


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ООО «ГГ»): Организация, занимающаяся оптовой торговлей (строительством как видом деятельности не занимается), ведет реконструкцию офисного здания для дальнейшего использования в торговой деятельности.
Зданию требуется капитальный ремонт (нет электричества, газо- и водоснабжения). Проект на электричество сделан, работы ведутся подрядными организациями (оказываются услуги экскаватора по прокладке кабеля в земле, услуги по укладке кабеля). Организация приобрела кабель силовой, корпус металлический, счетчик электрический, автоматы.
1. Куда следует отнести данные расходы?
2. Если здание не введено в эксплуатацию, то будут ли расходы в данный момент участвовать в налогообложении или их можно отнести на счет 97 «Расходы будущих периодов»?
3. Будут ли внутренние работы по электричеству считаться текущим ремонтом или их стоит отнести к объектам основных средств?
4. Будет ли электрическая линия, которая идет по улице, являться основным средством?
5. Как оформить передачу материалов, которые приобрела организация для подрядчика, и как потом списать эти материалы?
ОТВЕТ: 1. Указанные работы относятся на увеличение стоимости здания.
В вопросе не указана информация о том, связаны ли между собой все вышеуказанные работы либо организация самостоятельно выполняет каждый из вышеперечисленных видов работ отдельно.
В том случае, если указанные в вопросе работы осуществляются в процессе проведения работ по реконструкции здания и согласно одной и той же проектно-сметной документации, то независимо от того, что отдельные виды работ можно отнести к работам по текущему либо капитальному ремонту, для целей классификации выполняемых работ и их отражения в бухгалтерском учете следует рассматривать выполняемые работы в совокупности, а не в отношении каждого их вида.
Следует обратить внимание, что согласно п.35 приложения Б «Перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений» к техническому кодексу установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)), утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (далее - ТКП 45-1.04-206-2010), в данный перечень включены работы, выполняемые при текущем ремонте, сопутствующие капитальному ремонту.
Согласно п.35 приложения В «Перечень основных видов работ, выполняемых при модернизации зданий и сооружений» к ТКП 45-1.04-206-2010 в указанный перечень включены работы, выполняемые при текущем ремонте, сопутствующие модернизации.
На основании вышеизложенного и с учетом информации, указанной в вопросе, даже в том случае, если отдельные виды работ будут являться работами, которые в соответствии с техническими нормативными правовыми актами можно отнести к работам по текущему либо капитальному ремонту, но проводимым в рамках работ по реконструкции, они будут признаваться работами по реконструкции здания.
Названные работы в соответствии с п.14 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26, следует для целей бухгалтерского учета квалифицировать как работы, увеличивающие стоимость ранее принятых в эксплуатацию объектов основных средств.
2. В том случае, если здание обоснованно не введено в эксплуатацию в связи с тем, что непригодно к использованию, проводимые работы по реконструкции здания будут отражаться на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» в соответствии с п.10 названной выше Инструкции, так как будут классифицированы как затраты, связанные с приведением объекта (здания) в состояние, пригодное для использования.
При этом необходимо отметить, что согласно п.10 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10 (далее - Инструкция № 10), затраты, понесенные заказчиком, застройщиком до начала строительства, учитываются по дебету счета 97. С даты начала строительства понесенные затраты включаются в состав затрат по незавершенному строительству и отражаются по дебету счета 08 и кредиту счета 97.
Данный порядок учета затрат применяется и в отношении работ по реконструкции, так как Инструкция № 10 устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете заказчика в строительной деятельности, застройщика в строительной деятельности стоимости объекта строительства при возведении, реставрации, реконструкции (п.1 Инструкции № 10).
3. Не будут.
4. Внешняя электрическая линия после завершения ее возведения будет являться самостоятельным объектом основных средств.
5. Порядок документального оформления материалов, приобретаемых заказчиком и передаваемых подрядчику для выполнения строительных работ, в настоящее время установлен Инструкцией № 10.
Передача материалов заказчика подрядной организации для выполнения строительных работ оформляется товарно-транспортной накладной ТТН-1 или товарной накладной ТН-2, формы которых утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 (п.22 Инструкции № 10).
Основанием для включения стоимости материалов заказчика в стоимость строительно-монтажных работ или работ по монтажу оборудования являются принятые в отчетном (расчетном) периоде акты сдачи-приемки строительных работ, к которым прилагается ведомость материалов заказчика, израсходованных подрядчиком при выполнении строительных работ. При этом по каждой позиции наименование, единица измерения и стоимость материала, включенного в ведомость, должны соответствовать наименованию, единице измерения и стоимости этого же материала, указанных заказчиком в накладной на передачу материалов (п.23 Инструкции № 10).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной. |
11.06.2015
Виктор Статкевич, аудитор
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Бухгалтерский учет в строительстве»