


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ
Сфера государственных закупок в Республике Беларусь регулируется относительно небольшим количеством нормативных правовых актов. Основным среди них является Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарии см. здесь. |
Наряду с общими нормами, касающимися госзакупок, действуют и специальные, что характерно для специфических групп отношений и их роли для государства.
Одна из таких групп - это медицина, правовое регулирование государственных закупок в которой отличается от общего порядка их осуществления в части планирования, организации и проведения процедур государственных закупок, заключения и исполнения договоров.
В первую очередь следует отметить, что на основании норм Указа Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 46 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 46 утратил силу в связи с истечением срока действия. |
Так, Управление делами Президента Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком при централизации государственных закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания, осуществляемых государственными органами, организациями, подчиненными (входящими в состав, систему) государственным органам, в том числе структурным подразделениям с правами юридического лица облисполкомов и Минского горисполкома, имеют право:
1) устанавливать перечни товаров, подлежащих централизованной закупке;
2) определять организаторов из числа следующих организаций:
- производственно-торговое республиканское унитарное предприятие «Белмедтехника» и его дочерние предприятия - при закупке медицинских изделий;
- республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» - при закупке технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, за исключением некоторых технических средств социальной реабилитации;
- торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «БЕЛФАРМАЦИЯ», брестское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», витебское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», гомельское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», гродненское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», могилевское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация», торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Минская Фармация» - при закупке лекарственных средств и лечебного питания.
Если определяются перечни товаров, подлежащих централизованной закупке, и организатор при централизации, то применяются общие правила законодательства о государственных закупках с учетом следующих особенностей:
1) договоры с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника) имеют право заключать от своего имени указанные выше организаторы, тогда как общая норма в п.1 ст.25 Закона предусматривает заключение договора на государственную закупку заказчиком и участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника);
2) сами заказчики, для нужд которых осуществляются закупки, по результатам процедур закупок, проведенных указанными организаторами, имеют право не проводить процедуры государственных закупок при приобретении товаров у этих организаторов;
3) при закупке РУП «Белмедтехника» и его дочерними предприятиями медицинских изделий при строительстве с заказчиками заключаются договоры комиссии. Следует отметить, что на такие закупки не распространяется действие Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
4) Указом № 46 определены товары и их поставщик в случаях, когда проводится закупка из одного источника, - это технические средства социальной реабилитации, включенные в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, произведенные РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», и, соответственно, у этого предприятия осуществляется закупка таких товаров (п.2 Указа № 46).
С учетом установленных Указом № 46 особенностей государственных закупок республиканским органом государственного управления - Министерством здравоохранения Республики Беларусь определены следующие правила для закупок товаров, предусмотренных Указом № 46.
На основании приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.03.2017 № 222 «О некоторых вопросах государственных закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 февраля 2019 г. действует новый приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.02.2019 № 162 «О некоторых вопросах государственных закупок медицинских изделий, запасных частей к ним». |
Приказ № 222 позволяет заказчикам самостоятельно проводить процедуры государственных закупок в следующих случаях:
• если медицинские изделия входят в Перечни:
- при ориентировочной стоимости закупки однородных изделий медицинского назначения и запасных частей до 500 БВ исходя из годовой потребности, предусмотренной годовыми планами закупок заказчиков;
- по согласованию с организатором в случае отсутствия результатов процедуры государственной закупки, проводимой организатором, в объеме не более квартальной потребности заказчиков, предусмотренной их годовыми планами закупок. При этом вид процедуры государственной закупки определяется заказчиками исходя из ориентировочной стоимости закупки медицинской техники и изделий медицинского назначения, предусмотренной в их годовых планах (подп.1.5.1 подп.1.5 п.1 приказа № 222);
• медицинские изделия не включены в Перечни, но указаны в Республиканском формуляре медицинских изделий (подп.1.5.2 подп.1.5 п.1 приказа № 222).
В развитие норм Указа № 46 в части взаимодействия организатора и заказчиков в приказе № 222 предусмотрено, что при подписании организатором договора на государственную закупку медицинской техники и изделий медицинского назначения с участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) организатор заключает с заказчиками договоры:
• комиссии - с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, комитетом по здравоохранению Минского горисполкома и управлениями здравоохранения облисполкомов, а также иными заказчиками - при закупке медицинской техники и изделий медицинского назначения при строительстве;
• поставки или комиссии - с заказчиками, не указанными выше. В этом случае вид договора определяется по соглашению сторон между заказчиками и организатором.
Годовой план централизованных государственных закупок лекарственных средств и лечебного питания, проводимых комиссией по организации и проведению процедур государственных закупок лекарственных средств и лечебного питания, на 2018 год утвержден приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.09.2017 № 1050 (http://minzdrav.gov.by/lcfiles/000128_237452_1050.pdf).
Помимо этого приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.06.2015 № 656 «О некоторых вопросах централизованных закупок лекарственных средств и лечебного питания» утвержден перечень лекарственных средств и лечебного питания для осуществления централизованных закупок для государственных организаций, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, и иных заказчиков, определивших РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» организатором по проведению централизованных государственных закупок в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Данный перечень касается одновременно:
• закупок за счет собственных оборотных средств указанных выше организаторов;
• процедур централизованных государственных закупок лекарственных средств и лечебного питания за счет средств республиканского бюджета.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 февраля 2019 г. действует приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.02.2019 № 161 «О вопросах централизованных закупок лекарственных средств и лечебного питания». |
Ранее в 2013 году постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.04.2013 № 31 был утвержден ряд действующих на сегодняшний день инструкций:
• Инструкция о порядке взаимодействия организаторов и заказчиков при проведении государственных закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения;
• Инструкция о порядке взаимодействия организаторов и заказчиков при проведении государственных закупок лекарственных средств и лечебного питания;
• Инструкция о порядке оплаты услуг организаторов при проведении государственных закупок медицинской техники, изделий медицинского назначения, лекарственных средств и лечебного питания.
Таким образом, специфика определенных товаров - медицинских изделий (медицинская техника, изделия медицинского назначения), лекарственных средств и лечебного питания, технических средств социальной реабилитации - обусловила установление специальных правил для их приобретения в части планирования, организации и проведения процедур государственных закупок организаторами, заключения и исполнения договоров, установления случая закупки из одного источника, которые способствуют реализации принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения.
03.03.2018
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»