


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЧЕРЕЗ ЕРИП
Единое расчетное и информационное пространство (ЕРИП) и его автоматизированная информационная система АИС «Расчет» были созданы в Беларуси в 2008 году. Единое расчетное и информационное пространство представляет собой совокупность единых правил и процедур, определяющих порядок осуществления посредством АИС «Расчет» платежей за услуги и платежей в бюджет с использованием платежных инструментов, предусмотренных законодательством. Цель ЕРИП - централизация всех массовых платежей в стране, что позволяет добиться их упрощения, удешевления и ускорения. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование ЕРИП:
• Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 № 389 «О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь» (далее - Указ № 389).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 июля 2025 г. действует Указ от 15.01.2025 № 28 «О едином расчетном и информационном пространстве»; |
• Инструкция о порядке функционирования единого расчетного и информационного пространства Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 10.06.2014 № 393 (далее - Инструкция № 393).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 января 2025 г. Инструкция № 393 утратила силу постановлением Правления Нацбанка от 10.01.2025 № 3. |
Все участники ЕРИП делятся на три группы - прямые, косвенные и вспомогательные - с выделением среди них особых статусов:
• прямые участники - непосредственно участвуют в информационном обмене в АИС «Расчет» и проведении расчетов по совершенным посредством АИС «Расчет» платежам;
• косвенные - принимают участие только в информационном обмене АИС «Расчет»;
• вспомогательные - оказывают содействие иным участникам ЕРИП в осуществлении ими функций в соответствии с условиями заключенных договоров.
Группа | Статус | Определение |
Прямые | Владелец | Субъект, осуществляющий правомочия собственника и обеспечивающий функционирование АИС «Расчет» (Национальный банк Республики Беларусь (далее - Нацбанк) в лице Главного управления единого расчетного и информационного пространства Национального банка) |
Расчетные агенты | Банки, предоставляющие информацию, необходимую для осуществления платежей за услуги и платежей в бюджет, оказывающие услуги по приему указанных платежей посредством АИС «Расчет» и осуществлению расчетов по ним в соответствии с законодательством | |
Производители услуг | Заключившие с владельцем договор на подключение к АИС «Расчет» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (далее - ИП), реализующие товары (работы, услуги), юридическое лицо, открывшее благотворительный счет на принятие пожертвований, государственный орган в рамках выполнения установленных законодательством функций, а также физическое лицо, осуществляющее деятельность, не относящуюся к предпринимательской в соответствии с законодательными актами | |
Косвенные | Платежный агент | Юридическое лицо, определяемое Нацбанком совместно с Советом Министров Республики Беларусь, предоставляющее информацию, необходимую для осуществления платежей за услуги и платежей в бюджет, оказывающее услуги физическим лицам по приему указанных платежей, а ИП - услуги по приему платежей в бюджет посредством АИС «Расчет» и заключившее договор с расчетным агентом. Платежным агентом ЕРИП является республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» (далее - РУП «Белпочта») (подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2014 № 306/3 «О некоторых вопросах развития единого расчетного и информационного пространства в Республике Беларусь») |
Агрегатор | Юридическое лицо, обеспечивающее информационное взаимодействие производителей услуг и АИС «Расчет» на основании заключенного договора | |
Участники информационных ресурсов | Юридические лица и ИП, передающие в информационные ресурсы, входящие в состав АИС «Расчет», или получающие из них информацию в соответствии с законодательством | |
Вспомогательные | Контакт-центр | Юридическое лицо, предоставляющее услуги информационно-справочного обслуживания участников ЕРИП и плательщиков посредством различных каналов связи. Создан на базе открытого акционерного общества (ОАО) «Центр банковских технологий» |
Телекоммуникационный оператор | Юридическое лицо, предоставляющее каналы связи и обеспечивающее гарантированную доставку информации в рамках АИС «Расчет». Закрытое акционерное общество «Банковская финансовая телесеть» - базовый телекоммуникационный оператор банковской системы Республики Беларусь | |
Тестирующая организация | Юридическое лицо, осуществляющее тестирование программного и аппаратного обеспечения участников ЕРИП и иных лиц |
![]() |
Справочно Как отмечается в отчете Нацбанка, по результатам деятельности за 2013 год к АИС «Расчет» было подключено 7 348 производителей услуг, к оплате в ЕРИП доступны 51,1 тыс. услуг. Посредством АИС «Расчет» за 2013 год было принято 230 млн платежей на сумму 17,8 трлн руб., что в 1,6 и 2,9 раза соответственно превышает уровень 2012 года. В указанный отчетный период перечень оплачиваемых через АИС «Расчет» услуг пополнили медицинские, бытовые и социальные услуги населению, услуги управлений культуры и образования исполнительных комитетов, учреждений образования, жилищных кооперативов и товариществ собственников. Предоставлена возможность приобретения через АИС «Расчет» билетов на проезд железнодорожным, авиационным и автобусным транспортом, билетов на культурно-массовые и зрелищные мероприятия, оплаты товаров в интернет-магазинах, подписки на средства массовой информации, туристических услуг, штрафов Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь по результатам фотофиксации нарушений скоростного режима на автомобильных дорогах и иных востребованных населением услуг. По последним данным сайта ЕРИП (www.raschet.by), платежи доступны через 13 тыс. пунктов банковского обслуживания, 4 тыс. - РУП «Белпочта», а также Интернет и СМС-банкинг. Можно также погасить кредиты 16 банков (из 24 участвующих). |
Кроме того, разработчик ЕРИП - общество с ограниченной ответственностью «Софтклуб». Информационную поддержку оказывает ОАО «Центр банковских технологий».
В совершении платежей также участвует плательщик - физическое или юридическое лицо, совершающее посредством АИС «Расчет» платежи в белорусских рублях за товары, работы, услуги, иные платежи, вытекающие из гражданско-правовых отношений, пожертвования на благотворительные счета и платежи в бюджет. Причем после совершения первого платежа плательщику присваивается номер в ЕРИП, по которому он в дальнейшем (по своему желанию) может осуществлять другие платежи, то есть статус плательщика может измениться от ad hoc к постоянному.
![]() |
Справочно Аd hoc - «для этого случая», «специально для этого случая», «для определенного случая» (Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений). |
Единое расчетное и информационное пространство нельзя назвать платежной системой, это именно информационная система, поскольку она обрабатывает только информационный поток (платежные инструкции), на основании которых производит вычисление денежных требований и обязательств и формирование чистых дебетовых (кредитовых) позиций участников клиринга в АИС «Расчет».
Например, в эту систему предоставляется информация о погашении задолженности по коммунальным платежам, услугам связи, коммерческим займам (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.04.2012 № 193 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления сведений в информационный ресурс, содержащий сведения о выполнении юридическими и физическими лицами обязательств по платежам за жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, коммерческим займам) (розничная продажа товаров в кредит, отсрочка или рассрочка оплаты товаров, реализуемых в розничной торговле), выделяемым организациями и индивидуальными предпринимателями, и из данного информационного ресурса»), информация о валютно-обменных операциях физических лиц (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.10.2011 № 478 «О порядке регистрации данных документа, удостоверяющего личность физического лица, при продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте») и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 15.06.2020 № 193 изменено название постановления № 193: «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления сведений в информационный ресурс и из информационного ресурса». |
Как и система SWIFT, АИС «Расчет» занимается только информационным обменом, а не проводками по корсчетам банков. Но, в отличие от SWIFT, функции АИС «Расчет» дополнительно включают клиринг, то есть вычисление сальдо входящих и исходящих платежей данного банка.
Перечисление денежных средств (межбанковское урегулирование) осуществляется затем через систему BISS в соответствии с п.58 Инструкции о порядке функционирования автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь и проведения межбанковских расчетов в системе BISS, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.06.2009 № 88 (далее - Инструкция № 88).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 апреля 2023 г. действуют Правила системы BISS, утв. постановлением Правления Нацбанка от 20.09.2022 № 353. |
Автоматизированная информационная система единого расчетного и информационного пространства «Расчет» - это совокупность программно-технических комплексов и программно-технических средств, баз данных и средств телекоммуникации, обеспечивающих электронное взаимодействие участников ЕРИП. Другими словами, АИС «Расчет» - не юридическое лицо, это не субъект, а объект права (имущественный комплекс, представленный материальными и нематериальными активами) (примечание 1).
Технологическое взаимодействие между участниками осуществляется через программно-технические комплексы (ПТК), являющиеся частью АИС «Расчет», а именно через ПТК:
1) центрального узла, обеспечивающий взаимодействие с ПТК региональных узлов, иными ПТК, расчетными агентами, производителями услуг, агрегаторами согласно документации АИС «Расчет»;
2) региональных узлов, обеспечивающий взаимодействие с ПТК центрального узла и производителями услуг;
3) клиринговой части АИС «Расчет», обеспечивающий проведение клиринга по совершенным посредством АИС «Расчет» платежам;
4) информационных ресурсов, входящих в состав АИС «Расчет»;
5) иные ПТК согласно документации АИС «Расчет».
К ПТК подключены пункты совершения платежа (далее - ПСП) - кассовое и терминальное оборудование расчетного (платежного) агента, системы дистанционного банковского обслуживания, использующиеся для совершения плательщиком платежей. В отличие от ПТК их владелец не Нацбанк, а банки - расчетные агенты, РУП «Белпочта» и т. п. При обращении в любой ПСП расчетного (платежного) агента, подключенного к АИС «Расчет», плательщику предоставляется доступ к информации, необходимой для осуществления платежа (п.17 Инструкции № 393).
![]() |
Справочно Система дистанционного банковского обслуживания - совокупность технологий предоставления банковских услуг и осуществления банковских операций с использованием программно-технических средств и телекоммуникационных систем, обеспечивающих взаимодействие банков и клиентов, в том числе передачу электронных документов и электронных сообщений (п.2 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66). Требования к договору, предусматривающему такое обслуживание, и документам, подтверждающим совершение операции, изложены в пп.8 и 17 названной Инструкции.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 ноября 2022 г. Инструкция № 66 изложена в новой редакции постановлением Правления Нацбанка от 12.09.2022 № 339. |
Пункты совершения платежа обеспечивают возможность совершения платежа с использованием наличных (устройства cash-in), безналичных (банковские платежные карточки) и электронных денег (принимаются WebMoney, EasyPay, belqi, iPay). В качестве ПСП могут выступать инфокиоски, банкоматы, интернет-сайты (доступ как с помощью проводной связи, так и через каналы мобильной связи) и т. п.
![]() |
Справочно Устройства cash-in - принадлежащие банкам банкоматы, платежно-справочные терминалы самообслуживания, платежные терминалы, пункты выдачи наличных денежных средств, а также принадлежащие агентам, не являющимся банками, программно-технические устройства, позволяющие в соответствии с законодательством Республики Беларусь совершать операции по приему наличных денег (часть седьмая п.11 Правил осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 № 201).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 ноября 2022 г. следует руководствоваться Правилами осуществления операций с электронными деньгами, утв. постановлением Правления Нацбанка от 16.09.2022 № 350.
WebMoney (http://www.wmtransfer.by), EasyPay (https://ssl.easypay.by), belqi (https://www.belqi.by), iPay (http://www.ipay.by) - системы электронных денег. |
Сам платеж между плательщиком и получателем (производителем услуг или бюджетом) может осуществляться в режиме онлайн или офлайн (в зависимости от условий договоров последнего с владельцем).
![]() |
Справочно В режиме онлайн функционируют банковские карты, основанные на магнитной технологии; режим офлайн используют смарт-карты. Основное отличие двух режимов в том, что при первом режиме обмен данными о совершенных транзакциях происходит в режиме реального времени, тогда как при втором реальное движение записей по счетам отложено на определенное время. |
Здесь необходимо различать исполнение плательщиком денежного обязательства перед бенефициаром, которое наступает в момент акцепта платежного поручения банком-получателем (часть вторая ст.241 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК)), и совершение платежа - момент передачи информации в АИС «Расчет» (п.18 Инструкции № 393).
Момент акцепта определяется по нормам ст.245 БК. Как правило, акцепт наступает в результате межбанковского урегулирования через систему BISS.
Совершение платежа всегда опережает фактическое движение средств по счетам (дату валютирования). В любом случае расчетные и платежные агенты обязаны обеспечивать перечисление получателям и зачисление в бюджет принятых денежных средств не позднее банковского дня, следующего за днем приема указанных платежей (подп.1.7 п.1 Указа № 389).
Межбанковское урегулирование производится офлайн в режиме клиринга.
Чистые дебетовые (кредитовые) позиции формируются владельцем на основании полученного от расчетных агентов до 12:00 текущего банковского дня электронного реестра совершенных платежей за предыдущий банковский день. Затем клиринговая часть АИС «Расчет» в соответствии с регламентом (до 13:00 текущего банковского дня) формирует электронный документ, содержащий чистые дебетовые (кредитовые) позиции участников клиринга в АИС «Расчет», и направляет его в Нацбанк для проведения в системе BISS межбанковских расчетов. После получения от Нацбанка информации о завершении в системе BISS межбанковских расчетов в срок, установленный регламентом, АИС «Расчет» формирует и направляет:
1) участникам клиринга в АИС «Расчет» - электронные документы по всем оплаченным платежам по каждому производителю услуг для отражения по соответствующим счетам участника клиринга и зачисления денежных средств на текущие (расчетные) банковские счета производителей услуг;
2) производителям услуг - реестры оплаченных платежей по каждому плательщику, подтверждающие осуществление платежа плательщиком.
Отражение операций по соответствующим счетам, открытым на балансе банка - участника клиринга в АИС «Расчет» и Нацбанка, осуществляется после получения от системы BISS электронных сообщений МТ 900 «Подтверждение дебета» и МТ 910 «Подтверждение кредита» с указанием кода назначения платежа 907 и электронных документов АИС «Расчет» (подп.58.6 п.58 Инструкции № 88).
Договорные отношения и функции участников ЕРИП
Функции участников можно разделить на два вида:
1) статусные - определяются самим фактом участия в АИС «Расчет» и вытекают из соответствующих нормативных правовых актов;
2) договорные - вытекают из соответствующих соглашений между участниками.
В Инструкции № 393 неоднократно упоминаются такие соглашения:
1) владельца с прямыми участниками (п.16), в том числе с расчетными агентами (п.21);
2) между прямыми и косвенными участниками (п.24), в том числе между платежным и расчетными агентами (п.27);
3) владельца с производителями услуг (пп.22-23);
4) агрегатора с владельцем и производителями услуг (пп.25-26, 64-66);
5) контакт-центра с владельцем (п.28);
6) телекоммуникационного оператора с владельцем (п.29);
7) тестирующей организации с владельцем (п.30).
Договор между владельцем и расчетным агентом (то есть Нацбанком и коммерческим банком) имеет стандартную форму и форму договора присоединения расчетного агента к ЕРИП. Основная обязанность владельца по нему - предоставить доступ к ЕРИП, обеспечить вероятность безотказной работы не менее 99,9 % с максимальным временем восстановления работоспособности - 10 мин. Расчетный агент удерживает свое вознаграждение с поставщиков услуг из принятых в их пользу платежей. Нацбанку предоставлено право выставлять платежные требования (с предварительным акцептом) к расчетным счетам поставщиков услуг, в случае образования у последних задолженности перед расчетными агентами. Такая задолженность может образоваться, в частности, в тех случаях, когда банки не вправе удерживать вознаграждение из суммы перевода согласно подп.2.4 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 23.01.2003 № 36 «О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей».
Кроме того, коммерческие банки обязаны уплачивать вознаграждение Нацбанку в размере 0,1 % от переводимых сумм.
Условия договора между платежным и расчетными агентами (то есть РУП «Белпочта» и банками соответственно) регламентированы непосредственно Указом № 389 (подп.1.4-1.5 п.1). Так, платежный агент вправе:
1) предоставлять физическим лицам информацию, необходимую для осуществления платежей за услуги и платежей в бюджет, и принимать указанные платежи от физических лиц (за исключением платежей от ИП в рамках их деятельности) без получения специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;
2) получать в установленном законодательством порядке сведения, составляющие банковскую и иную охраняемую законом тайну, в объеме, необходимом для осуществления платежей за услуги и платежей в бюджет.
Для размещения и учета денежных средств, принимаемых платежным агентом по платежам за услуги и платежам в бюджет, используется специальный счет, открытый РУП «Белпочта» в банке. При этом денежные средства, находящиеся на специальном счете, имеют целевое назначение, используются для осуществления названных платежей и не включаются в состав имущества платежного агента. Приостановление операций по специальному счету, открытому платежным агентом у расчетного агента, обращение взыскания и наложение ареста на денежные средства, находящиеся на этом счете, не допускаются, за исключением осуществления указанных действий в отношении денежных средств, относящихся к конкретному физическому лицу или получателю.
При этом для РУП «Белпочта» Указом № 389 устанавливается особый монопольный статус: только она как платежный агент наделяется правом наряду с банками осуществлять деятельность по приему платежей за услуги и платежей в бюджет, за исключением получения денежных средств в оплату за реализуемые ими товары (работы, услуги) (примечание 2).
В свою очередь, условия договора производителя услуг с владельцем регламентируются Инструкцией № 393 (пп.56-60). Подключение может быть осуществлено в режиме онлайн, офлайн или посредством агрегатора. Для подключения к АИС «Расчет» в качестве производителя услуг претендент должен соответствовать следующим требованиям:
1) являться действующим юридическим лицом (государственным органом), зарегистрированным (созданным) на территории Республики Беларусь, ИП или физическим лицом, осуществляющим деятельность, не относящуюся в соответствии с законодательными актами к предпринимательской (примечание 3);
2) иметь ПТК, используемые для создания и обработки требований к оплате, содержащие информацию, необходимую и достаточную для осуществления платежей посредством АИС «Расчет».
Производитель услуг выбирает режим и вид подключения и направляет владельцу два экземпляра подписанного договора и соответствующее ходатайство (с указанием в числе прочего сведений об имеющихся лицензиях, включении в соответствующие реестры, а также о действующих договорах на осуществление платежей с расчетными (платежными) агентами).
Отдельные обязанности производителя услуг по договору с владельцем:
1) уплачивать вознаграждение в порядке и на условиях, определенных Инструкцией № 393 и заключенным договором. Вознаграждение уплачивается расчетному агенту, который, в свою очередь, оплачивает услуги Нацбанка. Размер вознаграждения расчетных агентов определяется в соответствии с межбанковским Соглашением от 18.09.2007 № 428/Д «О порядке определения размера вознаграждения за оказание услуг при осуществлении приема платежей в рамках единого расчетного и информационного пространства», а также отдельными письмами Нацбанка, например, от 03.04.2013 № 60-23/107 «О снижении размера вознаграждения в ЕРИП».
В постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.09.2014 № 600 «Об отдельных вопросах функционирования автоматизированной информационной системы «Расчет» отмечается, что Нацбанк взимает с расчетных агентов в соответствии с договорами плату:
• за организацию информационного обслуживания расчетных агентов - в размере 0,1 % от суммы совершенных платежей, за исключением платежей, по которым в соответствии с законодательством вознаграждение не взимается (примечание 4);
• за организацию клирингового обслуживания расчетных агентов - в размере 50 % от установленной Нацбанком платы за расчетные услуги через систему BISS за каждый реестр совершенных платежей;
• за предоставление доступа к тестовому стенду АИС «Расчет» для осуществления тестирования программного обеспечения - в размере 3 млн бел. руб. в месяц;
• за проведение непрерывного тестирования программного обеспечения в течение 3 рабочих дней - в размере 5 млн бел. руб.
Письмом Национального банка Республики Беларусь от 18.12.2014 № 60-23/944 «О процедуре удержания недополученного комиссионного вознаграждения» регулятор известил о своем праве удерживать такое вознаграждение в пользу расчетных агентов путем совершения корректировочных записей по счетам производителей услуг;
2) обеспечивать получение от владельца и обработку реестров совершенных и оплаченных платежей, подписанных электронной цифровой подписью владельца и подтверждающих осуществление платежа плательщиком. Производитель услуг вправе требовать от плательщика документы, подтверждающие осуществление им платежа, только в случаях, установленных законодательством;
3) размещать информацию о порядке расчетов с использованием ЕРИП на собственном сайте в сети Интернет, оборотной стороне квитанций (при их наличии);
4) осуществлять мероприятия по возврату платежа и его выплате в случаях и порядке, установленных законодательством (примечание 5);
5) не позднее 5 рабочих дней до прекращения и (или) приостановления деятельности по оказанию собственных услуг, подключенных к АИС «Расчет», либо до закрытия (изменения) соответствующего текущего (расчетного) банковского счета уведомлять об этом владельца и др.
Политика Нацбанка направлена на то, чтобы, подписав договор с ним, поставщик услуг получал доступ ко всей банковской инфраструктуре без необходимости заключения отдельных договоров с банками - расчетными агентами (кроме договора текущего (расчетного) счета).
Основные функции участников как статусные, так и договорные следующие.
Участник | Функции |
Владелец | 1. Организует посредством АИС «Расчет» осуществление платежей в пользу производителя услуг и проведение расчетов по совершенным посредством АИС «Расчет» платежам. 2. Реализует функции центрального и региональных узлов ЕРИП, обеспечивает непрерывность функционирования АИС «Расчет» и информационных ресурсов, входящих в состав АИС «Расчет», разрабатывает, внедряет и модернизирует систему информационной безопасности в АИС «Расчет», соответствующую современному уровню развития информационных технологий, электронных платежных инструментов и средств платежа, обеспечивает проведение клиринга по совершенным платежам |
Расчетный агент (банк) | 1. Принимает на себя обязанности по организации осуществления платежей плательщиками и перечисления совершенных платежей. 2. Получает от АИС «Расчет» справочную информацию, информацию о производителях услуг и информацию производителя услуг, необходимую для осуществления платежей за услуги и платежей в бюджет. 3. Обеспечивает получение плательщиком информации производителя услуг о параметрах, необходимых для осуществления платежа. 4. В режиме реального времени (онлайн передает в АИС «Расчет» информацию о совершенных платежах) |
Производитель услуг | 1. Подключается к АИС «Расчет». 2. Передает владельцу информацию, необходимую для организации осуществления расчетными (платежными) агентами платежей в пользу производителя услуг. 3. Представляет владельцу другую информацию, необходимую для работы в АИС «Расчет». 4. Принимает от АИС «Расчет» и обрабатывает электронный документ по совершенным и оплаченным платежам, подписанный электронной цифровой подписью владельца. 5. Выполняет другие функции, предусмотренные договором |
Платежный агент | 1. Предоставляет плательщику информацию, необходимую для осуществления платежей за услуги и платежей в бюджет. 2. В ПСП или иным способом, установленным законодательством, оказывает плательщику услуги по совершению посредством АИС «Расчет» платежей за услуги и платежей в бюджет, а ИП - услуги по совершению платежей в бюджет |
Агрегатор | 1. Обеспечивает взаимодействие производителя услуг и владельца по передаче владельцу в соответствии с регламентом производителя услуг информации, необходимой для организации осуществления расчетными (платежными) агентами платежей в пользу производителя услуг. 2. Обеспечивает взаимодействие производителя услуг и владельца по приему от владельца информации о совершенных и оплаченных платежах. 3. Наблюдает за работой ПТК производителя услуг, участвующего в информационном обмене с агрегатором. 4. Обеспечивает безопасность информационного взаимодействия производителя услуг и АИС «Расчет», гарантирующую сохранение банковской и иной охраняемой законом тайны. 5. Информирует владельца о расторжении договора с производителем услуг на оказание услуг по взаимодействию с АИС «Расчет» |
Контакт-центр | 1. Осуществляет прием и обработку обращений плательщиков и участников ЕРИП. 2. Консультирует плательщиков и участников ЕРИП по вопросам функционирования АИС «Расчет» и осуществления платежей посредством АИС «Расчет». 3. Осуществляет прием, регистрацию, рассмотрение обращений плательщиков и участников ЕРИП по повышению качества работы контакт-центра и АИС «Расчет». 4. Взаимодействует с владельцем по вопросам обработки обращений, требующих участия владельца. 5. Информирует участников ЕРИП о порядке подключения к ЕРИП |
Телекоммуникационный оператор | 1. Предоставляет услуги передачи данных для телекоммуникационного взаимодействия центрального и региональных узлов АИС «Расчет». 2. Предоставляет услуги передачи данных для подключения расчетных агентов, производителей услуг, обеспечения участия агрегаторов, участников информационных ресурсов. 3. Резервирует каналы связи. 4. Участвует в обеспечении информационной безопасности в АИС «Расчет» |
Тестирующая организация | 1. Осуществляет тестирование ПТК участников ЕРИП и иных лиц. 2. По результатам тестирования составляет и утверждает акт о готовности указанных ПТК к промышленной эксплуатации в АИС «Расчет» |
Услуги плательщикам оказываются в ЕРИП круглосуточно в формате 24-7-365, за исключением перерыва для проведения аварийных и профилактических работ. Поскольку плательщики не являются участниками ЕРИП, обязательства банка - расчетного агента в отношении их изложены отдельно в п.49 Инструкции № 393.
Обязательства и ответственность участников ЕРИП
Внешние отличия платежа через ЕРИП от обычного банковского кредитового перевода - в его автоматизме: плательщик имеет дело с машиной, а не операционистом банка. Хотя это не уникальная ситуация: дистанционное банковское обслуживание или операции через банкомат также осуществляются в режиме субъект-объект, а не между двумя субъектами (сторонами). В тех случаях, когда речь идет о разовых сделках (например, платеж наличными через cash-in), договорные отношения между плательщиком и банком - расчетным агентом, как правило, отсутствуют. В случаях длящихся отношений (договор карт-счета, подключение к системе дистанционного банковского обслуживания) такие договоры существуют.
Тот факт, что владельцем ПТК и всей системы является Нацбанк, не делает его автоматически второй стороной сделки, по крайней мере, в отношении плательщика. Таковой выступает коммерческий банк, ПСП которого использует плательщик для осуществления платежа. Следовательно, должен применяться принцип, согласно которому действия машины приравниваются к действию лица, которому она принадлежит.
В дальнейшем схема платежа через ЕРИП принципиально не отличается от банковского перевода (расчеты платежными поручениями), регламентированного главой 24 БК. Банковский перевод рассматривается не как единая операция со множественностью сторон, а как серия отдельных двусторонних и односторонних сделок. Банк - расчетный агент, которому принадлежит ПСП, является банком-отправителем, банк - расчетный агент, в котором открыт счет производителя услуг либо счет по учету бюджетных средств, - банком-получателем (банком бенефициара), Нацбанк выступает в роли банка-посредника (cт.251 БК).
Следует различать:
• совершенный платеж - платеж, информация о котором передана в АИС «Расчет»;
• оплаченный платеж - совершенный платеж, по которому произведены расчеты с производителем услуг.
Совершенный платеж является денежными средствами плательщика до момента зачисления платежа производителю услуг.
Платеж в АИС «Расчет» считается исполненным плательщиком в сумме платежа с момента совершения платежа в ПСП расчетного (платежного) агента (подп.2.4-2.5 п.2, пп.18-19 Инструкции № 393).
Данная схема полностью соответствует закрепленной в БК: до поступления средств в банк бенефициара ответственность за весь перевод несет плательщик (ст.241 БК). Впрочем, наличие прямых договорных отношений Нацбанка с бенефициаром может несколько корректировать данную схему распределения ответственности. По крайней мере, платежные требования к расчетным счетам поставщиков услуг в случае несвоевременной оплаты вправе выставлять Нацбанк, а не коммерческий банк, обслуживающий счет, - платежный ордер, поскольку сервис предоставляется на основании договора с владельцем, а не расчетным агентом.
Как и в случаях расчетов платежными поручениями, данная схема начинает меняться, если в роли бенефициара выступает бюджет. Днем уплаты налога, сбора (пошлины), пени признается день выдачи плательщиком банку платежных инструкций на перечисление причитающихся сумм налога, сбора (пошлины), пени посредством представления в банк платежного поручения на бумажном носителе, направления платежных инструкций в банк в электронном виде посредством систем дистанционного банковского обслуживания (Клиент-банк, Интернет-банк, Телефон-банк и др.) либо систем расчетов с использованием электронных денег при условии наличия на счете (в электронном кошельке) плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения банком платежных инструкций в полном объеме (подп.3.1 п.3 ст.46 НК). Перечислением налога, сбора (пошлины), пени (то есть завершением кредитового перевода по таким платежам) признается зачисление указанных сумм на счет соответствующего бюджета (п.3 ст.48 НК, ст.25 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, ст.100 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь») (примечание 6).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. С 25 июля 2022 г. следует руководствовать ст.36 Закона № 129-З в ред. Закона от 19.07.2021 № 121-З. |
За неисполнение (ненадлежащее исполнение) в установленный срок платежного поручения плательщика ответственность несут непосредственно банки (п.5 ст.48 НК). Таким образом, в отличие от гражданско-правовых денежных обязательств, риск исполнения которых вплоть до момента поступления средств в банк бенефициара (акцепта им платежного поручения) несет плательщик, налоговое законодательство переносит значительную часть таких рисков непосредственно на банки, участвующие в переводной операции.
Технологические возможности ЕРИП позволяют осуществлять платеж не только в форме банковского кредитового перевода (расчеты платежными поручениями), как это происходит при использовании плательщиками устройства cash-in или карточки, эмитированной тем же банком (примечание 7).
Например, при использовании в инфокиоске или банкомате при дистанционном банковском обслуживании платежных карточек других банков (отличных от банка, ПСП которого используется) или электронных денег правоотношения между сторонами могут строиться по-другому.
Примечание 1. Такой имущественный комплекс может быть зарегистрирован в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в качестве объекта недвижимости - предприятия (ст.132 Гражданского кодекса Республики Беларусь), но это относится к прерогативе владельца и вряд ли имеет практический смысл, особенно если в его состав входят линии связи, прочие подземные коммуникации, которые достаточно сложно регистрировать в качестве объекта права.
Примечание 2. Услуги электрической и почтовой связи общего пользования сами по себе являются естественной монополией (ст.3 Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях»), отсюда различные ограничения в законодательстве, в первую очередь в связи с ценообразованием и порядком заключения договоров с потребителями.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 мая 2020 г. ст.3 Закона № 162-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 11.11.2019 № 250-З. Комментарий см. здесь. |
Примечание 3. Хотя Указ № 389 и Инструкция № 393 позволяют выступать получателями платежа физическим лицам (не ИП), неторговые переводы в ЕРИП сопряжены с дополнительными издержками на подключение и тому подобное по сравнению с обычными денежными переводами.
Примечание 4. Открытие и обслуживание Нацбанком и другими банками счетов государственных органов и бюджетных организаций, иных организаций и ИП по открытым ими счетам для размещения бюджетных средств, а также выполнение операций со средствами республиканского и местных бюджетов, исполнение платежных инструкций на перечисление налогов, сборов (пошлин), пени и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, осуществляются без взимания вознаграждения (платы) (часть первая п.41 ст.101 Бюджетного кодекса Республики Беларусь). Также см. ст.203 БК, Указ Президента Республики Беларусь от 19.09.1994 № 111 «О кредитно-расчетном обслуживании учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета». Не взимается плата за передачу в электронном виде документов, используемых налоговыми и таможенными органами при исполнении ими своих обязанностей, в том числе при их прохождении в республиканской централизованной системе обмена межбанковской корреспонденции (п.41 ст.48 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. следует руководствоваться частью первой п.41 ст.101 Бюджетного кодекса Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 31.12.2017 № 84-З. |
Примечание 5. Согласно общему правилу клиент имеет право изменить или отменить выданные банку платежные инструкции до момента совершения банком фактических действий по их исполнению (часть первая ст.235 БК). В письме Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2012 № 60-20/253 «Об отмене операций в системе "Расчет"» разработан алгоритм действий в данных нештатных ситуациях. В зависимости от того, в каком статусе находится операция, необходимо выполнять следующие действия:
1) если операция находится в статусе «Ожидается завершение операции», то расчетный агент может отменить операцию в соответствии с Протоколом обмена данными между расчетным агентом и центральным узлом УАРС.1403.01 (редакция от 24.01.2012);
2) если операция находится в статусе «Выполнена (ожидается оплата)» и сторнирование услуги разрешено производителем услуг, то расчетный агент вправе сторнировать данную операцию в соответствии с Протоколом;
3) если операция находится в статусе «Выполнена (ожидается оплата)» и сторнирование услуги запрещено производителем услуг, то расчетный агент отражает операцию в реестре 410 и перечисляет денежные средства производителю услуг;
4) если операция находится в статусе «Обработка завершена», расчетный агент в обязательном порядке перечисляет денежные средства производителю услуг;
5) если операция находится в статусе «Ожидается завершение сторнирования», то расчетный агент должен перевести операцию в статус «Сторнирована» либо перевести операцию в статус «Выполнена (ожидается оплата)». В последнем случае необходимо сформировать 410 сообщение и перечислить денежные средства производителю услуг.
Примечание 6. О возможности уплаты сумм налогов и прочих платежей в бюджет через систему ЕРИП говорится в пп.4-5 ст.221, п.4 ст.225, п.3 ст.259 НК.
Примечание 7. По своей юридической природе расчеты с использованием устройств cash-in инфокиосков мало отличаются от обычных кредитовых переводов, хотя в главе 24 БК специально не регламентированы. Только вместо дебетования счета плательщика банк-отправитель получает покрытие через передачу наличных.
22.09.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук