


Материал помещен в архив
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ СБОРА И УЧЕТА БЮДЖЕТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ, ЛОМЕ И ОТХОДАХ
Государственное регулирование в сфере учета драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в материальных ценностях, ломе и отходах
В числе основных нормативных документов, регулирующих порядок использования, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них или их содержащих, можно назвать Закон РБ от 21.06.2002 № 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Закон), а также Инструкцию о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденную постановлением Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34).
От редакции: С 20 июня 2014 г. Закон изложен в новой редакции Законом РБ от 12.12.2013 № 93-З. |
К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий), находящиеся в любом виде и состоянии, в т.ч. в ломе и отходах производства и потребления (ст.1 Закона). При этом лом, содержащий драгоценные металлы, - это содержащие драгоценные металлы детали, узлы, изделия и материалы, утратившие функциональное назначение и (или) потребительские свойства и непригодные к дальнейшему использованию их по назначению. А отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, - это отходы производства и потребления в любом виде и состоянии, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.
Одна из основных задач государственного регулирования и контроля в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями - обеспечение полноты сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, от всех источников их образования, своевременности сдачи этих лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, а также выполнение государственного заказа на поставку для государственных нужд драгоценных металлов, в т.ч. в виде лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются, в частности, посредством установления специальных требований к учету и отчетности при хранении, транспортировке, производстве, обработке, переработке, использовании и обращении драгоценных металлов и драгоценных камней; установления государственного заказа на поставку для государственных нужд драгоценных металлов, в т.ч. в виде лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и контроля за его выполнением; надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями; государственного пробирного надзора.
Бюджетные организации должны обеспечить правильный и своевременный учет лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. При этом помимо вышеназванных нормативных документов бюджетным организациям необходимо руководствоваться:
- Указом Президента РБ от 05.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней»;
- Указом Президента РБ от 11.06.2003 № 246 «О некоторых мерах по государственному регулированию деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7, а также о признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь»;
- Декретом Президента РБ от 31.10.2000 № 21 «О мерах по обеспечению порядка при совершении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями»;
- постановлением Минфина РБ от 28.04.2010 № 54 «Об установлении перечня комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно».
От редакции: С 9 июля 2014 г. следует применять перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно, установленный постановлением Минфина РБ от 25.06.2014 № 44; |
- постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 125 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету объектов основных средств в бюджетных организациях».
От редакции: С 1 января 2013 г. действует Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.10.2012 № 60; |
- постановлением Белстата от 01.09.2009 № 129 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-мр (драгметаллы) «Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих» и указаний по ее заполнению».
От редакции: С 27 января 2014 г. вступило в силу постановление Белстата от 21.10.2013 № 223 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-мр (драгметаллы) «Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих» и указаний по ее заполнению»; |
- постановлением Минфина РБ от 31.05.2004 № 87 «Об утверждении Инструкции о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 марта 2002 г. № 38»;
- постановлением Минфина РБ от 31.03.2004 № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке расчетов за поставки драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь»;
- законом РБ о бюджете на очередной финансовый год.
Организация сбора и учета драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в составе материальных ценностей, ломе и отходах на предприятии
Основные средства, отдельные предметы в составе оборотных средств, а также материалы, имеющиеся на балансе бюджетных организаций, могут содержать драгоценные металлы. К таким материальным ценностям относятся различные приборы и оборудование, персональные компьютеры и печатающие устройства, холодильное оборудование, измерительная и электронно-вычислительная техника, рентгеноматериалы и т.д.
Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, подлежат в установленном законодательством порядке обязательному учету и сбору юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых при производстве и (или) потреблении образуются эти лом и отходы (ст.18 Закона).
Собранные лом и отходы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, могут обрабатываться их собственником или лицом, владеющим этими ломом и отходами на ином законном основании, использоваться для вторичного использования или реализовываться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, дающее право на осуществление соответствующих видов работ и услуг.
На основании п.6 Инструкции № 34 организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в частности, обязаны:
- вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях (в т.ч. в составе вооружения и военной техники), а также в ломе и отходах;
- проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете;
- осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
- обеспечивать выполнение доведенных объемов поставок драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд;
- обеспечивать полный сбор и учет всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, их первичную переработку и использование в соответствии с законодательством;
- составлять статистические отчеты о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по формам государственной статистической отчетности в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом РБ.
От редакции: С 20 февраля 2015 г. следует руководствоваться п.6 Инструкции № 34 в редакции постановления Минфина РБ от 23.01.2015 № 3. |
Каждая организация, применительно к конкретным условиям, должна разработать и утвердить порядок учета, движения и хранения драгоценных металлов, содержащихся в составе материальных ценностей, лома и отходов, определить состав комиссии по установлению количества драгоценных металлов в изделиях и назначить лиц, ответственных за сбор, хранение, учет лома и отходов, а также за выполнение объемов их поставок для государственных нужд.
Учет драгоценных металлов, содержащихся в составе основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств, материалов организуется в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения или использования соответствующих товарно-материальных ценностей. При этом учет должен обеспечивать:
- своевременность и точность представления сведений об их количестве и местонахождении;
- составление отчета о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;
- достоверность данных в составляемых формах государственной статистической отчетности.
Инструкцией № 34 установлено, что ответственность за организацию оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней несет главный бухгалтер, а за выполнение требований по учету в подразделениях - руководители структурных подразделений.
Драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, приборов, инструментов, других изделий, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованиям и содержанию (массе).
Драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, в т.ч. импортного производства, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах. При этом допускается определение содержания драгоценных металлов по данным химических анализов или комиссионно.
Новое в порядке определения содержания драгоценных металлов в изделиях
На практике не всегда возможно точно определить содержание драгоценных металлов в изделиях, если данные сведения не указаны в сопроводительной документации, что влечет расхождения в учетных и отчетных данных после списания имущества. В связи с этим в п.34 Инструкции № 34 постановлением Минфина РБ от 14.10.2010 № 108 внесено дополнение о том, что организация имеет право на основании решения руководителя определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов и иных средств, после их списания. В учетных документах при этом учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания». В данном случае необходимо составить приказ по организации, в нем указать наименования оборудования или иных изделий, инвентарные и заводские номера (при их наличии), стоимость и количество товаров, причины отсутствия данных о содержании драгоценных металлов с приложением акта комиссии по определению количества драгоценных металлов в этом оборудовании и изделиях.
Лом и отходы драгоценных металлов учитываются по наименованию драгоценных металлов, виду лома и отходов, массе лома и отходов в лигатуре и массе в чистоте драгоценных металлов.
При проведении ремонта оборудования, приборов необходимо делать корректировку учетных данных о наличии драгоценных металлов и драгоценных камней в ремонтируемых средствах исходя из их содержания в изделиях, которые были установлены и изъяты (в связи с выходом из строя) при ремонте. Сведения о наличии либо отсутствии в замененных узлах и деталях драгоценных металлов должны быть указаны в актах выполненных работ за подписью ответственного лица.
28.02.2011 г.
Наталья Концевая, бухгалтер