Справочная информация от 15.01.2010
Автор: Денисевич А.

Основные виды проверок и особенности их проведения


 

Материал помещен в архив

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОВЕРОК И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

С 1 января 2010 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510). Указом № 510 утверждено Положение о порядке организации и проведении проверок (далее - Положение). В отличие от Указа Президента РБ от 15.11.1999 № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь» Указ № 510 и Положение содержат следующие особенности:

- допускается проведение проверок в качестве самостоятельных субъектов не только юридических лиц, но и их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика;

- закрепляется конкретный перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности;

- устанавливается запрет на проведение проверок в течение 2 лет (со дня государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей; со дня присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций; со дня создания - представительств иностранных организаций; со дня первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) - лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность; со дня первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма);

- закрепляется конкретный перечень оснований проведения внеплановых проверок;

- разграничивается порядок проведения плановых проверок в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группам риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок;

- определяется процедура проведения совместных (плановых), дополнительных, контрольных проверок;

- устанавливается проверяемый период, не превышающий 3 календарных лет, за исключением случаев, на которые данное ограничение не распространяется;

- вводится положение о том, что проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное, при этом обязанность доказывания недобросовестности лежит на контролирующем (надзорном) органе, проверяемый субъект не обязан доказывать свою добросовестность (в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта);

- вводятся понятия «чек-лист», «понятой», «сводный план проверок», «уведомление о проведении проверки» и др.;

- устанавливается срок для представления документов (не менее 2 рабочих дней);

- устанавливаются общие ограничения при проведении всех видов проверок;

- устанавливаются ограничения на проведение встречных проверок;

- на каждый вид проверок устанавливаются свои сроки их проведения;

- закрепляется перечень оснований приостановления и продления сроков проведения проверок;

- определяется порядок доступа на проверяемые объекты и порядок их осмотра, порядок изъятия документов, порядок производства экспертизы, участия специалиста в проведении проверки, порядок опечатывания касс и помещений;

- отдельно перечисляются реквизиты промежуточного акта проверки и акта внеплановой тематической оперативной проверки;

- устанавливается 15-дневный срок для предоставления возражений по акту проверки и 15-дневный срок для подготовки заключения по ним;

- устанавливается порядок вынесения решений (предписаний) по акту проверки и процедура их обжалования.

 

№ п/п
Вид про-верки
Основание (ограничение) к проведению проверки
Срок проведения проверки
Проверяемый период
Особенности проведения проверки
1
Пла-новая про-верка В соответствии с п.6 Указа № 510 проверка может быть проведена при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности по истечении 2 лет со дня, указанного в п.4 Указа № 510:
- в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группам риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок;
- на основании решения или поручения Президента РБ, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.
Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к:
- высокой группе риска, - не чаще 1 раза в течение календарного года (если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 2 года);
- средней группе риска, - не чаще 1 раза в 3 года (если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, что следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 5 лет);
- низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще 1 раза в 5 лет (п.7 Указа № 510).
Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта (за исключением плановых проверок, проводимых Нацбанком РБ), отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, - не назначаются, если:
по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства;
на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды.
Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается. В рамках проведения плановой проверки организации может быть проведена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможность проведения в том же календарном году плановой проверки этой организации, а также иного ее обособленного подразделения
Срок проведения плановой и внеплановой проверок не может превышать при проведении проверок:
индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, - 15 рабочих дней;
иных проверяемых субъектов - 30 рабочих дней.
Указанные сроки не распространяются на проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Проведение плановой и внеплановой проверок может быть приостановлено по решению руководителя государственного органа на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств - не превышающий 6 месяцев), с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом) при наличии следующих обстоятельств:
- проведение исследований (испытаний) или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов, необходимых для целей проверки;
- необходимость направления запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;
- необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
- необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами РБ;
- невозможность продолжения проверки по причине отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине - представителя проверяемого субъекта.
Период, на который плановая или внеплановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения проверки. О приостановлении проверки в предписании делается отметка, с которой знакомится представитель проверяемого субъекта.
По решению руководителя государственного органа проведение плановой или внеплановой проверки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и т.д.) (п.26 Положения)
В соответствии с п.13 Указа № 510 проверки в отношении проверяемых субъектов проводятся за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором принято в установленном порядке решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Период проведения проверок не ограничивается в случаях:
- проведения проверок по поручениям Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ, Председателя Комитета государственного контроля РБ и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
- проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
- проведения проверок по вопросам соблюдения бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды, использования мер государственной поддержки;
- осуществления надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолиди-рованной основе;
- обращения физического лица о его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- проведения проверок по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
- проведения проверок объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
- проведения проверок по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- проведения дополнительных и встречных проверок
1. В соответствии с п.22 Положения о назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления. Форма уведомления устанавливается Советом Министров РБ.
2. В соответствии с п.32 Положения проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать и направить копию акта (справки) проверки контролирующему (надзорному) органу, указанному в уведомлении, если вопросы проверки, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки. В таком случае вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, не проверяются, за исключением проверок, проводимых по поручению Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверок, проводимых Нацбанком РБ, дополнительных и встречных проверок, а также в отношении проверяемых субъектов, проверка которых ранее проведена в рамках ведомственного контроля.
3. Проверяемые субъекты, относящиеся к средней или низкой группе риска, также вправе до начала проведения плановой проверки направить контролирующему (надзорному) органу, указанному в уведомлении, копию аудиторского заключения, содержащего безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству (при его наличии). В этом случае вопросы, проверенные в ходе аудита (за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды), могут не проверяться, если проверяемый субъект отнесен к средней группе риска, и не проверяются у проверяемого субъекта, отнесенного к низкой группе риска.
4. В соответствии с п.36 Положения как форма отражения информации в процессе проведения проверки проверяющим (руководителем проверки) может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист). Контрольный список вопросов (чек-лист) или его часть заполняется проверяющим (руководителем проверки) по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки. При наличии утвержденной Советом Министров РБ для соответствующего контрольного (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) формы контрольного списка вопросов (чек-листа) он является обязательным для применения при проведении плановой проверки, а также может применяться при проведении внеплановой проверки.
5. Акт (справка) проверки должны быть оформлены не менее чем в 2 экземплярах и подписаны проверяющим (руководителем проверки) не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки (п.106 Положения).
6. Промежуточный акт проверки должен содержать: основание назначения проверки, дату и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку; дату начала проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место и дату промежуточного составления акта проверки; наименование, местонахождение и подчиненность (фамилия, имя, отчество, место жительства) проверяемого субъекта, его учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов; описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение; указание на то, что акт проверки является промежуточным; иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении (п.70 Положения).
7. В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, то в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения. Указанные изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) проверяемому субъекту или его представителю и возражения по ним представляются для подписания, вручения (направления) акта (справки) проверки, представления возражений по нему в установленном порядке (п.65 Положения).
8. Акт (справка) проверки в течение 2 рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю, за исключением необходимости представления проекта акта (справки) для ознакомления должностному лицу органа уголовного преследования, возбудившего уголовное дело, руководителю органа уголовного преследования, суда, в производстве которого находятся дела (материалы), давшему поручение на проведение проверки. В этом случае акт (справка) проверки вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю в течение 2 рабочих дней со дня такого ознакомления (п.68 Положения).
9. При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п.71 Положения)
2
Внепла-новая про-верка 1. В соответствии с п.5 Указа № 510 внеплановые проверки могут назначаться независимо от проверяемого периода:
- по поручению Президента РБ;
- Комитетом государственного контроля РБ (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредприниматель-стве или о совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1 000 базовых величин;
- по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей органов уголовного преследования по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансировании террористической деятельности;
- при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира;
- соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам в целях обеспечения требований по эксплуатационной надежности и безопасности;
- для расследования причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследования аварий, в т.ч. строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий;
- Национальным банком РБ в рамках проведения надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе;
- по вопросам использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
- для подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (торговой посреднической деятельности). При этом проверка иной осуществляемой таким субъектом деятельности не проводится;
- для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (встречная проверка);
- для проверки устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки (контрольная проверка);
- для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), изучения дополнительных вопросов по материалам уголовного дела, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и уполномоченными должностными лицами органов уголовного преследования, руководителями судов, либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок (дополнительная проверка);
- по заявлению проверяемого субъекта.
2. В соответствии с п.9 Указа № 510 без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности внеплановые проверки назначаются по поручениям Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ, Председателем Комитета государственного контроля РБ и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции, Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции, руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа по следующим основаниям:
- при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения или причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических или физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки). При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих указанные нарушения или факты, заявитель (в т.ч. руководитель, иной представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие дать свидетельские показания в отношении таких нарушений или фактов. В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении таких нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию. Анонимные заявления не являются основанием для проведения внеплановых проверок;
- использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
- значительный рост (не менее чем в 2 раза в календарном году) показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки. Такие проверки проводятся контролирующими (надзорными) органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о транспортной деятельности, обеспечением безопасности дорожного движения;
- существенное ухудшение показателей деятельности банков, юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга, исходя из данных бухгалтерского баланса и других форм отчетности; невыполнение предписания Нацбанка РБ; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами; вероятность возникновения в банке положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создать угрозу поддержанию стабильности банковской системы и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов; необходимость проверки готовности таких юридических лиц к внедрению новых подходов к осуществлению и организации деятельности, оценке и управлению рисками, оценке достаточности нормативного капитала, составлению отчетности, установлению новых пруденциальных требований и (или) процедур либо оценки результатов апробации на практике перспективных методологических подходов (в т.ч. по проектам, принятым в порядке эксперимента), а также по иным основаниям, определенным Нацбанком РБ, в целях проведения им надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе.
3. В соответствии с подп.9.2 п.9 Указа № 510 руководителем контролирующего (надзорного) органа (в т.ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа внеплановая проверка назначается по следующим основаниям:
- реорганизация проверяемого субъекта, решение иностранной организации о прекращении деятельности открытого ею представительства на территории РБ, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);
- необходимость проведения дополнительной проверки;
- поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
- по делу об административном правонарушении для получения доказательств;
- возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, ухудшение гигиенических показателей среды обитания человека (по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований);
- необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, установленных налоговым законодательством;
- необходимость оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (внеплановая тематическая оперативная проверка);
- расследование причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследование аварий, в т.ч. строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий;
- проведение государственного надзора за эксплуатацией потенциально опасных объектов;
- необходимость проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам в целях обеспечения требований по эксплуатационной надежности и безопасности;
- проведение встречной проверки;
- необходимость проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних 6 месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания);
- проведение контрольной проверки;
- заявление проверяемого субъекта
3
Внепла-новая тема-тичес-кая опера-тивная про-верка В соответствии с п.84 Положения при внеплановой тематической оперативной проверке проверяются вопросы соблюдения проверяемыми субъектами:
- законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
- условий осуществления предпринимательской деятельности, при нарушении которых такая деятельность является незаконной и (или) запрещается;
- порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в т.ч. использования и учета на них средств контроля;
- законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами;
- законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
- порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц;
- порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;
- правил осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей;
- порядка уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог), налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме;
- требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации;
- порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров;
- законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий;
- законодательства об обороте на территории РБ нефтяного жидкого топлива;
- законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками при реализации товаров, их хранении и транспортировке;
- законодательства об охране и использовании объектов животного и растительного мира;
- требований технических нормативных правовых актов о качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, продовольственного сырья и пищевых продуктов, товаров для личных (бытовых) нужд, выполняемых работ и оказываемых услуг;
- правил пользования средствами измерений при осуществлении торговли товарами и расчетов между покупателем и продавцом;
- нормативов в области охраны окружающей среды;
- требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам в целях обеспечения требований по эксплуатационной надежности и безопасности;
- требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;
- законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (в т.ч. наличие установленных законодательством сопроводительных документов, техническое состояние транспортных средств);
- требований законодательства по сбору, хранению, транспортировке, использованию, заготовке (закупке), переработке, отгрузке или реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, а также по учету, сбору, хранению, транспортировке, использованию и реализации редкоземельных металлов во всех видах и состояниях, осуществлению деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать 3 рабочих дней (п.26 Положения) 1. В предписании на проведение внеплановой тематической оперативной проверки может не указываться наименование проверяемого субъекта, в отношении которого проводится проверка, в случаях проведения проверок:
- на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей; - проверяемых субъектов, осуществляющих розничную торговлю на торговых местах на рынках и в палатках, расположенных на рынках;
- соблюдения требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;
- на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (в т.ч. наличие транспортных и иных установленных законодательством документов, техническое состояние транспортных средств);
- на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) по вопросу соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам в целях обеспечения требований по эксплуатационной надежности и безопасности (п.85 Положения).
2. Внеплановая тематическая оперативная проверка может проводиться одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в т.ч. и расположенных на территориях разных административно-территориальных единиц. При этом внеплановая тематическая оперативная проверка может проводиться в отношении любых проверяемых субъектов, осуществляющих деятельность на территории, указанной в предписании, в т.ч. физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в целях установления фактов осуществления деятельности без государственной регистрации, проверки соблюдения порядка уплаты единого налога и т.д. (п.86 Положения).
3. Внеплановая тематическая оперативная проверка одним и тем же контролирующим (надзорным) органом, его территориальным органом (подчиненной организацией) не может проводиться чаще 1 раза в месяц на одной и той же территории проведения проверки, за исключением проверок, проводимых по поручению Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ (п.87 Положения).
4. В соответствии с п.89 Положения в акте внеплановой тематической оперативной проверки указываются: дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку; даты начала и окончания проверки, а также место составления акта проверки; должности, фамилии и инициалы представителей проверяемого субъекта, а также иных лиц, привлекаемых к проверке; наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика; наличие книги учета проверок (журнала производства работ), а также информация о произведенной в них записи о данной проверке; проводилась ли контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг) и их результаты; перечень технических средств, если они применялись; факты нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение; должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства; иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения.
5. Акт внеплановой тематической оперативной проверки может не составляться в случае составления в ходе проверки по выявленному административному правонарушению протокола об административном правонарушении либо вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется, о чем в книге учета проверок (журнале производства работ) делается соответствующая запись (п.91 Положения)
4
Встреч-ная про-верка В соответствии с п.25 Положения встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями РБ, не превышает 250 базовых величин, с субъектами хозяйствования - иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами РБ, - 500 базовых величин. Данные требования не применяются в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) Срок проведения встречной проверки не может превышать при проведении проверок:
индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, - 15 рабочих дней;
иных проверяемых субъектов - 30 рабочих дней.
Указанные сроки не распространяются на проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) (п.26 Положения)
Встречная проверка контрагентов (третьих лиц) проверяемого субъекта проводится на основании предписания, выданного в отношении проверяемого субъекта, в общем порядке, установленном для проведения проверок (п.25 Положения)
5
Допол-нитель-ная про-верка При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта (п.71 Положения) Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Данный срок не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) (п.26 Положения) В соответствии с п.71 Положения проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки
6
Конт-рольная про-верка Проводится с целью проверки устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате проведения предыдущей проверки Срок проведения контрольной проверки не должен превышать 5 рабочих дней.
В случае необходимости проведения в процессе контрольной проверки испытания продукции, обследования производства срок контрольной проверки по решению руководителя государственного органа может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней (п.26 Положения)
О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в требовании (предписании) об их устранении, письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку. Руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель (уполномоченный руководитель структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа), подписавший (утвердивший) такое требование (предписание), не позднее 2 рабочих дней со дня получения сообщения вправе назначить проведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений (п.73 Положения)
7
Сов-местная про-верка Проводится совместно несколькими контролирующими (надзорными) органами В зависимости от предыдущих видов проверок В соответствии с п.19 Положения при проведении совместной плановой проверки контролирующие (надзорные) органы обязаны приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в координационном плане. В соответствии с п.50 Положения результаты проверки оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. В случае если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, 1 экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки

 

15.01.2010 г.

 

Александр Денисевич, начальник отдела правового обеспечения деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 26.07.2012 № 332 (с 1 октября 2012 г.), от 27.11.2013 № 523 (с 1 января 2014 г.) и от 16.10.2017 № 376 (с 1 января 2018 г.) внесены изменения и дополнения.