Пособие от 15.02.2013
Автор: Самосейко В.

Особенности приема на работу граждан России


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ ГРАЖДАН РОССИИ

Введение

Белорусы вместе с россиянами входят в состав Союзного государства, таможенного союза и прочих межгосударственных объединений, однако граждане России являются иностранными гражданами на территории Республики Беларусь, хотя и с особым правовым статусом. Статус «своих» иностранцев вызывает немало вопросов при приеме их на работу. Рассмотрим особенности трудоустройства таких лиц с учетом наиболее актуальных проблем, которые возникают у белорусских нанимателей.

Правовое регулирование

В соответствии со ст.8 Конституции Республики Беларусь и ст.8 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) наша страна признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Согласно части четвертой ст.8 ТК если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции. То есть при определении особенностей приема на работу и труда граждан Российской Федерации (далее - россияне) в первую очередь необходимо руководствоваться международными договорами Республики Беларусь, и только в части, не урегулированной этими договорами, - национальным белорусским законодательством. Основные международные договоры Республики Беларусь, регулирующие в той или иной степени вопросы приема на работу россиян приведены ниже.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. следует руководствоваться ст.8 ТК в редакции Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З (далее - Закон №131-З). Изменения не повлияли на суть материала.

 

Общие
(о создании межгосударственных союзов и равных правах)

Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан, подписанный 25.12.1998 (далее - Договор от 25.12.1998);

Договор о создании Союзного государства от 08.12.1999 (ратифицирован Законом РБ от 24.12.1999 № 343-З) (далее - Договор о Союзном государстве) (ст.14 и 31).

О трудовой миграции

Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (заключено в г.Москве 15 апреля 1994 г., вступило в силу 18 декабря 1996 г., далее - Соглашение от 15.04.1994);

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь (ратифицировано постановлением Верховного Совета РБ от 17.10.1994 № 3309-XII);

Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее - Решение от 22.06.1996 № 4);

Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников Содружества Независимых Государств (заключена в г.Кишиневе 14 ноября 2008 г.; ратифицирована Законом РБ от 06.07.2009 № 35-З);

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010 (между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации) (ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 220-З; вступило в силу с 1 января 2012 г. (примечание)) (далее - Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

О миграционном учете

Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30.11.2000 (далее - Соглашение о взаимных безвизовых поездках);

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца (заключено в г.Москве 5 октября 2004 г.; ратифицировано Законом РБ от 15.05.2005 № 19-З);

Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства от 24.01.2006 (далее - Соглашение об обеспечении равных прав).

О социальном и медицинском обеспечении

Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (далее - Договор о сотрудничестве от 24.01.2006);

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь от 24.01.2006 (ратифицировано Законом РБ от 19.07.2006 № 158-З).

О документах об образовании

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (заключено в г.Москве и вступило в силу 27 февраля 1996 г., далее - Соглашение об образовании).

Национальные правовые акты

При применении национального законодательства рекомендуем обращать обязательное внимание на правила, установленные международными договорами Республики Беларусь, а также:

• Трудовой кодекс;

перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 (далее - Перечень № 200);

Закон РБ от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан);

Закон РБ от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее - Закон о внешней трудовой миграции);

Закон РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»;

• единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156;

Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 20.01.2006 № 73 (далее - Правила № 73);

Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться Положением № 530 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 11.05.2019 № 175, порядок вступления в силу которых, регулируется п.10 Указа № 175;

 

Положение о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 21.07.2011 № 981;

• Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 05.04.2000 № 46;

перечень категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу, утвержденный постановлением Минздрава РБ, МВД РБ, Минтруда и соцзащиты РБ от 08.08.2005 № 23/243/104;

Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 октября 2019 г. вместо Инструкции № 47 действует Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 29.07.2019 № 74. Комментарии см. здесь;

 

Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»;

Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175;

• государственный стандарт Республики Беларусь ГОСТ 12.0.004-90* «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Правовой статус граждан России как иностранных граждан на территории Республики Беларусь

Граждане Российской Федерации согласно ст.1 Закона о правовом положении иностранных граждан являются:

• иностранцами;

• иностранными гражданин, т.е. лицами, не являющимися гражданами Республики Беларусь и имеющими доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства (т.е. к гражданству Российской Федерации).

Граждане Российской Федерации, не имеющие вида на жительство, являются:

• трудящимися-иммигрантами, т.е. лицами, не имеющими разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавшими в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющие такую деятельность в Республике Беларусь (ст.1 Закона о внешней трудовой миграции);

• трудящимися-мигрантами, т.е. лицами, являющимися гражданами Российской Федерации, законно находящимися и на законном основании осуществляющими трудовую деятельность на территории Республики Беларусь, гражданами которой они не являются и в которой постоянно не проживают (ст.1 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов).

Общая характеристика категорий иностранцев-россиян представлена в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1
 
Определения категорий иностранцев
 
Категория Определение
Временно пребывающие в Республике Беларусь Лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году со дня 1-го въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь
Временно проживающие в Республике Беларусь Лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, разрешение на временное проживание
Постоянно проживающие в Республике Беларусь Лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров РБ, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство

 

Таблица 2
 
Категории иностранцев-россиян
 
Категории иностранцев в зависимости от: Документ, подтверждающий статус Срок нахождения в Республике Беларусь
режима нахождения права на трудовую деятельность
Временно пребывающие в Республике Беларусь Трудящийся-иммигрант Как такового документа нет, по истечении максимум 30 дней с момента первого въезда - регистрация (так как не требуется виза и миграционная карта) Срок пребывания не может превышать 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь, если иное не определено Законом о правовом положении иностранных граждан и международными договорами Республики Беларусь (ст.39 Закона о правовом положении иностранных граждан).
В отношении россиян срок пребывания также определяется сроком трудового договора (часть вторая ст.5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов)
Временно проживающие в Республике Беларусь Разрешение на временное проживание Определяется сроком действия разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание выдается по основаниям, установленным ст.48 Закона о правовом положении иностранных граждан, иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь. Как правило, разрешение на временное проживание выдается иностранцам на срок не более 1 года (ст.48 Закона о правовом положении иностранных граждан)
Постоянно проживающие в Республике Беларусь
-
Вид на жительство Разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам:
- по основаниям, установленным ст.53 Закона о правовом положении иностранных граждан; - на основании решения Совета Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.
Порядок выдачи иностранцам разрешений на постоянное проживание определяется законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров РБ (ст.53 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Срок действия вида на жительство установлен подп.11.10, 11.11 п.11 Перечня № 200

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2014 г. следует руководствоваться ст.39 Закона о правовом положении иностранных граждан в редакции Закона РБ от 04.01.2014 № 103-З (далее - Закон № 103-З).

 

Особый правовой статус россиян заключается в предоставлении им статуса, аналогичного статусу белорусских граждан.

Так, согласно ст.7 Договора от 25.12.1998 граждане Республики Беларусь и граждане России имеют равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории Республики Беларусь, а также равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах, связанных с трудовыми отношениями.

Трудовая деятельность регулируется трудовым договором в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Основные особенности правового статуса россиян как иностранных граждан представлены в таблице 3.

 

Таблица 3
 
Основные особенности правового статуса граждан Российской Федерации и трудовых отношений с ними в сравнении с другими иностранными гражданами
 
Особенности правового статуса граждан Российской Федерации и трудовых отношений с ними Правовая норма или документ
Безвизовые иностранцы Соглашение о взаимных безвизовых поездках
Не нужна миграционная карта Пункт 1 ст.2 Соглашения об обеспечении равных прав
Регистрация по месту пребывания в компетентных органах в течение 30 суток с даты въезда Статья 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов
Максимальный срок временного пребывания трудящегося-мигранта определяется сроком действия трудового договора
При приеме на работу россиянина не применяются ограничения в виде квотирования или иных ограничений по приему иностранных граждан в отдельные отрасли экономики Статья 7 Договора от 25.12.1998
Не нужен проект трудового договора, подписанный нанимателем
Россиянину не нужно специального разрешения на работу, а его нанимателю - разрешения на привлечение его на работу Пункты 1 и 2 Решения от 22.06.1996 № 4, ст.7 Договора от 25.12.1998
В стаж, дающий право на получение пособия по социальному и пенсионному страхованию, входит также время работы в России Статья 7 Договора о сотрудничестве от 24.01.2006

Основные особенности приема на работу россиян

В сравнении с гражданами Республики Беларусь прием на работу россиян имеет следующие основные особенности, связанные с отсутствием у россиян белорусского гражданства:

1) россияне не могут быть приняты на работу в организации по должностям и профессиям, для занятия которых требуется белорусское гражданство (государственная служба в государственных органах, в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований, не могут являться работниками военизированной охраны и т.п.);

2) в отношении россиян не ведется воинский учет, так как гражданине Российской Федерации - это иностранный граждане, а иностранный гражданин не может быть призван на военную службу. В связи с этим при приеме на работу у российского гражданина не нужно требовать документы воинского учета;

3) временно пребывающие граждане Российской Федерации, как и другие иностранные работники, подлежат постановке на миграционный учет.

Миграционный учет

Согласно ст.23, 41 Закона о правовом положении иностранных граждан, п.10 Правил № 73 временно пребывающие иностранные граждане (т.е. не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительство) обязаны зарегистрироваться в органе внутренних дел по месту своего фактического пребывания или в гостинице в течение 5 суток со дня прибытия. В этот срок не входят выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, объявленные Президентом РБ нерабочими.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2014 г. постановлением Совета Министров РБ от 11.07.2014 № 662 в части первой п.10 Правил № 73 слова «выходных дней» заменены словом «воскресений».

С 12 июля 2014 г. следует руководствоваться ст.23 Закона о правовом положении иностранных граждан в редакции Закона № 103-З.

 

Для граждан Российской Федерации предусмотрен более продолжительный срок нахождения без регистрации на территории Республики Беларусь - до 30 дней со дня въезда (ст.3 Соглашения об обеспечении равных прав, ст.5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 декабря 2015 г. граждане одной стороны, прибывшие на территорию другой стороны, в течение 90 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания (ст.3 Соглашения об обеспечении равных прав в редакции Протокола от 03.03.2015).

 

Заметим, что согласно ст.39 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания (безвыездного) не может превышать 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь. Однако для россиян и здесь есть особенности. Так, согласно части второй ст.5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов срок временного пребывания трудящегося-мигранта (т.е. гражданина Российской Федерации) и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем.

В развитие данной нормы ст.8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов также предусмотрено, что в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся-мигрант имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в т.ч. с другим работодателем в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства трудоустройства.

Можно ли заключить с россиянином контракт?

Трудовое законодательство не содержит прямого запрета на заключение контракта с временно пребывающими россиянами.

Сам факт, что минимальный срок контракта согласно п.1 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» - 1 год, а срок временно пребывания - 90 суток, не препятствует работнику в период его работы по контракту, для соблюдения правил пребывания иностранцев в Республике Беларусь, получить вид на жительство.

Кроме того, согласно ст.5 и 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов срок временного пребывания россиянина будет определяться сроком трудового договора. То есть заключение контракта с россиянином, временно пребывающим на территории Республики Беларусь, предоставляет ему право в соответствии с имеющими международными договорами Республики Беларусь легально пребывать на протяжении срока, значительно превышающего 90 суток, без оформления разрешений на временное или постоянное проживание.

Регистрация

Согласно п.10 Правил № 73 россияне могут зарегистрироваться в Министерстве иностранных дел РБ, или органе внутренних дел, или гостинице, или санаторно-курортной и оздоровительной организациях (далее - орган регистрации) по месту фактического временного пребывания. Регистрация может производиться на основании заявления иностранца либо по ходатайству принимающей организации. В последнем случае личного присутствия иностранца не требуется. При этом уплачивается государственная пошлина в размере 0,5 базовой величины (п.7 приложения 21 к Налоговому кодексу РБ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.9 приложения 21 к вышеназванному Кодексу в редакции Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З.

 

Обратите внимание!

Наниматель не обязан принимать меры по регистрации (миграционному учету) россиян (так как согласно ст.23 Закона о правовом положении иностранных граждан это обязанность иностранца), а также наниматель не несет ответственности (по части 2 ст.23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) за их нарушение со стороны россиянина (в силу безвизового режима пребывания граждан России нет необходимости ходатайствовать или приглашать граждан России на работу в Беларусь, соответственно как и приглашающей стороне обеспечивать законность их нахождения на территории Республики Беларусь).

Прием на работу россиянина, временно пребывающего на территории Республики Беларусь, не является отдельным основанием для заключения согласно ст.17 ТК срочного трудового договора с ним.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 августа 2013 г. следует руководствоваться частью 2 ст.23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях с учетом изменений, внесенных Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З, которые не повлияли на суть материала.

Документы, предъявляемые при приеме на работу

Обратите внимание!

Согласно п.1 Решения от 22.06.1996 № 4 документы, выданные в Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются в Республике Беларусь без легализации.

Документы, удостоверяющие законность нахождения иностранца-россиянина на территории Республики Беларусь

Кроме документов, предусмотренных национальным законодательством, а именно ст.26 ТК, россияне обязаны предъявить документы, подтверждающие законность их нахождения на территории Республики Беларусь. Это следует, например, из части второй ст.4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов.

Что касается временно пребывающих россиян, то в отличие от всех иных иностранцев у них такого документа может и не быть. Связано с это с рядом факторов:

• отсутствие визового режима между Беларусью и Россией (т.е. виза как документ, подтверждающий факт законности нахождения, в данном случае невозможна);

• отсутствие необходимости оформления миграционной карты, так как существует единая миграционная карта 2 государств (заметим, это касается только россиян, а другие временно пребывающие иностранцы, в т.ч. граждане Казахстана или Украины, обязаны оформлять миграционную карту);

• обязанность регистрации в течение 30 дней. То есть если работник прибыл для работы на несколько недель или периодически приезжает на короткое время, то у него может и не быть регистрации. Кроме того, работник может оформить регистрацию и позже даты приема на работу.

Законодательство не предоставило нанимателю права требовать от россиянина зарегистрироваться перед приемом на работу или отказывать ему в работе на основании отсутствия регистрации (в течение 30 дней с моменты въезда на территорию Беларуси).

Обращаем также внимание на практическую сложность доказывания момента отсчета пребывания россиянина на белорусской территории (например, если он прибыл на автомобиле).

В отношении временно проживающих россиян документом, подтверждающим законность нахождения на территории Республики Беларусь, является разрешение на временное проживание.

Обязанность нанимателя по проверке легальности нахождения постоянно проживающих россиян на территории Республики Беларусь законодательством не установлена.

Таким образом, проверять законность нахождения в Республике Беларусь наниматель должен только в отношении россиян-мигрантов (т.е. постоянно не проживающих в Беларуси). Временно пребывающие могут подтвердить законность пребывать в отдельных случаях только регистрацией (в остальных случаях документами, подтверждающими, что россиянин находится на белорусской территории менее 30 дней (железнодорожный билет и т.п.), или фактически «со слов» самого россиянина), временно проживающие - соответствующим разрешением.

Документы, удостоверяющие личность россиян

Документами, удостоверяющими личность, являются паспорт гражданина Республики Беларусь; вид на жительство в Республике Беларусь; удостоверение беженца (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь»).

Согласно ст.52 Закона о правовом положении иностранных граждан документом, удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документ для выезда за границу.

Согласно ст.1 данного Закона документ для выезда за границу - это действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией.

В соответствии с Перечнем документов граждан Российской Федерации для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории Республики Беларусь (приложение 2 к Соглашению об обеспечении равных прав) в качестве таких документов выступают:

1) паспорт гражданина Российской Федерации;

2) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

3) служебный паспорт;

4) дипломатический паспорт;

5) паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее);

6) свидетельство о рождении (для детей, не достигших 14-летнего возраста);

7) свидетельство на возвращение в Российскую Федерацию (только для возвращения в Российскую Федерацию).

В случае приема россиянина, постоянно проживающего в Республике Беларусь, документом, удостоверяющим личность, будет вид на жительство; в отношении временно пребывающих или проживающих россиян - документы, перечисленные в приложении 2 к Соглашению об обеспечении равных прав.

Документы об образовании

В отношении документов об образовании различают:

1) легализацию (т.е. подтверждение, что документ выдан уполномоченным лицом в соответствии с законодательством страны, в которой он выдан);

2) подтверждение эквивалентности (т.е. подтверждение академических и профессиональных прав, предоставляемых документами об образовании).

Легализировать документы, выданные в России для работы в Беларуси, не требуется. Это, в частности, следует из части первой ст.4 Соглашения от 15.04.1994, согласно которой без легализации на территории Республики Беларусь признаются дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы. Переводить такие документы также нет необходимости, так как русский язык в Республике Беларусь является одним из государственных языков.

Признания эквивалентности в абсолютном большинстве случаев не требуется. Это следует из Договора от 25.12.1998, Договора о Союзном государстве и Соглашения об образовании.

Однако в отдельных случаях необходимо обращать внимание на требования об эквивалентности документов об образовании. Например, до недавнего времени (точнее до подписания 17.07.2012 Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27.02.1996) российские дипломы бакалавров в большинстве случаев требовали подтверждения эквивалентности. После подписания данного Протокола обладателям дипломов бакалавра предоставлено право на трудоустройство в Беларуси в соответствии с уровнем и направлением полученного образования без необходимости подтверждения эквивалентности полученного образования.

То есть документы об образовании, выданные в Российской Федерации, не требуется легализировать (нотариально удостоверять и т.п.), переводить и в абсолютном большинстве случаев - признавать их эквивалентность. Однако если россиянин обладает каким-либо специфическим академическим образованием (как ранее было с бакалаврами), рекомендуем обратиться к международным документам, регламентирующим вопросы эквивалентности документов об образовании.

Свидетельство государственного социального страхования

По общему правилу иностранцы, в т.ч. и россияне, включая тех, кто постоянно проживает в Республике Беларусь (т.е. имеет вид на жительство), не подлежат обязательному социальному страхованию и персонифицированному учету. То есть наниматель при прочих равных условиях не должен оформлять на таких работников свидетельство государственного социального страхования, а также иные документы персонифицированного учета (ПУ и т.п.).

Это связано с тем, что согласно ст.7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Республике Беларусь, предоставлено право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию (т.е. назначение и выплата пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. по 1 июля 2017 г. действовала норма подп.1.3 п.1 Указа Президента РБ от 31.12.2015 № 534, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, подлежали обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных законодательством для граждан Республики Беларусь. Пункт 1 названного Указа утратил силу на основании п.3 Указа Президента РБ от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

 

В отношении россиян каких-либо исключений ни международным, ни национальным правом не предусмотрено.

В случае письменного изъявления желания россиянина на участие в правоотношениях по государственному социальному страхованию данная категория работников пользуется правами и несет обязанности наравне с работниками, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке.

Россиянин, желающий участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию, подает нанимателю заявление (п.6 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40). Также условие об уплате социальных взносов может быть закреплено в трудовом договоре.

Россиянин вправе пользоваться как всей системой государственного социального страхования (в которую включаются социальное, пенсионное и профессиональное пенсионное страхование), так и какой-либо ее частью. В связи с этим в заявлении такого работника, желающего участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию, или в трудовом договоре с ним должно быть определено, хочет он быть застрахованным полностью либо только частично.

В случае участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию на россиянина для открытия индивидуального лицевого счета работодателем представляется форма ПУ-1 «Анкета застрахованного лица» (тип формы - регистрация), форма ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» и форма ПУ-3 «Индивидуальные сведения».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июня 2018 г. следует применять форму ПУ-1 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2018 № 396.

С 1 января 2019 г. следует применять форму ПУ-3 в редакции постановления Совета Министров РБ от 09.08.2018 № 589.

С 1 июля 2019 г. следует применять форму ПУ-2 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 22.03.2019 № 187.

 

Сроки представления документов персонифицированного учета определены в Правилах индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 08.07.1997 № 837, требования по заполнению форм документов персонифицированного учета - в Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 31.12.2009 № 159.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июня 2014 г. постановление № 159 на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 15.05.2014 № 26 утратило силу. Следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением Правления Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ от 19.06.2014 № 7.

 

Обратите внимание!

Российский аналог белорусского свидетельства государственного социального страхования, в т.ч. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, не заменяет белорусский документ.

Трудовая книжка

В соответствии со ст.50 ТК трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. следует руководствоваться ст.50 ТК в редакции Закона № 131-З. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации, у индивидуального предпринимателя и физического лица, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, является для работника основной (часть вторая ст.50 ТК, подп.1.2 п.1 постановления Совета Министров РБ от 10.12.1997 № 1635 «О трудовых книжках работников» (далее - постановление № 1635), п.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее - Инструкция № 30)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 сентября 2014 г. постановление № 30 на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2014 № 59 утратило силу. С этой даты взамен Инструкции № 30 действует Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 16.06.2014 № 40.

С 25 июля 2014 г. постановление № 1635 на основании постановления Совета Министров РБ от 16.05.2014 № 471 утратило силу.

 

Из этого правила нет исключений, поэтому наниматель Республики Беларусь обязан вести трудовые книжки на всех работников, включая работников-иностранцев (трудящихся-иммигрантов).

Если россиянин предъявляет трудовую книжку образца 1938 г. или 1973 г., то белорусский наниматель исходя из подп.1.3 п.1 постановления № 1635, п.2 Инструкции № 30 обязан продолжить их ведение. То есть в подобной ситуации правовых оснований для оформления трудовой книжки образца 1995 г. нет.

Однако если гражданин России предъявляет образец российской трудовой книжки (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»), в данной ситуации единого мнения нет.

Существует два противоположных подхода к данному вопросу:

1) необходимо продолжать ведение трудовой книжки российского образца. Как правило, сторонники такого подхода ссылаются на п.1 Решения от 22.06.1996 № 4. В нем говорится, что документы, выданные в Российской Федерации, признаются на территории Республики Беларусь без легализации. Из этого пункта сторонники подобного подхода, по мнению автора, делают ошибочный вывод о том, что в трудовые книжки работников, оформленные в России, на территории Беларуси можно вносить записи;

2) необходимо оформлять белорусскую трудовую книжку образца 1995 г.

Автор придерживается второго подхода.

Во-первых, Россия и Беларусь действительно обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан (Договор от 25.12.1998). Но международные нормы не унифицировали формы документов, подтверждающих трудовой стаж, наподобие миграционной карты. Следовательно, то, что не урегулировано международными нормами, регулируется национальными.

Образец российской трудовой книжки утвержден не белорусским законодательством, и сама форма такой трудовой книжки была принята значительно позже 1995 г. Соответственно, форма российской трудовой книжки не соответствует требованиям белорусского законодательства.

Во-вторых, несмотря на то что Министерство труда и социальной защиты РБ не высказало своего официального мнения по данному вопросу, можно воспользоваться мнением российского официального органа по аналогичному вопросу (о возможности ведения белорусской трудовой книжки российскими работодателями). Учитывая единые международные правила в данном вопросе между Россией и Беларусью, их подход заслуживает внимания. Так, Федеральная служба по труду и занятости в письме от 15.06.2005 № 908-6-1 «Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника» разъяснила, что в России существуют 2 их формы, обладающие одинаковой силой: образца 1974 г. и 2004 г. Соответственно, наниматель обязан вести только эти формы трудовых книжек. Оснований для ведения трудовой книжки иностранного работодателя нет.

Трудовой договор

Согласно ст.36 Закона о внешней трудовой миграции наниматель Республики Беларусь обязан заключить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом. Аналогичные требования содержатся в международных договорах Республики Беларусь (например, ст.4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов, ст.6 Соглашения от 15.04.1994 и др.).

С учетом применения равных прав россиян с гражданами Республики Беларусь, трудовой договор заключается согласно требованиям национального белорусского законодательства (используя терминологию международных договоров - законодательством страны трудоустройства).

В отношении россиян-иммигрантов (т.е. постоянно не проживающих на территории Республики Беларусь) в ст.32 Закона о внешней трудовой миграции установлены требования к трудовому договору, заключаемому между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь (см. таблицу 4). Однако не все требования, предусмотренные данной статьей, применимы при приеме на работу россиянина на территории Республики Беларусь (так как они изначально предназначены для оформления трудовых договоров, оформляемых до приезда иностранца в Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2016 г. ст.32 Закона о внешней трудовой миграции изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 05.01.2016 № 353-З (далее - Закон № 353-З).

 

Трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском или на русском и белорусском языках. Трудовой договор не может быть составлен только на белорусском языке (поскольку в России белорусский язык не обладает статусом государственного языка).

 

Таблица 4
 
Общие требования к трудовым договорам, заключаемым с российскими
трудящимися-иммигрантами
 
Норма Закона о внешней трудовой миграции Обязательные элементы трудового договора
Абзац 1 части первой ст.32 и часть вторая ст.19 ТК 1) Данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор
2) Место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу
3) Трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РБ
4) Основные права и обязанности работника и нанимателя
5) Срок трудового договора (для срочных трудовых договоров)
6) Режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя)
7) Условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты)
Абзац 2 части первой ст.32 Порядок, условия прекращения, изменения и продления трудового договора
Абзац 3 части первой ст.32 Условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта
Абзац 2 части первой ст.36 Дополнительные сведения и условия (право нанимателя Республики Беларусь в случае заключения трудового договора на территории Республики Беларусь)
Примечание. Требования к трудовому договору, заключаемому на территории иностранного государства между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, являющимся иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через представительство, открытое в соответствии с законодательством Республики Беларусь согласно части третьей ст.32 ТК, определяются в соответствии с законодательством иностранного государства

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2016 г. абзац 2 части первой ст.36 Закона о внешней трудовой миграции изложен в новой редакции на основании Закона № 353-З. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Таким образом, прием на работу россиян по сравнению с другими иностранцами имеет следующие преимущества:

• нет необходимости помогать россиянину в оформлении визы и специального разрешения на работу;

• не нужно получать разрешение на привлечение к работе иностранных граждан;

• не нужно вести воинский учет;

• при отсутствии согласия россиянина на участие его в социальном страховании также нет необходимости уплачивать страховые взносы и оформлять документы по персонифицированному учету.

 

Примечание. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 9 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

15.02.2013

 

Владимир Самосейко, юрист