Пособие от 15.10.2009
Автор: Константинова М.

Особенности предоставления социального налогового вычета


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

В соответствии со ст.14 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон) физические лица при исчислении подоходного налога в определенных этим Законом случаях имеют право на вычет из налогооблагаемого дохода сумм, уплаченных ими:

- за обучение (подп.1.1 п.1);

- в качестве страховых взносов (подп.1.2 п.1).

Указанные вычеты производятся в сумме фактически произведенных плательщиками и документально подтвержденных расходов.

Общие правила предоставления социального налогового вычета

1. Социальный налоговый вычет может быть произведен только из доходов, получаемых по месту основной работы (службы, учебы). Из доходов, получаемых от других источников, такие вычеты производятся только при отсутствии места основной работы (службы, учебы) и только при подаче налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.

С учетом этого правила, если у плательщика кроме основного места работы есть другие источники дохода, то предоставить социальный налоговый вычет по ним не вправе будет ни сам источник выплаты, ни налоговый орган.

Индивидуальные предприниматели (частные нотариусы) при исчислении подоходного налога за отчетный период имеют право применить социальный налоговый вычет только при условии отсутствия у них в течение налогового периода места основной работы (службы, учебы).

2. Социальный налоговый вычет может быть произведен только из доходов, налогообложение которых производится по ставкам, установленным:

- п.1 ст.18 Закона (в размере 12 %). Здесь необходимо отметить, что особенностью 2009 г. по сравнению с предыдущим налоговым периодом является то, что с указанной даты социальный налоговый вычет может быть применен и в отношении доходов, полученных за выполнение общественных обязанностей в комиссиях по подготовке и проведению выборов, референдума, по проведению голосования по отзыву депутата, а также полученных наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. наследниками лиц, являющихся субъектами смежных прав.

С 1 января 2009 г. в отношении указанных доходов применяется ставка налога, установленная п.1 ст.18 Закона;

- п.4 ст.18 Закона (в размере 9 %) из доходов, полученных:

физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам;

индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий;

физическими лицами, непосредственно участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам;

- п.5 ст.18 Закона (в размере 15 %) от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности.

3. Социальный налоговый вычет не может быть произведен из следующих доходов:

- в виде дивидендов, а также полученных плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество (в отношении указанных доходов применяется налоговая ставка, установленная п.2 ст.18 Закона, в размере 15 %);

- полученных плательщиками, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от сдачи физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений, находящихся на территории Республики Беларусь, в размере, не превышающем 500 базовых величин в налоговом периоде (в отношении указанных доходов применяется налоговая ставка, установленная п.3 ст.18 Закона, в фиксированных суммах).

4. С учетом того что в 2009 г. исчисление подоходного налога производится ежемесячно (с доходов того месяца, за который они начислены без учета доходов, полученных с начала календарного года), социальный налоговый вычет предоставляется плательщику с момента возникновения у него права на вычет, т.е. с доходов того месяца, в котором произведены расходы.

Пример

Сотрудником организации (основное место работы) в целях получения социального налогового вычета, установленного подп.1.1 п.1 ст.14 Закона, в октябре 2009 г. в бухгалтерию представлены документы, подтверждающие, что он является студентом 1-го курса вуза (учреждение образования Республики Беларусь) и получает первое высшее образование. Обучение платное. Оплата обучения за 1-й семестр им была произведена в августе 2009 г. Подоходный налог за предыдущие месяцы был удержан с его доходов налоговым агентом в полном размере.

В рассматриваемом случае социальный налоговый вычет предоставляется плательщику с месяца возникновения у него права на такой вычет, т.е. с доходов, полученных за август 2009 г. (с месяца, в котором он понес расходы). При этом подоходный налог за январь-июль 2009 г. не пересчитывается.

Условия и особенности предоставления социального налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 14 Закона

1. В соответствии с Законом право на данный социальный налоговый вычет имеют граждане, понесшие расходы на обучение, связанное с получением только первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования и только в учреждениях образования Республики Беларусь.

К учреждениям образования Республики Беларусь относятся учреждения образования, получившие в установленном законодательством порядке специальные разрешения (лицензии) на осуществление образовательной деятельности.

Пример 1

Физическое лицо является студентом вуза (учреждение образования Республики Беларусь). Получает первое высшее образование на платной основе. До этого физическим лицом окончен колледж, обучение в котором было также платным. На сумму расходов, понесенных за обучение в колледже, ему предоставлялся социальный налоговый вычет.

В данном случае плательщик имеет право на налоговый вычет в размере расходов на обучение, в частности, и при получении высшего и среднего специального образования, но только при условии, что и то, и другое образование является для него первым (подп.1.1 п.1 ст.14 Закона). При этом форма обучения (дневная или заочная) для предоставления данного налогового вычета не имеет значения.

Таким образом, студент вуза имеет право на налоговый вычет в размере расходов на обучение в нем, так как для него это первое высшее образование.

Пример 2

Физическое лицо с целью получения первого высшего образования учится в учебном заведении Российской Федерации, открывшем свое отделение в Республике Беларусь. Обучение платное.

В этой ситуации доход физического лица может быть уменьшен на суммы, уплаченные им за обучение, только при условии, что данное учебное заведение имеет специальное разрешение (лицензию) на осуществление образовательной деятельности, полученное в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Пример 3

Имеет ли право физическое лицо, оплачивающее свое обучение в магистратуре учреждения образования Республики Беларусь, на социальный налоговый вычет?

Согласно ст.6 Закона РБ от 11.07.2007 № 252-З «О высшем образовании» высшее образование подразделяется на две ступени: первую и вторую (магистратура).

Получение впервые образования на второй ступени высшего образования (магистратуре), не рассматривается как получение второго высшего образования.

Следовательно, расходы плательщика по оплате своего обучения в магистратуре учреждения образования Республики Беларусь подлежат вычету из его дохода при исчислении подоходного налога, но только при условии, что такое обучение на второй ступени высшего образования осуществляется впервые.

Пример 4

Физическое лицо платит за свое обучение в аспирантуре учреждения образования Республики Беларусь.

В данном случае физическое лицо не имеет права на социальный налоговый вычет. Поскольку в соответствии с Законом РБ от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании» одним из уровней основного образования в Республике Беларусь, наравне с высшим образованием, является послевузовское образование, структура которого включает в себя подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени кандидата наук (аспирантура, адъюнктура, ассистентура - стажировка).

Следовательно, обучение в аспирантуре, а также в адъюнктуре и ассистентуре - стажировке не является получением первого высшего образования и не может служить основанием для предоставления социального налогового вычета, предусмотренного подп.1.1 п.1 ст.14 Закона.

   

2. Возраст обучающегося, а также форма обучения для получения вычета значения не имеют.

Пример 5

Физическое лицо (30 лет) является студентом заочного отделения коммерческого вуза (учреждение образования Республики Беларусь). Получает первое высшее образование. Имеет основное место работы и расходы на обучение несет самостоятельно.

Поскольку Законом не предусмотрены ограничения в отношении формы обучения студента (дневной либо заочной), а также его возраста, ему положены вычеты в размере расходов, понесенных на это обучение.

   

3. Если в налоговом периоде социальный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.14 Закона, не может быть использован полностью (расходы физического лица на обучение в отчетном календарном году превысят доходы, полученные им за этот год), его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды.

Пример 6

Ежемесячный начисленный доход физического лица по месту основной работы за 2009 г. составлял 650 000 руб. Всего за 2009 г. - 7 800 000 руб. Данное физическое лицо является инвалидом с детства и имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 350 000 руб. в месяц. Сумма стандартных налоговых вычетов за этот налоговый период составляет 7 200 000 руб. (250 000 х 12 мес. + 350 000 х 12 мес.). В течение 2009 г. физическое лицо затратило на оплату своего обучения в вузе (учреждение образования Республики Беларусь) 1 500 000 руб.

Облагаемый доход плательщика после уменьшения его на сумму стандартных налоговых вычетов составит 600 000 руб. (7 800 000 - 7 200 000). Неиспользованным остатком социального налогового вычета, установленного подп.1.1 п.1 ст.14 Закона, в размере 900 000 руб. (1 500 000 - 600 000) плательщик имеет право воспользоваться по месту основной работы в последующих налоговых периодах (до полного его использования).

Граждане, имеющие право на получение социального вычета

С учетом вышеназванных особенностей к гражданам, имеющим право на получение социального налогового вычета, относятся:

1. Плательщики, получающие образование на платной основе.

   

Размеры налоговых вычетов и документы, на основании которых они предоставляются
 
Размер налогового вычета
Документы, подтверждающие право плательщиков на налоговые вычеты
При оплате за счет собственных средств плательщика - в сумме, фактически уплаченной им в течение налогового периода за свое обучение.
При оплате обучения за счет заемных средств - в сумме, фактически направленной на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и просроченным процентам, займам), фактически израсходованных плательщиком на получение образования в течение налогового периода, в котором осуществлялось обучение либо (в случае, когда погашение кредита (займа) осуществляется после окончания учебного заведения) в котором осуществлялось погашение кредита (займа)
Копия договора, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь, об оказании образовательных услуг на платной основе;
документы (их копии), подтверждающие фактическую оплату образовательных услуг, в т.ч. направленных на погашение кредита (займа).
Указанные документы должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа. В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается справка получателя платежа, скрепленная печатью, в которой должна быть отражена недостающая информация;
справка (либо ее копия) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающая, что плательщик является или являлся на момент получения кредита (займа), использованного на оплату обучения, учащимся или студентом данного учреждения образования и получает первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование;
копия кредитного договора - при получении кредитов в банках Республики Беларусь на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
копия договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей

Пример 1

Сотрудником организации (основное место работы) в целях получения социального налогового вычета, установленного подп.1.1 п.1 ст.14 Закона, в бухгалтерию представлены документы, подтверждающие его обучение в вузе (учреждение образования Республики Беларусь). Обучение он оплачивает за счет кредитных средств, предоставленных ОАО «АСБ «Беларусбанк» в соответствии с Указом Президента РБ от 17.12.2002 № 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности на платной основе». В качестве подтверждения понесенных расходов работником представлены копия кредитного договора, а также платежные инструкции на перечисление банком денежных средств за обучение.

В соответствии с вышеназванным Указом право на получение льготного кредита для оплаты обучения имеют граждане Республики Беларусь, получающие в высших учебных заведениях государственной собственности, высших учебных заведениях потребительской кооперации страны и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси первое высшее образование на платной основе на дневной форме обучения. При этом возврат основного долга по кредиту осуществляется только после окончания высшего учебного заведения, а проценты уплачиваются за все время пользования кредитом.

Согласно подп.1.1 п.1 ст.14 Закона при определении размера налоговой базы плательщик, в частности, имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в течение налогового периода на погашение кредитов банков Республики Беларусь (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и просроченным процентам), фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.

Поскольку в рассматриваемой ситуации суммы за обучение были перечислены непосредственно банком (кредитодателем), а не самим плательщиком, налоговым агентом на эти суммы социальный налоговый вычет предоставлен быть не может. Вычет может быть произведен налоговым агентом только в размере уплаченных процентов по этому кредиту, за исключением процентов по просроченному кредиту и просроченным процентам.

Правом на социальный налоговый вычет в размере стоимости обучения плательщик сможет воспользоваться в налоговом периоде, в котором он окончит вуз и в котором соответственно им будет производиться погашение данного кредита.

   

2. Плательщики, близкие родственники которых получают образование на платной основе.

   

Размеры налоговых вычетов и документы, на основании которых они предоставляются
 
Размер налогового вычета
Документы, подтверждающие право плательщиков на налоговые вычеты
При оплате за счет собственных средств плательщика - в сумме, фактически уплаченной им в течение налогового периода за обучение близкого родственника.
При оплате обучения за счет заемных средств - в сумме, фактически направленной на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и просроченным процентам, займам) фактически израсходованных плательщиком на получение образования в течение налогового периода, в котором осуществлялось обучение либо (в случае, когда погашение кредита (займа) осуществляется после окончания учебного заведения) в котором осуществлялось погашение кредита (займа)
Копия свидетельства о браке;
копия свидетельства о рождении ребенка (детей);
копии документов, подтверждающих степень близкого родства;
справка (либо ее копия) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающая, что близкий родственник плательщика является или являлся на момент получения кредита (займа), использованного на оплату обучения, учащимся или студентом данного учреждения образования и получает первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование;
копия договора, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь, об оказании образовательных услуг на платной основе;
документы, подтверждающие фактическую оплату образовательных услуг, в т.ч. направленных на погашение кредита (займа);
копия кредитного договора - при получении кредитов банков Республики Беларусь на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
копия договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей

   

Необходимо отметить, что право на получение социального налогового вычета, установленного подп.1.1 п.1 ст.14 Закона, в размере расходов, понесенных плательщиком за любого своего близкого родственника, предоставлено им только с 1 января 2009 г. При этом согласно подп.1.8 п.1 ст.12 Закона к близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги. Поэтому в число лиц, расходы за обучение которых могут быть также учтены при предоставлении социального налогового вычета, установленного подп.1.1 п.1 ст.14 Закона, также вошли дети (за обучение своих родителей), усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки.

Пример 2

Работником организации (место основной работы) в бухгалтерию в феврале 2009 г. предоставлены документы, подтверждающие, что он с 2008 г. оплачивает обучение своей сестры, которая учится в университете (учреждение образования Республики Беларусь) и получает там первое высшее образование.

Данный работник имеет право на социальный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.14 Закона, в размере расходов, понесенных им на обучение сестры, но только по суммам, уплаченным начиная с 1 января 2009 г.

Расходы, понесенные в 2008 г., вычету не подлежат.

Пример 3

Студентка вуза Республики Беларусь получает первое высшее образование. Обучение платное. Она находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и облагаемых подоходным налогом доходов в течение календарного года не получала. Ее супруг является студентом дневной формы обучения и также облагаемых подоходным налогом доходов в течение календарного года не получал. Расходы по обучению студентки несут ее родители.

Социальный налоговый вычет предоставляется в общей сумме обоим родителям.

Пример 4

Оплату за обучение ребенка при получении первого высшего образования производит его отец. При этом в документах (договоре с учебным заведением, а также документах, подтверждающих оплату за обучение) указана фамилия, имя, отчество ребенка. В семье кроме отца доходы получают его супруга и сам обучающийся.

Вычет должен быть произведен в первую очередь самому студенту (обучающемуся) в пределах его доходов. Если его доходов недостаточно для получения вычета в полном объеме, оставшаяся сумма может быть вычтена из доходов других членов семьи (в рассматриваемом случае - отца).

Пример 5

Организация производит оплату за обучение детей работников.

В такой ситуации расходы организации в виде оплаты за обучение являются доходом самого обучающегося. Однако они не будут признаваться подлежащими налогообложению по основаниям, предусмотренным подп.1.34 п.1 ст.12 Закона, при представлении в организацию обучающимся справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что он является учащимся или студентом данного учреждения образования и получает первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, а также копии договора, заключенного с этим учреждением образования Республики Беларусь, об оказании образовательных услуг на платной основе.

Пример 6

Сотрудница предприятия просит предоставить ей социальный налоговый вычет в связи с обучением в высших учебных заведениях Республики Беларусь ее детей, которые получают первое высшее образование по заочной форме обучения. Оба они старше 18 лет и сами работают, но проживают совместно с родителями.

Поскольку подп.1.1 п.1 ст.14 Закона не предусмотрены ограничения в отношении формы обучения студента (дневной либо заочной), а также его возраста, то плательщику положены вычеты в размере расходов, понесенных на его обучение.

   

3. Плательщики-опекуны (плательщики-попечители), подопечные которых получают образование на платной основе.

 

Размеры налоговых вычетов и документы, на основании которых они предоставляются
 
Размер налогового вычета
Документы, подтверждающие право плательщиков на налоговые вычеты
При оплате за счет собственных средств плательщика - в сумме, фактически уплаченной им в течение налогового периода за обучение своих подопечных, в т.ч. бывших подопечных.
При оплате обучения за счет заемных средств - в сумме, фактически направленных на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и просроченным процентам, займам), фактически израсходованных плательщиком на получение образования в течение налогового периода, в котором осуществлялось обучение либо (в случае, когда погашение кредита (займа) осуществляется после окончания учебного заведения) в котором осуществлялось погашение кредита (займа)
Копия выписки из решения органов опеки и попечительства;
справка (либо ее копия) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающая, что подопечный плательщика, в т.ч. бывший подопечный, является или являлся на момент получения кредита (займа), использованного на оплату обучения, учащимся или студентом данного учреждения образования и получает первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование;
копия договора, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь, об оказании образовательных услуг на платной основе;
документы, подтверждающие фактическую оплату образовательных услуг, в т.ч. направленных на погашение кредита (займа);
копия кредитного договора - при получении кредитов банков Республики Беларусь на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
копия договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей

   

Необходимо отметить, что документы, подтверждающие фактическую оплату образовательных услуг, погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и просроченным процентам, займам), фактически израсходованных на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика (лица, обучение которого оплатил плательщик), сумме и дате оплаты, назначении платежа. В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним должна быть приложена справка получателя платежа, скрепленная печатью, в которой должна быть отражена недостающая информация. В случае утери плательщиком указанных документов им должно быть представлено письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества плательщика, суммы и даты оплаты, назначения платежа.

Плательщиком налоговому агенту (налоговому органу) могут быть представлены и копии вышеназванных документов. В этом случае налоговым агентом (налоговым органом) представленные копии документов сверяются с их оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов - отметка о сумме предоставленного социального налогового вычета.

Если физическое лицо не воспользовалось правом на социальный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.14 Закона, за предыдущие налоговые периоды, то возврат излишне удержанных сумм подоходного налога осуществляется по заявлению физического лица в порядке, предусмотренном ст.25 Закона.

При осуществлении перерасчета подоходного налога с доходов прошлых лет следует также учитывать, что возврат подоходного налога может быть осуществлен только при условии, что с момента неправильного удержания не прошло 3 года. При этом излишне удержанные суммы налога с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды, подлежат возврату налоговым агентом по согласованию с налоговым органом по месту жительства плательщика.

Пример 7

Работником предприятия (место основной работы) в сентябре 2009 г. в бухгалтерию представлены документы, подтверждающие его обучение с 2004 по 2009 гг. в вузе (учреждение образования Республики Беларусь), где он получал первое высшее образование. Расходы на обучение при этом составили (оплата за учебный год производилась в августе и январе каждого года равными частями): в 2004 г. - 1 100 000 руб.; в 2005 г. - 2 300 000 руб.; в 2006 г. - 2 500 000 руб.; в 2007 г. - 2 700 000 руб.; в 2008 г. - 3 000 000 руб. и в 2009 г. - 1 600 000 руб. Правом на социальный налоговый вычет он не пользовался.

В указанном случае работнику предприятия на основании всех необходимых документов может быть предоставлен социальный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.14 Закона, в размере расходов, понесенных им, начиная с сентября 2006 г. Расходы плательщика, понесенные им до указанного срока (в январе 2004-2006 гг. и августе 2004 и 2005 гг.), вычету не подлежат, так как с момента, с которого они были понесены, прошло более 3 лет.

Для целей согласования возврата излишне уплаченной суммы подоходного налога с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды, налоговый агент обязан в 30-дневный срок со дня выявления указанных фактов (в рассматриваемом случае - со дня подачи физическим лицом соответствующего заявления с приложенными к нему необходимыми документами) направить в налоговый орган по месту жительства плательщика сообщение об излишне удержанной сумме налога. Сообщение направляется в письменной форме с указанием фамилии, имени, отчества физического лица, у которого возникла переплата по подоходному налогу; обстоятельств (оснований) ее возникновения (в рассматриваемом случае - представление им документов, дающих право на социальный налоговый вычет); суммы, подлежащей зачету (возврату).

Налоговый орган в 30-дневный срок направляет налоговому агенту сообщение, в котором указывает, представлялась ли плательщиком налоговая декларация (расчет) за данные налоговые периоды и учтены ли налоговым органом соответствующие суммы при определении сумм налога исходя из налоговых деклараций (расчетов). Такое сообщение является основанием для возврата (невозврата) сумм налога налоговым агентом.

В случае положительного ответа (согласования) организация будет вправе произвести возврат либо зачет (в зависимости от того, что было указано физическим лицом в своем заявлении) излишне уплаченной суммы подоходного налога.

Пример 8

Плательщик начиная с 2006 г. погашает кредит на обучение для получения первого высшего образования. Платежи вносит ежемесячно до 20-го числа каждого месяца. До настоящего времени правом на вычеты из налогооблагаемого дохода он не воспользовался - документы, подтверждающие погашение этого кредита, им были представлены только 12 августа 2009 г.

В данном случае налоговым агентом плательщику может быть предоставлен социальный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.14 Закона, только в размере расходов, понесенных им начиная с августа 2006 г. и только по согласованию с налоговым органом по месту его жительства.

Расходы, понесенные плательщиком до этого периода, вычету не подлежат, так как со дня, с которого они были понесены, прошло более 3 лет.

Условия и особенности предоставления социального налогового вычета, установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 14 Закона

Начиная с 2009 г. социальный налоговый вычет предоставляется не только в размере расходов, понесенных плательщиком на обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов и займов, взятых у банков Республики Беларусь и соответственно у белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и просроченным процентам, займам), и фактически израсходованных им на указанные цели (подп.1.1 п.1 ст.14 Закона), но и в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 5 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов (подп.1.2 п.1 ст.14 Закона).

   

Размеры налоговых вычетов и документы, на основании которых они предоставляются
 
Размер налогового вычета
Документы, подтверждающие право плательщиков на налоговые вычеты
В сумме, не превышающей 2 базовых величин за каждый месяц налогового периода Копия договора страхования;
документы, подтверждающие фактическую оплату страховых взносов

   

Документы, подтверждающие фактическую оплату страховых взносов, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа. В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним должна быть приложена справка получателя платежа, скрепленная печатью, в которой должна быть отражена недостающая информация.

Если в налоговом периоде социальный налоговый вычет, установленный подп.1.2 п.1 ст.14 Закона, не может быть использован полностью (расходы физического лица по соответствующим видам страхования в отчетном календарном году превысят доходы, полученные им за этот год), его остаток не может быть перенесен на последующие налоговые периоды.

Пример 1

Ежемесячный начисленный доход физического лица по месту основной работы за 2009 г. составил 690 000 руб. Всего за 2009 г. - 8 280 000 руб. Данное физическое лицо является инвалидом II группы и воспитывает одного несовершеннолетнего ребенка, в связи с чем имеет право на стандартные налоговые вычеты в размере 420 000 руб. в месяц. Всего сумма стандартных налоговых вычетов за этот налоговый период составит 8 040 000 руб. ((250 000 + 350 000 + 70 000) х 12 мес.). В течение этого года физическое лицо ежемесячно несет расходы по договору страхования дополнительной пенсии, заключенному на 5 лет, в размере 55 000 руб.

В рассматриваемой ситуации облагаемый доход плательщика после уменьшения его на сумму стандартных налоговых вычетов составит 240 000 руб. (8 280 000 - 8 040 000). При этом сумма социального налогового вычета, предусмотренного подп.1.2 п.1 ст.14 Закона, составляет 660 000 руб. (55 000 х 12 мес.). Вместе с тем налоговым агентом данный вычет может быть предоставлен только в размере 240 000 руб., и на образовавшуюся разницу в размере 420 000 руб. (660 000 - 240 000) облагаемый доход плательщика, полученный им за 2010 г., уменьшен быть не может.

   

С учетом того что страховые взносы по договорам страхования могут вноситься плательщиком как помесячно, так и единовременным платежом, налоговый агент может предоставить плательщику социальный налоговый вычет, установленный подп.1.2 п.1 ст.14 Закона, при исчислении подоходного налога за месяц в сумме, не превышающей 24 базовых величин.

Пример 2

Физическим лицом по месту основной работы в целях получения социального налогового вычета, установленного подп.1.2 п.1 ст.14 Закона, в июле 2009 г. предоставлены документы, подтверждающие, что он заключил со страховой компанией на 6 месяцев (до 31 декабря 2009 г.) договор добровольного страхования медицинских расходов на сумму 1 000 000 руб. Уплата страховых взносов по данному договору страхования была осуществлена им 1 июля 2009 г. единовременным платежом. За июль 2009 г. начисленный доход этого физического лица по месту основной работы составил 1 300 000 руб. Детей и иждивенцев у него нет. Кроме того, данное лицо не относится к категории лиц, имеющих право на стандартный налоговый вычет, предусмотренный подп.1.3 п.1 ст.13 Закона, в размере 350 000 руб.

В рассматриваемом случае налоговый вычет может быть произведен налоговым агентом единовременно в пределах 840 000 руб. (24 базовые величины х 12 мес.).

Таким образом, облагаемый доход этого физического лица за июль 2009 г. составит 210 000 руб. (1 300 000 - 250 000 (стандартный налоговый вычет, установленный подп.1.1 п.1 ст.13 Закона) - 840 000).

При этом образовавшаяся разница в размере 160 000 руб. (1 000 000 - 840 000) на следующий налоговый период не переносится.

   

15.10.2009 г.

   

Марина Константинова, экономист

 

От редакции: С 1 января 2010 г. Закон РБ от 21.12.1991 № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратил силу.

С 1 сентября 2011 г. законы РБ от 11.07.2007 № 252-З «О высшем образовании» и от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании» на основании Кодекса РБ от 13.01.2011 № 243-З утратили силу.

С 12 октября 2011 г. в Указ Президента РБ от 17.12.2002 № 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности, высших учебных заведениях потребительской кооперации и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе» на основании Указа Президента РБ от 30.09.2011 № 439 внесены изменения.