


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Организация в ноябре 2011 г. направила в командировку в Украину работника, который работает в ней по совместительству и по месту основной работы находился в отгулах.
Относятся ли командировочные расходы на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?
ОТВЕТ: Относятся на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
При этом в затраты, не учитываемые при налогообложении, включаются затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном Трудовым кодексом РБ (далее - ТК) (подп.1.6 п.1 ст.131 НК).
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст.91 ТК).
Работником является лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (абзац 8 ст.1 ТК).
Совместительством является выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора (ст.343 ТК).
Гарантии и компенсации, предусмотренные работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются только по основному месту работы. Другие гарантии и компенсации, предусмотренные ТК, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными нормативными правовыми актами, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме (ст.349 ТК).
Обязанность нанимателя по возмещению работнику расходов, связанных со служебными командировками, установлена ст.95 ТК.
![]() |
Справочно За работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка. При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы: 1) по проезду к месту служебной командировки и обратно; 2) по найму жилого помещения; 3) за проживание вне места постоянного жительства (суточные); 4) иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы. |
При направлении работников в служебные командировки за границу следует руководствоваться Инструкцией о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115.
Нормы оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу установлены в приложении 1 к постановлению Минфина РБ от 30.01.2001 № 7.
Таким образом, организация при направлении внешнего совместителя в командировку за границу может включать в затраты, учитываемые при налогообложении, командировочные расходы в пределах норм, установленных законодательством.
29.02.2012 г.
Александр Савчук, экономист