


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ООО «СК»): Организация заключила договор с нерезидентом (Латвия) на выполнение предпроектных разработок.
1. Необходимо ли соблюдать требования, установленные Правилами заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297, при заключении данного соглашения?
2. Имеет ли право организация в составе вложений в объект отразить затраты по переводу с латышского языка свидетельства о регистрации нерезидента в Латвии, предоставляемого в ИМНС?
ОТВЕТ: 1. Необходимо.
До разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, к первому - четвертому классам сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам) заказчиками, застройщиками разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», далее - Указ № 26).
В целях исполнения требований Указа № 26 приняты Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 (далее - Правила № 297).
Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, и (или) выполнении изыскательских работ, и (или) осуществлении авторского надзора за строительством.
Договор должен соответствовать обязательным для заказчика и подрядчика требованиям, установленным Правилами № 297 и иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (п.2 Правил № 297).
Предметом договора являются разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнение изыскательских работ в соответствии с заданием на проектирование и исходными данными, предоставляемыми заказчиком, и (или) осуществление авторского надзора за строительством (п.3 Правил № 297).
Договорные отношения между заказчиком и подрядчиком при их согласии могут регулироваться путем применения международных типовых контрактов Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) с учетом необходимости соблюдения требований законодательства, в том числе требований, установленных Правилами № 297 (п.4 Правил № 297).
Указ № 26, Правила № 297 либо иные нормативные правовые акты в настоящее время не делают никаких исключений и изъятий при заключении договора, предметом которого будет разработка предпроектной (предынвестиционной) документации, а исполнителем (подрядчиком) по которому будет выступать нерезидент Республики Беларусь, обладающий необходимой компетенцией, квалификацией и соответствующий требованиям законодательства Республики Беларусь, предъявляемым к разработчикам предпроектной (предынвестиционной) документации.
Требования, аналогичные предусмотренным Указом № 26, в настоящее время закреплены и в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», п.1 ст.51 которого определено, что до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, к первому - четвертому классам сложности (за исключением возведения объектов по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам, а также объектов, перечисленных в п.5 ст.51 Закона № 300-З разрабатывается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов.
Предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывается заказчиком, застройщиком, проектной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими аттестат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, уполномоченной им организацией.
![]() |
Справочно Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства вправе без наличия аттестата соответствия, выдаваемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, осуществлять разработку предпроектной (предынвестиционной) документации (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). |
Предпроектная (предынвестиционная) документация утверждается заказчиком, застройщиком.
Состав предпроектной (предынвестиционной) документации для объектов в зависимости от их функционального назначения, порядок ее разработки и утверждения заказчиком, застройщиком определяются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
В настоящее время состав ППД и порядок разработки ППД определены ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.07.2014 № 196.
На основании вышеизложенных требований законодательства, в том числе с учетом того, что к разработке предпроектной (предынвестиционной) документации предъявляются специальные требования законодательства, организации-заказчику (резидент Республики Беларусь) при заключении договора с исполнителем (нерезидентом Республики Беларусь, в рассматриваемой ситуации - резидентом Латвии), предметом которого будет являться разработка предпроектной (предынвестиционной) документации, необходимо соблюдать требования законодательства Республики Беларусь, в том числе требования Правил № 297.
2. Затраты по переводу с латышского языка свидетельства о регистрации нерезидента в Латвии отражаются на счете 26 «Общехозяйственные затраты».
Затраты, понесенные заказчиком, застройщиком при строительстве, в бухгалтерском учете подразделяются на затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, и затраты, не увеличивающие стоимость объекта учета (п.4 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10, далее - Инструкция № 10).
Затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, подразделяются на затраты, предусматриваемые и не предусматриваемые сводным сметным расчетом стоимости строительства (далее - сводный сметный расчет).
К затратам, предусматриваемым сводным сметным расчетом, относятся затраты, включаемые в установленном порядке в сводный сметный расчет (п.5 Инструкции № 10).
Расходы по переводу документов, в том числе документов, связанных со строительством, согласно требованиям законодательства не являются затратами, предусматриваемыми сводным сметным расчетом.
Порядок составления сметной документации, в состав которой входит в том числе сводный сметный расчет, определен Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 (далее - Инструкция № 51).
Инструкция № 51 обязательна для применения при составлении сметной документации на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки (п.2 Инструкции № 51).
Вместе с тем ввиду отсутствия специального нормативного правового акта, устанавливающего порядок составления сметной документации при иных («небюджетных») источниках финансирования, положения Инструкции № 51 в части структуры расходов (затрат), включаемых в сводный сметный расчет, а также в части состава сметной документации используются при составлении сметной документации, в том числе сводного сметного расчета, всеми организациями.
Перечень затрат, не предусматриваемый сводным сметным расчетом, также предусмотрен п.5 Инструкции № 10.
Среди перечня затрат, не предусматриваемых сводным сметным расчетом, однако относимых на увеличение стоимости объекта строительства, расходы по переводу документов, в том числе документов, связанных со строительством объекта, прямо не предусмотрены.
Следует отметить, что перечень затрат, не предусматриваемых сводным сметным расчетом, но относимых на увеличение стоимости объекта строительства, не является закрытым.
В частности, п.5 Инструкции № 10 среди такого перечня затрат предусмотрены «другие затраты, непосредственно связанные со строительством».
Вместе с тем, по мнению автора, расходы по переводу нельзя рассматривать как затраты, непосредственно связанные со строительством, так как такие затраты связаны не с выполнением строительных, специальных, монтажных работ либо иных работ (услуг) по строительству объекта, а с управленческими нуждами заказчика (застройщика) в строительной деятельности.
Рассматриваемые затраты согласно пп.66 и 67 Инструкции № 10, п.28 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, п.10 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, следует отражать у заказчика (застройщика) на счете 26.
Данные затраты или часть данных затрат, отраженная на счете 26, могут быть отнесены на увеличение стоимости объекта строительства (списаны со счета 26 на счет 08) в порядке, установленном п.67 Инструкции № 10.
30.05.2018
Виктор Статкевич, аудитор
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Бухгалтерский учет в строительных организациях»