


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ ОБЖАЛОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Общая характеристика
С 19 января 2013 г. вступила в силу Инструкция о порядке рассмотрения Министерством экономики Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 116 (далее - Инструкция), принятая во исполнение Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон).
Участнику или иному юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, предоставлено право на обжалование действий (бездействия) и (или) решений заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта в случае нарушения их прав и законных интересов путем подачи жалобы в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам и (или) в суд (п.1 ст.53 Закона).
Уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство экономики РБ (далее - Минэкономики) (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство антимонопольного регулирования и торговли (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 590, в редакции Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188). С 23 августа 2017 г. действует Инструкция о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 28.06.2017 № 30. |
При этом участник либо иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, вправе подать жалобу в случае, если договор на государственную закупку не заключен. Сюда же включены случаи, когда заказчик (организатор), товарная биржа, оператор электронной торговой площадки либо оператор официального сайта не приняли в установленный срок решения по результатам рассмотрения заявления такого лица либо такое лицо не удовлетворено принятым решением по рассмотрению его заявления (п.3 ст.54 Закона).
В указанных нормах право обжалования закреплено не только за участником, но и за юридическим или физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем, не являющимся участником. При этом лица, не являющиеся участниками, вправе подать жалобу в уполномоченный орган по государственным закупкам только до истечения срока для подготовки и подачи предложений в части, касающейся приглашения или документов, представляемых для подготовки предложения (п.2 ст.53 Закона).
Таким образом, субъектный состав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, выглядит следующим образом:
1) заявитель - участник либо иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, подавшие жалобу. При этом согласно ст.53 Закона до истечения срока для подготовки и подачи предложений в процедуре государственной закупки заявителями могут быть 2 категории субъектов:
- участник процедуры - подает жалобу в принципе по любому вопросу;
- иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, - подает жалобу по вопросам, касающимся приглашения или документов, представляемых участнику для подготовки предложения.
После истечения срока для подготовки и подачи предложений жалоба может быть подана только участником;
2) ответчик - заказчик (организатор), товарная биржа, оператор электронной торговой площадки, оператор официального сайта, на действия (бездействие) и (или) решение которых подана жалоба;
3) иные участники и лица - иные участники и лица, кроме заявителя, права и законные интересы которых могут быть затронуты в результате рассмотрения жалобы (п.6 Инструкции).
Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, предоставлено право осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим их полномочия документом (п.7 Инструкции).
![]() |
Обратите внимание! В данном случае круг лиц, которые могут выступать в качестве представителя, не ограничен, как это установлено в ст.76 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК). |
Последствия неподтверждения полномочий представителями - они не вправе присутствовать при рассмотрении жалобы (п.15 Инструкции).
Сфера применения Инструкции - порядок рассмотрения Минэкономики жалоб на действия (бездействие) и (или) решения:
1) заказчика (организатора);
2) комиссии и (или) ее членов;
3) товарной биржи;
4) оператора электронной торговой площадки;
5) оператора официального сайта.
Требования к жалобе
Жалоба подается в Минэкономики в письменной форме (подписывается участником либо иным юридическим или физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем, либо их представителем; в последнем случае к жалобе должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия на подписание жалобы) и должна содержать:
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика-участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, подающих жалобу, либо их представителя, номер контактного телефона;
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения, учетный номер плательщика и номер контактного телефона заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются;
• наименование вида процедуры государственной закупки, указание источника финансирования государственной закупки;
• суть обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений;
• документы и сведения, подтверждающие обоснованность жалобы, с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству о государственных закупках обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений (п.1 ст.54 Закона).
Срок для подачи жалобы
Срок для подачи жалоб составляет:
• в отношении приглашения и документов, представляемых участнику для подготовки предложения, - в течение срока для подготовки и представления предложений;
• в иных случаях - не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.
Право на отзыв жалобы
Участник либо иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, подавшие жалобу, вправе отозвать ее до принятия решения по существу жалобы.
Последствия отзыва жалобы
Лицо, отозвавшее поданную жалобу, не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта. Министерство экономики в течение 3 рабочих дней со дня отзыва жалобы извещает об этом лиц, которые извещались о поступлении жалобы (п.4 ст.54 Закона).
Организация порядка рассмотрения жалобы
1. Общие правила. Министерство экономики:
• регистрирует поступившие жалобы, определяет структурное подразделение, обеспечивающее подготовку материалов для рассмотрения и принятия решений по жалобам;
• в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы письменно извещает всех участников и иных лиц, права и законные интересы которых могут быть затронуты в результате рассмотрения поступившей жалобы, о содержании, месте и времени рассмотрения этой жалобы и о сроке приостановления процедуры государственной закупки; при необходимости запрашивает у ответчика документы, имеющие отношение к жалобе.
2. Порядок рассмотрения - коллегиальный. В Минэкономики создается комиссия по рассмотрению жалоб; решения принимаются при наличии кворума - не менее 2/3 от общего числа членов комиссии простым большинством голосов. Несогласному с решением комиссии члену комиссии принадлежит право письменного изложения особого мнения. Решения комиссии фиксируются в протоколе.
3. Последствия поступления жалобы в Минэкономики:
• заказчик не вправе заключать договор до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы (п.4 ст.55 Закона);
• процедура государственной закупки приостанавливается на срок не более 30 календарных дней, и данный срок не подлежит продлению.
![]() |
Обратите внимание! Если государственная закупка осуществляется для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь, функционирования государственных организаций, срок приостановления процедуры государственной закупки не может превышать срока, определенного заказчиком (организатором) для заключения договора (ст.56 Закона). |
4. Предоставление возражений на жалобу. Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в Минэкономики возражение на жалобу с момента поступления жалобы в срок не позднее чем за 2 рабочих дня до дня ее рассмотрения.
5. Срок рассмотрения жалобы - не более 30 календарных дней, а в случае, если государственная закупка осуществляется для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь, функционирования государственных организаций, - срока, определенного заказчиком (организатором) для заключения договора (п.14 Инструкции).
6. Последствия игнорирования участия в процедуре рассмотрения жалобы:
• комиссия по рассмотрению жалоб вправе рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя, иных участников и лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы (п.16 Инструкции);
• участники и иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы и по неуважительным причинам не принявшие участия в процедуре рассмотрения жалобы, не могут впоследствии обращаться в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам с жалобой на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта (п.2 ст.55 Закона);
• если причина невозможности участия в рассмотрении жалобы уважительная, то рассмотрение жалобы может быть перенесено на более позднюю дату в рамках срока приостановления процедуры государственной закупки по ходатайству заявителя, иных участников и лиц, направленному в Минэкономики, и уважительность причины должна быть подтверждена соответствующими документами. В случае если перенос даты рассмотрения жалобы невозможен, она рассматривается в т.ч. в случае отсутствия заявителя, иных участников и лиц.
Процедура рассмотрения жалобы
Заседание комиссии по рассмотрению жалоб проводит ее председатель, а в случае его отсутствия - заместитель председателя комиссии по рассмотрению жалоб, который:
• открывает заседание;
• объявляет состав комиссии по рассмотрению жалоб;
• поручает одному из членов комиссии по рассмотрению жалоб ведение протокола;
• объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению;
• проверяет явку лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, разъясняет им их права и обязанности;
• выясняет вопрос о возможности рассмотрения жалобы;
• определяет последовательность совершения действий при рассмотрении жалобы;
• обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования документов и материалов по жалобе;
• принимает меры по обеспечению надлежащего порядка на заседании комиссии по рассмотрению жалоб.
На заседании комиссии по рассмотрению жалоб:
• заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении жалобы;
• заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются по ним решения, которые отражаются в протоколе заседания;
• исследуются документы и сведения, приложенные к жалобе, представленные ответчиком, возражения на жалобу;
• заслушиваются мнения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.
Доказательственная база - документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме (п.18 Инструкции).
Случаи, когда жалоба не подлежит рассмотрению и возвращается лицу, подавшему ее
Жалоба не подлежит рассмотрению и возвращается лицу, подавшему ее, если она:
• не соответствует требованиям Закона (по форме и содержанию);
• подана по истечении сроков, предусмотренных Законом для ее подачи;
• на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта подана, рассматривается или по ней принято решение уполномоченным государственным органом по государственным закупкам либо судом (п.7 ст.55 Закона).
В таких случаях жалоба должна быть возвращена заявителю в течение 3 рабочих дней, следующих за днем ее поступления.
Результаты рассмотрения жалобы
Министерство экономики по результатам рассмотрения жалобы вправе принять одно либо несколько из следующих решений:
1) обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие законодательству о государственных закупках;
2) отменить незаконное решение;
3) распорядиться о прекращении процедуры государственной закупки и обязать заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или в случае, предусмотренном п.33 приложения к Закону, процедуру закупки из одного источника;
4) признать жалобу необоснованной;
5) разрешить заключение договора (разрешение направляется заказчику в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения) (п.6 ст.55 Закона).
Обязательно: извещение лица, подавшего жалобу, а также лиц, которые извещались о ее поступлении, о принятом решении по результатам рассмотрения жалобы.
![]() |
Обратите внимание! Принятое решение Минэкономики по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке (п.22 Инструкции). В связи с этим следует учитывать следующий момент. В соответствии с ХПК дела, подведомственные хозяйственному суду, рассматриваются по первой инстанции хозяйственными судами областей и приравненными к ним судами, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Хозяйственного Суда РБ (далее - ВХС). Так, ВХС рассматривает в качестве суда первой инстанции помимо прочего дела об оспаривании ненормативных правовых актов республиканских органов государственного управления (примечание) и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (часть первая ст.48 ХПК). Поскольку Минэкономики является республиканским органом государственного управления (п.1 Положения о Министерстве экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 967), то обжалование принятых решений Минэкономики по результатам рассмотрения жалобы осуществляется в ВХС. Рассмотрение заявлений об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия) относится к отдельному виду судопроизводства, в рамках которого предусмотрено общее правило о том, что такие заявления могут быть поданы в хозяйственный суд в срок, установленный актами законодательства (часть вторая ст.227 ХПК). Однако ни в Законе, ни в Инструкции такой срок не установлен. |
Примечание. К республиканским органам государственного управления и иным республиканским органам не относятся структурные подразделения с правами юридического лица этих республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, а также объединения юридических лиц, иные государственные организации (п.2 постановления Пленума ВХС РБ от 24.12.2010 № 12 «О подсудности дел Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь»).
26.02.2013
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь