Пособие от 02.04.2013
Автор: Самосейко В.

Организуем прохождение водителями стажировки в соответствии с новыми требованиями законодательства


 

Материал помещен в архив

 

ОРГАНИЗУЕМ ПРОХОЖДЕНИЕ ВОДИТЕЛЯМИ СТАЖИРОВКИ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Определение необходимости проведения стажировки

В целях обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии со ст.34 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны, в частности, организовывать перед допуском к работе проведение стажировки водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций РБ, т.е. в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 23.10.2012 № 46 (далее - Инструкция о порядке проведения стажировки водителей).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей в редакции постановления Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 25.09.2015 № 45.

 

Необходимость стажировки также закреплена в п.26 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972.

Стажировка необходима в следующих случаях:

• при приеме на работу водителей, имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года;

• при переводе на другую марку (модель) автомобиля;

• при переводе на другой маршрут водителей маршрутных транспортных средств.

Выбор способа стажировки и назначение наставника

Проведение стажировки водителей-стажеров обеспечивается юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства, самостоятельно (п.5 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).

При отсутствии у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, условий для проведения стажировки стажировка водителей-стажеров проводится на основании договоров с другими юридическими лицами, эксплуатирующими транспортные средства и имеющими возможности для ее проведения.

При самостоятельном обеспечении нанимателем стажировки водителя назначается водитель-наставник, определяются продолжительность стажировки и транспортное средство, на котором будет проходить стажировка.

Для проведения стажировки водителей-стажеров юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства, определяется лицо из числа опытных водителей (водитель-наставник). Основанием для определения указанных лиц водителями-наставниками являются:

• наличие общего стажа работы на марке (модели) автомобиля, на котором проводится стажировка, не менее 3 лет;

• наличие квалификации водителя 1-2-го классов;

• отсутствие дорожно-транспортных происшествий по их вине на протяжении 3 последних лет;

• отсутствие за последний год работы нарушений трудовой дисциплины;

• качественное выполнение производственных заданий (п.7 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).

В случае отсутствия водителя-наставника по уважительной причине (болезнь, командировка и другие причины) для проведения оставшихся часов стажировки определяется другой водитель-наставник.

Количество водителей-наставников определяется исходя из количества водителей-стажеров и продолжительности стажировки.

Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей предусмотрена определенная продолжительность стажировки водителей (таблицы 1-5), которая зависит от стажа работы водителем механического транспортного средства.

 

Таблица 1
 
Продолжительность стажировки водителя автобуса (категории «D» или «D» и «DЕ»)
 
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя автобуса Продолжительность стажировки водителя автобуса, не менее (часов)
осуществляющего городские и пригородные перевозки пассажиров, в т.ч. автомобильные перевозки для собственных нужд осуществляющего междугородные и международные перевозки пассажиров
1. Стажировка водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, в случае, если:
1.1. ранее не работал водителем автобуса
112
-
1.2. работал водителем автобуса менее 1 года
64
-
1.3. работал водителем автобуса более 1 года
32
32
2. Стажировка водителей, переведенных на другую марку (модель) автобуса, в случае, если:
2.1. не управлял автобусом категории М2 или М3 соответственно
16
8
2.2. не управлял маркой (моделью) автобуса, на котором предстоит работать
8
8
3. Стажировка водителей при переводе на другой маршрут, в случае, если:
3.1. не работал на городском, пригородном или междугородном маршруте в регулярном сообщении
8
8
3.2. работал на городском, пригородном или междугородном маршруте в регулярном сообщении
одного оборотного рейса по маршруту

 

Таблица 2
 
Продолжительность стажировки водителя автомобиля-такси (категория «В»)
 
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя автомобиля-такси Продолжительность стажировки водителя автомобиля-такси, не менее (часов)
1. Стажировка водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, в случае, если:  
1.1. ранее не работал водителем автомобиля-такси
24
1.2. работал водителем автомобиля-такси менее 1 года
16
1.3. работал водителем автомобиля-такси более 1 года
16
2. Стажировка водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля-такси, на котором предстоит работать
4
 
Таблица 3
 
Продолжительность стажировки водителя легкового автомобиля (категория «В»)
 
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя легкового автомобиля Продолжительность стажировки водителя легкового автомобиля, не менее (часов)
1. Стажировка водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более одного года, в случае, если:  
1.1. ранее не работал водителем легкового автомобиля
16
1.2. работал водителем легкового автомобиля менее года
8
1.3. работал водителем легкового автомобиля более 1 года
8
2. Стажировка водителей, переведенных на другую марку (модель) легкового автомобиля, на котором предстоит работать
4

 

Таблица 4
 
Продолжительность стажировки водителя грузового автомобиля
(категории «В», «С» или «С» и «СЕ»)
 
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя грузового автомобильного транспортного средства Продолжительность стажировки водителя грузового автомобиля, не менее (часов)
выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов, в т.ч. автомобильные перевозки для собственных нужд выполняющего международные автомобильные перевозки грузов
1. Стажировка водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, в случае, если:    
1.1. ранее не работал водителем грузового автомобиля
48
-
1.2. работал водителем грузового автомобиля менее 1 года
16
-
1.3. работал водителем грузового автомобиля более 1 года
16
одного рейса
2. Стажировка водителей, переведенных на другую марку (модель) грузового автомобиля, на котором предстоит работать
8
одного рейса
3. Стажировка водителей при переводе на международный маршрут
-
одного рейса

 

Таблица 5
 
Продолжительность стажировки водителей троллейбуса и трамвая
(категории «I», «F»)
 
Условия, определяющие продолжительность стажировки водителя троллейбуса или трамвая Продолжительность стажировки водителя, не менее (часов)
троллейбус трамвай
1. Стажировка водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении работ более 1 года, в случае, если:    
1.1. ранее не работал водителем троллейбуса или трамвая
250
200
1.2. работал водителем троллейбуса или трамвая менее 1 года
70-140
1.3. работал водителем троллейбуса или трамвая более 1 года
40-70
2. Стажировка водителей, переведенных на другую марку (модель) троллейбуса или трамвая
7-14 (1-2 смены)
3. Стажировка водителей при переводе на другой маршрут
7 (1 смена)

Приказ о стажировке

Основанием для допуска водителя-стажера к прохождению стажировки, назначения водителя-наставника, определения продолжительности стажировки и транспортного средства, на котором будет проходить стажировка, является приказ руководителя юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку (п.11 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).

Пример оформления приказа о проведении стажировки

Общество с ограниченной
ответственностью «Весна»
(ООО «Весна»)

 

ПРИКАЗ

 

25.02.2013 № 4-л

 

г.Минск

 

О проведении стажировки

 

В соответствии с п.11 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23.10.2012 № 46,

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. САВИЦКОГО Андрея Георгиевича, водителя автомобиля 2-го класса автотранспортного участка, направить на стажировку на грузовом автомобиле МАЗ 5516 продолжительностью 2 рабочих дня (16 часов) с 25 по 26 февраля 2013 г.

2. БОГОВЕНКО Виктора Сергеевича, водителя 1-го класса автотранспортного участка, назначить водителем-наставником стажировки Савицкого А.Г.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника автотранспортного участка Заморца Д.Г.

 

Директор общества Подпись И.Г.Федоров
     
Визы    
     
С приказом ознакомлены: …    

Проведение стажировки

Стажировка водителей-стажеров должна проводиться на той марке (модели) автомобиля, на том маршруте (кроме автомобиля-такси и автомобильных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки), на котором они будут работать самостоятельно (п.6 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).

Наставник в период стажировки должен вести учет и оценку работы водителя-стажера в карточке стажировки водителя по форме согласно приложению 6 к Инструкции о порядке проведения стажировки водителей (п.12 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).

Также водитель-наставник не может покидать свое рабочее место во время нахождения водителя-стажера на месте водителя механического транспортного средства (п.13 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).

Водитель-стажер в период стажировки в свою очередь должен:

1) неукоснительно выполнять указания водителя-наставника, которые не противоречат нормативным правовым актам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

2) предъявлять водителю-наставнику для оформления карточку стажировки водителя в начале каждой рабочей смены и после ее окончания (п.14 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).

Продолжительность рабочей смены водителя-стажера определяется графиком и продолжительностью рабочей смены водителя-наставника (п.19 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).

Относительно структуры стажировки заметим, что согласно п.16 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей стажировка водителей-стажеров состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть стажировки проводится под руководством водителя-наставника и работников соответствующих структурных подразделений юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства, и осуществляется как индивидуально с водителем-стажером, так и с группой водителей-стажеров, и включает:

• изучение конструкции и руководства по эксплуатации марки (модели) механического транспортного средства, на котором проводится стажировка;

• изучение порядка прохождения ежедневного технического обслуживания, технического обслуживания № 1 и технического обслуживания № 2 механического транспортного средства согласно техническому кодексу установившейся практики ТКП 248-2010 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения», утвержденному и введенному в действие постановлением Минтранса РБ от 13.05.2010 № 36, либо техническому кодексу установившейся практики ТКП 314-2011 «Техническое обслуживание и ремонт городского электрического транспорта. Нормы и правила проведения», утвержденному и введенному в действие приказом Минтранса РБ от 13.06.2011 № 294-Ц (в зависимости от вида транспортного средства, на котором проводится стажировка);

• изучение схемы маршрута, расписания движения, графиков работы водителей (для маршрутных транспортных средств);

• ознакомление с порядком получения и оформления путевой документации;

• ознакомление с порядком и схемой постановки механического транспортного средства на стоянку;

• ознакомление со схемой и особенностями движения по территории юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку;

• изучение правил пользования кассовым суммирующим аппаратом и порядка заполнения билетно-учетного листа (для автобуса).

Практическая часть стажировки заключается в самостоятельном управлении механическим транспортным средством водителем-стажером и проводится водителем-наставником.

Ход и качество проведения стажировки контролируются работниками юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства и осуществляющего стажировку, в пределах их должностных обязанностей. Результаты контроля отражаются в карточке стажировки водителя (п.25 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).

Готовность работника, проходящего стажировку, к самостоятельной работе

По окончании стажировки наставник дает объективное заключение в карточке стажировки водителя о готовности водителя-стажера к самостоятельной работе на механическом транспортном средстве, на котором проводилась стажировка.

Для проверки профессиональной пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе юридическим лицом, эксплуатирующим транспортные средства и осуществляющим стажировку, назначается комиссия по проверке пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе (п.21 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей).

По результатам проверки комиссия в карточке стажировки водителя дает заключение о возможности допуска водителя-стажера к самостоятельной работе.

Допуск к самостоятельной работе

После успешного прохождения работником стажировки водители-стажеры допускаются к работе после прохождения стажировки в соответствии с Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей (п.4 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей). Так, согласно п.23 данной Инструкции основанием для допуска водителя (юридического лица) к самостоятельной работе являются положительное заключение комиссии, оформленное в карточке стажировки водителя, и приказ руководителя.

Пример оформления приказа о допуске работника к самостоятельной работе

Общество с ограниченной
ответственностью «Весна»
(ООО «Весна»)

 

ПРИКАЗ

 

27.02.2013 № 214

 

г.Минск

 

О допуске к самостоятельной
работе Савицкого А.Г.

 

В соответствии с пп.4, 23 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 23.10.2012 № 46,

 

ДОПУСТИТЬ:

САВИЦКОГО Андрея Георгиевича, водителя автомобиля 2-го класса автотранспортного участка, к самостоятельной работе с 27.02.2013 в связи с прохождением им стажировки.

 

Основание: 

1. Заключение водителя-наставника Боговенко В.С.

2. Заключение комиссии по проверке пригодности водителя-стажера к самостоятельной работе.

 

Директор общества Подпись И.Г.Федоров
     
Визы    
     
С приказом ознакомлены: …    

 

В случае непрохождения работником стажировки наниматель в зависимости от ситуации принимает решение о продлении стажировки, о переводе работника на другую работу или о расторжении с ним трудового договора.

Согласно п.24 Инструкции о порядке проведения стажировки водителей карточка стажировки водителя после соответствующего оформления хранится у юридического лица, эксплуатирующего транспортные средства.

 

02.04.2013

 

Владимир Самосейко, юрист