозчика к изменению сервиса
11
12. Возможность отслеживания движения отправок
12
13. Гибкость маршрутов
13
14. Пакетный сервис
14
15. Процедура оформления заказа
15
16. Качество организации продаж транспортных услуг
16
17. Специальное оборудование
17

 

Задача сводится к определению суммарного рейтинга по каждому перевозчику. Алгоритм решения - схема.

Схема

 

Алгоритм выбора перевозчика
 
  Отбор и ранжирование факторов-критериев  
           
       
Маркетинговый анализ
       
   
 
 
Предварительный выбор перевозчиков на рынке транспортных услуг
 
           
Экспертный анализ
       
 
   
       
 
Оценка степени удовлетворения перевозчика требованиям отобранных критериев
   
   
   
   
     
 
Вычисление рейтинга перевозчика по каждому фактору
   
   
   
     
 
Оценка суммарного рейтинга и выбор перевозчика
   
             
       
Использование дополнительных критериев
       
 
Перевозчик выбран
     
   
   
   
 
Окончание
 

 

Пример

Логистический менеджер в качестве критериев отбора принял (см. таблицу 4):

Таблица 4

 

Выбор критериев логистическим менеджером
 
Критерий Ранг
Надежность своевременной доставки
1
Затраты на перевозку
2
Финансовая стабильность перевозчика
5
Обеспечение сохранности груза
9
Возможность отслеживания движения отправок
12

 

Анализ рынка транспортных услуг позволил установить трех перевозчиков, соответствующих логистическим требованиям к транспортировке груза. Уровень этого соответствия оценивался независимыми экспертами по 3-балльной системе: 1 - «хорошо», 2 - «удовлетворительно», 3 - «плохо».

Суммарный рейтинг перевозчика по каждому критерию был определен с учетом рангов и весовых коэффициентов. Результаты расчетов представлены в таблице 5.

Таблица 5

 

Рейтинговая оценка и выбор перевозчика
 
Критерий Ранг Вес Перевозчик
I II III
оцен-ка рейтинг
(2 х 3 х
x 4)
оцен-ка рейтинг
(2 х 3 х
x 6)
оцен-ка рейтинг
(2 х 3 х
x 8)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Надежность своевременной доставки
1
5
(5/1)
3
15
1
5
2
10
Затраты на перевозку
2
2,5
(5/2)
1
5
2
10
3
15
Финансовая стабильность перевозчика
5
1
(5/5)
1
5
3
15
2
10
Обеспечение сохранности груза
9
0,55
(5/9)
3
14,55
2
9,9
2
9,9
Возможность отслеживания движения отправок
12
0,42
(5/12)
2
10,08
2
10,08
1
5,04
Суммарный рейтинг
10
49,93
10
49,98
10
49,94

 

Таким образом, с точки зрения экспертов сумма баллов у всех перевозчиков одинаковая (10 баллов), но, принимая во внимание ранг критерия с весовым коэффициентом, целесообразно выбрать перевозчика I, имеющего максимальный рейтинг.

Грузопотоки и грузооборот

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота.

Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих в организацию грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки - это количество грузов, перемещаемых между подразделениями организации. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот - основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных организацией за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (см. таблицу 6).

Таблица 6

 

Шахматная ведомость грузооборота (условный пример)
 
(т)
Пункт отправления груза Пункт назначения Всего отправлено груза, тыс.т
А Б В Г
А (склад комплектующих)
-
10
12
8
30
Б (механический цех № 1)
11
-
2
13
26
В (механический цех № 2)
4
7
-
-
11
Г (сборочный цех)
5
-
12
-
17
Всего прибыло груза, тыс.т
20
17
26
21
84

 

Планово-экономические расчеты во внутризаводском планировании транспортировок производятся на базе наибольшего суточного грузооборота (Qсут) с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле (1):

 

Qсут = Qг / Д х Кн,
(1)

 

где Qг - годовой грузооборот (по расчету из шахматной ведомости), т;

Д - число рабочих дней в году;

Кн - коэффициент неравномерности перевозок (обычно находится в интервале от 1,1 до 3,0).

Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).

Расчет количества транспортных средств

Количество транспортных средств (Ктс) определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле (2):

 

Ктс = Q х Кн / (qч х Fэф),
(2)

 

где Q - грузооборот за расчетный период, т;

Кн - коэффициент неравномерности перевозок;

q - часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;

F - эффективный фонд времени работы транспорта, ч.

Часовая производительность транспортного средства qч определяется по формуле (3):

 

qч = qн х Кгр х 60 / Ттр,
(3)

 

где qн - номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;

Кгр - коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;

Ттр - транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.

Организация и планирование перевозок

Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

В настоящее время организации применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расстояниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая - при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расстояниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов:

• маятниковые;

• веерные;

• кольцевые.

При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном - перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько других. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.

Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.

При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ: порядок обеспечения тарой; оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации, закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

Организация перевозок состоит из трех элементов:

• технико-экономическое планирование;

• календарное планирование;

• оперативное руководство.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, потребное количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузочно-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.

Терминальные перевозки

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные предприятия, использующие универсальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовой терминал - специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основными функциями этих терминалов являются:

• маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;

• оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;

• сбор и развоз грузов;

• краткосрочное хранение;

• консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;

• информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.

Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:

• завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;

• грузопереработка на терминале;

• линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

Транспортные тарифы

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

• плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

• сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

• правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

• транспортной организации - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

• покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительные тарифы - тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

• сдельные тарифы на перевозку грузов;

• тарифы на повременное пользование грузовыми автомобилями;

• тарифы за перегон подвижного состава;

• договорные тарифы и др.

На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги, определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.

 

17.01.2014

 

Ирина Насонова, кандидат экономических наук, доцент