Пособие от 31.05.2011
Автор: Кривой В.

Основные правила проведения надзорных и контрольных проверок в сфере трудовых и связанных с ними отношениях


 

Материал помещен в архив

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ПРОВЕРОК В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЯХ

1. Понятие проверки и уполномоченные органы на ее проведение

2. Запреты и ограничения проведения проверок

3. Порядок проведения проверки государственными инспекторами труда

Понятие проверки и уполномоченные органы на ее проведение

Порядок осуществления надзорной и контрольной деятельности в Республике Беларусь регламентирован:

- Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510);

- Указом Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее - Указ № 240);

- Указом Президента РБ от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь».

Пунктом 1 Указа № 510 определено, что под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

Правом на проведение проверок обладают государственные органы, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов при условии включения названных органов в специальный перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный данным Указом.

Иными словами, право на проведение проверок имеют только специально уполномоченные государственные органы, включенные в специальный перечень.

Применительно к сфере трудовых и связанных с ними отношений к таким специально уполномоченным (по терминологии главы 39 Трудового кодекса РБ; далее - ТК) органам относятся:

- Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Департамент), а также находящиеся в системе этого министерства:

- органы государственной службы занятости населения;

- органы государственной экспертизы условий труда;

- Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ.

Кроме того, правомочиями на проведение проверок в данной сфере наделены определенные Конституцией Республики Беларусь высшие государственные органы надзора и контроля:

- Комитет государственного контроля РБ;

- прокуратура,

а также по отдельным вопросам органы, находящиеся в системах:

- Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ:

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности;

Департамент по ядерной и радиационной безопасности;

органы государственного пожарного надзора;

- Министерства энергетики РБ:

органы государственного энергетического надзора;

- Министерства здравоохранения РБ:

органы государственного санитарного надзора.

Согласно ст.463 ТК и п.3 Указа № 510 общественный контроль в форме проверок вправе осуществлять только профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Указом № 240 утверждено Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок (далее - Положение).

Осуществление такого контроля в указанной форме иными организациями, а также физическими лицами запрещается.

Запреты и ограничения проведения проверок

Пунктом 4 Указа № 510 установлено общее правило о запрещении проверок в течение первых 2 лет деятельности организации.

В порядке исключения из данного правила при наличии определенных оснований могут назначаться только внеплановые проверки:

- по поручению Президента РБ;

- при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора;

- соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

- для расследования причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследования аварий, в т.ч. строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий;

- для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки (контрольная проверка);

- для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в соответствующей жалобе, в т.ч. по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок (дополнительная проверка);

- по заявлению проверяемого субъекта.

Проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, не допускается, за редкими исключениями, определенными в п.8 Указа № 510.

Проверка проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Этот период не ограничивается в случаях:

- проведения проверки по поручениям Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ, Председателя Комитета государственного контроля РБ и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;

- осуществления проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

- обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

- проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;

- проведения дополнительных и встречных проверок.

Правила проведения проверок государственными инспекторами труда

Порядок проведения проверок государственными инспекторами труда содержится в Инструкции об осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда, утвержденной приказом директора Департамента от 29.12.2009 № 25 (далее - Инструкция).

 

 

От редакции: Инструкция на основании приказа директора Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ от 23.08.2013 № 14 изложена в новой редакции.

Виды проверок и порядок их проведения

Назначение плановых проверок. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

В указанный срок не включается 3-дневный срок, необходимый для доставки уведомления проверяемому субъекту.

Уведомление, согласно форме, установленной Советом Министров РБ, подписанное начальником областного, Минского городского управления, направленное по последнему известному Департаменту месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления (п.22 Инструкции).

По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, начальником областного, Минского городского управления может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки.

Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта.

По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.

При этом областное, Минское городское управление обязано приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в координационном плане (п.24 Инструкции).

Срок проведения плановой проверки устанавливается начальником областного, Минского городского управления (лицом, исполняющим его обязанности) и не может превышать 30 рабочих дней (для индивидуального предпринимателя - 15 рабочих дней) (п.32 Инструкции).

По решению директора Департамента (лица, исполняющего его обязанности) срок проведения проверки может быть однократно продлен, но не более чем на 15 рабочих дней (п.33 Инструкции).

Проведение проверки. Перед началом проведения проверки должностное лицо Департамента - проверяющий (руководитель проверки) обязан:

- предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;

- внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

Доступ на территорию или в помещение проверяемого субъекта проверяющих осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого проверяемого субъекта (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты).

При недопущении проверяющего на указанные территории или в помещения им составляется акт.

При отказе проверяемого субъекта или его представителя подписать акт в нем делается соответствующая запись (п.38 Инструкции).

Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, - в присутствии материально ответственного лица.

Проверяющие обязаны принимать меры для того, чтобы осмотр производился в присутствии указанных лиц.

При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее 2 понятых.

Лица, присутствующие при проведении осмотра, также подписывают документы, составленные по его результатам (п.39 Инструкции).

Изъятие оригиналов документов производится в случаях невозможности снятия с них копий (представления выписок из них), отказа проверяемого субъекта представить копии документов в присутствии представителей проверяемого субъекта, а в случае их отсутствия - в присутствии не менее 2 понятых.

Изъятые документы перечисляются и описываются в акте изъятия по установленной форме с точным указанием наименования и количества изъятых документов.

Копия акта изъятия документов вручается под роспись (высылается) проверяемому субъекту, у которого эти документы были изъяты, или его представителю (п.40 Инструкции).

При изъятии таких документов проверяемый субъект изготавливает их копии за свой счет (п.41 Инструкции).

Экспертиза. Если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, должностное лицо Департамента - проверяющий (руководитель проверки) информирует начальника областного, Минского городского управления о необходимости назначения экспертизы.

По решению директора Департамента в проведении экспертизы может быть отказано или принято решение о ее проведении (п.42 Инструкции).

Экспертиза назначается решением директора Департамента или его заместителем, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и (или) наименование экспертного учреждения, где должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Один экземпляр решения о назначении экспертизы направляется должностному лицу Департамента - проверяющему (руководителю проверки), который ознакамливает с ним проверяемого субъекта, разъясняет его права, о чем делается запись в решении о назначении экспертизы (п.43 Инструкции).

Ходатайство проверяемого субъекта или его представителей о назначении эксперта из числа указанных ими лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения эксперта в течение 2 рабочих дней после их получения направляются должностным лицом Департамента - проверяющим (руководителем проверки) директору Департамента (его заместителю) с предложениями о возможности их удовлетворения.

Данное ходатайство удовлетворяется или мотивированно отклоняется директором Департамента.

Копия решения по результатам рассмотрения названного ходатайства направляется проверяемому субъекту или его представителю (п.44 Инструкции).

Оплата за проведение экспертизы производится Департаментом за счет средств бюджета, предусмотренных на его содержание, а в случае, если по результатам проверки установлены нарушения по вопросам, по которым назначалась экспертиза, - за счет средств проверяемого субъекта.

Дополнительная экспертиза назначается директором Департамента или его заместителем в случае недостаточной ясности или полноты заключения, а также в случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств и поручается тому же или другому эксперту (экспертам).

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту или экспертам (п.47 Инструкции).

Привлечение специалиста. Если для оказания содействия и (или) участия в конкретных действиях при проведении проверки требуется привлечение специалиста, обладающего специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, должностное лицо Департамента - проверяющий (руководитель проверки) информирует начальника областного, Минского городского управления о необходимости его привлечения.

Начальник областного, Минского городского управления в течение 5 рабочих дней после получения от проверяющего (руководителя проверки) указанной информации либо письменно отказывает в привлечении специалиста, либо направляет соответствующую просьбу директору Департамента, в которой указываются основания для привлечения специалиста, вопросы, поставленные перед специалистом.

По решению директора Департамента в привлечении специалиста может быть отказано или принято решение о его привлечении (п.48 Инструкции).

Решение о привлечении специалиста принимается директором Департамента или его заместителем, в котором указываются основания для привлечения специалиста, должность, место работы, фамилия специалиста, поставленные перед специалистом вопросы.

Один экземпляр решения о привлечении специалиста направляется должностному лицу Департамента - проверяющему (руководителю проверки), который ознакамливает с ним проверяемого субъекта, разъясняет его права, о чем делается запись в решении о привлечении специалиста (п.49 Инструкции).

Ходатайство проверяемого субъекта или его представителей о назначении специалиста из числа указанных им лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения специалиста в течение 2 рабочих дней после их получения направляются должностным лицом Департамента - проверяющим (руководителем проверки) директору Департамента (его заместителю) с предложениями о возможности их удовлетворения.

Это ходатайство удовлетворяется или мотивированно отклоняется директором Департамента (лицом, исполняющим его обязанности). Копия решения по результатам рассмотрения названного ходатайства направляется проверяемому субъекту или его представителю (п.50 Инструкции).

Привлечение специалиста осуществляется Департаментом на договорной основе. Договор подписывается директором Департамента или его заместителем.

Оплата услуг специалиста производится Департаментом за счет средств бюджета, предусмотренных на его содержание, а в случае, если по результатам проверки установлены нарушения по вопросам, по которым привлекался специалист, - за счет средств проверяемого субъекта (п.51 Инструкции).

Проверка технических средств, отбор проб (образцов). Должностное лицо Департамента - проверяющий (руководитель проверки), принимая решение о применении при проведении проверки технических средств (в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений), составляет решение по установленной форме и уведомляет об этом под роспись проверяемого субъекта или его представителя.

В случае отказа проверяемого субъекта или его представителя удостоверить факт уведомления своей подписью запись об этом производится в акте (справке) проверки.

Копия решения вручается (направляется) проверяемому субъекту или его представителю (п.52 Инструкции).

Полученные материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации приобщаются к материалам проверки и остаются при них в течение всего срока хранения (п.53 Инструкции).

При необходимости должностное лицо Департамента - проверяющий (руководитель проверки) может проводить в порядке, установленном Советом Министров РБ и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации РБ, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов.

При этом в 2 экземплярах составляется акт отбора проб (образцов) по установленной форме, один экземпляр которого вручается (направляется) проверяемому субъекту или его представителю (п.54 Инструкции).

При необходимости вызывать в подразделение Департамента представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта, должностное лицо Департамента - проверяющий (руководитель проверки) не позднее чем за 5 рабочих дней до даты вызова направляет проверяемому субъекту (лицу, имеющему документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта) уведомление о вызове по установленной форме.

Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение (п.55 Инструкции).

Решение по результатам проверки. По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки.

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в 2 экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки.

При проведении совместной проверки ее результаты оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки.

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений (п.57 Инструкции).

В случае если в ходе проведения проверки производился отбор образцов (проб), к акту проверки прилагаются акты об отборе таких образцов (проб), а также протоколы проведенных исследований (испытаний) и экспертиз (при их наличии).

В необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке, объяснения представителя проверяемого субъекта (п.58 и 59 Инструкции).

В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления.

В случаях когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения.

Указанные изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) проверяемому субъекту или его представителю (п.60 Инструкции).

Акт (справка) проверки в течение 2 рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.

В случае если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства о труде и (или) об охране труда, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки по установленной форме.

Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки (пп.61 и 62 Инструкции).

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в структурное подразделение Департамента, проводившее проверку.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение по установленной форме, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (пп.63 и 64 Инструкции).

Дополнительные проверки. Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

При проведении дополнительной проверки изучается исключительно правомерность аргументов, изложенных в возражении проверяемого субъекта.

В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки (п.66 Инструкции).

Проверяющий может потребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от проверяемого субъекта, его представителя, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства.

Данные объяснения прилагаются к акту проверки (п.67 Инструкции).

Первый экземпляр решения по акту проверки или требования (предписания) об устранении нарушений вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений, второй экземпляр остается для осуществления контроля в структурном подразделении Департамента, вынесшем данное решение и (или) требование (предписание).

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом.

О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку (п.69 Инструкции).

В случаях выявления нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью населения, на основании составленного проверяющим (руководителем проверки) промежуточного акта проверки директором Департамента, его заместителями, начальником областного, Минского городского управления, его заместителями, начальником межрайонной инспекции труда (лицом, исполняющим его обязанности) выносится требование (предписание) об устранении нарушений, которое вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю не позднее 3 рабочих дней со дня выявления нарушений (п.70 Инструкции).

Требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования по установленной форме в случаях выявления нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью населения, может выноситься в день выявления нарушения.

Контрольные проверки. Срок проведения контрольной проверки не может превышать 5 рабочих дней.

При проведении контрольной проверки изучаются исключительно факты устранения проверяемым субъектом нарушений, требования по устранению которых содержались в ранее выданном требовании (предписании) (п.74 Инструкции).

После устранения нарушений, повлекших приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, проверяемый субъект в сроки, установленные в требовании (предписании), направляет руководителю структурного подразделения Департамента, подписавшему это требование (предписание), соответствующее уведомление.

Руководитель структурного подразделения Департамента, подписавший такое требование (предписание), не позднее 2 рабочих дней со дня получения уведомления принимает решение о выдаче разрешения на дальнейшую деятельность проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования по установленной форме.

Вместо этого указанный руководитель может принять решение о проведении контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений, по итогам проведения которой не позднее 2 рабочих дней со дня ее окончания выносит решение о выдаче (невыдаче) разрешения на дальнейшую деятельность проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования (п.75 Инструкции).

Внеплановые проверки. Внеплановые проверки могут назначаться:

- по поручениям Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ;

- Председателем Комитета государственного контроля РБ и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;

- Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;

- директором Департамента и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции Департамента.

Начальником областного, Минского городского управления внеплановые проверки могут назначаться по следующим основаниям:

- реорганизация проверяемого субъекта, решение иностранной организации о прекращении деятельности открытого ею представительства на территории Республики Беларусь, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);

- проведение дополнительной проверки;

- поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

- получение доказательств по делу об административном правонарушении;

- расследование причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;

- проведение контрольной проверки;

- заявление проверяемого субъекта (п.84 Инструкции).

Перечень вопросов, подлежащих проверке при проведении внеплановой проверки, указывается в предписании на ее проведение (п.85 Инструкции).

Поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, внеплановая проверка - назначена лицами по следующим основаниям: при наличии у Департамента информации, в т.ч. полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты.

При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в т.ч. руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.

В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.

Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок (п.77 Инструкции).

При получении обращения физического лица, свидетельствующего о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде и об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты, руководитель структурного подразделения Департамента направляет в аппарат Департамента запрос о проведении проверки по установленной форме.

При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, должностное лицо структурного подразделения Департамента разъясняет заявителю его права и принимает меры по получению письменного согласия на дачу свидетельских показаний в отношении нарушений или фактов, изложенных в обращении.

При получении такого согласия руководитель структурного подразделения Департамента направляет в аппарат Департамента запрос о проведении проверки по установленной форме.

При отсутствии согласия заявителя на дачу свидетельских показаний в отношении нарушений или фактов (невозможности получения такого согласия), изложенных в обращении, заявителю направляется разъяснение в порядке, установленном законодательством о рассмотрении обращений граждан (п.80 Инструкции).

При проведении внеплановой проверки изучаются исключительно факты, изложенные в обращении физического лица.

По результатам проведенной проверки заявителю направляется ответ в порядке, установленном законодательством о рассмотрении обращений граждан.

Применение административных взысканий

Должностные лица Департамента за совершенные юридическим лицом, уполномоченным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем административные правонарушения применяют к ним административные взыскания в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п.86 Инструкции).

При выявлении нарушений законодательства о труде и об охране труда на юридическое лицо, должностное лицо юридического лица, индивидуального предпринимателя, совершивших административное правонарушение, составляется протокол по установленной форме.

Юридическое лицо, должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель к административной ответственности не привлекаются в случае выявления нарушений законодательства о труде и об охране труда при проведении внеплановой проверки по заявлению проверяемого субъекта (п.87 Инструкции).

Должностное лицо Департамента разъясняет представителю юридического лица, уполномоченному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю, совершившим правонарушение, их права, возложенные на них обязанности и последствия их неисполнения.

О разъяснении указанных прав делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении (п.88 Инструкции).

В случае неявки по вызову без уважительной причины физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, может быть подвергнуто приводу по постановлению должностного лица Департамента, ведущего административный процесс, вынесенному по установленной форме.

Постановление о приводе направляется для исполнения в территориальное подразделение органов внутренних дел по месту жительства физического лица (п.89 Инструкции).

В случае отказа представителя юридического лица, уполномоченного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, совершивших правонарушение, от подписания протокола в нем делается отметка: «От подписи отказался».

Представитель юридического лица, уполномоченное должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель, совершившие правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания (п.90 Инструкции).

Дело об административном правонарушении рассматривается должностным лицом Департамента в 15-дневный срок со дня вручения физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, представителю юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, копии протокола об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, которое уполномочен рассматривать суд, направляется в суд в течение 2 суток с момента окончания подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (составления протокола об административном правонарушении) (п.91 Инструкции).

Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение 3 дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении (п.92 Инструкции).

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано (опротестовано) вышестоящему должностному лицу Департамента или в суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления.

Обжалование решений, требований, действий (бездействия)

Невнесение должностным лицом Департамента записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), нарушение должностным лицом Департамента установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.

Решение о признании проверки незаконной принимается директором Департамента (лицом, исполняющим его обязанности), начальником областного, Минского городского управления (лицом, исполняющим его обязанности), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение 10 дней со дня начала проверки и рассматривается должностным лицом Департамента в срок не позднее 10 дней со дня его получения.

Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении.

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения проверяющего (руководителя проверки) по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных Положением или иным актом законодательства, либо нарушают его права.

Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана должностному лицу Департамента, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения).

Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен должностным лицом, которому проверяющие непосредственно подчинены.

Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений адресуется в областное, Минское городское управление Департамента, а жалоба на действия (бездействие) проверяющих - начальнику межрайонной инспекции труда, в областное, Минское городское управление Департамента (п.103 Инструкции).

Жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом Департамента в месячный срок со дня ее получения.

Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись (пп.104-107 Инструкции).

 

31.05.2011 г.

 

Виктор Кривой, доктор юридических наук, председатель общественного объединения «Сообщество трудового права»

 

От редакции: В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 26.07.2012 № 332, от 01.07.2013 № 292 (с 1 июля 2013 г.) и от 25.07.2013 № 331 (с 30 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.