Пособие от 22.05.2015
Автор: Агапова Г.

Основы ценообразования в туризме


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

Принципы ценообразования в Республике Беларусь

В настоящее время в Республике Беларусь применяются два вида цен: свободные и регулируемые. Регулирование цен производится в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и государственный реестр субъектов естественных монополий. Помимо этого Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» определены перечни товаров (работ, услуг) в отношении которых осуществляется государственное ценовое регулирование, а также органы государственного управления, которые его осуществляют.

Свободная цена (тариф) - цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (абзац 5 ст.3 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании». Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица имеют право самостоятельно или по соглашению с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценообразовании не применяется регулирование цен (тарифов) (ст.12 указанного выше Закона).

Тарифы на туристические услуги относятся к свободным, так как не являются объектом государственного регулирования. При этом составление экономических расчетов необязательно, и законодательством не установлена ответственность за отсутствие экономических расчетов обоснования цены (тарифа). Однако согласно части первой п.17 Правил оказания туристических услуг, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 № 1064, цены на услуги, непосредственно оказываемые исполнителем, должны быть размещены на белорусском или русском языке в доступном для обозрения заказчиком (туристом, экскурсантом) месте, а для этого необходимо рассчитать стоимость оказываемых услуг. Расчет стоимости производится путем составления калькуляции.

Общие понятия туристической деятельности

Туристическая отрасль имеет ряд особенностей и включает в себя туроператорскую и турагентскую деятельность. Точное определение и характеристика туристической деятельности даны в Законе Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме» (далее - Закон № 326-З).

Туроператорская деятельность - предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию, продвижению, реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия (абзац 17 ст.1 Закона № 326-З).

Турагентская деятельность - предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (турагентов) по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами - резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия (абзац 8 ст.1 Закона № 326-З).

Таким образом, общим у туроператорской и турагентской деятельности является то, что и туроператоры, и турагенты продвигают и реализуют туры и оказывают отдельные услуги, связанные с организацией туристического путешествия. При этом туроператор может реализовывать туры, сформированные туроператорами-резидентами и туроператорами - нерезидентами Республики Беларусь, а турагент - только туры, сформированные туроператорами - резидентами Республики Беларусь. Кроме того, туроператор формирует тур, организует и подготавливает его для реализации непосредственно путешественникам или через турагентов. Таким образом, туроператор выступает как производитель и формирует цену на тур.

Формирование тура

Тур - это сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие (абзац 7 ст.1 Закона № 326-З).

Формирование тура включает в себя составление программы туристического путешествия и формирование комплекса туристических услуг, позволяющих его совершить. К формированию тура также относится приобретение права на реализацию тура либо комплекса туристических услуг, сформированных нерезидентом Республики Беларусь. Состав тура может включать различные услуги в соответствии с пожеланиями туриста. Набор услуг, предоставляемых туроператором участникам туристической деятельности, фиксируется в договоре оказания туристических услуг.

Программа туристического путешествия включает в себя следующую информацию:

• о маршруте туристического путешествия, дате и времени начала и окончания туристического путешествия;

• порядке встречи и проводов, сопровождения туриста, экскурсанта;

• характеристике транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста, экскурсанта, сроках стыковок (совмещений) рейсов;

• характеристике объектов для размещения туристов, в том числе их местоположение, классификация по законодательству страны (места) временного пребывания, правила временного проживания, а также иная обязательная информация, установленная законодательством страны (места) временного пребывания;

• порядке обеспечения питания туриста, экскурсанта во время осуществления туристического путешествия;

• перечне и характеристике иных оказываемых туристических услуг (часть вторая ст.15 Закона № 326-З).

Комплекс туристических услуг составляют услуги, которые оказывает туроператор самостоятельно и (или) права на которые он приобретает на основе договоров с третьими лицами. Услуги сторонних организаций, связанные с обеспечением тура, включаются в его стоимость на основании договоров, заключенных туроператором с транспортными организациями, гостиницами, предприятиями общественного питания и т. д.

Основы формирования цен на тур туроператором

По общему принципу свободные отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) производитель определяет на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров (работ, услуг), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли с учетом конъюнктуры рынка.

Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг), на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг).

В настоящее время действуют утвержденные постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 23.01.2009 № 2 Методические рекомендации по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости туристических услуг (далее - Методические рекомендации).

Выручкой туристической организации от осуществляемой ею деятельности является стоимость туристических услуг, оказанных непосредственно самой туристической организацией (п.11 Методических рекомендаций). Таким образом, туристической организации необходимо рассчитать тариф на услуги, оказываемые непосредственно самой организацией.

Себестоимость туристической услуги представляет собой стоимостную оценку затрат (заработная плата сотрудников; расходы на коммунальные услуги, аренду, услуги связи, охрану; канцелярские расходы, командировочные расходы и т. д.) на ее оказание собственными силами туристической организации (п.14 Методических рекомендаций).

Прямые и косвенные затраты

По способу включения в себестоимость туристической услуги затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми являются затраты, которые на основании первичных документов могут быть отнесены непосредственно на себестоимость конкретной туристической услуги, с оказанием которой они связаны. Косвенные затраты представляют собой общепроизводственные и общехозяйственные расходы, связанные с обслуживанием и управлением туристической организацией, подлежащие распределению.

В прямые затраты включаются собственные расходы по организации конкретной услуги:

• заработная плата производственного персонала, непосредственно занятого в процессе оказания услуги;

• налоги и неналоговые платежи (в том числе обязательные страховые взносы), базой для исчисления которых является фонд оплаты труда указанного выше производственного персонала, относящиеся в соответствии с действующим законодательством на себестоимость;

• командировочные расходы и другие затраты организации по формированию и реализации конкретной туристической услуги (п.18 Методических рекомендаций).

Косвенные затраты включают в себя все виды расходов, связанных с обслуживанием и управлением туристической организацией: аренда помещений и коммунальные услуги, услуги всех видов связи, заработная плата работников аппарата управления, налоги и неналоговые платежи на заработную плату, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, расходы на рекламу, проценты за кредит и др. (п.19 Методических рекомендаций).

Данные расходы включаются в плановую калькуляцию в процентном отношении и распределяются между отдельными объектами калькулирования пропорционально избранному критерию. Исходя из специфики своей деятельности организациям предоставляется право выбора объектов учета и калькулирования, перечня калькуляционных статей затрат, методов распределения накладных расходов между разными видами услуг и т. д. Принятые организацией методические решения по учету и калькулированию себестоимости услуг необходимо закрепить в учетной политике. Метод распределения косвенных расходов должен позволять наиболее точно определять себестоимость различных видов туристических услуг. Порядок включения косвенных расходов в отдельные виды услуг зависит от номенклатуры услуг, оказываемых организацией, структуры управления и других факторов. Косвенные расходы могут распределяться либо пропорционально сумме оплаты труда работников, прямо включаемой в затраты отдельных видов услуг, либо пропорционально общей сумме прямых затрат, либо пропорционально объемам реализации.

Планирование себестоимости услуг

Любое планирование основано на экономическом анализе фактических показателей. Определение плановой производственной себестоимости отдельных видов туристических услуг осуществляется на основании технико-экономических расчетов по статьям затрат с учетом результата анализа сложившегося уровня затрат в отчетном периоде и расчетов влияния технико-экономических факторов на себестоимость услуг планируемого периода. Для целей прогнозирования в организациях самостоятельно создается нормативная база усредненных нормативных данных о фактических трудовых затратах в человеко-часах на единицу оказанных услуг. Формирование собственной базы осуществляется путем сбора и анализа фактических затрат, отраженных в первичных документах.

Началу прогнозирования предшествует разработка технологического процесса - составление технологической карты оказываемых услуг, норм и нормативов материальных и трудовых затрат. В связи с этим при составлении калькуляции необходимо провести тщательный анализ фактической себестоимости реализованных услуг за предшествующий период. С учетом сезонного характера спроса на туристические услуги выручка от реализации неравномерна в течение года. Основной объем реализации туристических услуг приходится на теплое время года - май-сентябрь.

Таким образом, при соотнесении уровня общехозяйственных расходов с объемом реализации следует отдельно проанализировать уровень затрат по следующим периодам года:

• летний (май-сентябрь);

• зимний (декабрь-февраль);

• межсезонье (октябрь-ноябрь, март-апрель).

В последнее время с введением системы раннего бронирования выручка туристических организаций стала более равномерной по периодам. Это касается, прежде всего, организаций, определяющих момент реализации по дате заключения договора с клиентом.

Кроме того, при наличии у фирмы нескольких видов деятельности прямые расходы следует учитывать отдельно по каждому виду деятельности, а общехозяйственные ежемесячно распределять по видам деятельности пропорционально критерию, определенному в учетной политике.

Учет и планирование себестоимости оказываемых услуг осуществляется с учетом структуры туристической организации. В организациях, имеющих в своем составе филиалы и обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, себестоимость услуг формируется из затрат этих структурных подразделений на оказание данных услуг с учетом расходов на содержание управленческого персонала этих подразделений и организации в целом.

Затраты, непосредственно связанные с формированием туристической услуги (производственные затраты), при планировании и в учете группируются по элементам затрат. Группировка затрат по элементам осуществляется в разрезе следующих экономических элементов:

• материальные затраты;

• расходы на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация основных фондов и нематериальных активов;

• прочие затраты.

Туристическая организация, исходя из принятых объектов учета затрат, может самостоятельно расширить номенклатуру статей затрат или выделить из какой-либо одной статьи несколько. Калькуляционная единица услуги должна соответствовать натуральному измерению, принятому для данного вида услуг в стандартах и плане организации.

Особенности исчисления рентабельности по туристическим услугам

При формировании тарифов рентабельность исчисляется как отношение прибыли к затратам по выполнению работ, оказанию услуг. Рентабельность в туристической отрасли законодательством не ограничена, поэтому определяется туристической организацией самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка.

Поскольку услуги сторонних организаций согласно Методическим рекомендациям не включаются в себестоимость тура (услуги), то данные расходы не участвуют при расчете планового уровня рентабельности.

Особенности исчисления и включения в цену налогов и неналоговых платежей

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Налоги и неналоговые платежи включаются в отпускные цены (тарифы) в размерах и порядке согласно законодательству. Включение налогов в цену на тур зависит от места реализации туристических услуг, применяемой организацией системы налогообложения, формы договорных отношений. Туристические организации могут применять общий порядок налогообложения или упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) (с уплатой или без уплаты НДС). Кроме того, при включении налогов в цену тура необходимо учитывать место реализации услуг. Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если услуги в сфере туризма фактически оказываются на территории Республики Беларусь (подп.1.3 п.1 ст.33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

Таким образом, при реализации туроператором сформированного им тура, представляющего собой комплекс туристических услуг, фактически оказываемых за пределами Республики Беларусь, местом оказания услуг территория Республики Беларусь не является, в связи с чем услуги, входящие в состав такого (зарубежного) тура, не облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом не имеет значения, реализуется ли тур туроператором через турагента или напрямую туристу. Данное положение не относится к случаю, когда туроператор - резидент Республики Беларусь реализует тур, сформированный туроператором - нерезидентом Республики Беларусь по посредническому договору. В этом случае местом оказания посреднических услуг туроператора - резидента Республики Беларусь будет территория Республики Беларусь, услуги же будут подлежать обложению налогом на добавленную стоимость.

При реализации тура на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость туристические услуги по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, туристические услуги по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, приведенным в приложениях 1 и 2 к Указу Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 № 371, и услуги гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых в пределах Республики Беларусь (подп.1.31 п.1 ст.94 НК).

Таким образом, при применении туроператором общего порядка налогообложения и УСН с уплатой НДС входящие в состав тура туристические услуги, поименованные в названных выше перечнях, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Оказание туроператором отдельных услуг из указанных в Перечнях (не в комплексе, представляющем тур) облагаются налогом на добавленную стоимость.

Если туроператор использует упрощенную систему, то он уплачивает налог при УСН по ставке 3 % (при использовании варианта УСН с уплатой НДС) или 5 % (при использовании варианта УСН без уплаты НДС) со всей суммы выручки, полученной от реализации тура, включая услуги сторонних организаций (абзац 6 части шестой п.2 ст.288 НК). Эта особенность должна учитываться при определении цены на тур.

Применение договоров комиссии и поручения при реализации туров

Как правило, туроператор реализует сформированный тур через турагентов по договору комиссии или поручения. Сущность договоров комиссии и поручения определена в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее - ГК).

Под договором комиссии понимается договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (часть первая п.1 ст.880 ГК).

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (п.1 ст.861 ГК).

Гражданское законодательство установило обязанность уплаты комиссионеру (поверенному) вознаграждения (часть первая п.1 ст.881, часть первая п.1 ст.862 ГК). При определении вознаграждения зачастую возникают вопросы о наличии каких-либо ограничений его размера. Согласно действующему законодательству размер вознаграждения по договорам комиссии не ограничен и устанавливается самим договором.

Реализация турагентом туров, сформированных туроператором-резидентом на условиях договора комиссии или поручения, производится по цене, утвержденной туроператором-комитентом, без права взимания какой-либо надбавки. Туроператором предоставляется турагенту скидка, которая служит ему вознаграждением за реализацию тура, а у туроператора данная скидка составляет элемент затрат по реализации тура. В связи с этим при формировании цены туроператором целесообразно в расчете цены на тур отдельной позицией указывать размер вознаграждения комиссионера (поверенного). Как правило, размер вознаграждения устанавливается в процентном отношении к стоимости тура, но может быть определен сторонами и в виде конкретной суммы.

Структура цены на тур

С учетом вышеизложенного на сегодняшний день общая структура цены (без НДС) на тур может быть представлена следующим образом:

1) в случае применения туроператором общего порядка налогообложения:

- услуги сторонних организаций, связанные с обеспечением тура;

- собственные затраты предприятия по оказанию и реализации туристической услуги (прямые и косвенные);

- прибыль;

- вознаграждение посредника при реализации тура;

- цена на тур (сумма строк с 1 по 4);

- сумма, полученная туроператором за реализованный тур (стр.5 - стр.4);

2) в случае применения туроператором упрощенной системы:

- услуги сторонних организаций, связанные с обеспечением тура;

- собственные затраты предприятия по оказанию и реализации организации туристической услуги (прямые и косвенные);

- прибыль;

- вознаграждение посредника при реализации тура;

- налог при УСН;

- цена на тур (сумма строк с 1 по 5);

- сумма, полученная туроператором за реализованный тур (стр.6 - стр.4).

Предоставление скидки

При реализации тура туроператором непосредственно участнику туристической деятельности в пользу последнего может быть предоставлена скидка. Размер скидки определяется соглашением сторон.

Валюта цены тура

По общему правилу денежные обязательства должны быть выражены в официальной денежной единице Республики Беларусь - белорусских рублях. Вместе с тем в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит исполнению в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В этом случае подлежащая оплате в белорусских рублях стоимость туристических услуг определяется по официальному курсу соответствующей иностранной валюты, установленному Национальным банком Республики Беларусь (далее - Нацбанк) на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон (п.1 ст.298 ГК и части первая и вторая ст.11 Банковского кодекса Республики Беларусь). При этом следует учитывать, что выражение стоимости услуги в иностранной валюте при заключении гражданско-правовых сделок на территории Республики Беларусь является одним из элементов долларизации экономики.

В целях повышения доверия населения и субъектов хозяйствования к национальной валюте и защите внутреннего потребительского рынка Республики Беларусь Нацбанк проводит мероприятия по сокращению случаев использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь и не поддерживает указание субъектами хозяйствования Республики Беларусь эквивалента в иностранной валюте на реализуемые товары (работы, услуги).

 

22.05.2015

 

Галина Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»