


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В 2009 ГОДУ С ОТПУСКНЫХ И ПУТЕВОК
В соответствии с Законом РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон) при определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. При этом согласно подп.3.1 п.3 ст.6 Закона к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него (в его интересах) организациями или физическими лицами стоимости отдыха.
В настоящем материале будет рассмотрен порядок исчисления подоходного налога с сумм доходов, получаемых физическими лицами к отпуску, с учетом новых требований Закона.
Налогообложение отпускных
При исчислении подоходного налога налоговым агентам необходимо учитывать, что с 1 января 2009 г. утратило силу правило, согласно которому при уходе работника в отпуск исчисление и уплата налога производилась с дохода, начисленного с начала календарного года с учетом начисленной суммы отпускных вне зависимости от того, за какой месяц календарного года они причитались, и необлагаемых налогом размеров доходов. Так, начиная с указанной даты исчисление налога должно производиться ежемесячно с доходов того месяца, за который они начислены без учета доходов, полученных с начала календарного года. При этом при определении месячного дохода, получаемого по месту основной работы (службы, учебы), в него должны включаться только те доходы, которые приходятся на этот месяц (за который они начислены, а не в котором происходит их начисление).
Указанное необходимо для целей правомерного предоставления плательщикам стандартного налогового вычета, предусмотренного подп.1.1 п.1 ст.13 Закона, и соответственного правильного определения налоговыми агентами величины налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет.
Пример 1
Сотруднику организации по месту основной работы предоставлен ежегодный трудовой отпуск с 22 июня по 23 июля 2009 г. Сумма начисленных отпускных составила 2 000 000 руб., в т.ч. за июнь - 600 000 руб., а за июль - 1 400 000 руб.
Всего сумма доходов в июне составила 3 300 000 руб.
Начисленная заработная плата за июнь составила 1 300 000 руб., начисленная заработная плата за июль - 400 000 руб.
В 2008 г. исчисление подоходного налога налоговым агентом должно было производиться с учетом доходов, полученных с начала календарного года, уменьшенных на сумму налоговых вычетов за 7 месяцев (с января по июль).
В 2009 г. исчисление налога производится налоговыми агентами ежемесячно. Поэтому в аналогичной ситуации исчисление подоходного налога налоговым агентом должно уже производиться без учета доходов, полученных с января.
С учетом того что при определении месячного дохода, получаемого по месту основной работы (службы, учебы), в него должны включаться только те доходы, которые приходятся на этот месяц, налоговый агент не имеет права предоставить стандартный налоговый вычет, предусмотренный подп.1.1 п.1 ст.13 Закона, за июль, несмотря на то что в этом месяце плательщику была начислена только заработная плата в размере, не превышающем 1 500 000 руб. Применив данный налоговый вычет, налоговый агент занизит налоговую базу, что приведет к неполному перечислению им в бюджет подоходного налога.
Поэтому в данной ситуации суммы отпускных, начисленных за июнь (600 000 руб.) и за июль (1 400 000 руб.), включаются в состав того месяца, за который они начислены. При этом начисленный доход за июнь 2009 г. составит 1 900 000 руб. (1 300 000 + 600 000), а за июль 2009 г. - 1 800 000 руб. (1 400 000 + 400 000).
Необходимо отметить, что не изменился порядок, применяемый и в 2008 г., согласно которому доходы, исчисленные за период нахождения плательщика в отпуске, приходящийся на следующий календарный год, включаются в доходы нового календарного года.
Согласно п.6 ст.20 Закона налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. При выплате заработной платы из выручки либо в натуральной форме налоговые агенты обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода. При выплате заработной платы за первую половину месяца налог с этих сумм должен быть перечислен при выплате заработной платы в расчете за месяц.
Пример 2
Налоговым агентом 25 июня 2009 г. для выплаты своим работникам доходов в виде оплаты труда за первую половину июня, а также в виде отпускных в банке получены наличные денежные средства. Заработная плата за вторую половину июня будет выплачена 10 июля 2009 г.
Налоговый агент обязан перечислять суммы исчисленного и удержанного налога с сумм отпускных не позднее 25 июня 2009 г. С доходов, выплаченных за первую половину июня, сумма налога должна быть исчислена и перечислена налоговым агентом при выплате заработной платы за вторую половину этого месяца (10 июля 2009 г.).
Суммы, не подлежащие налогообложению
Вместе с тем отдельные доходы, выплачиваемые работникам к отпуску, не подлежат обложению подоходным налогом. Так, к числу таких доходов относятся:
- единовременное пособие на оздоровление, выплачиваемое в соответствии Законом РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» государственному служащему при предоставлении ежегодного трудового отпуска.
Указанные доходы не подлежат обложению подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп.1.1 п.1 ст.12 Закона: от налогообложения освобождаются пособия, выплачиваемые из средств республиканского и местных бюджетов, в т.ч. за счет иных средств, приравниваемых в соответствии с законодательством РБ к бюджетному финансированию.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что финансирование расходов по содержанию отдельных государственных органов и организаций производится за счет средств, которые в соответствии законодательством приравниваются к бюджетному финансированию, а ряд органов государственного управления и организаций полностью или частично содержатся за счет других источников финансирования, предусмотренных законодательством. С учетом этого пособие на оздоровление, выплачиваемое к отпуску работникам организаций, содержащихся за счет внебюджетных средств, не может быть освобождено от налогообложения по основаниям, указанным в подп.1.1 п.1 ст.12 Закона. Налогообложение таких доходов следует осуществлять с учетом льготы, предусмотренной подп.1.17 п.1 ст.12 Закона: освобождаются от налогообложения доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах 150 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода.
Кроме того, начиная с 1 января 2009 г. расширен перечень доходов, непризнаваемых объектом налогообложения. Указанные дополнения направлены на совершенствование порядка налогообложения доходов военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Так, к таким доходам, в частности, относятся доходы, получаемые военнослужащими, занимающими должности в органах межгосударственных образований и международных организаций, находящихся на территории иностранных государств, и членами их семей, а также курсантами и слушателями, проходящими обучение, не связанное со служебной командировкой за границу, в учебных заведениях иностранных государств (по очной и заочной форме обучения, в т.ч. проходящими краткий курс обучения) по направлению государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, в виде возмещения один раз в год за счет средств данных государственных органов расходов на проезд железнодорожным (кроме спальных вагонов), воздушным и автомобильным транспортом во время отпуска к месту жительства на территории Республики Беларусь и обратно.
Особенности налогообложения путевок
В 2009 г. налогообложение доходов в виде путевок производится с учетом льгот, предусмотренных п.1 ст.12 Закона (освобождаемых от налогообложения без ограничения размеров в соответствии с подп.1.9 п.1 и освобождаемых от налогообложения в установленных Законом размерах на основании подп.1.17 и 1.24 п.1 ст.12 Закона), и зависит от того, кому они предназначаются и за счет каких средств они выделяются.
Следует обратить внимание, что предусмотренная подп.1.25 п.1 ст.12 Закона льгота в виде освобождения от налогообложения доходов в размере стоимости путевок (компенсации), выдаваемых государством физическим лицам, пострадавшим в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, с 16 июля 2009 г. утрачивает свою силу. Основанием для этого послужил Закон РБ от 12.05.2009 № 19-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», ст.2 которого внесены изменения в Закон.
Без ограничения размеров в соответствии со ст.12 Закона освобождаются от налогообложения доходы, получаемые в виде стоимости путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов (подп.1.9 п.1 ст.12 Закона).
Пример 3
В июне 2009 г. организация за счет собственных средств оплатила путевки в оздоровительные учреждения для своих сотрудников.
С учетом того что путевки оплачены за счет собственных средств организации, они не могут быть освобождены от налогообложения по основаниям, указанным в подп.1.9 п.1 ст.12 Закона: стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Налогообложение таких доходов следует осуществлять с учетом льготы, предусмотренной подп.1.17 п.1 ст.12 Закона (не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в пределах 150 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода).
В установленных Законом размерах не подлежат обложению подоходным налогом доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от:
- организаций и индивидуальных предпринимателей в пределах 150 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп.1.17 п.1 ст.12 Закона). Указанная льгота может быть предоставлена и в том случае, когда получатель путевки не является работником этой организации (индивидуального предпринимателя), и в отношении оплаты любых путевок, в т.ч. туристических, в различные санатории и дома отдыха, в оздоровительные лагеря (когда нельзя применить льготу, установленную подп.1.9 п.1 ст.12 Закона), а также экскурсионных туров.
Однако льгота в размере, указанном выше, может быть предоставлена только при условии, что физическим лицом, получившим рассматриваемые доходы, размер льготы в течение года не был использован на иные цели.
При этом определение размера дохода, не подлежащего обложению подоходным налогом, должно производиться с учетом изменения размера базовой величины - ее увеличение влечет изменение не подлежащей налогообложению предельной величины совокупной суммы доходов (при условии, что выплаты таких доходов производятся после ее увеличения).
Пример 4
В феврале 2009 г. директор предприятия в связи с 50-летием награжден ценным подарком стоимостью 4 000 000 руб. В апреле 2009 г. ему же был приобретен годовой абонемент в фитнес-центр стоимостью 1 400 000 руб.
Не подлежащим налогообложению признается доход, полученный в пределах 5 250 000 руб. (35 000 руб. x 150, где 35 000 руб. - размер базовой величины с января по апрель 2009 г.).
Таким образом, налогообложению подлежит доход, равный 150 000 руб. (4 000 000 + 1 400 000 - 5 250 000).
В сентябре 2009 г. для директора приобретена туристическая путевка стоимостью 3 000 000 руб.
Предположим, что размер базовой величины в сентябре 2009 г. составит 38 000 руб. В таком случае не подлежащим налогообложению будет признан доход в размере 450 000 руб. (38 000 руб. x 150 - 5 250 000, где 5 250 000 руб. - использованный размер льготы в апреле).
Таким образом, обложению подоходным налогом подлежит стоимость путевки в пределах 2 550 000 руб. (3 000 000 - 450 000);
- профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций в пределах 30 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп.1.24 п.1 ст.12 Закона). Размер дохода, не подлежащего налогообложению, определяется в порядке, указанном выше (см. пример 4).
Рассмотрим порядок предоставления льготы профсоюзными организациями на следующем примере.
Пример 5
Профсоюзная организация бесплатно выделила путевки гражданам, являющимся ее членами и членам их семей.
Налогообложение таких доходов, получаемых членами профсоюзной организации должно производиться с учетом льготы, установленной подп.1.24 п.1 ст.12 Закона.
Путевки, которые выделялись из средств профсоюзной организации не для работников организации, не могут быть освобождены от налогообложения по основаниям, указанным в подп.1.24 п.1 ст.12 Закона. Налогообложение таких доходов следует осуществлять с учетом льготы, предусмотренной подп.1.17 п.1 ст.12 Закона.
Необходимо отметить, что плательщику одновременно может быть предоставлена льгота в размере 180 базовых величин:
- в размере 150 базовых величин от организации (индивидуального предпринимателя) независимо от того, является он ее (его) работником либо нет;
- в размере 30 базовых величин при условии, что он является членом профсоюзной организации и рассматриваемые доходы выдаются из средств этой организации.
23.06.2009 г.
Марина Константинова, экономист
От редакции: С 1 января 2010 г. Закон РБ от 21.12.1991 № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратил силу.
Статьи 1-3 Закона РБ от 12.05.2009 № 19-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратили силу.
В Закон РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» на основании законов РБ от 30.12.2011 № 333-З (с 11 февраля 2012 г.) и от 26.10.2012 № 433-З (с 12 ноября 2012 г.) внесены изменения и дополнения.