Пособие от 21.06.2019
Автор: Круковская Т.

Особенности налогообложения в свободных экономических зонах в 2019 году


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В 2019 ГОДУ

С 1 января 2019 г. вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс), которая предусматривает нововведения, касающиеся в том числе налогообложения в свободных экономических зонах (далее - СЭЗ), принятые в целях сохранения как благоприятных условий ведения бизнеса на данных территориальных образованиях, так и инвестиционной привлекательности Беларуси.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2025 г. следует руководствоваться НК с изменениями, внесенными Законом от 13.12.2024 № 47-З.

 

Остановимся более подробно на таких нововведениях.

Направления реализации товаров (работ, услуг) резидентами СЭЗ, на которые распространяются особенности налогообложения в СЭЗ

Итак, в первую очередь необходимо обратить внимание, что 1 января 2019 г. направления реализации товаров (работ, услуг) резидентами СЭЗ, на которые распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, установленные Кодексом, дополнены новым направлением, целью введения которого является использование интеграционного механизма развития бизнеса для наращивания резидентами СЭЗ экспортного потенциала, в том числе путем повышения конкурентоспособности отечественных товаров на зарубежных рынках за счет кооперационных связей.

В частности, пунктом 3 статьи 382 Кодекса определено, что особенности налогообложения в СЭЗ, установленные Кодексом, если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 статьи 383 Кодекса, распространяются на реализацию резидентами СЭЗ:

• за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами СЭЗ на территории СЭЗ (подп.3.1 п.3 ст.382 Кодекса);

• за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам товаров собственного производства, произведенных ими на территории СЭЗ, в случае, если такая реализация осуществлена на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, заключенных этими резидентами СЭЗ, являющимися участниками зарегистрированного в Республике Беларусь холдинга, с комиссионером (поверенным), иным аналогичным лицом, являющимся участником этого же холдинга (далее - комиссионер - участник холдинга). К указанному комиссионеру - участнику холдинга не относятся нерезиденты Республики Беларусь и резиденты СЭЗ (подп.3.2 п.3 ст.382 Кодекса) (введено с 1 января 2019 г.);

• за пределами Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров собственного производства, произведенных этими резидентами СЭЗ на территории СЭЗ (подп.3.3 п.3 ст.382 Кодекса);

• товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам (подп.3.4 п.3 ст.382 Кодекса).

Применительно к норме подпункта 3.2 пункта 3 статьи 382 Кодекса, введенной с 1 января 2019 г., следует отметить, что:

• в ней идет речь исключительно о реализации товаров за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и физическим лицам;

• такие товары должны являться товарами собственного производства резидента СЭЗ, произведенными им на территории СЭЗ;

• реализация этих товаров осуществляется на основании посреднических договоров, заключенных между участниками одного зарегистрированного в Республике Беларусь холдинга - резидента СЭЗ и комиссионером - участником холдинга;

• таким комиссионером - участником холдинга может быть исключительно белорусская организация, не обладающая статусом резидента СЭЗ.

В целях применения особенностей налогообложения в СЭЗ в отношении рассматриваемого направления реализации резидент СЭЗ должен иметь в наличии документы, определенные частью третьей подпункта 3.2 пункта 3 статьи 382 Кодекса.

 

справочно

Справочно

В частности, при наличии:

• договора комиссии, поручения или иного аналогичного гражданско-правового договора, заключенного между резидентом СЭЗ и комиссионером - участником холдинга;

• копии договора, заключенного комиссионером - участником холдинга с покупателем - иностранным юридическим или физическим лицом, в соответствии с которым реализованы товары;

• транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку товаров резидентом СЭЗ комиссионеру - участнику холдинга (при наличии такой отгрузки);

• копий транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих отгрузку товаров покупателям - иностранным юридическим или физическим лицам;

• копий документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Республики Беларусь (таможенные декларации на товары, выпущенные в соответствии с заявленными таможенными процедурами, транспортные (товаросопроводительные) и иные документы);

• отчета комиссионера - участника холдинга об исполнении поручения (при его наличии);

• копии свидетельства о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга, подтверждающим включение комиссионера - участника холдинга и резидента СЭЗ в качестве участников одного холдинга.

 

Также следует акцентировать внимание на том, что во всех перечисленных направлениях реализации товаров (работ, услуг), на которые распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, упомянутые в них товары (работы, услуги) должны являться товарами (работами, услугами) собственного производства резидента СЭЗ, осуществляющего их реализацию, и должны быть произведены (выполнены, оказаны) им на территории СЭЗ, резидентом которой он является (абз.2 п.4 ст.382 Кодекса).

Принадлежность товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства подтверждается сертификатом продукции собственного производства и сертификатом работ и услуг собственного производства, выдаваемыми Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами в порядке, установленном Положением о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2010 г. № 1520.

Кроме того, что товары (работы, услуги) должны быть собственного производства (т. е. произведены в период действия соответствующего сертификата) для целей применения особенностей налогообложения в СЭЗ, абзацами шестым и седьмым пункта 6 статьи 382 Кодекса регламентировано, что:

• под реализацией резидентом СЭЗ работ и услуг собственного производства понимается реализация резидентом СЭЗ работ и услуг собственного производства, дата которой приходится на период действия сертификата работ и услуг собственного производства, выданного в установленном порядке;

• под реализацией резидентом СЭЗ товаров собственного производства понимается реализация резидентом СЭЗ товаров собственного производства, дата изготовления которых приходится на период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке.

Копия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства) должна быть представлена резидентом СЭЗ в налоговый орган по месту постановки его на учет (абз.3 п.4 ст.382 Кодекса).

Соответственно, при непредставлении резидентом СЭЗ в налоговый орган по месту постановки на учет указанных сертификатов такой резидент СЭЗ не вправе применять особенности налогообложения в СЭЗ.

Одновременно следует учитывать, что при отсутствии сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства) акт экспертизы, подтверждающий соответствие продукции (работ, услуг) заявителя условиям и критериям, предъявляемым к продукции (работам, услугам) собственного производства, на основании которого выдается соответствующий сертификат, не является документом, необходимым для целей применения особенностей налогообложения в СЭЗ.

Особенности налогообложения в СЭЗ

Льгота по налогу на прибыль для резидентов СЭЗ

С 1 января 2019 г. особенности налогообложения в СЭЗ, определенные статьей 383 Кодекса, в части ранее действовавших льгот по налогу на прибыль претерпели существенные изменения.

Так, с указанной даты вместо льготы по налогу на прибыль в виде пониженной ставки данного налога (в частности, по ставке, уменьшенной на 50 % от общеустановленной ставки налога на прибыль, но не более чем по ставке 12 %) и десятилетней льготы по налогу на прибыль, установленных Кодексом в 2018 г., резиденты СЭЗ независимо от даты их регистрации в качестве таковых получили право на полное освобождение от налога на прибыль прибыли, полученной ими от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по направлениям реализации резидентами СЭЗ, на которые распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.

При этом следует отметить, что новая льгота по налогу на прибыль, включенная в особенности налогообложения в СЭЗ, введена на весь срок функционирования СЭЗ. С учетом того, что соответствующими указами Главы государства, предусматривающими создание СЭЗ в Беларуси, их срок функционирования определен по 31 декабря 2049 г., соответственно, такая льгота по налогу на прибыль также действует по указанную дату.

Льгота по земельному налогу по земельным участкам, расположенным в границах СЭЗ

С 1 января 2019 г. льгота по земельному налогу, установленная для резидентов СЭЗ в увязке с направлениями реализации товаров (работ, услуг), на которые распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, также претерпела изменения в части снятия временных ограничений по сроку ее действия.

Так, подпунктом 5.2 пункта 5 статьи 383 Кодекса определено, что освобождаются от земельного налога земельные участки резидентов СЭЗ независимо от их целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых). Льгота, предусмотренная данным подпунктом, предоставляется с 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, и действует независимо от положений пункта 3 статьи 239 Кодекса.

При этом следует отметить, что указанная льгота также действует до конца функционирования СЭЗ, т. е. по 31 декабря 2049 г. Ранее срок действия такой льготы был ограничен 31 декабря 2021 г.

Таким образом, в течение срока функционирования СЭЗ данную льготу можно применить к земельным участкам резидентов СЭЗ, расположенным в границах СЭЗ и не являющимся своевременно не возвращенными в соответствии с законодательством или самовольно занятыми.

К примеру, резидент СЭЗ имеет право на применение льготы по указанному земельному участку также в том случае, если какое-либо из размещенных на нем капитальных строений сдано в аренду. В то же время в случае сдачи в аренду земельного участка, находящегося у резидента СЭЗ на праве частной собственности, резидент СЭЗ не вправе по такому земельному участку применять вышеуказанную льготу по земельному налогу (п.4 ст.239 Кодекса).

Следует учитывать, что для реализации права на освобождение от земельного налога, установленное подпунктом 5.2 пункта 5 статьи 383 Кодекса, является обязательным соблюдение условия, определенного этим подпунктом. Так, в период по 31 декабря 2049 г. льгота:

• действует в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг) собственного производства, поименованная в пункте 3 статьи 382 Кодекса;

• не действует в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ не осуществлялась реализация товаров (работ, услуг) собственного производства, поименованная в пункте 3 статьи 382 Кодекса.

 

21.06.2019

 

Т.Н.Круковская, заместитель начальника отдела специальных режимов налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь