Расчет от 15.11.2012
Автор: Анищенко Н.

Особенности формирования цен на мясную продукцию


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА МЯСНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Общие правила формирования цен

Единую ценовую политику на всей территории Республики Беларусь, а также единый порядок установления и применения цен (тарифов) обеспечивает Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании».

Наряду со свободным порядком ценообразования в республике применяется государственное регулирование цен. В целях упорядочения регулирования цен (тарифов) принят Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», в котором прописано требование определения перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров РБ, государственными органами (организациями).

В соответствии с вышеназванным Указом постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 утвержден перечень социального значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики. В указанном перечне в числе мясной продукции названы:

• мясо (говядина, свинина);

• мясо кур и цыплят-бройлеров;

• субпродукты говяжьи, свиные, куриные;

• фарши из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров;

• пельмени из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные;

• вареные колбасы, сосиски и сардельки;

• кровяные и ливерные колбасы, мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2014 г. вместо перечня № 495 действует перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35.

С 15 января 2016 г. перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством торговли, на основании постановления Совета Министров РБ от 11.01.2016 № 8 утратил силу. Некоторые позиции данного перечня перенесены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержденный постановлением № 35.

 

Методология установления цен и применения порядка ценообразования на товары (работы, услуги), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), определена Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111).

Таким образом, организации-изготовители формируют отпускные цены на мясную продукцию с учетом норм вышеназванных документов.

Учитывая, что в основе отпускной цены на мясную продукцию лежит стоимость сырья, рассмотрим особенности его закупки.

Учет закупок сырья

Государственная закупка скота осуществляется в сельскохозяйственных организациях на основе договоров контрактации, заключаемых в соответствии с планами закупок сельскохозяйственного сырья и являющихся основным документом, определяющим права и обязанности сторон. Основание для приемки скота на мясокомбинат - товарно-транспортная накладная специализированной формы ТТН-1 (скот), установленная приказом Минсельхозпрода РБ от 01.07.2011 № 267 (далее - приказ № 267) и приведенная в приложении 3 (продолжение - в приложение 4) к названному приказу. В накладной формы ТТН-1 (скот) отражается упитанность, количество голов и живая масса животных, установленные в сельскохозяйственной организации при отправке, а также аналогичные показатели при приемке скота на мясокомбинат.

Приемка животных не должна превышать 2 ч с момента прибытия автомашины на мясокомбинат и предъявления шофером-экспедитором товарно-транспортной накладной работнику мясокомбината (с учетом времени на взвешивание).

На каждую партию поступившего скота приемщик мясокомбината выписывает накладную на приемку скота и передачу его в переработку.

Приемка скота может производиться 2 способами:

• по живой массе;

• по количеству и качеству мяса после убоя.

При поступлении скота на мясокомбинат предусматривается его предубойное содержание. Оно необходимо для подготовки скота к убою и освобождения желудочно-кишечного тракта животных. Здоровый скот разбивают на группы по упитанности, полу, возрасту, затем взвешивают (делают 3-процентную скидку на содержание желудочно-кишечного тракта). На каждую группу животных оформляется паспорт с указанием номера, времени и даты поступления скота.

После предубойного содержания скот передается в цех убоя и первичной переработки. В целях сохранения принадлежности туши хозяйству-поставщику в цехе первичной переработки скота первую и последнюю туши каждой партии животных отмечают бирками с указанием на них наименования хозяйства, половозрастной группы, количества голов и даты приема.

Определение качества туш скота, полученного после убоя, проводится работником отдела ветеринарного контроля с участием сдатчика, его постоянного представителя.

Время окончания убоя, масса партии скота и категория качества продукции записываются в отвес-накладной на приемку мяса. Отвес-накладная на приемку мяса и накладная на приемку скота и передачу его в переработку передаются в бухгалтерию мясокомбината, где на их основании выписываются приемные квитанции на закупку скота, птицы и кроликов в сельскохозяйственных предприятиях специализированной формы ПК-1 (скот) (приложение 6 к приказу № 267).

Учет готовой продукции мясожирового производства

К основному производству мясокомбинатов относятся:

• мясожировое производство;

• колбасное производство;

• производство консервов и мясных полуфабрикатов.

Мясожировое производство состоит из следующих цехов:

• переработки скота и обработки субпродуктов;

• пищевых топленых и костных жиров;

• кишечного;

• шкуроконсервировочного.

После ветеринарно-санитарной обработки и предубойной выдержки скот попадает в цех переработки скота и обработки субпродуктов. В затраты этого цеха включаются все расходы по содержанию базы предубойного содержания и скота на ней, затраты по убою скота, переработке скота, обработке субпродуктов.

К готовой продукции цеха относятся мясо на костях и соответствующие виды продукции (субпродукты, жир, кости, шкуры, кишки). Полученная продукция взвешивается и отправляется в холодильник или в другие цеха. Результаты взвешивания отражаются в отвес-накладных на оприходование мяса и в других документах.

Ежедневно мастер цеха составляет рапорт о переработке сырья и выпуске продукции. В нем отражаются количество и масса переработанного скота, нормативный и фактический выход мяса и сопутствующей продукции.

В мясожировом производстве применяется бесполуфабрикатный, попередельный метод калькулирования. Калькуляционными единицами, например, являются:

• 1 т говядины 1-й категории;

• 1 т баранины 1-й категории;

• 1 т свинины 2-й категории и др.

Сырье включается в себестоимость мяса прямым путем исходя из стоимости скота по закупочным ценам за минусом стоимости отходов. Остальные затраты распределяются между видами переработанного сырья пропорционально плановым (нормативным) затратам, пересчитанным на фактический выпуск продукции.

С целью определения себестоимости 1 т мяса на костях по категориям упитанности можно использовать следующий алгоритм расчета:

1) перевод количества полученного мяса на костях в общее количество условной продукции (умножением количества полученного мяса на соответствующие поправочные коэффициенты к 1-й категории);

2) определение общей суммы затрат, приходящейся на переработку отдельного вида сырья с учетом незавершенного производства на начало и на конец месяца;

3) определение суммы затрат, приходящейся на единицу условной продукции;

4) расчет себестоимости 1 т мяса (умножается себестоимость единицы продукции на соответствующий коэффициент).

Учет готовой продукции колбасного производства

В колбасном производстве учет затрат и калькулирование себестоимости осуществляются по 2 технологическим фазам:

1) подготовка мясного сырья (жиловка мяса, посол мяса);

2) производство колбас и копченостей.

Сырьем для колбасного производства служит мясо на костях и субпродукты. К основным материалам можно отнести крупу, муку, кишечную оболочку; к вспомогательным - сахар, соль, пищевые добавки, консерванты, упаковочный материал.

Подготовка сырья осуществляется в сырьевом цехе, а изготовление колбасных изделий - в цехе варки и копчения.

В колбасном производстве готовой продукцией считаются колбасные изделия и копчености, полностью прошедшие производственный цикл, принятые отделом производственно-ветеринарного контроля и сданные на склад (в экспедицию). При передаче в экспедицию колбасные изделия взвешиваются, и результаты взвешивания (а также дата и часы отпуска) записываются в отвес-накладные.

По окончании месяца осуществляется расчет расхода сырья и полуфабрикатов по плановым нормам с учетом фактически выработанной продукции. В расчете указываются наименование, сорт и количество выработанной продукции, а также расход каждого вида сырья и полуфабрикатов по плановым нормам по каждому виду выработанной продукции. Итоговая сумма расхода каждого вида сырья и полуфабрикатов по плановым нормам сравнивается с фактическим расходом. В результате определяется экономия или перерасход по каждому виду сырья.

На 1-е число каждого месяца проводится инвентаризация незавершенного производства колбасных изделий, под которым понимается продукция, обработка которой не закончена, независимо от стадии производства этой продукции.

Фактическая себестоимость выпущенных из производства за отчетный месяц колбасных изделий и копченостей определяется прибавлением к стоимости незавершенного производства на начало месяца фактических затрат за отчетный месяц и вычитанием из полученной суммы стоимости незавершенного производства на конец месяца. При составлении отчетной калькуляции себестоимости выпуска всех колбасных изделий и копченостей фактические затраты (по количеству и стоимости) определяются по данным учета.

Особенности формирования отпускной цены

Организации-изготовители формируют отпускные цены на мясную продукцию исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию мясной продукции, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (п.4 Инструкции № 111).

При формировании отпускных цен на мясную продукцию следует составлять плановые калькуляции себестоимости производства единицы измерения или расфасовки каждого вида продукции с расшифровками основных статей затрат (материальных, трудовых, накладных и прочих). Отметим, что примерная рекомендованная форма плановой калькуляции по расчету отпускных цен на мясную продукцию в действующем законодательстве отсутствует, поэтому субъекты хозяйствования могут разработать ее самостоятельно, взяв за основу, например, рекомендованную ранее форму примерной плановой калькуляции по расчету отпускных цен (тарифов) (см. приложение 2 к Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183; утратило силу с 14 апреля 2011 г.).

Экономические расчеты и иные документы, обосновывающие уровень цен (тарифов), утверждаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем и хранятся на бумажных носителях (п.8 Инструкции № 111).

Плановая калькуляция стоимости мясопродуктов может быть оформлена следующим образом:

 

  УТВЕРЖДАЮ
Начальник мясоперерабатывающего цеха организации «Мир»
 Васильев          А.В.Васильев        
(подпись) (инициалы, фамилия)
«22» октября 2012 г.
М.П.

 

ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ
стоимости мясопродуктов
«Сардельки «Любительские», в/с»
(наименование продукции)
 
Наименование Ед. изм. Расход сырья на 100 кг Цена мате-риала, руб. Стоимость материала, руб.
(гр.4 х гр.5)
Процент в структуре производственной себестоимости
по норме с учетом выхода
1
2
3
4
5
6
7
1. Свинина полужирная жилованная
кг
65,000
46,429
39 150
1 817 695
60,03
2. Свинина жирная жилованная
кг
25,000
17,857
36 415
650 263
21,48
3. Жир-сырец говяжий
кг
5,000
3,571
1 410
5 035
0,17
4. Сухое молоко
кг
3,000
2,143
7 348
15 747
0,52
5. Меланж яичный
кг
2,000
1,429
3 406
4 867
0,16
6. Соль поваренная пищевая
кг
2,600
1,857
166
308
0,01
7. Нитрит натрия
кг
0,005
0,004
1 566
6
0,00
8. Арт 245063 Ван Хеес
кг
1,400
1,000
42 379
42 379
1,40
9. Арт 148527 Пралло
кг
0,400
0,286
52 556
15 031
0,50
10. Амилюкс Т 34 мм
пог.м
 
120
53 063
1,75
11. Бумага под пергамент
м
 
0,06
19
0,00
12. Этикетка универсальная
шт.
 
50
9 045
0,30
13. Термоэтикетка
шт.
 
20
7,10
142
0,00
14. Итого сырье и вспомогательные материалы (сумма строк с 1 по 13)
-
-
-
-
2 613 600
86,32
15. Расходы на оплату труда производственных рабочих
-
-
-
-
225 000
7,43
16. Обязательные страховые взносы в ФСЗН
(стр.15 х 28 %)*
-
-
-
-
63 000
2,08
17. Страховые взносы в «Белгосстрах»
(стр.15 х 0,3 %)**
-
-
-
-
675
0,02
18. Вспомогательные материалы
-
-
-
-
18 070
0,60
19. Топливо и энергия на технологические цели
-
-
-
-
33 265
1,10
20. Расходы на организацию производства и управление
-
-
-
-
74 140
2,45
21. Производственная себестоимость
(сумма строк с 14 по 20)
-
-
-
-
3 027 750
100,00
22. Рентабельность
(стр.21 х 20 %)
-
-
-
-
605 550
 
23. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
((стр.21 + стр.22) х 1 % /
/ (100 % - 1 %))***
-
-
-
-
36 700
 
24. Отпускная цена без НДС
(стр.21 + стр.22 + стр.23)
-
-
-
-
3 670 000
 
25. Налог на добавленную стоимость (стр.24 х
х 10 %)****
-
-
-
-
367 000
 
26. Отпускная цена с учетом НДС (стр.24 + стр.25)
-
-
-
-
4 037 000
 

 

Исполнитель
Горелая
       
И.П.Горелая
 
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
Согласовано:      
начальник колбасного цеха
Миронов
 
А.Р.Миронов
 
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
технолог колбасного цеха
Осипов
 
В.С.Осипов
 
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
начальник отдела сбыта
Кудряшов
 
Н.М.Кудряшов
 
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)

 

____________________

* Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ в рассматриваемом случае исчисляются по ставке 28 % (22 + 6) на основании ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и п.1 Указа Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».

** Страховые взносы в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исчисляются по ставке 0,3 % на основании подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» с учетом п.244 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (в соответствии с которым страхователи, занятые производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % от общего объема произведенной продукции, уплачивают страховой взнос в размере 50 % от страхового тарифа).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. вместо п.244 Положения № 530 действует п.273 Положения № 530 в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165.

 

*** Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (если организация - его плательщик) исчисляется по ставке, установленной п.1 ст.305 Налогового кодекса РБ (далее - НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. п.1 ст.305 НК на основании Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З изложен в новой редакции.

 

**** Налог на добавленную стоимость исчисляется по ставке 10 % на основании подп.1.2.1 п.1 ст.102 НК.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2013 г. подп.1.2.1 п.1 ст.102 НК на основании Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З изложен в новой редакции.

 

Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг) на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг). При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров (работ, услуг) затраты распределяются в соответствии с учетной политикой (часть вторая п.4 Инструкции № 111).

Вместе с тем следует учитывать, что с 1 января 2012 г. п.10 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102), предусмотрено, что в организациях, осуществляющих производственную деятельность, к управленческим расходам относятся условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»).

Согласно части второй п.35 Инструкции № 102 управленческие расходы отражаются по дебету субсчета 90-5 и кредиту счетов 25 «Общепроизводственные затраты» (в части условно-постоянных косвенных общепроизводственных затрат), 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию».

Исходя из вышеизложенного при формировании отпускных цен на производимые товары организация самостоятельно определяет состав плановых затрат (себестоимость). Поскольку к накладным затратам относятся расходы, связанные с организацией, управлением, технологической подготовкой производства и его обслуживанием, то управленческие расходы (плановые показатели) в соответствии с учетной политикой могут отражаться по статьям плановой калькуляции себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Вместе с тем фактически понесенные в отчетном периоде управленческие расходы, учитываемые на счетах 26, 25, списываются с этих счетов непосредственно в дебет счета 90, минуя счета учета затрат, и не включаются в фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), отраженную в бухгалтерском учете. Следует также отметить, что показатель фактической себестоимости товаров (работ, услуг) используется при определении расчетного уровня рентабельности. По мнению специалистов Министерства экономики РБ, наряду с расчетом фактической себестоимости товаров (работ, услуг) в соответствии с актами законодательства по бухгалтерскому учету целесообразно дополнительно осуществлять расчет фактической себестоимости с включением в нее всех затрат, которые были учтены при определении плановой себестоимости товаров (работ, услуг) для целей ценообразования (в т.ч. управленческих расходов), и на ее основе определять расчетный уровень рентабельности (письмо Минэкономики РБ от 25.05.2012 № 12-01-11/3823 «О разъяснении»).

К калькуляции могут прилагаться расшифровки стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, возвратных отходов и попутной продукции, экономическое обоснование расходов собственников давальческого сырья, связанных с приобретением сырья (заготовительные расходы) и реализацией готовой продукции. Расходы по переработке давальческого сырья включаются в калькуляцию согласно стоимости услуг перерабатывающих организаций.

В Инструкции № 111 отсутствуют нормы, устанавливающие единые правила включения организацией-изготовителем расходов по доставке продукции в отпускные цены, отмечено лишь, что при приобретении товаров у производителей (импортеров) по отпускным ценам, сформированным без учета расходов по доставке товара, юридические лица или индивидуальные предприниматели могут суммировать к отпускным ценам фактически понесенные расходы по доставке (часть вторая п.11 Инструкции № 111).

В связи с этим на практике отпускные цены на мясную продукцию формируются организациями-изготовителями по договоренности сторон с учетом или без учета расходов по ее доставке до покупателя (условия франко-назначения или франко-отправления). В отпускные цены франко-назначения могут включаться экономически обоснованные суммы транспортных расходов по доставке продукции от организации-изготовителя до пункта назначения. Экономическое обоснование указанных расходов составляется в произвольной форме.

Организации-изготовители мясной продукции исходя из условий договора (например, при значительных объемах поставки, предварительной оплате и т.д.) могут предоставлять покупателям скидки с отпускных цен. При предоставлении скидок экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен, не составляются, однако производителем должен быть разработан и утвержден порядок применения скидок. Порядок применения скидок должен содержать размеры скидок с указанием размера скидок и условий, в зависимости от которых они предоставляются (части первая и вторая п.10 Инструкции № 111).

 

Важно!

Постановлением Минэкономики РБ от 26.04.2012 № 35 утверждены предельные максимальные отпускные цены на мясо (говядину и свинину) (приложение 3 к названому постановлению) и Инструкция об установлении и применении цен на отдельные социально значимые продовольственные товары, действие которой распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и (или) реализацией социально значимых товаров на территории Республики Беларусь (п.2 данной Инструкции).

 

15.11.2012 г.

 

Нина Анищенко, экономист