Пособие от 05.03.2016
Автор: Гасюкевич О.

Особенности и проблемные вопросы расследования несчастных случаев


СОДЕРЖАНИЕ

 

Особенности расследования несчастных случаев и учета отдельных категорий застрахованных лиц

Споры и обжалование

Проблемные вопросы расследования несчастных случаев

 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Особенности расследования несчастных случаев и учета отдельных категорий застрахованных лиц

Несчастный случай с работающим, направленным страхователем для выполнения его задания либо для исполнения своих обязанностей в другую организацию, расследуется организацией, в которой произошел несчастный случай, с участием уполномоченного представителя страхователя, направившего работающего, и профсоюза (иного представительного органа работников). Страхователь потерпевшего учитывает данный несчастный случай.

Несчастный случай с работающим, временно переведенным на работу к другому страхователю либо выполнявшим работу по совместительству, расследуется и учитывается страхователем, у которого произошел несчастный случай.

Несчастный случай с работающим, выполняющим работы под руководством уполномоченного должностного лица страхователя на выделенном участке другой организации, расследуется и учитывается страхователем работающего.

Несчастные случаи с военнослужащими Вооруженных Сил, других воинских формирований, лицами рядового и начальствующего состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, Государственного комитета судебных экспертиз, привлеченными к работам в организации и выполняющими их под руководством уполномоченного должностного лица организации, расследуются организацией с участием соответственно уполномоченного представителя командования войсковой части, других воинских формирований, Следственного комитета, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований, Государственного комитета судебных экспертиз и учитываются организацией.

Несчастные случаи с лицами, содержащимися в организациях уголовно-исполнительной системы (ОУИС), лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП), привлеченными к труду организацией, страхователем и выполняющими работу под руководством уполномоченного должностного лица организации, страхователя, расследуются организацией, страхователем с участием представителя ОУИС, ЛТП и учитываются организацией, страхователем. Несчастные случаи, происшедшие с лицами при выполнении работ без оплаты труда в ОУИС, ЛТП и следственных изоляторах, а также на собственном производстве этих учреждений, расследуются и учитываются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Несчастные случаи с лицами, привлеченными к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения, расследуются и учитываются этими организациями.

Несчастные случаи с обучающимися, проходящими практику, производственное обучение, стажировку под руководством уполномоченного должностного лица организации, страхователя, расследуются организацией, страхователем с участием представителя учреждения образования и учитываются организацией, страхователем. Несчастные случаи с обучающимися, проходящими практику, производственное обучение, стажировку под руководством педагогических работников учреждения образования на участке, выделенном для этих целей организацией, расследуются учреждением образования с участием представителя организации и учитываются данным учреждением.

Несчастный случай с лицом, направленным на оплачиваемые общественные работы, расследуется и учитывается организацией, которой проводятся указанные работы.

Споры и обжалование

Споры по вопросам, связанным с составлением акта о несчастном случае на производстве формы Н-1 (приложение 4 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.08.2015 № 51/94, далее - постановление № 51/94), акта о несчастном случае на производстве формы Н-1АС (приложение 8 к постановлению № 51/94) или акта о непроизводственном несчастном случае формы НП (приложение 5 к постановлению № 51/94), рассматриваются в суде.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 марта 2025 г. действует постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава от 04.10.2024 № 81/144 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

 

Оспариваться может:

• непризнание факта несчастного случая;

• отказ в проведении расследования несчастного случая;

• несогласие с содержанием, выводами актов формы Н-1, Н-1АС или НП.

Данные документы может оспаривать:

• потерпевший;

• лицо, представляющее интересы потерпевшего;

• лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю;

• страховщик.

Жалоба рассматривается судом в порядке, предусмотренном ст.336, 353-358 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. В случае признания жалобы обоснованной суд обязывает соответствующий орган устранить допущенное нарушение.

Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае на производстве может быть обжаловано:

1) в порядке подчиненности у начальника межрайонного отдела, главного государственного инспектора труда области или г. Минска, Республики Беларусь в течение 3 лет с даты составления заключения;

2) в суде в соответствии с законодательством.

Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае на производстве может быть обжаловано:

• организацией, страхователем;

• потерпевшим;

• лицом, представляющим интересы потерпевшего;

• страховщиком;

• лицами, допустившими нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю.

 

Обратите внимание!

Подача страхователем жалобы не является основанием для неисполнения им заключения государственного инспектора труда.

 

Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае может быть отменено:

• в порядке подчиненности решением начальника межрайонного отдела, главного государственного инспектора труда области или г. Минска, Республики Беларусь;

• судом.

При проведении расследования несчастных случаев следует помнить, что оно проводится совместными усилиями соответствующих должностных лиц, уполномоченных представителей, застрахованных лиц, их законных представителей и направлено на установление фактических обстоятельств происшествия и правильной его квалификации. Стороны расследования должны грамотно доводить свою точку зрения, соблюдать законность, спокойствие и выдержку, уважать мнения участников, аргументированно приводить доводы.

Проблемные вопросы расследования несчастных случаев

При выявлении факта сокрытия несчастного случая от расследования и учета и других нарушений Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 (далее - Правила № 30), Департамент государственной инспекции труда требует от страхователя проведения расследования несчастного случая в установленном законодательством порядке, а также устранения других нарушений (п.79 Правил № 30).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2024 г. Правила № 30 изложены в новой редакции постановлением Совмина от 16.01.2024 № 36. Комментарий см. здесь.

 

На практике перед лицами, производящими расследование несчастного случая на производстве, участвующими в его расследовании, или лицами, осуществляющими контроль за проведением расследования, потерпевшими, членами семьи потерпевших возникают следующие проблемы.

1. Лицо, получившее травму в быту, в учреждении здравоохранения по каким-либо личным мотивам сообщает врачу, что травму получило на производстве.

Возможные действия. Следует провести предварительное расследование, получить объяснения потерпевшего, опросить сотрудников, работавших с данным работником в день получения травмы, его непосредственного руководителя. После проведенного расследования квалифицировать несчастный случай как не подпадающий под действие Правил № 30. Провести разъяснительную беседу с работником.

2. Организация, страхователь скрывает факт несчастного случая на производстве, не производит его учет:

- не сообщает о данном факте в соответствующие органы и организации;

- идет на сговор с работником или понуждает его заявить в учреждении здравоохранения, что травма произошла в быту;

- не регистрирует несчастный случай.

Для этих целей, как правило:

• используется психологическое и материальное давление на работника (обещания выплаты денежных сумм, премирования (депремирования), угрозы непродления контракта, расторжения трудового договора, уговоры, использование чувства жалости, сострадания работника и т. п.);

• проводится политика «всеобщего молчания»; со стороны заинтересованных лиц может оказываться давление на свидетелей несчастного случая на производстве;

• в день производственной травмы работнику оформляется отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам (ст.190 Трудового кодекса Республики Беларусь).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться ст.190 ТК в ред. Закона от 29.06.2023 № 273-З.

 

Возможные действия. Пострадавшие работники, должностные лица не должны поддаваться давлению со стороны заинтересованных лиц и замалчивать обстоятельства происшествия. Необходимо строго соблюдать требования законодательства, должностных (рабочих) инструкций и иных локальных нормативно-правовых актов (ЛНПА) организации, а также требовать их соблюдения от других участников правоотношений. Заинтересованные лица могут подавать заявления, жалобы в соответствующие организации и органы.

3. Организация (страхователь) искажает факты и результаты расследования несчастного случая на производстве:

- влияет на показания свидетелей и потерпевшего вплоть до написания объяснительных под диктовку заинтересованных лиц;

- не сохраняет при возможности место, где произошел несчастный случай, в том виде, в котором оно было на момент происшествия, для целей осмотра, составления схем и планов, фото- и видеосъемки, вносит изменения в обстановку места происшествия: убирает, добавляет, передвигает предметы, материалы, изделия, оборудование, механизмы и т. п.;

- вносит изменения в ЛНПА, журналы, иные документы, ознакамливает работников с ними после несчастного случая, искажает данные о выдаче средств индивидуальной защиты, осуществляет подлог документов (изменяет даты, заменяет листы, подтирает, подчищает тексты и т. п.);

- пытается оказать влияние на должностных лиц учреждений здравоохранения, экспертов, выносящих заключение по предмету, относящемуся к несчастному случаю на производстве;

- организации, на территории которых произошел несчастный случай с командированными к ним работниками, пытаются определить несчастный случай как произошедший вне территории организации, для чего предпринимают неправомерные действия, которые ведут к расследованию несчастного случая организацией, командировавшей работника;

- некорректно применяет нормы права, технические и иные документы для искажения картины происшествия;

- неправильно квалифицирует несчастный случай.

Возможные действия. Должностные лица, работники, застрахованные лица не должны идти на противоправное соглашение с заинтересованными лицами. Необходимо осуществлять постоянный контроль за ведением расследования несчастного случая, оформлением всех документов, точным отражением фактических обстоятельств несчастного случая, правильным применением норм права, технических норм, ЛНПА и соблюдением требований действующего законодательства.

4. Организация, страхователь не соблюдают законные права и интересы лиц, производящих или участвующих в расследовании несчастного случая на производстве, в том числе:

- не допускает к фактическому участию в расследовании несчастного случая;

- не предоставляет все материалы расследования для ознакомления и изучения;

- не допускает на территорию организации (на место происшествия);

- не учитывает в процессе расследования и оформления соответствующих документов предложения, замечания, заявления, сделанные заинтересованными лицами.

Возможные действия. Обжалование незаконных действий нанимателя, страхователя, организации, привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

5. Организация, страхователь не соблюдают установленную законодательством процедуру и сроки расследования несчастных случаев на производстве (своевременно не сообщают о несчастном случае заинтересованным органам, организациям, гражданам; несвоевременно проводят расследование, оформление итоговых документов и т. п.).

Возможные действия. Контроль соответствующих органов за проведением расследования несчастного случая на производстве или обжалование нарушений заинтересованными лицами.

6. Организация, страхователь отказывают в составлении актов форм Н-1, НП или составляют их с нарушением требований законодательства (например, не определена или неверно определена степень вины застрахованного в акте о несчастном случае на производстве, если грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью), не направляют акты форм Н-1, НП или их копии указанным в Правилах № 30 организациям, лицам.

Возможные действия. Обжалование незаконных действий организации, страхователя, их должностных лиц.

7. Организация, страхователь не обеспечивают:

- систематическое проведение анализа причин несчастных случаев на производстве;

- рассмотрение причин несчастных случаев на производстве в коллективах работников;

- разработку и осуществление мероприятий по профилактике производственного травматизма.

Возможные действия. Контроль за соблюдением законодательства со стороны соответствующих органов, организаций.

 

05.03.2016

 

Ольга Гасюкевич, юрист