


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


Особенности формирования цен на алкогольную продукцию
В материале подробно рассмотрены положения законодательства, которые следует учитывать при формировании цен на алкогольную продукцию, в следующих разделах:
регулирование цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %;
регулирование цен на вина марочные;
вознаграждения (бонусы) за продвижение, успешную реализацию;
включение в цену спиртосодержащей продукции акцизов.
Вопросы установления цен на спиртосодержащую продукцию на внутреннем рынке находятся в зоне особого внимания государства.
Цены на алкогольную продукцию регулируются в отношении:
• алкогольной продукции крепостью свыше 28 %;
• вин плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии (далее - вина марочные).
Полномочия по регулированию цен на эти виды спиртосодержащей продукции предоставлены МАРТ (приложение 1 к Указу от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»).
Регулирование цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %
Предельные минимальные цены
Основным НПА, регулирующим цены на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %, является постановление МАРТ от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов». Им установлены предельные минимальные цены на производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь:
• алкогольные напитки крепостью свыше 28 % (приложение 1);
• спирт этиловый из пищевого сырья (приложение 2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2022 г. следует руководствоваться приложениями 1 и 2 к постановлению № 52 в ред. постановления МАРТ от 20.04.2022 № 33. |
Таким образом, предельные минимальные цены распространяются на крепкие алкогольные напитки и спирт этиловый из пищевого сырья (спирт-сырец и спирт ректификованный) как отечественного, так и иностранного производства.
Цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28 % и спирт этиловый из пищевого сырья формируются с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже установленных предельных минимальных цен с пересчетом пропорционально крепости продукции и емкости потребительской тары (подп.2.1 п.2 постановления № 52).
![]() |
Пример 1 Организация - производитель алкогольной продукции наладила выпуск новой марки водки «Мягкий хмель» крепостью 38 % в бутылках емкостью 0,2 л. Рассчитаем предельную минимальную отпускную цену данной продукции, ниже которой она не может быть отгружена субъектам хозяйствования. Предельная минимальная отпускная цена франко-отправления (без НДС) за 0,5 л алкогольного напитка крепостью 40 % (со стоимостью потребительской тары) установлена равной 5,05 руб. (приложение 1 к постановлению № 52). Сначала выполним пересчет пропорционально емкости потребительской тары. Если бы крепость водки составляла 40 %, предельная минимальная отпускная цена за 0,2 л такого напитка была бы равна 2,02 руб. (5,05 × 0,2 / 0,5). Теперь выполним пересчет пропорционально крепости продукции. При крепости 38 % предельная минимальная отпускная цена за 0,2 л напитка составит 1,92 руб. (2,02 × 38 / 40). Таким образом, отгрузка водки «Мягкий хмель» крепостью 38 % в бутылках емкостью 0,2 л не может быть произведена по цене ниже 1,92 руб. за бутылку (без НДС) со стоимостью потребительской тары. |
Методика установления предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов утверждена приказом МАРТ от 10.08.2018 № 190.
Методикой определены:
• порядок расчета предельной минимальной отпускной цены на спирт этиловый из пищевого сырья, минимальных отпускной и розничной цен на алкогольные напитки крепостью свыше 28 % (пп.5-8 Методики);
• перечень госорганов, организаций, которые могут инициировать изменения предельных минимальных цен (ч.1 п.9 Методики);
• критерии (основания) для пересмотра предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % (ч.2 п.9 Методики);
• необходимый пакет документов для пересмотра установленного уровня предельных минимальных цен (ч.1 п.10 Методики), в том числе единые формы калькуляций на производство спирта и водки (приложение 1 и приложение 2 к Методике).
Формирование (установление) отпускной цены
Отпускная цена - цена, устанавливаемая производителем на произведенный, в том числе по договору подряда, товар, а также импортером на ввезенный им в Республику Беларусь товар для дальнейшей его реализации (абз.4 п.4 Методики, абз.5 п.3 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением МАРТ от 06.08.2021 № 55).
Отпускная цена организации оптовой торговли устанавливается путем применения оптовой надбавки к отпускной цене производителя или импортера алкогольной продукции.
![]() |
Справочно Оптовая торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп.1.14 п.1 ст.1 Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания»). |
Оптовые надбавки к отпускным ценам на алкогольные напитки крепостью свыше 28 % применяются с учетом конъюнктуры рынка (подп.2.2 п.2 постановления № 52).
Отпускные цены на оригинальные алкогольные напитки крепостью свыше 28 %, установленные в приложении к постановлению МАРТ от 04.06.2018 № 45, распространяются на напитки, производимые и реализуемые без потребительской тары в розлив на территории культурно-этнографических центров, национальных парков и заповедников, иных объектов Республики Беларусь, на которой они произведены (п.2 постановления № 45).
Расчет розничных цен
Розничные цены устанавливаются организациями розничной торговли и общественного питания путем применения торговой надбавки, наценки общественного питания.
![]() |
Справочно Розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп.1.21 п.1 ст.1 Закона № 128-З). |
Торговые надбавки к отпускным ценам на алкогольные напитки крепостью свыше 28 % применяются с учетом конъюнктуры рынка (подп.2.2 п.2 постановления № 52).
На алкогольные напитки крепостью свыше 28 %, производимые и реализуемые в розлив на территории Республики Беларусь в объектах общественного питания, субъекты хозяйствования самостоятельно определяют размер наценки общественного питания (абз.7 подп.4.1 п.4 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
![]() |
Справочно Для упрощения процесса определения предельной минимальной отпускной или розничной цены на алкогольный напиток крепостью, отличной от 40 %, реализуемый в потребительской таре емкостью, отличной от 0,5 л, рекомендуем калькулятор. |
Единый уровень торговой надбавки
В рамках одного субъекта торговли и (или) торгового объекта должен применяться единый уровень торговой надбавки на все виды алкогольных напитков крепостью свыше 28 % всех производителей независимо от форм собственности в разрезе наименований классификационных группировок алкогольных напитков в соответствии с ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 28.12.2012 № 83 (подп.2.2 п.2 постановления № 52).
![]() |
Пример 2 Организация розничной торговли получила от производителя партию водки «Мягкий хмель» крепостью 38 % в бутылках емкостью 0,2 л по отпускной цене 1,92 руб. (без НДС). В торговом объекте применяется единый уровень торговой надбавки в размере 10 % на все виды алкогольных напитков крепостью свыше 28 % всех производителей. Применение торговой надбавки в таком размере к полученной водке дает розничную цену без НДС 2,11 руб. (1,92 + 1,92 × 10 %), с НДС - 2,53 руб. (2,11 + 2,11 × 20 %). Сравним эту цену с предельной минимальной розничной ценой, которую определим исходя из установленного значения 6,68 руб. за 0,5 л крепостью 40 % с НДС и стоимостью потребительской тары (приложение 1 к постановлению № 52) путем пересчета пропорционально фактическим крепости продукции и емкости потребительской тары: 6,68 × (0,2 / 0,5) × 38 / 40 = 2,54 руб. Как видим, рассчитанная с применением торговой надбавки 10 % розничная цена водки с НДС (2,53 руб.) оказалась ниже предельной минимальной розничной цены для такого объема потребительской тары и крепости напитка. Для недопущения реализации водки по цене ниже предельной минимальной розничной цены необходимо увеличить размер применяемой торговой надбавки. С учетом того что в рамках одного торгового объекта должен применяться единый уровень торговой надбавки на все виды алкогольных напитков крепостью свыше 28 % всех производителей, необходимо увеличить торговую надбавку (пересчитать розничные цены) и на иные виды крепких алкогольных напитков, реализуемых в этом торговом объекте. |
Применение скидок
Производители (импортеры) при реализации алкогольных напитков крепостью свыше 28 % и спирта этилового из пищевого сырья могут предоставлять покупателям скидки с отпускных цен. При предоставлении скидок экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен с учетом скидок, повторно не составляются (ч.1 п.10 Инструкции № 55).
При этом не допускается реализация алкогольной продукции крепостью свыше 28 % ниже предельных минимальных отпускных цен, установленных в приложениях 1 и 2 к постановлению № 52 (п.30 Инструкции № 55).
Переоценка остатков алкогольных напитков
Переоценка остатков алкогольных напитков может быть инициирована:
• внутренним решением субъекта хозяйствования об изменении уровня применяемой единой торговой надбавки;
• постановлением МАРТ об изменении размера предельной минимальной цены на алкогольные напитки.
Особенности реализации через магазины беспошлинной торговли
Главная особенность реализации алкогольных напитков собственного производства через магазины беспошлинной торговли - возможность реализации их по ценам ниже предельных минимальных, так как действие постановления № 52 не распространяется на продажу таких напитков владельцам магазинов беспошлинной торговли для их последующей реализации в таких магазинах (п.21 постановления № 52).
Ограничения, установленные постановлением № 52, не распространяются также на реализацию алкогольных напитков крепостью свыше 28 % в магазинах беспошлинной торговли, в том числе для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований.
Регулирование цен на вина марочные
Основной НПА, регулирующий цены на вина марочные, - постановление МАРТ от 02.10.2017 № 53 «Об установлении предельной минимальной отпускной цены на вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии».
Предельная минимальная отпускная цена и применение оптовой (торговой) надбавки
Цены на вина марочные формируются с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже установленной предельной минимальной отпускной цены (подп.2.1 п.2 постановления № 53).
Предельная минимальная отпускная цена на вина марочные крепостью 18 % установлена в размере 3,09 бел. руб. за 0,7 л (со стоимостью потребительской тары) без НДС на условии франко-отправления (п.1 постановления № 53).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2022 г. установлена предельная минимальная отпускная цена на вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии в размере 3,54 руб. со стоимостью потребительской тары за 0,7 л крепостью 18 % без НДС на условии франко-отправления (п.1 постановления № 53 в ред. постановления МАРТ от 20.04.2022 № 34). |
Оптовые и торговые надбавки к отпускным ценам на вина марочные применяются с учетом конъюнктуры рынка (подп.2.2 п.2 постановления № 53).
Пересчет цен пропорционально крепости напитка и емкости потребительской тары
В случае реализации вин марочных крепостью, отличной от 18 %, и (или) в потребительской таре емкостью, отличной от 0,7 л, делается пересчет предельной минимальной отпускной цены, установленной п.1 постановления № 53, пропорционально фактическим крепости реализуемой продукции и емкости потребительской тары.
![]() |
Пример 3 Организация-производитель выпустила новый вид продукции - вино марочное «Весенний букет» крепостью 16 %, разлитое в стеклянные бутылки емкостью 0,5 л. Рассчитаем предельную минимальную отпускную цену на эту алкогольную продукцию. Сначала выполним пересчет пропорционально емкости потребительской тары. Если бы крепость вина составляла 18 %, предельная минимальная отпускная цена за 0,5 л такого напитка была бы равна 2,21 руб. (3,09 × 0,5 / 0,7). Теперь выполним пересчет пропорционально крепости напитка. При крепости 16 % предельная минимальная отпускная цена за 0,5 л составит 1,96 руб. (2,21 × 16 / 18). Таким образом, при отгрузке данной продукции на условии франко-отправления отпускная цена (со стоимостью потребительской тары без НДС) должна быть не ниже 1,96 руб., с НДС - не ниже 2,35 руб. (1,96 + 1,96 × 20 %). |
![]() |
Справочно Для пересчета предельной минимальной отпускной цены вина марочного рекомендуем калькулятор. |
Вознаграждения (бонусы) за продвижение, успешную реализацию
Установлен запрет на выплату юрлицами любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей) за продвижение алкогольных напитков (п.1 постановления Совмина от 28.09.2018 № 704 «О некоторых вопросах торговли алкогольными напитками»). Запрет касается только напитков, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены. Выплата вознаграждений за продвижение иных алкогольных напитков не запрещена.
Действие постановления № 704 распространяется как на производителей, так и на оарганизации, осуществляющие оптовую торговлю алкогольными напитками.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. постановлением Совмина от 20.01.2022 № 32 утрачивает силу постановление № 704. Следует руководствоваться подп.1.23 п.1 ст.11 Закона от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта». Комментарии см. здесь и здесь. Действует запрет на выплату производителями и оптовыми организациями субъектам торговли любых вознаграждений за продвижение алкогольных напитков, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены. |
Включение в цену спиртосодержащей продукции акцизов
Спиртосодержащие товары, признаваемые подакцизными
Акцизы рассчитываются и включаются в цену только по подакцизным товарам. Однако не все спиртосодержащие товары признаются подакцизными:
Спиртосодержащие товары | |
признаваемые подакцизными (п.1 ст.150 НК) |
не признаваемые подакцизными (п.2 ст.150 НК) |
1. Спирт. 2. Алкогольная продукция. 3. Слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 % (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки). 4. Пиво, пивной коктейль, напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки). 5. Сидры. 6. Пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта. 7. Непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов |
1. Спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Республике Беларусь. 2. Спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством. 3. Спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства. 4. Спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством. 5. Спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства. 6. Побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции. 7. Коньячный и плодовый спирт, виноматериалы, зерновой дистиллят. 8. Дезинфицирующие средства. 9. Товары бытовой химии |
Соответственно, в цене спиртосодержащих товаров, не признаваемых подакцизными, акцизов быть не должно.
Методы расчета сумм акцизов при их включении в затраты по производству и реализации спиртосодержащей продукции
Спирт, алкогольная продукция признаются подакцизными товарами (подп.1.1 и 1.2 п.1 ст.150 НК).
Сумма акцизов, подлежащая включению в затраты по производству и реализации подакцизных товаров в целях налогообложения, рассчитывается методом удельного веса или методом раздельного учета направления использования подакцизных товаров (ч.1 п.3 ст.164 НК). Аналогичным образом рекомендуется рассчитывать суммы акцизов при включении их в затраты по производству и реализации подакцизных товаров в целях ценообразования (при определении структуры цены).
Применяемый в течение календарного года метод расчета сумм акцизов утверждается учетной политикой организации. При отсутствии в учетной политике указания о применяемом методе расчета суммы акцизов включаются в затраты по производству и реализации спиртосодержащей продукции методом удельного веса (ч.4 п.3 ст.164 НК).
![]() |
Справочно Ставки акцизов на спирт, алкогольную продукцию, вина марочные установлены в пп.1-3 приложения 1 к НК. |
Налоговые вычеты
При приобретении (получении) подакцизных товаров, используемых для производства других подакцизных товаров, имеют место налоговые вычеты. Порядок определения налоговых вычетов по акцизам изложен в ст.159 НК.
Так, налоговыми вычетами признаются суммы акцизов, уплаченные при приобретении на территории Республики Беларусь (при ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров (подп.2.1 п.2 ст.159 НК).
В случае использования подакцизного сырья (материалов) для производства подакцизной продукции цена такого сырья (материалов) принимается в расчет без учета выделенных в расчетных (платежных) документах сумм акциза (ч.2 п.3 постановления Минэкономики от 22.01.2002 № 13 «Об учете налогов при определении разницы между отпускной ценой продукции производителя и ценой сырья (материалов), использованных при ее изготовлении»).
Случаи освобождения подакцизной спиртосодержащей продукции от акцизов
В отдельных случаях подакцизная спиртосодержащая продукция освобождается от акцизов. Это касается (п.1 ст.151 НК):
• спирта при его реализации (передаче) для производства лекарственных средств, ветеринарных препаратов юрлицам Республики Беларусь, которым разрешено их производство;
• подакцизных товаров собственного производства, реализуемых владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации в таких магазинах либо на бортах воздушных судов: алкогольные напитки; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 % и менее 7 %; пиво; пивные коктейли; сидры.
![]() |
Справочно Условия и критерии, при соблюдении которых произведенная продукция относится к продукции собственного производства, определены Положением, утв. постановлением Совмина от 17.12.2001 № 1817; |
• конфискованных по приговору (постановлению) суда либо обращенных в доход государства иным способом подакцизных товаров, в том числе помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства, которые подлежат реализации (передаче), промышленной переработке, в том числе утилизации, при их реализации (передаче);
• подакцизных товаров при реализации в магазинах беспошлинной торговли, а также в магазинах беспошлинной торговли для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;
• реализуемых (передаваемых) подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены ЕАЭС, при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь. Данная норма не распространяется на реализацию (передачу) спиртосодержащей продукции, вывозимой за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям (кроме вывоза спиртосодержащей продукции в государства - члены ЕАЭС).