Пособие от 27.03.2012
Автор: Кудрякова Г.

Основные методические аспекты составления и ведения номенклатуры дел организации


 

Материал помещен в архив

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Основные понятия

2. Особенности работы по созданию номенклатуры

3. Нормативное регулирование

4. Основа для составления сводной номенклатуры

5. Порядок работы над созданием номенклатуры дел

6. Как пользоваться перечнями типовых документов при определении сроков хранения документов организации?

7. Согласование номенклатуры дел организации

8. Утверждение номенклатуры дел организации

9. Новая номенклатура каждый год

10. Срок хранения

11. Схема построения номенклатуры дел

12. Обязательные реквизиты номенклатуры дел

13. Номенклатура дел должна быть по-настоящему рабочим документом

Основные понятия

Основная ответственность за составление номенклатуры дел организации возлагается на службу документационного обеспечения управления (далее - служба ДОУ) (канцелярию, общий отдел, секретариат и т.д.). Однако заведующий архивом либо лицо, ответственное за архив, всегда должны принимать участие в данном процессе, так как номенклатура дел - основа для наведения порядка в работе с документами.

Номенклатура дел - это систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в организации в делопроизводственном (календарном) году, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

Особенности работы по созданию номенклатуры дел

В работе над номенклатурой дел можно выделить две основные особенности.

Во-первых, номенклатура - это не просто перечень заголовков дел, а систематизированный перечень.

Во-вторых, в номенклатуре в обязательном порядке должны быть определены сроки хранения дел, образующихся в процессе деятельности организации.

Нормативное регулирование

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок составления, согласования и утверждения номенклатуры дел организации:

Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция № 4);

• Основные правила работы архивов организаций центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь, утвержденные решением коллегии Белкомархива от 30.04.1997 № 5;

• Методические рекомендации по составлению и применению номенклатур дел организаций, примерных и типовых номенклатур дел, утвержденные приказом первого заместителя директора Департамента по архивам и делопроизводству Минюста РБ от 15.07.2009 № 23 (далее - Методические рекомендации № 23).

При составлении номенклатуры дел используют также устав, положение об организации, штатное расписание организации, типовые и ведомственные перечни документов с указанием сроков их хранения, решения Центральной экспертно-методической комиссии Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции РБ (далее - Департамент) об изменении сроков хранения отдельных категорий дел и документов, номенклатуры дел за предыдущие годы, описи дел.

Основа для составления сводной номенклатуры дел

Основа для составления сводной номенклатуры - номенклатуры дел структурных подразделений и общественных органов (профсоюзного комитета, комиссии по оздоровлению и санаторно-курортному лечению работников, Совета трудового коллектива и т.д.).

Номенклатура дел на предстоящий календарный год составляется в последнем квартале предшествующего года. В случае если организация претерпела серьезную реорганизацию или в ней вообще не было номенклатуры дел, работу над этим документом не следует откладывать до конца текущего года. Необходимо приступить к составлению номенклатуры немедленно.

Порядок работы над созданием номенклатуры дел

Назначение ответственного за делопроизводство и архив

Рассмотрим порядок работы над созданием номенклатуры дел.

В том случае, если организация состоит из нескольких структурных подразделений, приказом руководителя организации назначается ответственный за делопроизводство и архив в каждом структурном подразделении. Это важно для всей дальнейшей системы работы по созданию архива. Кандидатура ответственного за делопроизводство и архив согласовывается с начальником структурного подразделения.

Сотрудник, ответственный за делопроизводство и архив в структурном подразделении, совместно с коллегами составляет перечень заголовков дел, образующихся в процессе деятельности такой структуры. Сотрудник службы ДОУ или заведующий архивом оказывает структурным подразделениям консультативно-методическую помощь.

Определение сроков хранения документов

На практике (особенно если номенклатура дел составляется впервые) обычно это происходит следующим образом: в службу ДОУ поступают перечни заголовков дел от каждого структурного подразделения. Сотрудник службы ДОУ, ответственный за составление сводной номенклатуры дел организации, из предложенного перечня составляет по установленной форме номенклатуру дел структурного подразделения, редактирует заголовки дел, определяет сроки их хранения и соответствующие статьи по перечням (типовым, ведомственным).

В настоящий момент действуют два перечня типовых документов:

1. Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения. Перечень утвержден постановлением Белкомархива от 06.08.2001 № 38 (далее - Перечень-2001);

2. перечень типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным и информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально-техническому обеспечению, административно-хозяйственной деятельности, делопроизводству, работе архивов организации с указанием сроков хранения. Перечень утвержден постановлением Минюста РБ от 14.12.2006 № 82 (далее - Перечень-2006).

Кроме того, при определении сроков хранения номенклатуры дел необходимо применять следующие нормативные документы:

постановление Белкомархива от 28.04.2004 № 4 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 6 августа 2001 г. № 38»;

постановление Минюста РБ от 31.08.2007 № 58 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 6 августа 2001 г. № 38»;

постановление Минюста РБ от 28.07.2009 № 59 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 6 августа 2001 г. № 38 и постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 82»;

постановление Минюста РБ от 19.03.2010 № 21 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 6 августа 2001 г. № 38, постановление Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2006 г. № 1 и постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 82»;

постановление Минюста РБ от 01.11.2010 № 86 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 6 августа 2001 г. № 38 и постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 82»;

постановление Минюста РБ от 01.06.2011 № 121 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 82»;

постановление Минюста РБ от 24.10.2011 № 234 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 6 августа 2001 г. № 38, постановление Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2006 г. № 1 и постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 82».

Постановления содержат изменения и дополнения, которые вносятся в соответственный Перечень типовых документов.

Существует еще один Перечень типовых документов - Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденный начальником Главного архивного управления при Совете Министров СССР 15.08.1988 (далее - Перечень-1988). Однако государственные архивные учреждения не рекомендуют использовать его в работе, так как это документ не существующего в настоящее время государства. В то же время необходимо отметить, что только Перечень-1988 содержит сроки хранения по таким направлениям деятельности организаций, как научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа; проектирование, строительство, реконструкция; качество продукции, технический контроль, стандартизация; охрана окружающей среды и некоторым другим.

В связи с этим можно рекомендовать использовать Перечень-1988 документов для определения сроков хранения документов, не предусмотренных ныне действующими перечнями типовых документов, следующим образом: сроки хранения документов, предусмотренные Перечнем-1988, согласовать на заседании экспертной комиссии своей организации и при составлении номенклатуры дел в графе «Примечание» сделать пометку «Протокол заседания ЭК от _____ № _______».

Как пользоваться перечнями типовых документов при определении сроков хранения документов организации?

В графах 3-4 перечней отражены сроки хранения документов.

В графе 3 указаны сроки хранения документов в учреждениях, организациях и на предприятиях Списка № 1 и в негосударственных организациях, индивидуальных предпринимателей. В графе 4 - в организациях Списка № 2.

Произвольное изменение сроков хранения документов, указанных в перечнях, не допускается.

 

Обратите внимание!

Негосударственные организации, индивидуальные предприниматели, хоть и не являются источниками комплектования для государственных архивов, при определении сроков хранения пользуются графой 3 так же, как и государственные организации Списка № 1.

Согласование номенклатуры дел организации

После того как номенклатура дел структурного подразделения составлена, она визируется заведующим архивом и возвращается в структурное подразделение на подпись руководителю.

На основании номенклатур дел всех подразделений и общественных органов службой ДОУ создается сводная номенклатура дел организации. Подписывает номенклатуру дел начальник службы ДОУ, визирует заведующий архивом и далее номенклатура дел рассматривается на заседании экспертной комиссии (далее - ЭК) организации. Согласование с экспертной комиссией обязательно оформляется протоколом.

Организации Списка № 1 согласовывают сводную номенклатуру дел также с экспертно-методической комиссией (далее - ЭМК) государственного архива (раз в 5 лет или после значительных изменений в структуре организации независимо от срока предыдущего согласования).

Организации Списка № 2 и негосударственной формы собственности номенклатуры дел с государственными архивами не согласовывают, однако раз в 5 лет согласовывают с центральными экспертными комиссиями (далее - ЦЭК) вышестоящих организаций при их наличии.

Утверждение номенклатуры дел организации

После согласования с ЭК (при необходимости - с ЭМК, ЦЭК) номенклатура дел утверждается руководителем организации. Только затем руководителю каждого структурного подразделения передается номенклатура дел его подразделения (выписка из номенклатуры дел организации) для того, чтобы сотрудники с 1 января будущего года завели дела в соответствии с номенклатурой.

Номенклатура дел ежегодно уточняется, в нее вносятся дополнения и изменения. Номенклатура дел структурных подразделений с изменениями и дополнениями подписывается у руководителей структурных подразделений, и далее проводится работа в вышеуказанном порядке.

 

Наименование организации

УТВЕРЖДАЮ

Наименование должности

руководителя организации

Подпись И.О.Фамилия

Дата

 

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ

__________ № _________

на ___________ год

 

Индекс дела

Название раздела (подраздела), заголовок дела (тома, части)

Кол-во дел (томов, частей)

Срок хранения дела (тома, части) и номера пунктов (статей) по перечню

Примечание

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номенклатура дел составлена на основании __________________________________________

(названия и выходные данные нормативных     

правовых актов, использованных при определении

сроков хранения дел)                        

 

Наименование должности

руководителя службы ДОУ

организации

 

 

Подпись

 

 

И.О.Фамилия

Дата

 

Заведующий архивом

(наименование должности лица,

ответственного за архив)

Подпись И.О.Фамилия

Дата

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ЭК

Наименование организации

_________ № _____________

 

СОГЛАСОВАНО*

Протокол заседания ЭМК (ЭПК, ЦЭК)

архивного учреждения, вышестоящей организации

___________ № __________

 

Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в _________ году

в организации _____________________________________**

 

По срокам хранения

Всего

В том числе

переходящих

с отметкой «ЭК»

1

2

3

4

Постоянного

 

 

 

Временного (свыше 10 лет)

 

 

 

Временного (до 10 лет включительно)

 

 

 

Итого

 

 

 

 

Наименование должности

руководителя службы ДОУ

организации

Подпись

И.О.Фамилия

 

 

 

Итоговые сведения переданы в архив организации.

 

 

 

Наименование должности лица,

передавшего сведения

Подпись

И.О.Фамилия

Дата

 

 

 

_______________

* В организациях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов и не имеющих вышестоящего органа управления, не оформляется.

** Рекомендуется итоговую запись оформлять на отдельном листе.

Новая номенклатура каждый год

Даже если в номенклатуре дел организации на будущий год нет дополнений и изменений по сравнению с ныне действующей номенклатурой, она заново перепечатывается, согласовывается на заседании ЭК и утверждается руководителем организации. Недопустимо, чтобы номенклатура дел организации, составленная и напечатанная, например, в 2008 г., использовалась несколько лет подряд только по той причине, что за эти годы она не претерпела никаких изменений.

Последнее маловероятно, так как каждый год обязательно появляются либо новые виды документов, либо изменения в штатном расписании, либо уточняются заголовки ранее заведенных дел. Кроме того, нормативными документами вносятся изменения в сроки хранения документов, редактируются примечания.

Номенклатура дел организации составляется в нескольких экземплярах

В организациях Списка № 1 - в 4 экземплярах (в службе ДОУ - 2, в архиве организации - 1, в государственном архиве - 1), в организациях Списка № 2 и негосударственной формы собственности - в 3 экземплярах (в службе ДОУ - 2, в архиве - 1), а если заведующий архивом входит в структуру службы ДОУ, то достаточно и 2 экземпляров.

Срок хранения

Номенклатура дел организации включается в раздел номенклатуры дел общего отдела, канцелярии или других структур, которые осуществляют документационное обеспечение управления. В организациях Списка № 1 и негосударственной формы собственности сводные номенклатуры дел хранятся постоянно, в организациях Списка № 2 - не менее 10 лет.

В структурных подразделениях номенклатуры дел хранятся в течение 5 лет после передачи дел в архив организации.

Схема построения номенклатуры дел

Схема построения номенклатуры дел зависит от структуры организации.

Названия разделов и подразделов номенклатуры дел - это названия структурных подразделений организации, расположенных в соответствии со штатным расписанием.

Независимо от того, на каком месте в штатном расписании находится структурное подразделение, где ведется работа с организационно-распорядительными документами руководства организации (общий отдел, канцелярия и т.п.), оно всегда располагается в начале номенклатуры дел. Далее следуют структуры в соответствии со штатным расписанием, а после них в порядке значимости - общественные организации и общественные органы.

При составлении номенклатуры дел необходимо выделить как самостоятельное подразделение службу охраны труда, учитывая значимость и автономность ее работы, даже в том случае, если этим направлением занимается один человек (независимо от наименования его должности: главный инженер или главный специалист).

В организациях, имеющих устойчивую структуру, номенклатура дел строится по структурному принципу, например:

общий отдел - 01;

отдел кадров - 02;

бухгалтерия - 03;

отдел материально-технического обеспечения - 04 и т.д.

В организациях, не имеющих устойчивой структуры и бесструктурных, номенклатура дел строится по структурно-функциональному принципу, например:

руководство - 01;

кадры - 02;

бухгалтерия - 03;

отдел материально-технического обеспечения - 04 и т.д.;

или по функциональному принципу (по направлениям деятельности), например:

руководство - 01;

кадры - 02;

финансирование - 03;

материально-техническое обеспечение - 04 и т.д.

Как правило, по структурно-функциональному и функциональному принципам строится номенклатура дел небольших по численности организаций.

Дела по переходящим вопросам вносятся в номенклатуру дел следующего года под тем же индексом.

Обязательные реквизиты номенклатуры дел

Номенклатура дел организации оформляется на общем бланке организации с обязательными реквизитами.

Номенклатура дел состоит из 5 граф:

1 - индекс дела, 2 - заголовок дела, 3 - количество дел, 4 - срок хранения дела и номер пункта (статьи) по перечню, 5 - примечания.

В графе 1 номенклатуры дел указываются индексы дел, обозначаемые арабскими цифрами и состоящие из 2 элементов: номера структурного подразделения (раздела) и порядкового номера дела в пределах подразделения (раздела). Цифры индекса разделяются дефисом, например: 01-01, 01-02, 01-03 и т.д.

В графе 2 номенклатуры отражаются наименования разделов и подразделов номенклатуры и все заголовки дел, заводимых в организации в календарном году, переходящие дела, картотеки. Не включаются в номенклатуру дел печатные издания (брошюры, справочники и т.д.).

Заголовок дела

Заголовок дела должен быть кратким, соответствовать составу и содержанию документов дела. При этом важно исходить не из того, как было принято сотрудниками формировать дела, а учитывать два главных критерия:

1. В одном деле не должно быть документов с разными сроками хранения. Например, годовые и квартальные отчеты должны формироваться отдельно, поскольку у них разные сроки хранения. Следовательно, в номенклатуре дел должно быть два заголовка на дела с этими документами.

2. В одном деле необходимо объединять документы одной разновидности, например протоколы, приказы, переписка и т.д.

Допускается употребление таких заголовков, как «документы», «дело».

Заголовок со словом «документы» применяется при объединении в дело различных видов документов по одному вопросу, не связанных последовательностью делопроизводства, например: «Документы о проведении смотра-конкурса «Лучший по профессии» (графики, списки, информация и т.д.)». Заголовок со словом «документы» используется и как приложение к основному документу, например: «Документы к протоколам заседаний тендерной комиссии (информация, справки, переписка и т.д.)». В конце заголовка со словом «документы» в скобках указывается не более трех разновидностей документов данного дела как расшифровка его содержания.

Заголовок со словом «дело» используется при объединении в одном деле различных видов документов по одному вопросу и связанных последовательностью делопроизводства. Этот заголовок применяется преимущественно при заведении личных, судебных, арбитражных дел.

В заголовок дела помимо вида документа также входит:

а) указание автора документа, например: «Приказы директора предприятия»;

б) указание адресата или корреспондента документа, например: «Переписка с банками»;

в) краткое содержание документов дела, например: «Статистические отчеты о несчастных случаях на производстве»;

г) указание хронологических рамок документов дела, например: «Перспективные планы ремонтно-строительных работ на 2012-2017 гг.»;

д) указание на копийность документов дела, например: «Приказы директора предприятия по основной деятельности за 2012 г. Копии».

В заголовках дел не должно быть общих формулировок, замены вида документа действием, например: «Разное», «Налоги», «Поставка тары», «Квартплата» и т.д.

Дела с перепиской

В делах с перепиской нужно учитывать следующие моменты:

• если переписка велась с одной организацией, то это указывается в заголовке, например, «Переписка с администрацией Московского района г.Минска по вопросам капитального строительства»;

• если переписка проводилась с разнородными корреспондентами (более 3), но по одному вопросу, то адресаты, как правило, не указываются, например: «Переписка о поставках медицинского оборудования»;

• если переписка велась с несколькими однородными корреспондентами (более 3), корреспонденты указываются обобщенно, например: «Переписка с районными отделами социального обеспечения о выплате пенсий».

В заголовки дел с одним видом документов не должны включаться документы с разными сроками хранения

Как уже упоминалось, в заголовки дел с одним видом документов не должны включаться документы с разными сроками хранения. Например, разные сроки хранения имеют:

• приказы по основной деятельности (постоянно или 10 лет в зависимости от принадлежности к Списку № 1 или Списку № 2);

• приказы по личному составу (прием, перемещение, поощрение, увольнение, совмещение, доплаты, отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3 лет) - 75 лет хранения;

• приказы о служебных командировках в пределах Республики Беларусь, об отпусках, взысканиях - 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства;

• приказы о длительных (более месяца) служебных командировках в пределах Республики Беларусь и служебных командировках за границу - 75 лет хранения.

Порядок расположения заголовков внутри раздела номенклатуры дел

Заголовки в разделах номенклатуры располагаются в определенном порядке, именно по этой причине номенклатуру дел называют систематизированным перечнем заголовков дел. Нормативные документы определяют следующий порядок расположения заголовков внутри раздела:

1) учредительные документы организации (устав (положение), свидетельство о регистрации и др.);

2) распорядительные и методические документы вышестоящих органов;

3) распорядительные документы организации (приказы, распоряжения);

4) организационные документы (штатные расписания, положения о структурных подразделениях, о премировании и т.д., инструкции, правила и др.);

5) протоколы, планы (годовые, квартальные, месячные), отчеты (годовые, квартальные, месячные), договоры, анализы, информации, обзоры, справки, сведения, акты, документы, переписка, журналы, картотеки.

Порядок систематизации прочих категорий дел определяется составителем номенклатуры в соответствии с их значимостью.

Такой порядок расположения дел определен Инструкцией № 4 в государственных органах и организациях Республики Беларусь и Методическими рекомендациями № 23.

Графа 3 номенклатуры дел

Графа 3 заполняется в конце календарного делопроизводственного года.

Разумеется, количество дел будет носить примерный характер, так как документы в конце делопроизводственного года хранятся в канцелярских папках типа «корона» или папках-скоросшивателях.

Точное количество дел можно будет определить только после проведения переплетных работ. Однако архивные учреждения рекомендуют заполнение графы 3 с целью, чтобы иметь представление о документообороте организации.

Заведующему архивом также необходимо иметь представление о количестве дел, которое предстоит принять на хранение.

Графа 4 номенклатуры дел

В графе 4 номенклатуры дел указываются сроки хранения дел и номера пунктов (статей) по типовым и ведомственным перечням документов.

Ссылка на статью делается в случае применения Перечня-2001, а понятие «пункт» используется при применении Перечня-2006.

Если перечни не содержат сведений о каких-либо видах документов, то сроки хранения данных документов определяет ЭК организации. Далее предложения направляются в ЭМК государственного архива или в ЦЭМК Департамента, которые принимают окончательное решение о сроках хранения тех или иных видов документов.

Графа 5 номенклатуры дел

Графа 5 номенклатуры дел служит для различных отметок. В частности, если в разделе указаны копии документов, то в графе 5 отмечается, где находятся оригиналы, например, «Оригиналы в деле № 02-02».

В этой же графе указываются примечания: «после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства», «после истечения срока договора», «при условии завершения проверки, проводимой в рамках ведомственного контроля», «после замены новыми» и т.д.

Номенклатура дел должна быть по-настоящему рабочим документом

На последнем листе номенклатуры дел помещаются подписи руководителя службы ДОУ и виза заведующего архивом, гриф согласования с ЭК организации и при необходимости с ЭМК государственного архива, ЦЭК вышестоящей организации, а также итоговая запись о категориях и количестве заведенных дел, которая заполняется в конце делопроизводственного года и подписывается руководителем службы ДОУ.

Важно не только грамотно составить номенклатуру дел, которая реально отражала бы документооборот организации, но и необходимо, чтобы номенклатура стала по-настоящему рабочим документом. Заведующий архивом (лицо, ответственное за архив) должен требовать от сотрудников в новом календарном году формировать документы в дела, руководствуясь утвержденной номенклатурой дел.

Номенклатура дел необходима для обеспечения порядка в текущем делопроизводстве, так как она позволяет сгруппировать исполненные документы в дела, обеспечить систематизацию и учет дел, определить срок их хранения. Кроме того, она - основа для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения.

 

27.03.2012 г.

 

Галина Кудрякова, главный специалист общего отдела государственного учреждения «Главное хозяйственное управление» Управления делами Президента Республики Беларусь

 

От редакции: С 10 августа 2012 г. постановления Госкомархива РБ от 06.08.2001 № 38 «Об утверждении Перечня типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения и Положения о порядке его применения» и Минюста РБ от 14.12.2006 № 82 «Об утверждении перечня типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально-техническому обеспечению, административно-хозяйственной деятельности, делопроизводству, работе архивов организаций с указанием сроков хранения» на основании постановления Минюста РБ от 24.05.2012 № 140 утратили силу.

С 14 августа 2012 г. Основные правила работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь, утвержденные решением Коллегии Госкомархива РБ от 30.04.1997 № 5, на основании постановления Минюста РБ от 14.08.2012 № 249 утратили силу.