


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Факторы, влияющие на инфляцию, и ее виды
Инфляция - это повышение общего уровня цен и снижение покупательной способности денег.
Валютный курс - цена иностранной валюты, выраженная в национальной валюте, либо наоборот.
На инфляцию (или обратный ей процесс - дефляцию) влияет, прежде всего, изменение пропорции между общей стоимостью произведенных товаров и услуг (внутренний валовый продукт - ВВП) и совокупной денежной массой; на валютный курс - сальдо платежного баланса.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) - основной измеритель инфляции - изменение во времени стоимости фиксированного набора (корзины) товаров и услуг, фактически потребляемых населением.
Альтернативные измерители или методы оценки (индексы цен производителей, индексы инфляции в бухучете, дефлятор ВВП и др.) используются в Беларуси для специфических целей и имеют несколько отличные методики расчета. Так, дефлятор ВВП в отличие от ИПЦ включает все товары, а не только потребительские и основан на потребительской корзине текущего, а не базового года (поэтому включает и новые товары). Например, дефлятор ВВП в июле 2015 г. составил 120,4 % к показателям июля 2014 г., рост ИПЦ за тот же период - 112,5 %.
Связь между инфляцией и валютным курсом многогранная. Наиболее очевидные зависимости:
• рост цен - рост зарплат и доходов - увеличение спроса на валюту - рост курса;
• рост курса - рост издержек (за счет импортных составляющих) - рост цен («импортируемая инфляция») и т. п.
В Республике Беларусь принято считать, что девальвация белорусского рубля на 1 % влечет рост цен на 0,5 % (то есть предполагается, что потребительская корзина для ИПЦ примерно наполовину состоит из импортных товаров либо скорее отечественных, изготовленных из импортного сырья). Двусторонний характер зависимости может «разогнать» так называемую инфляционную спираль, наиболее трудно регулируемый вид инфляции.
Инфляция издержек обуславливается сферой производства и обращения:
• рост затрат, в том числе на оплату труда;
• неэффективные технологии и управление;
• монополизм;
• ценообразование с учетом будущего скачка цен и пр.
Наиболее примитивный вариант в бюджетной сфере - «печатание денег», то есть бюджетный дефицит, покрываемый за счет денежной эмиссии (наличной либо безналичной - через рефинансирование коммерческих банков Национальным банком Республики Беларусь). В Республике Беларусь такой вариант использовался в 1990-е годы, затем государство перешло к бездефицитному (или профицитному) республиканскому бюджету. Что касается бюджета Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), то на 2015 год он также профицитный, но за счет бюджетной субвенции на возмещение расходов на выплату пособий семьям, воспитывающим детей (около 3 % бюджета ФСЗН).
Из классического уравнения обмена Фишера (примечание 1) следует, что вызывать инфляцию может не только эмиссия, но и увеличение скорости обращения денег (в случае недоверия к национальной денежной единице, когда от нее стремятся поскорее избавиться через конвертацию либо отоваривание, а также в случае роста процентной ставки). Верно и то, что дополнительная эмиссия не всегда означает рост цен. Пропорциональный рост производства (например, ВВП) может не сопровождаться инфляцией и даже вызвать обратный ей процесс - дефляцию, воздействие которой на экономику, по мнению многих экономистов, гораздо разрушительнее, чем инфляция. Поэтому считается, что связь между приростом денежной массы и инфляцией носит нелинейный характер.
Инфляция в банковской сфере предполагает значительную степень контроля государства над банковской системой, что имеет место в Республике Беларусь. Суть его состоит в создании «банковских денег» через механизм денежного мультипликатора: Национальный банк Республики Беларусь предоставляет льготные ресурсы коммерческим банкам, а те - кредитуют по льготным ставкам отдельные организации или секторы экономики (от жилищного строительства до сельского хозяйства).
Если данный механизм работает без сбоев - выигрывают все: даже увеличение денежной массы сопровождается ростом объема созданных материальных благ, то есть пропорция сохраняется и на рост цен такая эмиссия существенно не влияет. Например, за счет льготных кредитов создаются рабочие места в строительной отрасли, производстве стройматериалов и т. п., а кредитополучатель в конце концов получает квартиру.
Но если сбой случился (например, урожай погиб), пропорция нарушается (денежная масса выросла, товарная сохранилась на прежнем уровне). Нарушается она и во многих других случаях, например, когда кредитные ресурсы полностью заменяют собственные оборотные средства производителя (то есть кредиты «проедаются»).
Еще Дж.Кейнс (примечание 2) более 80 лет назад предлагал подобные меры как средство стимулирования внутреннего спроса и выхода из рецессии. Другое дело, что основные объемы подобного кредитования за счет централизованных ресурсов (эмиссии) обычно касаются так называемых точек роста (наиболее перспективных отраслей и предприятий), а не всего народного хозяйства.
В настоящее время установлены законодательные запреты на финансирование Национальным банком Республики Беларусь дефицита бюджета и приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении (часть вторая ст.53 Банковского кодекса Республики Беларусь, п.2 ст.49 Бюджетного кодекса Республики Беларусь). Но указанное ограничение не распространяется на средства коммерческих банков.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться п.2 ст.49 Бюджетного кодекса Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 342-З. |
Что касается ограничений на эмиссионное кредитование, то оно распространяется только на долгосрочное (свыше 1 года) рефинансирование банков Национальным банком Республики Беларусь (часть третья ст.28 Банковского кодекса Республики Беларусь). Краткосрочное рефинансирование в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком Республики Беларусь свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и тому подобного является рутинной практикой.
Процентная ставка и инфляция
Наблюдается связь между процентной ставкой по таким операциям («ценой денег») и (через объем денежной массы) инфляцией. Естественно, чем «дороже» деньги, тем меньше желающих взять из взаймы, следовательно, тем ниже объем денежной массы. Кроме того, могут использоваться различные методы по изъятию рублевой ликвидности и сокращению денежной массы (продажа иностранной валюты или государственных ценных бумаг и т. п.).
Наблюдается также связь между инфляцией и процентной ставкой, причем двусторонняя: не только объем денежной массы оказывает прямое влияние на уровень цен, но и рост инфляции провоцирует спрос на деньги. Процентная ставка по операциям регулирования ликвидности сама по себе вряд ли может служить надежным индикатором общего состояния экономики: ее повышение, например, может свидетельствовать как об избыточной денежной массе, так и о росте доходов в реальном секторе. Впрочем, и то, и другое иногда описывают коротким эпикризом - «перегрев», так как негативные последствия могут проявиться в другом: изменении валютного курса и т. п.
Денежные агрегаты и инфляция
Влияние на инфляцию оказывают прежде всего «узкие деньги» - денежный агрегат М0 («Наличные деньги в обороте»), иначе называемый денежной базой. Например, за последние 10 лет рост М0 в 7,7 раза сопровождался 23-кратным ростом агрегата М3 («Широкая денежная масса»). Поэтому прямые кредиты Национального банка Республики Беларусь для финансирования бюджета запрещены. В отличие от Национального банка Республики Беларусь коммерческие банки, кредитующие Правительство Республики Беларусь, резервных денег не создают, с точки зрения влияния на инфляцию это такой же кредит, как и для любой коммерческой организации. Но наиболее безопасный с точки зрения влияния на инфляцию способ создания внутреннего государственного долга - займы у организаций и населения (например, через государственные облигации), поскольку общий объем спроса не увеличивается (а лишь переходит к Правительству Республики Беларусь).
С другой стороны, «узкими деньгами» легче управлять, чем широкой денежной массой. В последнем случае могут использоваться лишь косвенные инструменты (нормативы отчислений в фонд обязательных резервов (ФОР), процентные ставки по операциям с ресурсами Национального банка Республики Беларусь и т. д.). Например, последние неуклонно повышаются в период всплеска инфляции (рестриктивная политика «дорогих денег») и снижаются в относительно благополучные периоды. Сегодняшняя ставка по постоянно доступным операциям: 30 % по сравнению с 16 % на начало 2011 года и 70 % - 2012 год).
В целом считается, что прирост широкой денежной массы должен быть пропорционален приросту «узких денег». Пропорция эта должна задаваться с помощью денежного мультипликатора, который, в свою очередь, зависит от нормативов отчисления в ФОР. В Республике Беларусь же темпы роста МЗ, как показано выше, троекратно опережали прирост М0. Если абстрагироваться от валютной составляющей, то темпы прироста М0 и М2 («Денежная масса в национальном определении») были значительно более синхронизированы (7,7 и 11,3 раза соответственно). На сегодняшний день наличные деньги составляют лишь 15,9 % в рублевой денежной массе, тогда как в 2006 году этот показатель составлял 23,0 %.
Ниже приводятся более детальные данные по структуре совокупной денежной массы и связанным с ней показателям за последние 10 лет (см. таблицу 1).
Основные показатели, связанные с инфляцией | |||||||||||
Денежные агрегаты (млрд руб.) | 01.01.2006 | 01.01.2007 | 01.01.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2011 | 01.01.2012 | 01.01.2013 | 01.01.2014 | 01.01.2015 | 01.08.2015 |
Наличные деньги (М0) |
2 016 |
2 818 |
3 323 |
3 836 |
3 647 |
4 494 |
6 712 |
11 307 |
12 302 |
13 924 |
15 490 |
Переводные депозиты (физических + + юридических лиц) |
2 929 = = 938 + + 1 991 |
4 205 = = 1 313 + + 2 892 |
5 417 = = 1 703 + + 3 713 |
6 882 = = 1 952 + + 4 930 |
7 658 = = 2 105 + + 5 553 |
9 169 = =2 831 + + 6 338 |
13 629 = = 4 491 + + 9 138 |
23 131 = = 9 082 + + 14 049 |
24 797 = = 10 157 + + 14 640 |
28 841 = = 12 378 + + 15 463 |
27 300 = = 15 599 + + 11 701 |
Денежный агрегат М1 |
4 946 |
7 023 |
8 740 |
10 719 |
11 305 |
13 663 |
20 340 |
34 438 |
37 099 |
41 764 |
42 790 |
Другие депозиты (физических + + юридических лиц) |
3 520 = = 2 721 + + 799 |
5 298 = = 4 023 + + 1 275 |
6 993 = = 5 082 + + 1 910 |
9 118 = = 5 779 + + 3 359 |
8 887 = = 5 908 + + 2 979 |
11 736 = = 6 980 + + 4 756 |
20 825 = = 9 363 + + 11 462 |
31 163 = = 15 196 + + 15 968 |
40 383 = = 22 861 + + 17 522 |
48 387 = = 27 235 + + 21 152 |
53 464 = = 34 112 + + 19 351 |
Денежная масса в национальном определении (М2) |
8 466 |
12 321 |
15 733 |
19 836 |
20 192 |
25 399 |
41 166 |
65 602 |
77 482 |
90 151 |
96 253 |
Рублевая денежная масса |
8 595 |
12 416 |
16 765 |
20 542 |
20 737 |
26 425 |
43 355 |
68 670 |
79 331 |
90 845 |
97 504 |
Переводные депозиты в иностранной валюте (физических + юридических лиц) |
1 860 = = 113 + + 1 747 |
2 285 = = 150 + + 2 135 |
2 874 = = 141 + + 2 733 |
3 402 = = 130 + + 3 271 |
3 581 = = 352 + + 3 228 |
5 052 = = 666 + + 4 386 |
14 825 = = 2 223 + + 12 602 |
15 623 = = 3 621 + + 12 002 |
19 042 = = 4 121 + + 14 920 |
23 395 = = 5 595 + + 17 800 |
26 065 = = 7 319 + + 18 746 |
Другие депозиты в иностранной валюте (физических + юридических лиц) |
2 092 = = 1 747 + + 344 |
2 766 = = 2 331 + + 435 |
4 796 = = 3 642 + + 1 154 |
6 802 = = 5 400 + + 1 402 |
12 663 = = 9 780 + + 2 845 |
17 070 = = 12 480 + + 4 589 |
48 928 = = 32 945 + + 15 983 |
72 608 = = 50 169 + + 22 439 |
88 426 = = 65 200 + + 23 226 |
114 311 = = 89 126 + + 25 185 |
152 426 = = 117 197 + + 35 230 |
Широкая денежная масса (М3) |
12 571 |
17 506 |
24 506 |
30 961 |
38 107 |
50 260 |
111 195 |
161 294 |
193 307 |
239 442 |
289 490 |
Прочие показатели: | |||||||||||
ИПЦ (к предыдущему году, %) |
107 |
108,4 |
114,8 |
113 |
107,8 |
153,2 |
121,8 |
116,5 |
116,2 |
102,4 |
107,5 |
ВВП (к предыдущему году, %) |
110 |
110,2 |
107,6 |
105,3 |
101,7 |
100,9 |
101,6 |
99,6 |
96 | ||
Ставка рефинансирования |
11 |
10 |
10 |
12 |
13,5 |
10,5 |
45 |
30 |
23,5 |
20 |
25 |
Кредит / СВОП овернайт |
20 |
21,5 |
16 |
70 |
50 |
35 |
50 |
30 | |||
Депозит овернайт |
8 |
9,5 |
7 |
30 |
19 |
20 |
17 |
16 | |||
Ломбардные кредиты (7 дней) |
20 |
21,5 |
16 |
70 |
50 |
35 |
50 |
30 |
В таблице 1 статические (абсолютные) показатели приведены на 1 января соответствующего года, тогда как ИПЦ и ВВП даны в относительных величинах (процентах за год к декабрю прошлого года). Некоторые второстепенные и незначительные в абсолютном выражении показатели, такие так ценные бумаги банков или депозиты в драгметаллах, опущены. Под переводными депозитами понимаются текущие счета.
Соотношение рублевой и валютной составляющей в структуре широкой денежной массы
Любопытно соотнесение рублевой и валютной составляющей в структуре широкой денежной массы. Даже если в состав последней не включать наличную валюту (как правило, сбережения населения «на черный день» или деньги теневого оборота), ограничившись переводными и непереводными депозитами юридических и физических лиц, то на сегодняшний день валютная составляющая равна 61,5 % денежного агрегата М3. Причем доминируют валютные депозиты населения (около 40 % в структуре широкой денежной массы или 120 % рублевой денежной массы). По сравнению с прошлыми годами наблюдается заметный рост. Например, на начало 2006 года валютная составляющая МЗ равнялась 31 %, на 2012 год - уже 56,7 %. Причем рост долларизации экономики произошел за счет депозитов физических лиц: рост за неполных 10 лет почти в 69 раз. Причины такого роста определить непросто. Это может быть:
• повышение доверия к банковской системе;
• рост чисто богатства;
• курсовая политика Национального банка Республики Беларусь (оценка депозитов приводится в белорусских рублях).
О последнем обстоятельстве говорит почти троекратный рост суммы валютных депозитов на фоне 270-процентной девальвации в течение 2011 года, опережавший рост широкой денежной массы. За рассматриваемый период срочные депозиты юридических лиц выросли еще больше - в 102 раза, но все равно сегодня основной источник валютной ресурсной базы коммерческих банков - это депозиты населения, почти в 3,5 раза превышающие валютные депозиты организаций.
О долларизации экономики говорят, когда отношение валютных депозитов к М2 превышает 30 %. В Республике Беларусь этот показатель приближается к 200 %. Впрочем, без депозитов граждан превышение условной нормы будет совсем незначительным. Хотя в высокой степени долларизации экономики есть и положительные моменты, которые могут перевесить все отрицательные последствия: она способна поддерживать стабильность курса национальной валюты (к почти 5 млрд долл. США золотовалютных резервов государства надо добавить более 11 млрд долл. США на валютных счетах физических и юридических лиц).
Впрочем, и негативных моментов достаточно. Валютные депозиты - это отложенный спрос. Деньги в данном случае выполняют функцию средства сохранения стоимости, причем не только в рамках долгосрочных сбережений (на покупку жилья, других дорогостоящих товаров), но и на более короткий срок. Рост валютных депозитов населения может свидетельствовать в числе прочего и о неудовлетворенности спроса на товары (услуги). Что касается депозитов юридических лиц в иностранной валюте, то позволить себе такую роскошь могут только экспортеры (купить валюту у банка для размещения в депозит нельзя), поэтому рост соответствующей суммы на счетах организаций нельзя рассматривать как показатель общего улучшения их финансового состояния. В целом накопленные валютные депозиты свидетельствуют о кредитовании экономики стран - эмитентов данных валют, а не о стимулировании внутреннего потребления. Затруднено их использование и в качестве инвестиций (ввиду законодательных ограничений).
Высокая степень долларизации экономики объясняет и низкий показатель коэффициента монетизации (М2/ВВП) в Беларуси (59 %). Причем значительное отставание наблюдается не только по сравнению с развитыми странами, но даже с последними годами существования СССР (более 100 %, минимумом считается 80 %).
Только с 2010 года сумма депозитов в белорусских рублях (как населения, так и организаций) стала уступать сумме валютных депозитов. Можно предположить, что это одно из последствий потери доверия к белорусскому рублю в результате новогодней девальвации 2009 года. Вывод этот подтверждается и в дальнейшем. С тех пор сумма рублевых депозитов выросла в 6 раз, валютных - в 15. Вкладчики - физические лица здесь также лидируют. Лишь в 2013 году сумма рублевых депозитов населения и организаций была приблизительно равной.
Еще более негативные последствия, чем в 2009 году, имела девальвация 2011 года. Даже без учета валютной составляющей рублевая денежная масса (М2) за 2011 год выросла на 165 %, а инфляция по ИПЦ - на 153,2 %, с учетом же валютной (М3) - на 222 %. В итоге в следующем году для обеспечения нормального денежного обращения наличную денежную массу пришлось увеличить на 169 %.
Эмиссия денег является одним из механизмов перераспределения доходов (как иногда говорят экономисты: «Инфляция - результат продолжения фискальной политики денежными средствами»). Если перераспределение ВВП через механизм налогообложения превышает в Беларуси 40 % (консолидированный бюджет + бюджет ФСЗН), то оценить воздействие «инфляционного налога» достаточно сложно, также как и однозначно определить его бенефициантов. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать и бюджет, и банки, и экспортеры, и льготные кредитополучатели, и даже отдельные слои населения, доходы которых подлежат государственному регулированию. Государство имеет возможность получать эмиссионный доход (сеньораж), но, с другой стороны, инфляция обесценивает значительную часть налоговых поступлений, не говоря уже о том, что подрывает кредит, инвестиции и сбережения. Впрочем, есть один аргумент в пользу инфляционного финансирования экономики: государственные расходы крайне сложно сокращать (в том числе по причине психологического и политического характера), поэтому для выплаты пенсий, зарплат бюджетникам и тому подобного проще прибегнуть к денежной эмиссии.
На бытовом уровне инфляцию также отождествляют с ростом номинальных заработных плат, а сигналом о предстоящем повышении цен обычно служит повышение пенсий. В целом зависимость между средней заработной платой и инфляцией также нелинейная. Например, начиная с 2009 года рост средней заработной платы (показатель статистический, а не нормативный) достиг 7,5 раза (сегодня 6 461,8 тыс. руб.), тогда как широкая денежная масса за этот же период увеличилась в 9,3 раза, а рублевая - в 4,8 раза. Определить, кто является «драйвером», в данном случае непросто. В условиях директивного регулирования зарплат не только рост зарплат (без роста производительности труда) может влечь за собой пропорциональный рост цен, но и наоборот, наниматели вынуждены приводить зарплаты в соответствие с показателями инфляции. При этом за рассматриваемый период валютные вклады населения увеличились в 16 раз (в рублевой оценке, то есть цифру необходимо скорректировать с учетом почти 7,5-кратной девальвации). Сегодня на каждого белоруса от младенца до пенсионера приходится почти 800 долл. США депозитов + около 5 млн руб. на рублевых счетах.
Влияние инфляции на экономику и финансовую систему
Об инфляционном перераспределении можно говорить в рамках не только всего народного хозяйства, но и финансов отдельных организаций. Выигрывают в условиях ощутимой инфляции те, кто имеет преобладающую кредиторскую задолженность, проигрывают - с дебиторской, значительные вложения в запасы (при невозможности переоценки) также «облагаются» инфляционным налогом.
Неоднозначно влияние инфляции на банковский кредит. С одной стороны, проводя политику «дорогих денег», регулятор останавливает рост денежной массы. С другой - увеличивается размер процентной ставки по банковскому кредиту, что не может не сказаться на росте издержек производителя. К тому же появляется ожидаемая инфляция, то есть банки добавляют инфляционную маржу к процентной ставке, производители - к сформированной цене на товар и т. п. По некоторым подсчетам потери в рамках всего народного хозяйства от ожидания инфляции могут достигать 0,3 % ВВП. Однако скорее можно говорить о снижении размера требований банков к нефинансовому сектору, то есть о приостановлении кредитования в прежних объемах. Оно становится доступным только для наиболее рентабельных операций и видов деятельности. Достаточно вспомнить отечественную практику 20-летней давности, когда процентная ставка по кредитам могла превышать 400 % годовых и больше, а складывалась она под воздействием так называемого компьютерного курса (импорт персональных компьютеров). Белорусской истории были известны и периоды «отрицательных» процентных ставок (меньше уровня инфляции), которые использовались как раз для борьбы с гиперинфляцией.
В таблице 2 приводятся некоторые соотношения денежных агрегатов и других макроэкономических показателей, характерные для стран с низкой инфляцией (с одной стороны) и Республики Беларусь (на июнь-август 2015 г.)
Соотношения денежных агрегатов и других макроэкономических показателей, характерные для стран с низкой инфляцией и Республики Беларусь | |||
Соотношение | Описание | Рекомендуемые значения | Фактически в Республике Беларусь |
Наличные/депозиты | Рост этого показателя свидетельствует об утрате доверия к банковской системе, падение - наоборот, но в последнем случае растет значение денежного мультипликатора, способствующее увеличению денежной массы |
6-8 % |
6 % |
Наличные/М2 | Показывает долю наиболее ликвидных средств в их общем объеме. Чем больше развиты технологии безналичных платежей, тем ниже этот показатель |
5-8 % |
15,9 % |
«Широкие деньги» / ВВП | Показывает степень обеспеченности экономики деньгами. Рост показателя свидетельствует о замедлении скорости обращения денег, и наоборот |
60-80 % |
60 % |
Мультипликатор (резервные деньги / «широкие деньги») | Показывает, какое количество единиц «широких денег» создается в результате роста на единицу резервных денег. Рост показателя свидетельствует об инфляционных тенденциях |
7-15 % |
5 % |
Скорость обращения денег (ВВП / «широкие деньги») | Ускорение свидетельствует либо об отставании роста денежной массы от роста экономики, либо о раскручивании инфляции |
1,5-3 оборота в год |
1,7 оборота в год |
Из таблицы 2 следует, что только доля наличных в Республике Беларусь ощутимо превышает рекомендуемые значения; остальные показатели либо им соответствуют, либо отклоняются незначительно. Впрочем, здесь не учтена крайне высокая степень долларизации белорусской экономики. А иностранная валюта может выполнять далеко не все функции денег (функции средства платежа и средства обращения законодательно ограничены). По мнению автора, третий показатель должен быть почти троекратно ниже, а четвертый и пятый - выше.
Поэтому неслучайно, что в 2015 году Национальный банк Республики Беларусь начал устанавливать норматив отчисления в ФОР абсолютно для всех привлеченных средств - рублевых и валютных, физических и юридических лиц (норматив - 7 %).
Таргетирование инфляции (примечание 3) в настоящее время используется в качестве основной цели денежно-кредитной политики в большинстве развитых стран. Операционной целью в этих случаях является поддержание «официальной» (как правило, краткосрочной) процентной ставки, вокруг которой (часто в пределах установленного коридора) определяются рыночные ставки. При этом в развитых странах используются достаточно простые правила, объясняющие, как центральный банк должен изменять процентную ставку в ответ на изменение инфляции, ВВП и других экономических условий. Например, правило Тэйлора (примечание 4): рост инфляции на 1 % должен повлечь повышение процентной ставки не менее чем на 1 %.
Примечание 1. Ирвинг Фишер - американский экономист, представитель неоклассического направления в экономической науке.
Оставил ряд значительных работ по теории статистики, общего экономического равновесия, предельной полезности, но самый важный вклад был внесен им в теорию денег. Вывел «уравнение Фишера» и «уравнение обмена».
Примечание 2. Джон Мейнард Кейнс, 1-й барон Кейнс CB - английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории.
Примечание 3. Инфляционное таргетирование - комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране.
Примечание 4. Джон Брайан Тэйлор - американский экономист, профессор Стэндфордского университета.
30.09.2015
Сергей Овсейко, кандидат экономических наук, кандидат юридических наук