Расчет от 29.12.2015
Автор: Прохожая В.

Особенности формирования цен на продукцию общественного питания, обороты по реализации которой освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, ОБОРОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОТОРОЙ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Освобождение от налога на добавленную стоимость

На основании п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь, в частности:

• продуктов питания, произведенных структурными подразделениями учреждений образования, при организации питания обучающихся в этих учреждениях образования (подп.1.6);

• продуктов питания, произведенных субъектами общественного питания, специализирующимися на осуществлении организации питания обучающихся в учреждениях образования путем заключения соответствующего договора (подп.1.61);

• продуктов питания, произведенных столовыми учреждений здравоохранения и социальной защиты (подп.1.62).

Многие организации общепита в учебных заведениях обслуживают не только обучающихся, но и сторонних посетителей. При реализации произведенной продукции не обучающимся, а также при организации питания на различных мероприятиях (банкетах, свадьбах и т. п.), обслуживаемых этими организациями, обороты по реализации продукции облагаются налогом на добавленную стоимость.

При этом за счет различного порядка учета НДС отличается и порядок формирования цен.

Кроме того, следует учитывать, что цены на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, подлежат государственному регулированию.

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 (далее - Указ № 72).

В частности, в приложении 1 к Указу № 72 поименована продукция общественного питания (цены и наценки), реализуемая в учреждениях образования.

Регулирование цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, производится путем установления предельных максимальных торговых надбавок и наценок, принятых решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

 

Справочно

Порядок формирования цен в учреждения образования установлен:

 

Название документа Решение
Инструкция о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования Брестской области Брестского областного исполнительного комитета от 18.03.2011 № 270
Инструкция о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в торговых объектах общественного питания учреждений образования Витебской области Витебского областного исполнительного комитета от 22.06.2011 № 408
Инструкция о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, расположенных на территории Гомельской области Гомельского областного исполнительного комитета от 07.08.2014 № 733
Инструкция об особенностях формирования и применения цен, наценок на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования Гродненского областного исполнительного комитета от 13.07.2011 № 508
Инструкция об особенностях формирования и применения цен, наценок на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования Минского областного исполнительного комитета от 23.05.2011 № 671
Инструкция о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в объектах общественного питания учреждений образования Могилевской области Могилевского областного исполнительного комитета от 23.09.2011 № 14-10
Инструкция о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска Минского городского исполнительного комитета от 08.09.2011 № 2674

Порядок учета «входного» налога на добавленную стоимость при наличии облагаемых и освобождаемых от налога на добавленную стоимость оборотов

На основании ст.106 НК суммы налога на добавленную стоимость в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, не включаются. Исключение составляют случаи, установленные пп.2 и 3 ст.106 НК.

Так, если приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения, то уплаченные при приобретении или ввозе суммы «входного» НДС (за исключением сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных (предъявленных) при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов) включаются в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении (часть первая п.2 ст.106 НК).

Плательщики имеют право суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении либо при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, относить на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (часть первая п.4 ст.106 НК).

Поэтому те организации, которые производят только продукцию общественного питания, обороты по реализации которой освобождаются от НДС, могут для упрощения учета принимать к бухгалтерскому учету приобретаемое для производства сырье сразу с учетом НДС.

Относят суммы «входного» НДС на стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (п.7 ст.106 НК).

Те же организации, которые производят продукцию, как освобождаемую от НДС, так и облагаемую НДС, должны при учете «входного» НДС руководствоваться частью первой п.3 ст.106 НК, где установлено, что в случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм налога на добавленную стоимость, за исключением сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Удельный вес оборотов рассчитывается с точностью не менее четырех знаков после запятой (часть третья п.24 ст.107 НК).

Сумма «входного» НДС, приходящаяся на освобождаемые обороты, включается в затраты, а приходящаяся на облагаемые обороты подлежит вычету в порядке, установленном ст.107 НК.

При одновременном использовании сырья как для облагаемых, так и освобождаемых от НДС оборотов организация может выбрать один из двух вариантов учета «входного» НДС:

вариант 1:

- обеспечить раздельный учет входного НДС по сырью (продуктам питания), используемому для приготовления блюд, и в дальнейшем относить его на затраты прямым счетом либо относить этот НДС на стоимость сырья;

- входной НДС по общехозяйственным расходам распределять между облагаемыми и освобождаемыми оборотами;

вариант 2:

- раздельный учет «входного» НДС не вести и распределять его между облагаемыми и освобождаемыми оборотами.

Предпочтительнее второй вариант, так как он менее трудоемкий и может применяться при неограниченном количестве видов деятельности, облагаемых и необлагаемых НДС.

Если удельный вес облагаемых оборотов незначительный, то организации могут для упрощения бухгалтерского учета относить суммы входного НДС на стоимость сырья, работ, услуг, используемых при производстве продукции общепита. Но при этом у них не будет права вычета входного НДС, приходящегося на облагаемые обороты.

То есть организация самостоятельно с учетом особенностей своей деятельности может предусмотреть учетной политикой порядок учета входного НДС.

Методы формирования цен в общепите

На основании письма Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь соответственно от 15.05.2010 № 12-05-10/2855 и от 14.05.2010 № 12-02-05/588к «О формировании цен в объектах общественного питания наценочных категорий люкс, высшая и первая» с учетом сложившейся практики ценообразования в общественном питании формирование свободных продажных (розничных) цен на продукцию объектов общественного питания указанных наценочных категорий возможно производить следующими методами:

1) исходя из стоимости набора сырья (продовольственных товаров) в розничных ценах и наценок, определяемых исходя из конъюнктуры рынка. При этом розничные цены на сырье следует определять исходя из отпускных (закупочных) цен организаций-изготовителей или импортеров и торговых надбавок с учетом установленных законодательством ограничений, а также налога на добавленную стоимость по установленным ставкам на конкретный вид продовольственных товаров. Этому методу соответствует метод формирования цены, установленный Временным порядком ценообразования на продукцию предприятий общественного питания, утвержденным от 02.02.2000 Министерством экономики Республики Беларусь № 27-05-09/118, Министерством финансов Республики Беларусь № 05-14/87, Министерством торговли Республики Беларусь № 12-02-15/36 и Государственного налогового комитета Республики Беларусь № 2/734 (далее - Временный порядок);

2) исходя из стоимости набора сырья (продовольственных товаров) в ценах приобретения (отпускных, закупочных) без НДС, наценок, определяемых исходя из конъюнктуры рынка и обеспечивающих возмещение издержек производства и обращения, установленных налогов и неналоговых платежей;

3) на основе плановой себестоимости, прибыли с учетом конъюнктуры рынка и установленных налогов и неналоговых платежей.

Порядок формирования цен на продукцию общественного питания в учреждениях образования

Рассмотрим на примере порядок формирования цены на продукцию собственного производства в столовой учебного заведения в г. Минске, реализация которой освобождена от НДС.

Инструкцией о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска, утвержденной решением Минского городского исполнительного комитета от 08.09.2011 № 2674 (далее - Инструкция № 2674), установлено, что:

1) розничные цены на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования г. Минска, определяются исходя из розничных цен на сырье и предельной наценки в следующих размерах:

40 % - при организации питания за счет средств бюджета;

50 % - при организации питания без привлечения средств бюджета (п.2 Инструкции № 2674);

2) предельные максимальные торговые надбавки к отпускным ценам на товары, используемые в качестве сырья для приготовления продукции собственного производства, не вошедшие в перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством торговли, и перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35, применяются в следующих размерах:

15 % - при организации питания в учреждениях общего среднего образования;

30 % - при организации питания в других учреждениях образования (часть вторая п.3 Инструкции № 2674).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 января 2016 г. перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством торговли, на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2016 № 8 утратил силу. Некоторые позиции данного перечня перенесены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержденный постановлением № 35;

 

3) розничные цены на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования г. Минска, формируются с применением предельных наценок к розничным ценам на сырье, используемое для приготовления указанной продукции, в следующих размерах:

на хлебобулочные изделия - 60 %;

на кондитерские изделия - 70 % (п.5 Инструкции № 2674).

При обслуживании фуршетов, банкетов, других мероприятий организациями общественного питания продукция общественного питания реализуется по ценам, сформированным с учетом конъюнктуры рынка (п.61 Инструкции № 2674).

Таким образом, в учреждениях образования при формировании цен на продукцию общественного питания, освобождаемую от НДС, фактически может применяться только первый метод, установленный Временным порядком.

В остальных случаях могут применяться все три метода формирования цен.

 

Пример

Сформируем цены на котлеты (номер блюда 649/2-1996 по Сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, утвержденному приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 09.11.1995 № 70).

Питание организовано без привлечения средств бюджета, поэтому применяется предельная наценка в размере 50 %.

Оборотов, облагаемых НДС, у организации нет.

Поскольку организация производит продукцию, освобожденную от НДС, «входной» НДС относится ею на увеличение покупной стоимости продуктов.

 

Для приготовления 100 порций котлет необходимы следующие продукты:

 

Наименование сырья Норма сырья, кг
Свинина (котлетное мясо)
5,600
Хлеб пшеничный
1,400
Вода
1,700
Сухари панировочные
0,800
Соль
0,400
Перец черный молотый
0,005

 

Покупная стоимость продуктов следующая (условно):

 

Наименование сырья Цена за 1 кг с учетом НДС, руб. Цена за 1 кг без учета НДС, руб. Ставка НДС, % /
/ сумма НДС, руб.
Свинина (котлетное мясо)
72 050
65 500
10 / 6 550
Хлеб пшеничный
15 950
14 500
10 / 1 450
Вода
-
-
-
Сухари панировочные
19 200
16 000
20 / 3 200
Соль
6 000
5 000
20 / 1 000
Перец черный молотый
204 000
170 000
20 / 34 000

 

Получение продуктов организация отражает в бухгалтерском учете записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
На стоимость свинины
41
60
403 480 (72 050 х 5,6)
На стоимость хлеба пшеничного
41
60
22 330 (15 950 х 1,4)
На стоимость сухарей панировочных
41
60
15 360 (19 200 х 0,8)
На стоимость соли
41
60
2 400 (6 000 х 0,4)
На стоимость перца
41
60
1 020 (204 000 х 0,005)
Итого
444 590

 

Теперь сформируем розничные цены на используемое сырье.

 

РАСЧЕТ
розничных цен на сырье
 
Наименование сырья Цена приобретения с НДС, руб. Торговая надбавка Розничная цена с надбавкой, руб.
% сумма, руб.
Свинина (котлетное мясо)
72 050
10
7 205
79 255
Хлеб пшеничный
15 950
15
2 392
18 342
Вода
-
-
-
Сухари панировочные
19 200
20
3 840
23 040
Соль
6 000
20
1 200
7 200
Перец черный молотый
204 000
20
40 800
244 800

 

Далее рассчитаем сумму надбавки на набор продуктов.

 

РАСЧЕТ
суммы надбавки, включенной в набор сырья
 
Наименование сырья Расход на 100 порций, кг Сумма надбавки, включенная в розничную цену на 1 кг, руб. Сумма надбавки на набор продуктов, руб.
Свинина (котлетное мясо)
5,600
7 205
40 348
Хлеб пшеничный
1,400
2 392
3 349
Сухари панировочные
0,800
3 840
3 072
Соль
0,400
1 200
480
Перец черный молотый
0,005
40 800
204
Итого    
47 453

 

Расчет стоимости набора продуктов на 100 порций осуществляется следующим образом:

 

РАСЧЕТ
стоимости набора продуктов на 100 порций
 
Наименование сырья Расход на 100 порций, кг Цена с надбавкой, руб. Стоимость набора продуктов на 100 порций
Свинина (котлетное мясо)
5,600
79 255
443 828
Хлеб пшеничный
1,400
18 342
25 679
Сухари панировочные
0,800
23 040
18 432
Соль
0,400
7 200
2 880
Перец черный молотый
0,005
244 800
1 224
Итого розничная цена набора продуктов на 100 порций
492 043

 

Наконец, выполним расчет продажной цены 1 порции:

 

РАСЧЕТ
продажной цены 1 порции
 
Показатель Значение, руб.
1. Общая стоимость сырьевого набора на 100 порций, руб.
492 043
2. Наценка (50 %), руб. (стр.1 х 50 %)
246 021
3. Продажная цена, руб. (стр.1 + стр.2)
738 064
4. Цена реализации 1 порции, руб. (стр.3 / 100)
7 381
5. Цена с округлением (примечание)
7 300
Выход одного блюда (полуфабриката), г
93

Пример распределения входного НДС по набору сырья

Предположим, что цена этой же котлеты, сформированная без ограничений и реализуемая населению, составляет 8 200 рублей.

Всего реализовано 2 500 котлет обучающимся и 1 000 котлет населению.

Сумма НДС по набору сырья, используемому на 100 порций котлет, составляет:

 

Наименование сырья Расход на 100 порций, кг Сумма НДС в стоимости 1 кг продукта, руб. Сумма НДС в стоимости продукта на 100 порций, руб.
Свинина (котлетное мясо)
5,600
6 550
36 680
Хлеб пшеничный
1,400
1 450
2 030
Сухари панировочные
0,800
3 200
2 560
Соль
0,400
1 000
400
Перец черный молотый
0,005
34 000
170
Итого сумма НДС на набор продуктов на 100 порций
41 840

 

Сумма входного НДС по сырью, использованному на приготовление 3 500 котлет, составляет 41 840 руб. х 3 500 / 100 = 1 464 400 руб.

Выручка от реализации котлет составила 26 450 000 руб. (2 500 х 7 300 + 1 000 х 8 200).

Удельный вес освобождаемых от НДС оборотов составил 0,689 98 (2 500 х 7 300 / 26 450 000).

Сумма входного НДС, приходящаяся на освобождаемые обороты, - 1 010 407 руб. (1 464 400 х 0,689 98).

Сумма НДС, подлежащая вычету, - 453 993 руб. (1 464 400 - 1 010 407).

Сумма НДС, исчисленная по реализации, - 1 366 667 руб. (1 000 х 8 200 х 20 / 120).

Сумма НДС к уплате в бюджет - 912 674 руб. (1 366 667 - 453 993).

 

Примечание. Округление выполняется в меньшую сторону, чтобы не допустить превышение установленного законодательством предельного размера наценки.

 

29.12.2015

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»