


Материал помещен в архив
ОРГАНИЗУЕМ ПРОХОЖДЕНИЕ ВОДИТЕЛЯМИ СТАЖИРОВКИ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Определение необходимости проведения стажировки
В целях обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии со ст.34 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны, в частности, организовывать перед допуском к работе проведение стажировки водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций РБ, т.е. в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 23.10.2012 № 46 (далее - Инструкция о порядке проведения стажировки водителей).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 ноября 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей в редакции постановления Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 25.09.2015 № 45. |
Необходимость стажировки также закреплена в п.26 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972.
Стажировка необходима в следующих случаях:
• при приеме на работу водителей, имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года;
• при переводе на другую марку (модель) автомобиля;
• при переводе на другой маршрут водителей маршрутных транспортных средств.
Выбор способа стажировки и назначение наставника
Проведение стажировки водителей-стажеров обеспечивается юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства, самостоятельно (п.5 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).
При отсутствии у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, условий для проведения стажировки стажировка водителей-стажеров проводится на основании договоров с другими юридическими лицами, эксплуатирующими транспортные средства и имеющими возможности для ее проведения.
При самостоятельном обеспечении нанимателем стажировки водителя назначается водитель-наставник, определяются продолжительность стажировки и транспортное средство, на котором будет проходить стажировка.
Для проведения стажировки водителей-стажеров юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства, определяется лицо из числа опытных водителей (водитель-наставник). Основанием для определения указанных лиц водителями-наставниками являются:
• наличие общего стажа работы на марке (модели) автомобиля, на котором проводится стажировка, не менее 3 лет;
• наличие квалификации водителя 1-2-го классов;
• отсутствие дорожно-транспортных происшествий по их вине на протяжении 3 последних лет;
• отсутствие за последний год работы нарушений трудовой дисциплины;
• качественное выполнение производственных заданий (п.7 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).
В случае отсутствия водителя-наставника по уважительной причине (болезнь, командировка и другие причины) для проведения оставшихся часов стажировки определяется другой водитель-наставник.
Количество водителей-наставников определяется исходя из количества водителей-стажеров и продолжительности стажировки.
Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей предусмотрена определенная продолжительность стажировки водителей (таблицы 1-5), которая зависит от стажа работы водителем механического транспортного средства.
Таблица 1 | ||
Продолжительность стажировки водителя автобуса (категории «D» или «D» и «DЕ») | ||
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя автобуса | Продолжительность стажировки водителя автобуса, не менее (часов) | |
осуществляющего городские и пригородные перевозки пассажиров, в т.ч. автомобильные перевозки для собственных нужд | осуществляющего междугородные и международные перевозки пассажиров | |
1. Стажировка водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, в случае, если: | ||
1.1. ранее не работал водителем автобуса |
112 |
- |
1.2. работал водителем автобуса менее 1 года |
64 |
- |
1.3. работал водителем автобуса более 1 года |
32 |
32 |
2. Стажировка водителей, переведенных на другую марку (модель) автобуса, в случае, если: | ||
2.1. не управлял автобусом категории М2 или М3 соответственно |
16 |
8 |
2.2. не управлял маркой (моделью) автобуса, на котором предстоит работать |
8 |
8 |
3. Стажировка водителей при переводе на другой маршрут, в случае, если: | ||
3.1. не работал на городском, пригородном или междугородном маршруте в регулярном сообщении |
8 |
8 |
3.2. работал на городском, пригородном или междугородном маршруте в регулярном сообщении |
одного оборотного рейса по маршруту |
Таблица 2 | |
Продолжительность стажировки водителя автомобиля-такси (категория «В») | |
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя автомобиля-такси | Продолжительность стажировки водителя автомобиля-такси, не менее (часов) |
1. Стажировка водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, в случае, если: | |
1.1. ранее не работал водителем автомобиля-такси |
24 |
1.2. работал водителем автомобиля-такси менее 1 года |
16 |
1.3. работал водителем автомобиля-такси более 1 года |
16 |
2. Стажировка водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля-такси, на котором предстоит работать |
4 |
Таблица 3 | |
Продолжительность стажировки водителя легкового автомобиля (категория «В») | |
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя легкового автомобиля | Продолжительность стажировки водителя легкового автомобиля, не менее (часов) |
1. Стажировка водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более одного года, в случае, если: | |
1.1. ранее не работал водителем легкового автомобиля |
16 |
1.2. работал водителем легкового автомобиля менее года |
8 |
1.3. работал водителем легкового автомобиля более 1 года |
8 |
2. Стажировка водителей, переведенных на другую марку (модель) легкового автомобиля, на котором предстоит работать |
4 |
Таблица 4 | ||
Продолжительность стажировки водителя грузового автомобиля (категории «В», «С» или «С» и «СЕ») | ||
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя грузового автомобильного транспортного средства | Продолжительность стажировки водителя грузового автомобиля, не менее (часов) | |
выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов, в т.ч. автомобильные перевозки для собственных нужд | выполняющего международные автомобильные перевозки грузов | |
1. Стажировка водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, в случае, если: | ||
1.1. ранее не работал водителем грузового автомобиля |
48 |
- |
1.2. работал водителем грузового автомобиля менее 1 года |
16 |
- |
1.3. работал водителем грузового автомобиля более 1 года |
16 |
одного рейса |
2. Стажировка водителей, переведенных на другую марку (модель) грузового автомобиля, на котором предстоит работать |
8 |
одного рейса |
3. Стажировка водителей при переводе на международный маршрут |
- |
одного рейса |
Таблица 5 | ||
Продолжительность стажировки водителей троллейбуса и трамвая (категории «I», «F») | ||
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя троллейбуса или трамвая | Продолжительность стажировки водителя, не менее (часов) | |
троллейбус | трамвай | |
1. Стажировка водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, в случае, если: | ||
1.1. ранее не работал водителем троллейбуса или трамвая |
250 |
200 |
1.2. работал водителем троллейбуса или трамвая менее 1 года |
70-140 | |
1.3. работал водителем троллейбуса или трамвая более 1 года |
40-70 | |
2. Стажировка водителей, переведенных на другую марку (модель) троллейбуса или трамвая |
7-14 (1-2 смены) | |
3. Стажировка водителей при переводе на другой маршрут |
7 (1 смена) |
Приказ о стажировке
Основанием для допуска водителя-стажера к прохождению стажировки, назначения водителя-наставника, определения продолжительности стажировки и транспортного средства, на котором будет проходить стажировка, является приказ руководителя юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку (п.11 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).
Пример оформления приказа о проведении стажировки
Общество с ограниченной
ответственностью «Весна»
(ООО «Весна»)
ПРИКАЗ
25.02.2013 № 4-л
г.Минск
О проведении стажировки
В соответствии с п.11 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23.10.2012 № 46,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. САВИЦКОГО Андрея Георгиевича, водителя автомобиля 2-го класса автотранспортного участка, направить на стажировку на грузовом автомобиле МАЗ 5516 продолжительностью 2 рабочих дня (16 часов) с 25 по 26 февраля 2013 г.
2. БОГОВЕНКО Виктора Сергеевича, водителя 1-го класса автотранспортного участка, назначить водителем-наставником стажировки Савицкого А.Г.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника автотранспортного участка Заморца Д.Г.
Директор общества | Подпись | И.Г.Федоров |
Визы | ||
С приказом ознакомлены: … |
Проведение стажировки
Стажировка водителей-стажеров должна проводиться на той марке (модели) автомобиля, на том маршруте (кроме автомобиля-такси и автомобильных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки), на котором они будут работать самостоятельно (п.6 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).
Наставник в период стажировки должен вести учет и оценку работы водителя-стажера в карточке стажировки водителя по форме согласно приложению 6 к Инструкции о порядке проведения стажировки водителей (п.12 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).
Также водитель-наставник не может покидать свое рабочее место во время нахождения водителя-стажера на месте водителя механического транспортного средства (п.13 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).
Водитель-стажер в период стажировки в свою очередь должен:
1) неукоснительно выполнять указания водителя-наставника, которые не противоречат нормативным правовым актам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
2) предъявлять водителю-наставнику для оформления карточку стажировки водителя в начале каждой рабочей смены и после ее окончания (п.14 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).
Продолжительность рабочей смены водителя-стажера определяется графиком и продолжительностью рабочей смены водителя-наставника (п.19 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).
Относительно структуры стажировки заметим, что согласно п.16 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей стажировка водителей-стажеров состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть стажировки проводится под руководством водителя-наставника и работников соответствующих структурных подразделений юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, и осуществляется как индивидуально с водителем-стажером, так и с группой водителей-стажеров, и включает:
• изучение конструкции и руководства по эксплуатации марки (модели) механического транспортного средства, на котором проводится стажировка;
• изучение порядка прохождения ежедневного технического обслуживания, технического обслуживания № 1 и технического обслуживания № 2 механического транспортного средства согласно техническому кодексу установившейся практики ТКП 248-2010 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения», утвержденному и введенному в действие постановлением Минтранса РБ от 13.05.2010 № 36, либо техническому кодексу установившейся практики ТКП 314-2011 «Техническое обслуживание и ремонт городского электрического транспорта. Нормы и правила проведения», утвержденному и введенному в действие приказом Минтранса РБ от 13.06.2011 № 294-Ц (в зависимости от вида транспортного средства, на котором проводится стажировка);
• изучение схемы маршрута, расписания движения, графиков работы водителей (для маршрутных транспортных средств);
• ознакомление с порядком получения и оформления путевой документации;
• ознакомление с порядком и схемой постановки механического транспортного средства на стоянку;
• ознакомление со схемой и особенностями движения по территории юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку;
• изучение правил пользования кассовым суммирующим аппаратом и порядка заполнения билетно-учетного листа (для автобуса).
Практическая часть стажировки заключается в самостоятельном управлении механическим транспортным средством водителем-стажером и проводится водителем-наставником.
Ход и качество проведения стажировки контролируются работниками юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку, в пределах их должностных обязанностей. Результаты контроля отражаются в карточке стажировки водителя (п.25 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).
Готовность работника, проходящего стажировку, к самостоятельной работе
По окончании стажировки наставник дает объективное заключение в карточке стажировки водителя о готовности водителя-стажера к самостоятельной работе на механическом транспортном средстве, на котором проводилась стажировка.
Для проверки профессиональной пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства и осуществляющим стажировку, назначается комиссия по проверке пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе (п.21 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).
По результатам проверки комиссия в карточке стажировки водителя дает заключение о возможности допуска водителя-стажера к самостоятельной работе.
Допуск к самостоятельной работе
После успешного прохождения работником стажировки водители-стажеры допускаются к работе после прохождения стажировки в соответствии с Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей (п.4 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей). Так, согласно п.23 данной Инструкции основанием для допуска водителя (юридического лица) к самостоятельной работе являются положительное заключение комиссии, оформленное в карточке стажировки водителя, и приказ руководителя.
Пример оформления приказа о допуске работника к самостоятельной работе
Общество с ограниченной
ответственностью «Весна»
(ООО «Весна»)
ПРИКАЗ
27.02.2013 № 214
г.Минск
О допуске к самостоятельной
работе Савицкого А.Г.
В соответствии с пп.4, 23 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 23.10.2012 № 46,
ДОПУСТИТЬ:
САВИЦКОГО Андрея Георгиевича, водителя автомобиля 2-го класса автотранспортного участка, к самостоятельной работе с 27.02.2013 в связи с прохождением им стажировки.
Основание: |
1. Заключение водителя-наставника Боговенко В.С. 2. Заключение комиссии по проверке пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе. |
Директор общества | Подпись | И.Г.Федоров |
Визы | ||
С приказом ознакомлены: … |
В случае непрохождения работником стажировки наниматель в зависимости от ситуации принимает решение о продлении стажировки, о переводе работника на другую работу или о расторжении с ним трудового договора.
Согласно п.24 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей карточка стажировки водителя после соответствующего оформления хранится у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства.
02.04.2013
Владимир Самосейко, юрист