


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
![]() |
Ситуация Заказчик проводит процедуру государственных закупок - открытый конкурс. Для участия в процедуре подано три предложения, цена которых составляет 500, 800 и 2 000 (денежных единиц). По результатам оценки и сравнения предложений победителем определен участник с ценой 800, при этом по иным критериям оценки, кроме цены, предложения участников одинаковые. Критерии оценки: 80 % - цена, 20 % - сроки поставки. |
Особенности открытого конкурса как процедуры государственных закупок
В законодательстве о государственных закупках одним из видов процедур государственных закупок назван открытый конкурс (ст.17 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон)).
Открытый конкурс представляет собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), в рамках которого любой заинтересованный потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) может представить свое предложение (п.1 ст.32 Закона).
Законодательством установлены правила выбора вида процедуры государственных закупок, и открытый конкурс применяется в случаях, не предусмотренных Законом для применения иных видов процедур государственных закупок (п.2 ст.32 Закона).
Общие правила выбора вида процедуры государственных закупок следующие.
Вид процедуры | Основания проведения |
Закупка из одного источника | При осуществлении государственных закупок (в том числе если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты) согласно приложению к Закону, в том числе, если приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин (далее - БВ) (п.9 приложения к Закону) |
Запрос ценовых предложений | При государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых составляет: - товаров более 300, но не более 1 000 БВ; - работ (услуг) более 300, но не более 3 000 БВ, в том числе товаров (работ, услуг) согласно перечням для применения электронных аукционов и биржевых торгов, а также в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (п.1 ст.49 Закона, подп.1.5 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"») (далее - постановление № 778) |
Электронный аукцион, биржевые торги | В случаях закупки товаров (работ, услуг), содержащихся в соответствующих перечнях, утвержденных постановлением № 778 (п.2 ст.41, ст.51 Закона) |
Закрытый конкурс | В случае если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (часть вторая п.1 ст.40 Закона) |
Открытый конкурс | Во всех иных случаях, кроме указанных выше |
Срок для подготовки и подачи предложений при проведении открытого конкурса зависит от ориентировочной стоимости государственной закупки.
Ориентировочная стоимость государственной закупки | Срок для подготовки и подачи предложений |
Не превышает 3 000 БВ | Не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (подп.1.21 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)») |
Превышает 3 000 БВ | Не менее 30 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (п.1 ст.22 Закона) |
Формат проведения открытого конкурса - электронный, то есть приглашение к участию в процедуре, конкурсные документы, предложения участников, ответы на запросы о разъяснении документов размещаются на официальном сайте (http://www.icetrade.by).
В отличие от иных конкурентных процедур государственных закупок для открытого конкурса (как и для закрытого) заказчиком (организатором) устанавливаются критерии оценки предложений участников, что позволяет помимо цены предложения оценивать иные показатели.
При проведении открытого конкурса (как и закрытого) конкурсными документами может быть также предусмотрено право участников представлять альтернативное предложение (ст.36 Закона), то есть предложение относительно предмета государственной закупки, подготовленное по собственному усмотрению участника с учетом обязательных минимальных требований заказчика (организатора) к такому предложению (п.2 ст.33 Закона).
Оценка альтернативных предложений осуществляется отдельно от предложений, поданных по общим требованиям.
Таким образом, открытый конкурс как вид процедуры государственных закупок относится к числу конкурентных, отличается электронным форматом проведения, наличием критериев оценки предложений, возможностью подачи альтернативного предложения.
Оценка предложений участников при проведении открытого конкурса
При подготовке конкурсных документов заказчик (организатор) в конкурсных документах должен указать критерии, способ оценки и сравнения предложений (п.1 ст.33 Закона).
В Законе содержатся две группы критериев оценки и сравнения предложений (п.1 ст.39 Закона):
|
|
Правила для установления критериев сформулированы следующим образом:
• критерии оценки и сравнения предложений должны быть объективными и (или) поддаваться количественной оценке, за исключением критериев второй группы (2);
• путем установления процентного соотношения между критериями определяется удельный вес каждого из них;
• удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не менее 40 %.
В рассматриваемой ситуации в конкурсных документах правомерно установлены критерии оценки: 80 % цена, 20 % - сроки поставки, поскольку соблюден минимальный передел для критерия «цена предложения», и количество критериев - два - также не противоречит нормам Закона.
Иных правил для установления критериев Законом не предусмотрено, равно как и отсутствуют требования к способу оценки и сравнения предложений. В этой связи заказчик (организатор) определяет их по своему усмотрению с учетом иных норм Закона и включает в состав конкурсных документов для обеспечения гласности и прозрачности процедуры.
Одновременно в примерной форме конкурсных документов (приложение 28 к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок») содержится рекомендация относительно способа оценки и сравнения предложений. Так, предусмотрено, что может быть применен способ балльной оценки, разработанный заказчиком (организатором) самостоятельно с учетом Методических рекомендаций по оценке конкурсных предложений и выбору наилучшего предложения и поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, разработанных государственным научным учреждением «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь» (http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1670&Itemid=690), или иным способом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 93 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок». |
![]() |
Обратите внимание! Методические рекомендации могут применяться или не применяться заказчиками (организаторами). |
Рассматриваемая ситуация может быть вызвана несколькими причинами. Вероятны следующие:
1) ошибка заказчика при оценке предложений. Факт выбора победителя фиксируется в протоколе о выборе участника-победителя, который заказчик (организатор) размещает на официальном сайте в форме электронного документа, извещает об этом всех участников. В протоколе указываются только результаты оценки и сравнения предложений (п.5 ст.39 Закона). Поэтому если, по мнению участника, имеется ошибка в оценке предложений, целесообразно обратиться к заказчику (организатору) в порядке, предусмотренном ст.52 Закона, или в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (Министерство торговли Республики Беларусь) (ст.53-56 Закона) для установления фактических обстоятельств;
2) если заказчиком (организатором) выбран иной способ оценки, чем содержащийся в Методических рекомендациях, заказчик для оценки мог применить формулу, которая ставит количество баллов в зависимость от цены предложений иных участников.
В теории государственных закупок используются два подхода к способу оценки предложений участников с учетом нескольких критериев, а именно:
• простые правила оценки, когда общее количество баллов участника зависит только от его предложения;
• альтернативные правила оценки, когда общее количество баллов участника зависит от цены предложений иных участников процедуры (соответственно им применяются независимая формула и интерзависимая формула, последняя может быть основана на наименьшей цене, наибольшей, средней цене).
Как раз во втором случае, если формула интерзависимая, возможна ситуация, когда победителем будет признан участник со второй после наименьшей ценой.
Возможен и такой способ оценки, когда участник, предложивший цену выше ориентировочной стоимости государственной закупки, получает 0 баллов, если цена предложения меньше ориентировочной стоимости не более чем на 20 % - 30 баллов, более чем на 20 % - 40 баллов. Тем самым цена предложений участников в пределах 20 % ниже ориентировочной стоимости в баллах будет одинаковой.
С учетом изложенного очевидно, что отсутствие специальных правил для способа оценки предложений предоставляет заказчикам (организаторам) свободу действий, которая в свою очередь, должна ограничиваться нормами законодательства, принципами государственных закупок, предотвращения коррупции. В силу повторяемости процесса государственных закупок заказчикам (организаторам) необходимо также анализировать поведение участников в ходе проведения процедур государственных закупок для исключения фактов сговора между ними, неконкурентного поведения, что непосредственно влияет на эффективность государственных закупок и использование бюджетных средств.
Рассматриваемая ситуация интересна еще и тем, что наблюдается значительная разбежка между ценой предложений двух участников и третьего. Получение таких предложений может быть для заказчика (организатора) сигналом:
• во-первых, высокой степени неопределенности для участников в описании предмета государственной закупки, когда один из участников включил все возможные расходы для исполнения обязательств в отношении предмета государственной закупки, два других участника не включили какие-либо, поскольку они, с их точки зрения, не относятся к предмету государственной закупки;
• во-вторых, наличия ассиметричной информации. Двум участником могут быть известны обстоятельства, которые влияют на цену, позволяя ее уменьшить, тогда как третьему участнику они не известны. Например, оба участника имеют опыт работы (обслуживания) с заказчиком, знают особенности предмета государственной закупки, специфичность деятельности заказчика при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), что позволяет не включать в цену предложения какие-либо затраты, особенно если предмет государственной закупки - работы, услуги.
Не исключен также коррупционный риск, если такая информация могла стать известной участникам от заказчика (организатора);
• в-третьих, ошибки заказчика (организатора) при проведении маркетинговых исследований рынка, связанных с характеристиками товаров (работ, услуг), которые позволяют участникам варьировать цену;
• в-четвертых, сговора между двумя участниками (если на рынке действует несколько субъектов) для создания между ними видимой конкуренции, особенно если им не было известно о наличии на рынке еще одного субъекта - третьего участника, предложившего в условиях неопределенности очевидно высокую цену, и др.
В любом случае указанные факторы необходимо учитывать и анализировать возможные причины, поскольку, например, при неправильном (неопределенном) описании предмета государственной закупки и установлении данного факта на этапе рассмотрения и оценки предложений заказчик (организатор) может воспользоваться правом отмены процедуры государственной закупки в связи с возникновением необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки (п.5 ст.21 Закона).
15.06.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»