


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ФОРМ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Реорганизация юридического лица может проводиться с различными целями, например: достижение наиболее эффективного использования активов, диверсификация бизнеса, повышение конкурентоспособности на рынке, совершенствование организационной и производственной структуры, сокращение издержек производства и др. В последнее время с помощью реорганизации решаются вопросы сокращения убыточных предприятий.
Реорганизация в любой из предусмотренных законодательством форм - сложный, недостаточно урегулированный на законодательном уровне процесс. В данном материале - авторский взгляд на некоторые из форм реорганизации исходя из практического опыта.
Формы реорганизации
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы реорганизации юридических лиц, - Гражданский кодекс РБ (далее - ГК), который предусматривает исчерпывающий перечень форм реорганизации юридических лиц (ст.53 ГК).
Реорганизацию юридического лица следует отличать от таких понятий, как слияние или поглощение. Характерной чертой слияний и поглощений является приобретение определенного актива, например, пакета акций, или предприятия как имущественного комплекса, что не связано с правопреемством.
Главный признак реорганизации - универсальное правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей в результате реорганизации от одних юридических лиц к другим (ст.129 ГК).
Реорганизация влечет передачу лишь имущественных прав и обязанностей и по общему правилу не влечет передачу административных разрешений.
Реорганизация может быть осуществлена в следующих формах.
1. Слияние. При слиянии одного или нескольких юридических лиц права и обязанности реорганизуемых юридических лиц переходят к вновь возникшему в результате слияния юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.54 ГК).
2. Присоединение. При присоединении одного или нескольких юридических лиц к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п.2 ст.54 ГК).
Обратите внимание на разницу этих форм реорганизации (слияние и присоединение). При слиянии из двух или нескольких юридических лиц возникает новое юридическое лицо, а деятельность реорганизуемых юридических лиц прекращается. При реорганизации в форме присоединения прекращается деятельность только присоединяемого юридического лица, а деятельность юридического лица, к которому осуществляется присоединение, продолжается.
Согласно п.19 Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минюста РБ от 10.03.2009 № 25 (далее - Инструкция по ведению ЕГР):
- при слиянии нескольких юридических лиц вновь созданному юридическому лицу присваивается новый регистрационный номер Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР). При этом деятельность реорганизуемых в результате слияния юридических лиц прекращается датой внесения записи о государственной регистрации вновь созданного в результате слияния юридического лица уполномоченным сотрудником регистрирующего органа;
- при присоединении одного или нескольких юридических лиц к другому за последним сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер. Деятельность присоединенного юридического лица считается прекращенной с момента внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности этого юридического лица. Этот момент определяется датой внесения уполномоченным сотрудником регистрирующего органа записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица - правопреемника.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2013 г. следует руководствоваться п.20 Инструкции по ведению ЕГР в редакции постановления Минюста РБ от 05.04.2013 № 48. |
3. Разделение. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п.3 ст.54 ГК).
4. Выделение. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п.4 ст.54 ГК).
Разница данных форм реорганизации (разделение и выделение) заключается в следующем. При разделении юридического лица это юридическое лицо прекращает деятельность и возникают 2 (или более) новых юридических лица. При выделении деятельность реорганизуемого юридического лица продолжается, при этом в результате выделения возникает одно или несколько юридических лиц.
Согласно п.19 Инструкция по ведению ЕГР:
- при разделении юридического лица вновь созданным юридическим лицам присваиваются новые регистрационные номера. При этом деятельность реорганизованного юридического лица прекращается с даты внесения записи уполномоченным сотрудником регистрирующего органа о государственной регистрации вновь созданных юридических лиц;
- при выделении одного или нескольких юридических лиц из состава юридического лица вновь созданным юридическим лицам присваиваются новые регистрационные номера, а за реорганизованным юридическим лицом остается регистрационный номер, присвоенный ранее.
5. Преобразование. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п.5 ст.54 ГК).
Согласно п.19 Инструкции по ведению ЕГР за вновь созданным в результате преобразования юридическим лицом сохраняется прежний регистрационный номер. Сведения о преобразовании юридического лица включаются в ЕГР датой внесения записи уполномоченным сотрудником регистрирующего органа о государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица в связи с реорганизацией.
Исходя из определения реорганизации в форме преобразования не будет преобразованием:
- изменение наименования юридического лица, если оно не связано с изменением организационно-правовой формы;
- переход коммерческой организации с национальными инвестициями в коммерческую организацию с иностранными инвестициями, а также наоборот, если такой переход не влечет изменения организационно-правовой формы.
Статья 10 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII) предусматривает, что хозяйственное общество может создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Акционерное общество может быть создано как открытое или закрытое. Несмотря на то что открытое и закрытое акционерные общества - лишь виды одной организационно-правовой формы юридического лица, законодательство предусматривает преобразование акционерного общества одного вида в другой вид. В соответствии со ст.20 Закона № 2020-XII хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида. Прямое указание на возможность такой реорганизации содержится в ст.89 Закона № 2020-XII.
Обратите внимание!
Действующее на сегодняшний день законодательство не предусматривает проведения реорганизации одновременно в нескольких формах, например, преобразование с одновременным присоединением. Даже если предположить возможность такой реорганизации, то возникают сложности с определением момента перехода прав, обязанностей и определением юридического лица, от которого и к которому переходят права и обязанности в результате такой реорганизации. Кроме того, существующая система ведения ЕГР не позволяет учесть такие реорганизации.
Теоретически возможна реорганизация в форме присоединения акционерного общества к унитарному предприятию в том случае, если собственник имущества унитарного предприятия выкупит у всех акционеров акционерного общества все акции и станет единственным акционером. Это повлечет преобразование акционерного общества в унитарное предприятие, которое впоследствии и можно присоединить к ранее учрежденному этим же собственником унитарному предприятию. Однако на практике такая реорганизация трудно реализуема. Приобретение акций у акционеров возможно лишь при условии добровольного волеизъявления акционера продать акции собственнику имущества унитарного предприятия. И если хотя бы 1 акционер не захочет продать свои акции, такая реорганизация не может быть осуществлена, поскольку правовой статус унитарных предприятий заключается в том, что у унитарного предприятия 1 собственник имущества, а в данном случае мы имеем собственника имущества унитарного предприятия, скупившего часть акций акционерного общества, и акционера (акционеров), отказавшегося продавать свои акции.
На практике при необходимости объединения деятельности унитарного предприятия и акционерного общества, например, для улучшения показателей хозяйственной деятельности акционерного общества за счет деятельности унитарного предприятия, нужно осуществлять реорганизацию в форме присоединения унитарного предприятия к акционерному обществу. В этом случае поставленная задача (улучшить показатели хозяйственной деятельности акционерного общества) решается, но несколько иным способом.
Добровольная и принудительная реорганизация
Реорганизация может быть добровольной и принудительной.
Статья 53 ГК предусматривает, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в т.ч. суда, в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами. Пример принудительной реорганизации - реорганизация хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке. Решение о реорганизации такого субъекта вправе принять антимонопольный орган в целях развития конкуренции согласно ст.10 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. взамен Закона № 2034-XII принят новый Закон РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». |
Законодательство содержит случаи, когда реорганизация юридического лица обязательна. Например, в соответствии со ст.66 Закона № 2020-XII число участников закрытого акционерного общества не должно превышать 50. В противном случае оно подлежит реорганизации в течение 1 года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до 50.
Получение согласия уполномоченных государственных органов при реорганизации
В некоторых случаях реорганизация юридических лиц может осуществляться лишь с согласия уполномоченных государственных органов, например, реорганизация унитарных предприятий, имущество которых находится в республиканской собственности. В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2004 № 913 «О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» унитарные предприятия могут быть реорганизованы по решению государственного органа, учреждения науки и образования (с согласия государственных органов (государственных организаций), в подчинении (ведении) которых находятся (в состав которых входят) эти учреждения науки и образования), согласованному с Министерством экономики РБ и Государственным комитетом по имуществу РБ, и другими заинтересованными, согласовавшими создание этих унитарных предприятий.
Отличие реорганизации от ликвидации
Следует отличать реорганизацию от такого схожего с реорганизацией понятия, как ликвидация. В результате как ликвидации, так и реорганизации может прекращаться деятельность юридического лица, однако это самостоятельные правовые основания. Отличие реорганизации от ликвидации заключается в том, что при ликвидации деятельность юридического лица прекращается без перехода прав и обязанностей к другому юридическому лицу. При реорганизации же всегда происходит переход прав и обязанностей к другому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства.
Уведомление кредиторов при реорганизации
Согласно п.1 ст.56 ГК учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Следует обратить внимание на конструкцию нормы. Норма сформулирована так, что из нее следует: обязанность уведомить кредиторов реорганизуемого юридического лица лежит на учредителе (участнике) юридического лица или органе, принявших решение о реорганизации. Из этого следует, что если решение о реорганизации акционерного общества принято общим собранием акционеров, то и уведомлять кредиторов должно общее собрание акционеров. На практике это может вызвать определенные сложности. Например, возникает вопрос: кто непосредственно будет подписывать уведомления каждому кредитору в случае, если таких кредиторов сотни? Или, например, решение о реорганизации принято судом: каким образом суд сможет выполнить требование законодателя об уведомлении кредиторов? В данном случае можно порекомендовать при принятии решения о реорганизации уполномоченному органу или участникам поручить определенному лицу подписывать такие уведомления, например, руководителю реорганизуемого юридического лица.
Законодательство не содержит требований к содержанию уведомления лиц, являющихся кредиторами реорганизуемого юридического лица. Однако поскольку речь идет о защите прав кредиторов, логично предположить, что, получив уведомление, кредитор должен сделать выводы о последствиях для него такой реорганизации, т.е. в уведомлении рекомендуется указывать, к кому и в каком объеме перейдут обязательства реорганизуемого юридического лица перед кредитором.
Обратите внимание!
Важный момент - определение даты, по состоянию на которую определяются лица, являющиеся кредиторами. В ГК не содержится на сей счет никаких указаний, но определенные требования есть в Законе № 2020-XII. Так, ст.23 Закона № 2020-XII предусматривает, что о реорганизации уведомляются лица, являющиеся кредиторами по состоянию на дату принятия решения о реорганизации. Из буквального толкования данной нормы следует, что реорганизуемому хозяйственному обществу необходимо выявить кредиторов на дату принятия решения о реорганизации, для чего необходимо произвести сверку расчетов с кредиторами, а затем еще раз необходимо сделать сверку при проведении инвентаризации активов и обязательств, о чем будет сказано ниже.
Статьей 23 Закона № 2020-XII определен срок, в который должны быть уведомлены кредиторы реорганизуемого хозяйственного общества. Уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации этого общества, а при реорганизации хозяйственного общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия такого решения последним из хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии или присоединении.
Все остальные лица, например, контрагенты, не являющиеся кредиторами реорганизуемого хозяйственного общества, уведомляются согласно ст.23 Закона № 2020-XII о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества при заключении с ними договоров.
В законодательстве четко не указаны последствия неуведомления кредиторов о реорганизации. Согласно разъяснению ВХС РБ от 30.06.2008 № 03-29/1397 «О порядке уведомления кредиторов о реорганизации юридического лица», если кредиторы реорганизуемого юридического лица не были уведомлены о его реорганизации, они могут в судебном порядке оспаривать саму реорганизацию и требовать признать ее несостоявшейся. Такое право кредиторов следует из ст.11 ГК. Данная статья в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Однако следует заметить, что суд будет рассматривать такой спор с учетом всех сложившихся обстоятельств по делу.
Права кредиторов при реорганизации
В соответствии со ст.56 ГК кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Законодатель не устанавливает критериев, которыми кредитор должен руководствоваться, заявляя свои требования, и не просит кредитора обосновать, почему он воспользовался своим правом. Здесь достаточно лишь одного заявления кредитора о том, что он хочет воспользоваться предоставленным ему правом: требовать досрочного прекращения обязательств.
В ГК не указан срок для заявления кредиторами своих требований, а также момент, с которого он начинает течь. Однако такие требования содержатся в специальных нормативных правовых актах, в отношении отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Согласно ст.23 Закона № 2020-XII требования кредитора предъявляются хозяйственному обществу письменно в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества.
Обратите внимание!
Для того чтобы можно было определить, в установленный ли срок заявил свое требование кредитор, уведомление кредитору о реорганизации рекомендуется направлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Для иных организационно-правовых форм реорганизуемых юридических лиц рекомендуется срок для предъявления требований кредиторов указывать в самом уведомлении о реорганизации.
Исходя из анализа правовых норм следует, что по общему правилу отсутствие согласия кредиторов на реорганизацию не является основанием к остановке процесса реорганизации. Это означает, что юридическое лицо может быть уже реорганизовано, а ему кредитор предъявляет свое требование о досрочном прекращении обязательств. В таком случае требование должно направляться кредитором правопреемнику реорганизованного юридического лица.
Представляется, что такое положение не совсем корректно. Более точная норма содержится в ст.9 Закона РБ от 09.06.2003 № 202-З «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций», согласно которой к правопреемнику переходят права, обязанности, а также имущество реорганизуемой убыточной сельскохозяйственной организации, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.
Трудовые отношения при реорганизации
В соответствии со ст.36 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) в случае, если условия трудового договора у работника не изменяются, трудовые отношения с его согласия продолжаются. Если же работник отказывается продолжать трудовые отношения на прежних условиях, трудовые отношения прекращаются в соответствии с п.5 ст.35 ТК.
Если условия, предусмотренные трудовым договором по той же профессии, занимаемой должности, не могут быть сохранены, трудовой договор может прекращаться в соответствии с п.1 ст.42 ТК.
Для того чтобы работник мог выразить свою волю на предмет продолжения или прекращения трудовых отношений, он должен быть извещен (уведомлен) о реорганизации. Законодатель не устанавливает требований к форме уведомления работника о реорганизации, т.е. такое уведомление может быть и устным. Но в целях избежания конфликтных ситуаций рекомендуется письменно уведомлять работников о реорганизации и получать их письменное согласие на продолжение трудовых отношений.
При некоторых формах реорганизации у работников могут изменяться существенные условия труда. Например, при реорганизации в форме присоединения. В процессе такой реорганизации не удастся сохранить со всеми работниками условия трудовых договоров неизменными. С такими работниками (у которых будут изменены условия трудового договора) необходимо рассматривать варианты изменения условий трудового договора либо его прекращения: перевод, изменение существенных условий труда, а в некоторых случая и сокращение штата. По какому варианту будут изменяться условия труда, нужно рассматривать индивидуально в каждом конкретном случае. Сделать это можно будет после окончательного определения организационной структуры, которая будет у реорганизуемого юридического лица после завершения процесса реорганизации.
Проведение инвентаризации активов и обязательств
В ст.12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII) предусмотрены случаи обязательного проведения инвентаризации активов и обязательств. Один из таких случаев - реорганизация юридического лица. Порядок проведения инвентаризации регламентирован Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. вышеназванный Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, определены п.2 ст.13 данного Закона. |
Обратите внимание!
Несмотря на норму п.6 Инструкции № 180, согласно которой при реорганизации организации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации, инвентаризация проводится у каждого участвующего в реорганизации юридического лица. Это следует из ст.12 Закона № 3321-XII, являющегося нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу по сравнению с Инструкцией № 180.
Инвентаризация в случае реорганизации является внеплановой и проводится на основании решения руководителя. Важен момент определения даты, по состоянию на которую проводится инвентаризация. Эта дата должна быть определена в решении о реорганизации.
Инвентаризации подлежат активы и обязательства независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие реорганизуемому юридическому лицу, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.):
- внеоборотные активы;
- оборотные активы;
- дебиторская задолженность;
- расчеты с учредителями;
- денежные средства;
- финансовые вложения;
- прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:
- долгосрочные кредиты и займы;
- краткосрочные кредиты и займы;
- кредиторская задолженность;
- задолженность перед учредителями;
- резервы предстоящих расходов;
- прочие виды обязательств.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета необходимо регулировать в соответствии со ст.12 Закона № 3321-XII, нормами Инструкции № 180.
Согласно п.77 Инструкции № 180 результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителем организации по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.
Глава 6 Инструкции № 180 определяет порядок проведения инвентаризации обязательств. Пункт 62 Инструкции № 180 предусматривает, что инвентаризация обязательств в части расчетов с банками и иными небанковскими кредитно-финансовыми организациями по кредитам, займам, а также с бюджетом покупателями и поставщиками, подотчетными лицами и работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов. При этом оформляется акт инвентаризации согласно приложению 19 к Инструкции № 180.
Передаточный акт и разделительный баланс
По результатам инвентаризации составляются передаточный акт и разделительный баланс (п.6 Инструкции № 180).
Согласно ст.55 ГК передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица. Иное может быть установлено Президентом РБ.
Обратите внимание!
Законодательство не содержит требований к содержанию и формам передаточного акта и разделительного баланса. Один из нюансов - дата утверждения передаточного акта или разделительного баланса не совпадает с датой государственной регистрации вновь созданного в результате реорганизации юридического лица, соответственно не совпадает с датой фактической передачи имущества и обязательств. При этом в составе имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица от даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса и до даты фактической их передачи происходят естественные изменения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности. Поэтому возникает вопрос: в каком документе и как отражать такие изменения? Законодатель об этом ничего не говорит, следовательно, эти вопросы отдаются на откуп участвующим в реорганизации. Такие изменения могут отражаться либо при составлении вступительного баланса, возникающего в результате реорганизации юридического лица, либо участвующие в реорганизации дополнительно утверждают передаточный акт или разделительный баланс уже по итогам состоявшейся реорганизации.
15.11.2011 г.
Елена Телеш, директор общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»