


Материал помещен в архив
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ С УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ. СОХРАНЕНИЕ ПРАВА СОСТОЯТЬ НА УЧЕТЕ
Порядок снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий определен пп.32-35 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 (далее - Положение № 563, Указ № 563). Одновременно установлены случаи, когда за гражданами сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пп.36-40 Положения № 563).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 апреля 2020 г. Указ № 563 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 07.04.2020 № 121 утратил силу. Комментарий см. здесь. |
Рассмотрим порядок и основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также возможность сохранения за ними права состоять на таком учете по месту работы (службы) и по месту жительства.
Снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
Как правило, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий связано с улучшением ими своих жилищных условий. Вместе с тем законодательство не определяет понятия «улучшение жилищных условий». Улучшение жилищных условий наступает тогда, когда отпадают основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий приведен в п.3 Положения № 563. Под улучшением жилищных условий можно понимать:
• предоставление жилых помещений социального пользования (при отсутствии иных оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий);
• приобретение жилого помещения путем заключения гражданско-правовых сделок, если в результате такого приобретения обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15 м2 (для г. Минска - 10 м2) и более на одного проживающего и отсутствуют иные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;
• строительство жилого помещения в составе организации застройщиков либо путем заключения договора создания объекта долевого строительства, если в результате такого строительства обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15 м2 (для г. Минска - 10 м2) и более на одного проживающего и отсутствуют иные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;
• приобретение жилого помещения или его части в порядке наследования, если в результате такого наследования обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15 м2 (для г. Минска - 10 м2) и более на одного проживающего и отсутствуют иные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;
• выбытие из жилого помещения члена семьи, если в результате такого выбытия обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15 м2 (для г. Минска - 10 м2) и более на одного проживающего;
• выбытие самого гражданина в другой населенный пункт (при нахождении на учете по месту жительства).
Кроме того, принимая во внимание порядок улучшения жилищных условий, в результате которого основания нуждаемости отпадают, можно сказать, что, например, последствием расторжения брака граждан, впервые вступивших в брак и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию подп.3.1.11 п.3 Положения № 563, также будет улучшение жилищных условий, а значит, снятие с учета.
Исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий установлен в п.32 Положения № 563.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в следующих случаях.
1. Если отпали основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо заключения договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства (подп.32.1 п.32 Положения № 563).
Что касается места постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то исходя из общего порядка, установленного Положением № 563, граждане принимаются на учет, как правило, в конкретном населенном пункте.
![]() |
Справочно Населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, наименование и установленные в соответствующем порядке границы (абзац 6 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь»). |
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, улучшение жилищных условий также связано с населенным пунктом, в котором гражданин принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае улучшения жилищных условий в другом населенном пункте гражданин может быть снят с учета только при наличии его добровольного волеизъявления. |
Под добровольным волеизъявлением на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте подразумевается следующее.
Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по их месту жительства, желающие улучшить свои жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений в иных населенных пунктах (за исключением областных центров, г. Минска и населенных пунктов Минского района), включаются по их заявлениям в списки на получение льготных кредитов соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при принятии гражданами и членами их семей, включаемыми в списки на получение льготных кредитов, обязательств по их регистрации по месту жительства в построенных (реконструированных) или приобретенных с использованием льготных кредитов жилых помещениях (часть четвертая подп.1.9 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее - Указ № 13)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 января 2022 г. ч.4 подп.1.9 п.1 Указа № 13 изложена в новой редакции Указом от 01.10.2021 № 375. |
Кроме того, государственные органы, организации вправе организовать строительство жилых домов путем формирования организаций застройщиков либо привлечения дольщиков из числа работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы). Такое строительство может осуществляться в ином населенном пункте. Для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному основанию требуется добровольное волеизъявление работника на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте. При этом непосредственно снятие с учета гражданина, построившего жилое помещение в другом населенном пункте, осуществляется после государственной регистрации права собственности на это жилое помещение.
Особо следует отметить порядок снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае изменения законодательства.
![]() |
Пример 1 Гражданка была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до вступления в силу Указа № 563 (вступил в силу с 1 апреля 2014 г.) по основанию, предусмотренному подп.3.1.12 п.3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 (граждане, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, овдовевшие супруги, воспитывающие детей, не вступившие в новый брак, не имеющие в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями в населенном пункте по месту принятия на учет). Положением № 563 данное основание не предусмотрено. Вместе с тем в силу п.9 Указа № 563 граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу Указа № 563, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям. Таким образом, гражданка сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшать свои жилищные условия несмотря на то, что основания, по которому она ранее была принята на учет, законодательство не предусматривает. |
![]() |
Пример 2 Гражданин с составом семьи шесть человек, проживающий в г. Минске в квартире общей площадью 70 м2, с 1 января 2010 г. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла менее 15 м2 на одного человека (на каждого члена семьи приходилось 11,7 м2 общей площади жилого помещения). В связи с выбытием в 2013 году члена семьи в квартире осталось проживать пять человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения составила 14 м2. Данный гражданин сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, действовавшему на дату принятия его на учет, поскольку Указом Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 № 346 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», изменившим обеспеченность общей площадью жилого помещения в г. Минске (10 м2 - с 11 августа 2011 г.), также было предусмотрено сохранение права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу названного Указа. |
2. Выезд на место жительства в иной населенный пункт, за исключением случаев, если граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений (подп.32.2 п.32 Положения № 563).
По общему правилу учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по их месту жительства (п.5 Положения № 563).
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству), ведется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию - также и по их месту жительства (п.6 Положения № 563).
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, выезжая в другой населенный пункт, гражданин теряет основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в данном населенном пункте. Исключение - гражданин состоит по месту работы (службы). В таком случае основание нуждаемости в улучшении жилищных условий (например, граждане, проживающие в общежитии) меняется на основание, предусмотренное подп.3.1.1 п.3 Положения № 563. |
3. Прекращение трудовых (служебных) отношений с государственным органом, другой организацией, в которых граждане состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением случаев, предусмотренных п.37 Положения № 563 (подп.32.3 п.32 Положения № 563). Данное основание снятия с учета по своему содержанию сходно с предыдущим основанием, связанным с выездом на место жительства в иной населенный пункт. Учитывая, что граждане вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), при прекращении трудовых отношений с организацией они утрачивают право и состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в данной организации, за исключением особых случаев, определенных законодательством либо локальными актами организации, в том числе коллективным договором.
4. Представление не соответствующих действительности сведений либо в случае неправомерных действий должностных лиц, послуживших основаниями для принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп.32.4 п.32 Положения № 563).
Основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий могут являться недействительные документы, поданные при постановке на учет, либо сведения, указанные в таких документах.
![]() |
Пример 3 В форме заявления о постановке на учет (восстановлении на учете) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27.12.2010 № 28 (далее - постановление № 28) в приложении 1, содержатся строки, подлежащие заполнению непосредственно гражданином, принимаемым на учет (состоит ли данный гражданин на учете, предоставлялся ли ему земельный участок для строительства и обслуживания одноквартирного (блокированного) жилого дома). Обнаружение факта представления недействительных сведений, указанных в данных строках, служит основанием для снятия с учета.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 января 2020 г. следует применять форму заявления гражданина о принятии на учет (восстановлении на учете) нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленную постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 25.11.2019 № 23 (далее - постановление № 23). |
Кроме того, заключение договора найма жилого помещения частного жилищного фонда без намерения фактически проживать в нем также может расцениваться как представление недействительных документов.
В таких случаях необходимо принимать во внимание положение п.1 ст.167 Гражданского кодекса Республики Беларусь: сделка является недействительной по основаниям, установленным данным Кодексом либо иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2003 № 2 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с правом собственности на жилые помещения» заинтересованные лица могут обратиться в суд как с иском об установлении факта ничтожности сделки и применении последствий ее недействительности (если возник спор о факте, влекущем недействительность сделки), так и с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 марта 2022 г. следует руководствоваться п.31 постановления Пленума № 2 в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 31.03.2022 № 1. |
Последствиями недействительности сделки в данном случае будут расторжение договора найма жилого помещения и снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, для снятия граждан с учета по таким основаниям заинтересованное лицо должно обратиться в суд с требованием о применении последствий недействительности сделки.
Вместе с тем с 1 апреля 2016 г. при постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат оценке сведения о его проживании по месту регистрации по месту жительства. Так, выявление факта непроживания по месту регистрации в общежитии либо по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда служит основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
5. Подача гражданином заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп.32.5 п.32 Положения № 563).
Процедура снятия с учета по данному основанию установлена в подп.1.1.7 п.1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее - Перечень № 200).
Для принятия решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданин представляет в местный исполнительный и распорядительный орган, организацию по месту работы (службы), сельскохозяйственную организацию, в которых он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление, паспорта и иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан.
6. Непредставление в соответствии с п.30 Положения № 563 необходимых документов (подп.32.6 п.32 Положения № 563).
Пунктом 30 Положения № 563 установлена обязанность граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилых помещений социального пользования в зависимости от их дохода и имущества, представлять в местный исполнительный и распорядительный орган, иной государственный орган, другую организацию для уточнения данных, являющихся основанием для сохранения их права состоять на таком учете, регулярно по истечении 5 лет с даты постановки на учет (в течение 2 месяцев) сведения о доходе и имуществе, приходящихся на каждого члена семьи, по установленной форме, а также документы, подтверждающие право на получение жилого помещения социального пользования.
Форма сведений о совокупном доходе и имуществе гражданина и членов его семьи для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, установлена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.03.2006 № 44.
7. Добровольное волеизъявление граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 м2 (в г. Минске - менее 10 м2) на одного человека с использованием льготного кредита. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение (подп.32.7 п.32 Положения № 563).
Гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 м2 (в г. Минске - менее 10 м2) на одного человека, льготный кредит предоставляется при условии добровольного волеизъявления этих граждан и членов их семей, включенных в списки на получение льготных кредитов, на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (часть третья подп.1.5 п.1 Указа № 13).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 января 2022 г. ч.3 подп.1.5 п.1 Указа № 13 после слов «на одного человека» дополнена словами «либо однокомнатной квартиры совместно с членом семьи независимо от его пола, кроме супругов» Указом № 375. |
Следует отметить, что приобретение жилого помещения путем строительства (реконструкции) или с использованием льготного кредита влечет отказ в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня государственной регистрации права на это жилое помещение как самого гражданина, так и членов его семьи, за исключением случаев увеличения состава семьи в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей, а также военнослужащих в случае переезда из другого населенного пункта при назначении на должность (подп.4.8 п.4 Положения № 563). В связи с этим в случае снятия с учета нуждающихся по рассматриваемому основанию граждане даже при наличии у них оснований (как правило, при обеспеченности общей площадью менее установленной нормы) не могут быть восстановлены на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления.
8. Отчуждение с соблюдением требований законодательства земельного участка, предоставленного после 1 января 2011 г. гражданину в соответствии с законодательными актами как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп.32.8 п.32 Положения № 563).
Основание предоставления земельного участка гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено абзацем 8 части первой п.6 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 марта 2018 г. вместо абзаца 8 части первой п.6 Указа № 667 следует руководствоваться подп.7.7 п.7 Указа № 667 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463). |
При снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному основанию эти граждане, если они остаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право в установленном порядке быть принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления о принятии на такой учет и представления необходимых документов (п.34 Положения № 563).
9. Отказы (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказы (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке вступления в организацию застройщиков либо заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования) (подп.32.9 п.32 Положения № 563).
В данном случае под установленным порядком предоставления жилого помещения социального пользования, вступления в организацию застройщиков, заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу, понимается следующее.
В отношении жилых помещений социального пользования такой порядок определен п.64 Положения № 563. Согласно данному нормативному предписанию местный исполнительный и распорядительный орган извещает гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющего право на предоставление жилого помещения социального пользования, о предоставлении ему жилого помещения социального пользования заказным письмом с обратным уведомлением либо передает ему это извещение под подпись.
Гражданин, уведомленный о предоставлении ему жилого помещения социального пользования, либо его представитель, уполномоченный в установленном порядке, в течение 30 дней со дня получения такого извещения обязан обратиться в исполком с заявлением о предоставлении предлагаемого жилого помещения социального пользования или письменно отказаться от предоставления.
Необращение гражданина (его представителя) в указанный срок в местный исполнительный и распорядительный орган рассматривается как его отказ от предоставления предлагаемого ему жилого помещения социального пользования.
Этот срок продлевается на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (болезнь, нахождение за пределами населенного пункта, иная уважительная причина), при документальном подтверждении такой причины.
В части вступления в организацию застройщиков согласно п.2 ст.182 Жилищного кодекса Республики Беларусь для формирования организации застройщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственный орган, иная государственная организация при наличии земельного участка для строительства дома либо недостроенного здания, здания, подлежащего капитальному ремонту или реконструкции, дома, подлежащего продаже, определяет общее количество ее членов, письменно извещает о формировании организации застройщиков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с очередностью постановки их на такой учет.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.2 ст.161 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З. |
При этом государственный орган, иная государственная организация извещает гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о формировании организации застройщиков заказным письмом с обратным уведомлением либо передает ему это извещение под подпись.
Гражданин, уведомленный о формировании организации застройщиков, либо его представитель, уполномоченный в установленном порядке, в 30-дневный срок со дня получения такого извещения обязан обратиться в государственный орган, иную государственную организацию с заявлением о вступлении в организацию застройщиков или письменно отказаться от вступления в нее. К заявлению о вступлении в организацию застройщиков прилагаются документы, указанные в подп.1.1.23 п.1.1 Перечня № 200.
Необращение гражданина (его представителя) в указанный срок в государственный орган, иную государственную организацию рассматривается как его отказ от вступления в организацию застройщиков.
Этот срок продлевается на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему обратиться в государственный орган, иную государственную организацию (болезнь, нахождение за пределами населенного пункта, иная уважительная причина), при документальном подтверждении такой причины.
В отношении заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу, порядок предложения к заключению данного договора определен Указом Президента Республики Беларусь от 08.05.2013 № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений».
Согласно подп.1.6 п.1 данного Указа в месячный срок со дня принятия решения о распределении жилых помещений, строительство которых осуществляется по государственному заказу, городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах, другие государственные органы, иные организации, которым жилые помещения предоставлены для улучшения жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы, военной службы) и имеющих право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, письменно извещают граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с их очередностью о наличии подлежащих продаже жилых помещений, строительство которых осуществляется по государственному заказу.
В извещении о наличии подлежащих продаже жилых помещений, строительство которых осуществляется по государственному заказу, должны быть указаны основание для приобретения жилого помещения (наличие права (внеочередного права) на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений), место нахождения и предполагаемая дата приемки жилого дома в эксплуатацию, этажность и вид материала стен жилого дома, количественный и качественный состав жилых помещений, уровень благоустройства жилых помещений, стоимость строительства 1 м2 общей площади жилого помещения. Извещение о наличии подлежащих продаже жилых помещений направляется гражданину заказным письмом с обратным уведомлением либо передается ему под подпись.
Гражданин, желающий приобрести жилое помещение, в течение 10 рабочих дней после получения указанного извещения подает по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление о направлении его на заключение договора купли-продажи жилого помещения и документы, подтверждающие наличие права (внеочередного права) на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в соответствии с законодательством об административных процедурах, либо об отказе от приобретения жилого помещения. При этом гражданин направляется на оформление договора купли-продажи жилого помещения, при заключении которого учитываются состав его семьи и норматив общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, определяемые в соответствии с законодательством для получения государственной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
В случае если гражданин, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, уведомленный в установленном порядке о наличии подлежащих продаже жилых помещений, не заявил о своем намерении в порядке, приведенном в предыдущем абзаце, он считается отказавшимся от приобретения жилого помещения, о чем делается соответствующая отметка в учетном деле данного гражданина.
Предусмотренный 10-дневный срок продлевается на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему обратиться в городской, районный исполнительный комитет, местную администрацию района в городе, другой государственный орган, иную организацию (болезнь, нахождение за пределами населенного пункта, иная уважительная причина), при документальном подтверждении такой причины;
Таким образом, порядок направления предложений о предоставлении жилых помещений социального пользования, о вступлении в организацию застройщиков, о заключении договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу, четко урегулирован законодательством. При условии соблюдения изложенных процедур отказа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В случае нарушения данного порядка решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжаловано в установленном порядке.
При снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному основанию эти граждане, если они остаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право в установленном порядке быть принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления о принятии на такой учет и представления необходимых документов (п.34 Положения № 563).
10. Выявление в ходе уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, фактов, подтверждающих непроживание граждан по месту их регистрации по месту жительства в общежитиях, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения (за исключением случаев, когда у граждан имеются иные основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий).
Данное основание обусловлено требованиями Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 267.
Уточнение данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами ежегодно с 1 февраля по 1 мая, организациями, в которых граждане состоят на учете нуждающихся по месту работы (службы), - один раз в 5 лет по истечении 5 лет с даты постановки конкретного гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (части первая и вторая п.29 Положения № 563).
Аналогичное основание предусмотрено Положением № 563 для отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилых помещениях в общежитиях или в жилых помещениях частного жилищного фонда на основании договора найма жилого помещения, в которых они фактически не проживают (подп.4.7 п.4 Положения № 563).
Подтверждение фактического проживания гражданина в общежитии или в жилом помещении частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом, государственным органом, другой организацией, в которых гражданин состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем составления акта в произвольной письменной форме с указанием в нем сведений, подтверждающих фактическое проживание. К таким сведениям могут быть отнесены письменное подтверждение заведующего (директора) общежитием и (или) соседей и иные документы (сведения) по усмотрению местного исполнительного и распорядительного органа, государственного органа, другой организации.
![]() |
Обратите внимание! Граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для нахождения на учете (п.33 Положения № 563). |
Порядок снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
Снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится по решению местного исполнительного и распорядительного органа либо администрации иного государственного органа, другой организации совместно с профсоюзным комитетом, принявших их на учет. О принятом решении сообщается гражданину в письменной форме в 10-дневный срок со дня его принятия с указанием основания для снятия с учета.
Форма выписки из решения о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и форма извещения о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий установлены в приложениях 12 и 13 к постановлению № 28.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 января 2020 г. следует применять формы выписки из решения о снятии гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и извещения о снятии гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленный постановлением № 23. |
Решение о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть обжаловано в судебном порядке.
При этом следует принимать во внимание сроки обжалования. Так, жалоба на действия местного исполнительного комитета, иного государственного органа, другой организации, связанные с постановкой на учет и снятием с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подается в суд в месячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Месячный срок подачи жалобы исчисляется с момента, когда гражданин получил такое извещение.
Вместе с тем пропуск установленного срока для обращения в суд с жалобой не является препятствием для возбуждения дела. По заявлению лица, подавшего жалобу, суд в предварительном судебном заседании или в судебном заседании выясняет причины нарушения срока обращения с жалобой. Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом. Обязанность доказывания уважительности причин пропуска срока лежит на заявителе. Уважительными причинами могут быть признаны, в частности, тяжелая болезнь, беспомощное состояние заявителя, конкретные семейные обстоятельства, нахождение в командировке.
Сохранение права состоять на учете по месту жительства
В п.36 Положения № 563 определены случаи, когда за гражданами сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Такое право сохраняется за гражданами в случае их выезда на временное проживание в другой населенный пункт в связи:
1) с прохождением военной службы по призыву, направлением на альтернативную службу - в течение всего времени прохождения военной (альтернативной) службы и 1 года после ее окончания; призывом на службу в резерве, военными и специальными сборами - в течение всего времени прохождения службы в резерве и указанных сборов; прохождением военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин - на срок первого контракта (подп.36.1);
2) с условиями и характером работы или обучением - в течение всего времени выполнения работы или обучения (подп.36.2);
3) с исполнением обязанностей опекуна (попечителя), родителя-воспитателя детского дома семейного типа, приемного родителя приемной семьи - в течение всего времени исполнения этих обязанностей (подп.36.3).
В соответствии с законодательством опека и попечительство устанавливаются в следующих целях:
• для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей;
• для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
На опекунов и попечителей возложена обязанность заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под опекой или попечительством, создании этим лицам необходимых бытовых условий, об обеспечении ухода и лечения, а также защищать их права и законные интересы.
Кроме того, опекуны являются законными представителями опекаемых и вправе совершать от их имени и в их интересах все необходимые сделки. В частности, опекун может в интересах ребенка требовать установления порядка пользования жилым помещением, заключения отдельного договора найма и т. д.
Согласно ст.158 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье граждане, назначенные опекунами, попечителями, обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.
При вселении в жилое помещение нанимателя в качестве опекуна или попечителя каких-либо самостоятельных прав на это жилое помещение данное лицо не приобретает.
Кроме того, опекуны, попечители могут быть освобождены от своих обязанностей также по их личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами. К уважительным причинам относятся, например, заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т. п.
Гражданин, которому предоставлено право владения и пользования жилым помещением в качестве опекуна (попечителя), премного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, в случае отказа освободить это жилое помещение по прекращении опеки (попечительства) подлежит выселению в судебном порядке;
4) с заключением под стражу, осуждением к аресту, ограничению свободы, лишению свободы - в течение всего времени содержания под стражей, отбывания наказания по приговору суда (подп.36.4);
5) с пребыванием в организациях здравоохранения - в течение всего времени нахождения на лечении в них (подп.36.5);
6) с распределением или направлением на работу молодых рабочих (служащих), молодых специалистов - на срок их работы по распределению, направлению на работу (подп.36.6).
Кроме того, согласно абзацу 2 части первой п.40 Положения № 563 право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия на учет по месту жительства сохраняется за членами семьи гражданина, проживавшими совместно с ним и состоявшими с ним на учете, в случае смерти этого гражданина, расторжения брака или снятия его с учета при выезде на место жительства в другой населенный пункт, если у них имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Сохранение права состоять на учете по месту работы (службы)
За гражданами может быть сохранено право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не только по месту жительства (п.36 Положения № 563), но и по месту работы (службы) (п.37 Положения № 563) в следующих случаях:
1) увольнение в связи с выходом на пенсию (при условии назначения пенсии) или выходом в отставку независимо от последующего трудоустройства, в том числе в иной государственный орган, другую организацию (подп.37.1).
Следует отметить, что Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК) не содержит такого основания прекращения трудового договора, как выход на пенсию. Таким образом, на работника, достигшего пенсионного возраста, который оформил пенсию в данной организации и уволился в соответствии с п.2 ст.35 ТК (истечение срока трудового договора), распространяется право сохранить очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы. Такое же правило применяется при выходе в отставку.
Отсутствие регистрации по месту жительства в населенном пункте, где расположен государственный орган или другая организация, не влияет на сохранение права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) в случае увольнения в вышеуказанном порядке;
2) утрата трудоспособности, наступившая в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с исполнением трудовых (служебных) обязанностей, и повлекшая прекращение трудовых (служебных) отношений (подп.37.2);
3) избрание на выборные должности в государственные органы, а также назначение на должности в государственные органы Президентом Республики Беларусь (или по согласованию с ним), Советом Министров Республики Беларусь - на период работы (службы) в этих государственных органах (подп.37.3).
Так, например, согласно части первой ст.5 Закона Республики Беларусь от 04.11.1998 № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - 4 года.
В соответствии со ст.100 ТК работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в государственные органы, после окончания полномочий по выборной должности предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность), за исключением случаев ликвидации организации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.100 ТК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь. |
Исходя из вышеизложенного, за гражданами, избранными на выборные должности в государственные органы, а также назначенными на должности в государственные органы Президентом Республики Беларусь (или по согласованию с ним), Советом Министров Республики Беларусь, сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту работы (службы) на период работы (службы) в государственных органах;
4) наличие оснований и в течение сроков, предусмотренных в подп.36.1 п.36 Положения № 563: прохождение военной службы по призыву, направление на альтернативную службу - в течение всего времени прохождения военной (альтернативной) службы и 1 года после ее окончания; призыв на службу в резерве, военными и специальными сборами - в течение всего времени прохождения службы в резерве и указанных сборов; прохождение военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин - на срок первого контракта (подп.37.4);
5) направление организацией для получения образования - в течение всего времени получения образования (подп.37.5).
![]() |
Справочно Порядок направления граждан организацией для получения образования определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2005 № 834 «О некоторых вопросах направления работников для получения образования в учреждения образования за счет средств юридических лиц»; |
6) увольнение в связи с сокращением численности или штата работников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) - до даты трудоустройства в другую организацию. При трудоустройстве на новое место работы (службы) гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени постановки его на учет по прежнему месту работы (службы) с соблюдением условий постановки на учет, действующих в этой организации (подп.37.6).
При увольнении в связи с сокращением численности или штата работников, в том числе в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, гражданин сохраняет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту работы (службы) до момента его трудоустройства в другую организацию. При последующем трудоустройстве данный гражданин теряет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту работы;
7) выезд на постоянное место жительства в другой населенный пункт, если эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений (подп.37.7).
![]() |
Пример 4 Гражданин проживал в г. Лепеле, в котором расположено его рабочее место, состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), затем переехал в г. Витебск. В данном случае изменяется основание нуждаемости в улучшении жилищных условий на предусмотренное подп.3.1.1 п.3 Положения № 563: не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы)); |
8) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и коллективными договорами (подп.37.8).
В коллективных договорах могут быть предусмотрены дополнительные случаи сохранения за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы). Например, случаи сохранения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) при увольнении работника по собственному желанию при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (состояние здоровья, радиоактивное загрязнение территории и т. п.).
Помимо того, согласно абзацу 3 части первой п.40 Положения № 563 право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия на учет по месту работы (службы) сохраняется за работающими в одном государственном органе, другой организации членами семьи гражданина, состоявшего на учете, в случае его смерти, а за членами семьи гражданина, умершего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - независимо от места их работы, если у них имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, предоставленному при распределении, направлении на работу, с даты первоначальной постановки на такой учет по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, особый порядок сохранения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрен Положением № 563 в отношении отдельных категорий работников (сотрудников). Так, сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет по месту работы (службы) в отношении:
• военнослужащих в случае принятия их на военную службу (службу) в соответствующие государственные органы, организации в связи с присвоением им воинского или специального звания, а также в случае увольнения с военной службы (службы) в связи с выходом в отставку и продолжающих работу в данных госорганах, организациях;
• судей, назначенных на должность судьи в суды общей юрисдикции (части третья-пятая п.40 Положения № 563).
При этом такой порядок сохраняется при условии подачи заявления о принятии на учет в течение 6 месяцев со дня принятия на работу, службу, назначения на должность судьи, а также при условии, что со дня увольнения до даты принятия на работу, службу, назначения на должность судьи прошло не более 3 месяцев, и при наличии у гражданина оснований постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных п.3 Положения № 563, с учетом норм п.4 Положения № 563 (за исключением подп.4.4 и 4.6 п.4 Положения № 563).
Следует также учитывать порядок сохранения очередности по месту работы при переводе. Так, согласно п.38 Положения № 563 при переводе гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту работы (службы) со времени принятия его на учет по прежнему месту работы (службы).
![]() |
Обратите внимание! Государственный орган, другая организация по новому месту работы (службы) гражданина запрашивает в установленном порядке из государственного органа, другой организации по прежнему месту работы (службы) гражданина оригинал учетного дела этого гражданина, принимаемого на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. |
Постановка гражданина по новому месту работы (службы) осуществляется при наличии у него оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий, установленных в п.3 Положения № 563, при условии их действия на дату подачи заявления, а также с учетом норм, изложенных в п.4 Положения № 563, за исключением случаев, установленных законодательными актами. При этом ограничения постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренные в подп.4.4 и 4.6 п.4 Положения № 563, не применяются в случае, если граждане на момент перевода в установленном законодательством порядке состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы) в организациях, расположенных в пределах населенного пункта по новому месту работы (службы).
Заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту работы (службы) должно быть подано в течение 6 месяцев со дня поступления на работу (службу). При подаче заявления по истечении указанного срока гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления о принятии на такой учет.
В соответствии с п.39 Положения № 563 при переподчинении, реорганизации и смене собственника имущества государственного органа, другой организации граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на такой учет по новому месту работы (службы) в переподчиненном, реорганизованном государственном органе, другой организации со времени принятия на учет по прежнему месту работы (службы).
Следует отметить, что процедура принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп.38 и 39 Положения № 563 осуществляется по заявительному принципу.
![]() |
Обратите внимание! Основания нуждаемости в улучшении жилищных условий, условия принятия на такой учет рассматриваются с учетом даты подачи заявления о принятии на учет. |
То есть в случае принятия на учет гражданина, переведенного из другого населенного пункта в г. Минск, состоящего на учете по прежнему месту работы (службы) (например, в г. Гомеле), следует учитывать срок пребывания в г. Минске, необходимый для постановки на учет, а также отдельные основания постановки, действующие в г. Минске и отличные от оснований, действующих в г. Гомеле.
29.08.2016
Наталья Кухарчик, юрист, специалист в области жилищного законодательства