


Материал помещен в архив
ОСНОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
Общие основания назначения внеплановых проверок
Внеплановые проверки назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в т.ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.
Основания назначения |
Особенности назначения |
Реорганизация проверяемого субъекта, решение иностранной организации о прекращении деятельности открытого ею представительства на территории Республики Беларусь, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства) |
В соответствии со ст.53 Гражданского кодекса РБ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в т.ч. суда. В случаях, установленных законодательными актами, реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. От редакции: С 25 января 2013 г. взамен Закона № 423-З принят Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Процедуры экономической несостоятельности (банкротства) определены в ст.13 Закона № 415-З |
Проведение дополнительной проверки | Проводится для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам) либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок. При необходимости проведения проверок по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды по причине проверки дополнительных вопросов, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам), дополнительные проверки проводятся тем контролирующим органом, который первоначально проводил проверку, а по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) требований по проведению проверок - вышестоящим органом контролирующего органа, при его отсутствии - Министерством финансов РБ (далее - Минфин) и его территориальными органами (в пределах их компетенции) |
Поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) | Проверки в отношении проверяемых субъектов, подчиненных и (или) входящих в состав (систему) государственных органов и республиканских государственно-общественных объединений, проводятся ведомственными контрольно-ревизионными службами государственных органов по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам). Проверки в отношении иных проверяемых субъектов, не имеющих собственной контрольно-ревизионной службы, по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) проводятся Минфином и его территориальными органами. Проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) в государственных органах и руководящих органах общественных объединений проводятся центральным аппаратом Минфина. Действующим законодательством точное определение понятия «материалы, находящиеся в производстве органов уголовного преследования и судов», не дается. Таким образом, под указанное понятие может подпадать любой документ, зарегистрированный в органе уголовного преследования или поступивший в суд в установленном порядке |
Получение доказательств по делу об административном правонарушении | В соответствии со ст.1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) дело об административном правонарушении - обособленное производство, которое включает в себя заявление, сообщение об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о наложении административного взыскания и иные материалы, относящиеся к административному правонарушению. Относящимися к делу об административном правонарушении признаются доказательства, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для данного дела. Не являются относящимися к делу доказательства, которые не способны устанавливать или опровергать подлежащие доказыванию обстоятельства. Допустимыми признаются доказательства, полученные в установленном порядке и из предусмотренных законом источников. Достоверными признаются доказательства, если они соответствуют действительности. Достаточными признаются доказательства, когда их совокупность позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию |
Возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, ухудшение гигиенических показателей среды обитания человека (по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований) | Санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое обследование по санитарно-эпидемическим показаниям проводится для проверки информации о возникновении инфекционного заболевания (подозрении его возникновения); об ухудшении гигиенических показателей среды обитания человека; об ухудшении показателей безопасности производимых и (или) реализуемых товаров (работ, услуг). Постановлением Минздрава РБ от 28.06.2008 № 110 утверждена Инструкция о порядке проведения санитарно-гигиенического и эпидемиологического обследования |
Необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав | При применении данного основания учитывается то, что согласно ст.103 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК) возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, производится в следующем порядке: - в течение одного месяца, а при наличии у плательщика оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов в периоде, за который осуществляется возврат, - в течение десяти рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о проведении возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Налоговые органы в указанном случае самостоятельно производят зачет, и в течение пяти рабочих дней со дня его проведения сообщают о нем плательщику. Решение, принятое налоговым органом по заявлению плательщика о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в период проведения зачетов по предыдущим решениям, принимается к исполнению при полном зачете разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по предыдущим решениям либо по истечении одного месяца, а при наличии у плательщика оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов в периоде, за который осуществляется возврат, - по истечении десяти рабочих дней с даты принятия предыдущего решения. |
Необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством | В соответствии с подп.1.11 п.1 ст.22 Общей части НК плательщик обязан обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения. Плательщикам (иным обязанным лицам), не обеспечившим сохранность бухгалтерских и иных связанных с налогообложением документов либо не обеспечившим ведение учета в соответствии с требованиями Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», налоговый орган может предложить восстановить бухгалтерский учет (учет доходов и расходов) с установлением срока для восстановления учета, но не свыше 3 месяцев. Предложение по восстановлению учета вносится в форме письменного требования налогового органа в адрес плательщика (иного обязанного лица). Восстановление бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) проводится путем получения плательщиком (иным обязанным лицом) надлежащим образом заверенных копий первичных учетных документов у лиц, с которыми производились хозяйственные операции, у обслуживающего банка и других юридических лиц с последующей их систематизацией и отражением в регистрах аналитического и синтетического учета. От редакции: С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» |
Проведение внеплановой тематической оперативной проверки | Связана с необходимостью оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности в соответствии с установленным законодательством перечнем вопросов. Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции органами Комитета государственного контроля РБ, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте РБ, Министерством по налогам и сборам РБ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Государственным комитетом по стандартизации РБ и их территориальными органами, Национальным банком РБ и его главными управлениями по областям, подразделениями Государственной автомобильной инспекции, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций РБ и ее филиалами. При проведении проверок без указания конкретного проверяемого субъекта внеплановая тематическая оперативная проверка может проводиться в отношении любых проверяемых субъектов, осуществляющих деятельность на территории, указанной в предписании, а в целях установления фактов осуществления деятельности без государственной регистрации, проверки соблюдения порядка уплаты единого налога и по вопросам соблюдения законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, о государственном регулировании производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий, об обороте на территории Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива также в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. При этом внеплановая тематическая оперативная проверка может проводиться одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в т.ч. расположенных на территориях разных административно-территориальных единиц |
Расследование причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследование аварий, в т.ч. строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий | Согласно Инструкции о порядке организации расследования аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной постановлением МЧС РБ от 29.07.2008 № 80, материалы расследования должны включать: - распорядительный документ о создании комиссии по расследованию чрезвычайной ситуации; - акт расследования причин аварий, бедствий, катастроф, приведших к возникновению чрезвычайной ситуации; - планы, схемы, эскизы, фотоснимки (видеоматериалы); - докладные записки руководителей аварийно-спасательных и иных служб, которые привлекались для ликвидации чрезвычайной ситуации (к докладной записке прикладываются схемы расстановки сил и средств); - протоколы опроса свидетелей (очевидцев), лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов; - материалы (справки, выписки, заключения экспертов), характеризующие обстоятельства и причины чрезвычайной ситуации; - мероприятия по устранению причин возникновения чрезвычайных ситуаций и их профилактике; - предложения о привлечении к ответственности юридических и физических лиц, работников организаций за допущенные нарушения нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, повлекшие (способствующие) возникновение чрезвычайных ситуаций; - другие материалы в зависимости от характера произошедшей чрезвычайной ситуации. При расследовании дорожно-транспортного происшествия (ДТП) необходимо установить: - дату происшествия; - точное его время (местное); - место происшествия (в городе - улицу, район; на дороге - категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, - принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу); - модель и номерной знак транспортного средства; - число погибших и раненых (в т.ч. водителей, механизаторов, пассажиров, пешеходов); - техническое состояние транспортного средства; - характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза; - водитель, механизатор транспортного средства: фамилия, имя, отчество, класс, год рождения, квалификация, стаж работы (общий, водительский, на данном предприятии, данном транспортном средстве (по возможности те же сведения даются о других участниках происшествия); - состояние водителя (здоров, трезв, утомлен) - только по заключению врача; - на каком часу работы водителя произошло происшествие; - цель поездки - по наряду; - вид перевозок - международные, междугородные, городские, пригородные, сельские; - по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута; - вид дорожно-транспортного происшествия; - погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.); - условия видимости (на каком расстоянии просматривается дорога); - дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов); - очевидные причины происшествия. Выяснить: - обстоятельства происшествия; - все нарушения, повлекшие за собой происшествие или способствующие его возникновению; - в отношении водителя, находящегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель, механизатор пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей и механизаторов к управлению транспортными средствами на предприятии, хозяйстве возможность выезда их в рейс в нетрезвом состоянии, не связано ли употребление спиртных напитков с незаконным использованием транспортного средства в личных целях. Выявить лиц, в результате нарушений которыми требований правил, инструкций, приказов произошло ДТП и конкретные нарушения каждого из них. Оценить: - действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения; - дорожные условия и их возможное влияние на данное происшествие; - имеется ли связь между причинами происшествия и упущениями в работе по обеспечению безопасности движения службами предприятия, хозяйства, для чего необходимо проверить: налажен ли контроль за работой водителей на линии и правильным оформлением путевых листов и товарно-транспортных документов, исключающих возможность самовольного использования транспортных средств (отмечаются ли время выезда и возвращения в гараж, показания спидометра и т.д.); принимает ли служба эксплуатации (специалист) предприятия меры по пресечению нарушений порядка оформления путевых листов и товарно-транспортных документов; принимаются ли меры к установлению места нахождения водителей, не прибывших своевременно в гараж; режим работы и отдыха водителей данного транспортного средства в предшествующий происшествию период; имелись ли у водителя случаи ДТП и нарушений трудовой и транспортной дисциплины ранее и каким взысканиям он подвергался; как организовано на предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства; какие меры принимаются к водителям, нарушившим правила дорожного движения, требования нормативных документов (перегруз транспортного средства, перевозка пассажиров грузовыми автомобилями и др.); обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы транспортного средства данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков; проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах; выполнялись ли правила перевозки людей на грузовых автомобилях; техническое состояние транспортного средства перед выездом в рейс: кто осуществлял технический контроль водителей, когда и кем производилось последний раз техническое обслуживание транспортного средства, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на их устранение со стороны водителя, механизатора данного транспортного средства, как они были устранены; как на предприятии организовано техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, соблюдается ли периодичность их технического обслуживания; как работает на предприятии комиссия по обеспечению безопасности движения; соблюдается ли порядок стажировки водителей |
Проведение государственного надзора за эксплуатацией потенциально опасных объектов | Промышленный надзор осуществляется Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ. Промышленный надзор осуществляется посредством проведения обследований потенциально опасных объектов, контроля за ходом строительства (сооружения, изготовления, модернизации, реконструкции) потенциально опасных объектов, изготовлением (эксплуатацией) технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, в порядке, согласованном с Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ. Постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2008 № 2056 утверждено Положение о государственном надзоре в области промышленной безопасности |
Необходимость проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности | Главной задачей органов государственного строительного надзора является контроль и надзор за соблюдением участниками строительной деятельности требований законодательства Республики Беларусь, в т.ч. технических нормативных правовых актов, а также утвержденной проектной документации в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности объектов строительства, реконструкции, расширения, реставрации, капитального ремонта (далее - строительство), соблюдения установленного порядка строительства объектов, государственной защиты интересов потребителей строительной продукции и общества. Надзор в строительстве и контроль соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, в т.ч. надзор за эксплуатационной надежностью и безопасностью объектов строительства; реконструкцией, расширением, реставрацией, капитальным ремонтом, соблюдением установленного порядка строительства всех объектов независимо от назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства, а также объектов, подконтрольных другим органам государственного надзора в соответствии с законодательством; соблюдением участниками строительной деятельности законодательства, утвержденной проектной документации, требований строительных норм и стандартов, за соответствием применяемых при строительстве объектов материалов, изделий и конструкций проектным решениям; соответствием проектов и смет требованиям нормативов и стандартов осуществляется Департаментом контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации РБ |
Проведение встречной проверки | Проводится на основании выданного в отношении проверяемого субъекта предписания для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям. Встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин (далее - БВ), с субъектами хозяйствования - иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, - 500 БВ. Данные требования не применяются в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) |
Необходимость проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних 6 месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания) | В соответствии с подп.1.5 п.1 Указа Президента РБ от 13.06.2008 № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списании» по решению руководителя налогового органа проводится проверка, в ходе которой устанавливается факт неосуществления организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних 6 месяцев подряд, предшествующих дню начала проверки данного факта. Основанием для проведения этой проверки являются: - получение от таможенных органов и органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - органы Фонда) сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих исключительно задолженность, со дня выявления которой истек 3-летний срок, и наличие (отсутствие) по данным налоговых органов у организаций и индивидуальных предпринимателей исключительно задолженности, со дня выявления которой истек 3-летний срок; - получение сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих исключительно задолженность, со дня выявления которой истек 3-летний срок, только от таможенных органов или только от органов Фонда, наличие (отсутствие) по данным налоговых органов у организаций и индивидуальных предпринимателей исключительно задолженности, со дня выявления которой истек 3-летний срок, и подтверждение по запросу налоговых органов таможенными органами или органами Фонда, не направившими указанные сведения, факта отсутствия у организаций и индивидуальных предпринимателей задолженности; - наличие по данным налоговых органов у организаций и индивидуальных предпринимателей исключительно задолженности, со дня выявления которой истек 3-летний срок, и подтверждение таможенными органами и органами Фонда по запросам налоговых органов факта отсутствия у организаций и индивидуальных предпринимателей задолженности |
Проведение контрольной проверки | Проводится для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки. Руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель (уполномоченный руководитель структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа), подписавший (утвердивший) такое требование (предписание), не позднее 2 рабочих дней со дня получения сообщения вправе назначить проведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений |
Заявление проверяемого субъекта | Заявление проверяемого субъекта должно быть добровольным и представлено уполномоченным лицом |
Специальные основания назначения внеплановых проверок
Внеплановые проверки назначаются по поручениям Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ; Председателем Комитета государственного контроля РБ и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции; Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции; руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа).
Основания назначения |
Особенности назначения |
При наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки) | При применении данного основания учитывается, что при отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в т.ч. руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок. Большинство проверочных мероприятий связано с выявлением нарушений, являющихся административными правонарушениями. Административные правонарушения должны подтверждаться доказательствами. В соответствии с частью первой ст.6.11 ПИКоАП документы признаются источниками доказательств, если сведения, изложенные в них, удостоверены физическим лицом или должностным лицом юридического лица и имеют значение для принятия решения по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст.6.14 ПИКоАП каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности - с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении. Относящимися к делу об административном правонарушении признаются доказательства, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для данного дела. Не являются относящимися к делу доказательства, которые не способны устанавливать или опровергать подлежащие доказыванию обстоятельства. Допустимыми признаются доказательства, полученные в установленном порядке и из предусмотренных законом источников. Достоверными признаются доказательства, если они соответствуют действительности. Достаточными признаются доказательства, когда их совокупность позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию. В соответствии с частью второй ст.6.13 ПИКоАП проверка доказательств состоит в установлении их источников, получении других доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе, сопоставлении с другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении. Таким образом, прилагаемые к заявлению документы должны оцениваться с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточности для принятия решения о назначении проверки с учетом того, что акт проверки признается дополнительным источником доказательств, причем привлечение к административной ответственности возможно и без составления акта проверки. В соответствии с частью первой ст.4.6 ПИКоАП свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст.6.6 ПИКоАП объяснение свидетеля - сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, сообщенные свидетелем при его опросе, а также при производстве иных процессуальных действий с его участием. Свидетель может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшим, другими свидетелями. Не могут служить доказательствами сведения, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Соответственно свидетельские показания без указания на источник своей осведомленности будут являться недействительными. Неподтверждение в результате проведенной по прилагаемым к заявлению документам проверки предполагаемых нарушений или фактов приведет к составлению справки проверки. В то же время неподтверждение в рассматриваемом случае в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов не повлечет взыскание с заявителя убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию, поскольку решение о назначении проверки будет приниматься самостоятельно на основании приложенных к заявлению документов. При наличии в приложенных к анонимному заявлению документах информации о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства возможна подготовка внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки |
Использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки | При применении данного основания наряду с использованием норм Бюджетного кодекса РБ в части проведения проверок в сфере бюджетных отношений применяются нормы Указа Президента РБ от 14.09.2006 № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом», Указа Президента РБ от 27.02.2007 № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества», Указа Президента РБ от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» и др. |
Значительный рост (не менее чем в 2 раза в календарном году) показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки | При применении данного основания учитывается то, что в соответствии с Инструкцией о порядке деятельности подразделений технического надзора Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением МВД РБ от 30.06.2006 № 177, внеплановые обследования проводятся: - при совершении ДТП, повлекших гибель 3 и более человек и (или) ранение 10 и более человек, с участием транспортных средств перевозчика или по вине его водителей, находившихся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, а также по причине технической неисправности транспортного средства; - при значительном росте показателей аварийности и ухудшении транспортной дисциплины водителей перевозчика |
Существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, не являющихся банками (далее - банки), юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга, исходя из данных бухгалтерского баланса и других форм отчетности; невыполнение предписания Национального банка РБ; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами; вероятность возникновения в банке положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создать угрозу поддержанию стабильности банковской системы и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов; необходимость проверки готовности таких юридических лиц к внедрению новых подходов к осуществлению и организации деятельности, оценке рисков и управлению ими, оценке достаточности нормативного капитала, составлению отчетности, установлению новых пруденциальных требований и (или) процедур либо оценке результатов апробации на практике перспективных методологических подходов (в т.ч. по проектам, принятым в порядке эксперимента), а также по иным основаниям, определенным Национальным банком РБ, в целях проведения им надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе | При применении данного основания учитывается то, что Правлением Нацбанка РБ утверждено постановление от 19.03.2010 № 66 «Об основаниях назначения Национальным банком Республики Беларусь внеплановых проверок». Постановлением Совета директоров Нацбанка РБ от 21.03.2007 № 87 утверждены Рекомендации о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков |
30.06.2010 г.
Сергей Бондарович, начальник отдела правового обслуживания отделения 539 г.Минска юридического управления открытого акционерного общества «Белинвестбанк»
От редакции: В 2010 г. действие подп.1.1, 1.2 и 1.5 п.1 ст.30, абзаца 3 подп.1.9 п.1 ст.31, подп.1.2 и 1.3 п.1 ст.32, подп.1.3 и 1.4 п.1 ст.34, абзаца 2 подп.1.10 п.1 ст.35, подп.1.2 и 1.3 п.1 ст.36, абзаца 2 подп.1.9 п.1 ст.37, п.3, а также пп.5 и 6 ст.42 Бюджетного кодекса РБ от 16.07.2008 № 412-З на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 73-З (с 1 января 2010 г.) приостановлено.
В 2010 и 2011 гг. действие подп.1.10 п.1 ст.44, п.4 ст.105 Бюджетного кодекса РБ от 16.07.2008 № 412-З на основании законов РБ от 29.12.2009 № 70-З (с 1 января 2010 г.), от 29.12.2009 № 73-З (с 1 января 2010 г.), от 15.10.2010 № 173-З (с 1 января 2011 г.) и от 15.10.2010 № 176-З (с 1 января 2011 г.) приостановлено.
С 15 июля 2010 г. в Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании Закона РБ от 28.12.2009 № 97-З внесены изменения и дополнения.
С 18 августа 2010 г. постановление Минздрава РБ от 28.06.2008 № 110 «Об утверждении инструкции о порядке проведения санитарно-гигиенического и эпидемиологического обследования» на основании постановления Минздрава РБ от 15.07.2010 № 97 утратило силу.
В Указ Президента РБ от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» на основании указов Президента РБ от 13.09.2010 № 477 (с 21 сентября 2010 г.), от 09.10.2010 № 525 (с 19 января 2011 г.), от 14.03.2013 № 127 (с 20 марта 2013 г.) и от 07.05.2014 № 218 (с 9 мая 2014 г.) внесены изменения и дополнения.
В Бюджетный кодекс РБ от 16.07.2008 № 412-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 175-З (с 1 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 334-З (с 6 апреля 2012 г.) и от 26.10.2012 № 429-З (с 1 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) и от 31.12.2013 № 96-З (с 1 января 2014 г.) внесены изменения и дополнения.
В Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З на основании законов РБ от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 30 июня 2011 г. постановление Совета директоров Нацбанка РБ от 21.03.2007 № 87 «Об утверждении Рекомендаций о методике проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и оценке уровня рисков» на основании постановления Совета директоров Нацбанка РБ от 30.06.2011 № 266 утратило силу.
В 2012 и 2013 гг. действие подп.1.10 п.1 ст.44 Бюджетного кодекса РБ от 16.07.2008 № 412-З на основании законов РБ от 30.12.2011 № 329-З (с 1 января 2012 г.) и от 26.10.2012 № 430-З (с 1 января 2013 г.) приостановлено.
В 2012 г. действие подп.1.1 и абзацев второго-четвертого подп.1.11 п.1 ст.30, подп.1.2, 1.7, 1.71 п.1 ст.32, подп.1.3 и 1.17 п.1 ст.34, подп.1.2 и 1.13 п.1 ст.36, п.3, пп.5 и 6 ст.42 и п.4 ст.105 Бюджетного кодекса РБ от 16.07.2008 № 412-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 331-З (с 1 января 2012 г.) приостановлено.
С 1 июля 2012 г. в Указ Президента РБ от 13.06.2008 № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания» на основании Указа Президента РБ от 24.05.2012 № 239 внесены изменения и дополнения.
С 6 июля 2012 г. указы Президента РБ от 14.09.2006 № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом» и от 27.02.2007 № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» на основании Указа Президента РБ от 04.07.2012 № 294 утратили силу.
В постановление Совета Министров РБ от 31.12.2008 № 2056 «О некоторых вопросах осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, обеспечения ядерной и радиационной безопасности» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.06.2012 № 615 (с 11 июля 2012 г.), от 29.01.2013 № 66 (с 7 февраля 2013 г.), от 05.06.2013 № 460 (с 9 июня 2013 г.) и от 30.09.2013 № 856 (с 6 октября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В 2013 г. действие пп.3, 5 и 6 ст.42 и п.4 ст.105 Бюджетного кодекса РБ от 16.07.2008 № 421-З на основании Закона РБ от 26.10.2012 № 432-З (с 1 января 2013 г.) приостановлено.