Вопрос-ответ от 02.10.2015
Автор: Раковец В.

Организация, зарегистрированная в г. Минске, оказывает в 2015 году безвозмездную помощь хоккейному клубу в виде денежных средств за счет применения коэффициента к ставкам налога на недвижимость в размере 1. Как поступить с частью высвободившихся средств, оставляемых по расчету на уплату налога на прибыль, если организация, оказывающая помощь, убыточна и налог на прибыль не платит? Правомерно ли их оставлять в распоряжении организации?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Организация, зарегистрированная в г. Минске, оказывает в 2015 году безвозмездную помощь хоккейному клубу в виде денежных средств за счет применения коэффициента к ставкам налога на недвижимость в размере 1.

Как поступить с частью высвободившихся средств, оставляемых по расчету на уплату налога на прибыль, если организация, оказывающая помощь, убыточна и налог на прибыль не платит? Правомерно ли их оставлять в распоряжении организации?

 

ОТВЕТ: Денежные средства оставлять у себя неправомерно.

Годовая ставка налога на недвижимость устанавливается для организаций (за исключением организаций, указанных в абзаце 3 части первой ст.188 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК) в размере 1 % (ст.188 НК).

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в два с половиной раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков, за исключением случая, указанного в части пятой ст.188 НК.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. часть пятая ст.188 НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З изложена в новой редакции.

 

Решением Минского городского Совета депутатов от 24.11.2010 № 62 (далее - решение № 62) установлены коэффициенты к ставкам налога на недвижимость:

• для юридических лиц (за исключением указанных в подп.1.2, 1.3, 1.6 п.1) в зависимости от экономико-планировочных зон:

- I-III зона - 2,0 (с 18 апреля 2015 г. - 2,5);

- IV-V зона - 1,8 (с 18 апреля 2015 г. - 2,3) (подп.1.1 п.1);

• для организаций, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь в установленном законодательством порядке Национальному олимпийскому комитету Республики Беларусь, государственным учреждениям (клубам) физической культуры и спорта по игровым видам спорта, имущество которых находится в коммунальной собственности г. Минска, спортивным организациям, имеющим в уставных фондах долю г. Минска более 25 % (далее - организации физкультуры и спорта), - 1,0 (часть первая подп.1.3 п.1).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 января 2017 г. решением Минского городского Совета депутатов от 21.12.2016 № 255 установлены новые коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и земельного налога.

 

Высвобожденные в результате применения коэффициента, установленного частью первой подп.1.3 п.1 решения № 62, средства за вычетом налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет, приходящихся на сумму этих средств, направляются на договорной основе организациям физкультуры и спорта на цели, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

Таким образом, высвобожденные в результате применения коэффициента 1,0 средства  направляются на договорной основе организациям физкультуры и спорта на цели, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи. При этом эти средства направляются за вычетом только налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет, приходящихся на сумму этих средств.

Поскольку организация убыточна, и по этой причине налог на прибыль не уплачивает, то у нее отсутствуют налоги (сборы) и иные обязательные платежи в бюджет, приходящиеся на сумму этих средств. Следовательно, по мнению автора, исходя из буквального понимания норм решения № 62, убыточной организацией все высвобожденные в результате применения коэффициента 1,0 средства направляются на договорной основе организациям физкультуры и спорта на цели, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

 

Пример (цифры условные)

Сумма налога на недвижность (если бы организация не оказывала помощь хоккейному клубу) составила 460 млн руб. В результате применения коэффициента 1,0 сумма налога на недвижность - 200 млн руб.

Общая сумма высвободившихся средств равна 260 млн руб., на эту же сумму уменьшатся затраты для целей налогообложения прибыли и увеличится налоговая база по налогу на прибыль.

Если бы организация была прибыльной, ей пришлось бы уплатить налог на прибыль с данного увеличения налоговой базы - 46,8 млн руб. (260 млн руб. х 18 / 100) (ставка налога на прибыль 18 %). В таком случае хоккейному клубу перечислялась бы сумма 213,2 млн руб. (260 млн руб. - 46,8 млн руб.).

Однако в указанной в вопросе ситуации организация убыточна, она не уплачивает налог на прибыль.

Следовательно, по мнению автора, в данном случае хоккейному клубу нужно перечислить 260 млн руб.

 

Высвобожденные в результате применения коэффициента 1,0 средства за вычетом налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет, приходящихся на сумму этих средств, направляются на договорной основе организациям физкультуры и спорта на цели, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

В некоторых случаях организации, обнаружив ошибку в неперечислении денежных средств организациям физкультуры и спорта (на расчетную сумму налога на прибыль при наличии убытка), обращаются к организациям физкультуры и спорта для составления дополнительных соглашений на увеличение суммы помощи. Однако отдельные организации физкультуры и спорта отказывают в подписании дополнительного соглашения, поскольку их бюджет на текущий год уже сформирован.

В таком случае организации-спонсоры расчетным путем корректируют ставку налога на недвижимость, что не предусмотрено действующим законодательством. В то же время законодательством вообще не предусмотрено, как следует поступать в таких случаях.

Организациям следует учитывать, что согласно п.3 ст.21 НК плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом НК и иными актами законодательства.

Положение части первой п.3 ст.21 НК распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании полученных ими от налоговых органов письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства.

 

02.10.2015

 

Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»