


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Понятие и нормативное регулирование
Лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензия - специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.
Особые лицензионные требования и условия - лицензионные требования и условия, сведения о которых указываются в лицензии.
Является незаконным и запрещается осуществление:
• соответствующих видов деятельности, а также работ и (или) услуг, их составляющих без лицензий;
• вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих вид деятельности, на которые выдана лицензия, обособленным подразделением, в том числе филиалом, лицензиата - юридического лица, если в лицензии не содержится сведений об этом обособленном подразделении, в том числе филиале, либо выполняемые им работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, для такого обособленного подразделения, в том числе филиала, в лицензии не указаны;
• вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих вид деятельности, на которые выдана лицензия, на иной, помимо определенной в ней территории, если предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь.
Основной законодательный акт в сфере лицензирования - Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Положение № 450).
К основным подзаконным актам относятся:
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2011 № 309 «Об утверждении перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность»;
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1927 «Об утверждении перечня пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей, эксплуатация которых подлежит лицензированию»;
• постановление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 15.05.2014 № 7 «О некоторых вопросах осуществления судебно-экспертной деятельности»;
• приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 30.11.2010 № 86 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям»;
• постановление Управления делами Президента Республики Беларусь от 21.02.2011 № 2 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом»;
• постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.11.2010 № 114 «О порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя специального разрешения (лицензии) (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям, установленным для лицензируемого вида деятельности, а также для работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, указанных соискателем специального разрешения (лицензии) в заявлении о выдаче специального разрешения (лицензии) (осуществляемых лицензиатом)»;
• постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.11.2010 № 52 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, деятельности по обеспечению пожарной безопасности».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 ноября 2016 г. постановление № 52 на основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19.10.2016 № 65 утратило силу; |
• постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2010 № 144 «О порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя специального разрешения (лицензии) (лицензиата) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам лицензионным требованиям и условиям»;
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.11.2010 № 105 «О некоторых вопросах осуществления адвокатской деятельности и оказания юридических услуг»;
• постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.03.2014 № 58 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг» и др.
Субъекты административных правонарушений в сфере лицензирования
Субъектами административных правонарушений в рассматриваемой сфере являются физическое лицо (как правило, руководитель организации, не организовавший получение лицензии, либо ответственное за соблюдение правил и условий лицензируемого вида деятельности лицо, редко физические лица, занимающиеся адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону их состава, которая выражается в осуществлении безлицензионной деятельности либо несоблюдении правил и условий осуществления вида деятельности, предусмотренного в специальном разрешении (лицензии).
Санкции за административные правонарушения в сфере лицензирования
Административная ответственность за предпринимательскую деятельность, осуществляемую без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, предусмотрена в виде штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (далее - БВ), на индивидуального предпринимателя - от 10 до 200 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью (часть 1 ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (общий состав)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 1 ст.12.7 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 200 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до 500 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З, далее - Закон № 95-З). |
1. В отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), необходимо отметить следующее. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций определен в приложении 1 к Положению № 450. Как правило, для начала административного процесса получается ответ лицензирующего органа об отсутствии у проверяемого субъекта лицензии. Сложности возникают при определении того, является ли рассматриваемая деятельность предпринимательской (получен ли доход и какой его точный размер). Варианты безлицензионной деятельности различны (например, она может осуществляться без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии); до получения в лицензирующем органе специального разрешения (лицензии) или после истечения срока его действия либо после приостановления, прекращения его действия или аннулирования; при отсутствии указания в специальном разрешении (лицензии) фактически осуществляемых лицензиатом работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, а также иных предусмотренных законодательством сведений).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2017 г. следует руководствоваться приложением 1 к Положению № 450 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 379. |
Кроме того, законодатель ввел в КоАП специальные нормы, предусматривающие необоснованно смягченную административную ответственность за безлицензионную деятельность (в большинстве случаев размер штрафа уменьшен и отсутствует такой вид административного взыскания, как лишение права заниматься определенной деятельностью). В частности:
• согласно части 4 ст.12.7 КоАП осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ с конфискацией игрового оборудования, дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 4 ст.12.7 КоАП предусматривает штраф в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ с конфискацией игрового оборудования, до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации (в редакции Закона № 95-З); |
• согласно части 1 ст.12.39 КоАП деятельность страховых организаций, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), влечет наложение штрафа на юридическое лицо в двукратном размере полученного дохода.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. административная ответственность по части 1 ст.12.39 КоАП предусматривает штраф в размере до 20 БВ, а на юридическое лицо - в двукратном размере полученного дохода ( в редакции Закона № 95-З); |
• согласно части 1 ст.22.8 КоАП занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением сведений, составляющих государственные секреты) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое специальное разрешение (лицензия) в соответствии с законодательством обязательно, влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 30 БВ с конфискацией средств защиты информации или без конфискации, а на юридическое лицо - от 30 до 100 БВ с конфискацией средств защиты информации или без конфискации;
• согласно части 2 ст.22.8 КоАП занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой сведений, составляющих государственные секреты, созданием средств, предназначенных для защиты сведений, составляющих государственные секреты, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите сведений, составляющих государственные секреты, без специального разрешения (лицензии) влечет наложение штрафа в размере от 10 до 20 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 БВ с конфискацией созданных без специального разрешения (лицензии) средств защиты сведений, составляющих государственные секреты, или без конфискации, а на юридическое лицо - от 100 до 300 БВ с конфискацией созданных без специального разрешения (лицензии) средств защиты сведений, составляющих государственные секреты, или без конфискации.
2. В отношении нарушений правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), необходимо отметить следующее. Правила и условия лицензируемых видов деятельности закреплены в основном в главах 10-42 Положения № 450. В то же время нередко лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату, являются отсылочными (например, согласно абзацу 3 п.122 Положения № 450 к таковым относится соблюдение требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта, количество которых значительно). Соответственно, за любое нарушение законодательства (в том числе малозначительное), которое содержит лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату, возможно применение административной ответственности по части 1 ст.12.7 КоАП.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. на основании Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475 абзац 3 п.122 Положения № 450 утратил силу. |
Кроме того, законодатель также ввел в КоАП специальные нормы, предусматривающие смягченную административную ответственность за нарушение правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в лицензиях (в большинстве случаев размер штрафа уменьшен, отсутствует такой вид административного взыскания, как лишение права заниматься определенной деятельностью, либо исключен такой субъект административной ответственности, как юридическое лицо). В частности:
• согласно части 1 ст.22.7 КоАП нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), дающим право на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением сведений, составляющих государственные секреты), влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 30 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 100 БВ;
• согласно части 3 ст.22.7 КоАП нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), дающим право на проведение работ, связанных с использованием и защитой сведений, составляющих государственные секреты, созданием средств, предназначенных для защиты сведений, составляющих государственные секреты, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите сведений, составляющих государственные секреты, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 50 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 150 до 200 БВ;
• согласно части 1 ст.23.52 КоАП нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии) влечет наложение штрафа в размере от 40 до 50 БВ.
Также нередки случаи, когда ряд составов, предусматривающих административную ответственность за нарушение условий и правил осуществления определенного вида деятельности, конкурируют между собой. В частности:
• согласно ст.23.57 КоАП нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности, предусмотренных законодательством, влечет наложение штрафа в размере до 50 БВ с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации, а на юридическое лицо - до 100 БВ с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации;
• согласно части 2 ст.23.52 КоАП нарушение правил разработки, ввоза в Республику Беларусь и вывоза из Республики Беларусь, а также порядка подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
• согласно части 7 ст.11.64 КоАП нарушение страховой организацией установленных законодательством или правилами страхования порядка или условий страхования (сострахования, перестрахования), осуществления страховых выплат, определения страховых взносов влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 200 до 500 БВ;
• согласно части 8 ст.11.64 КоАП совершение страховой организацией иных, чем предусмотрено в КоАП, нарушений законодательства или правил страхования в связи со страхованием (сострахованием, перестрахованием), осуществлением страховых выплат, определением страховых взносов влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 200 до 500 БВ.
3. При применении административной ответственности за нарушения в сфере лицензирования необходимо отличать лицензии от иных видов специальных разрешений:
• разрешения Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк) на осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала (часть 2 ст.11.2 КоАП);
• разрешения Нацбанка на открытие должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем счета в банке или иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь и ведение по ним операций (часть 1 ст.11.5 КоАП);
• лицензии на проведение внешнеторговой операции (ст.11.43 КоАП);
• разрешения Нацбанка на использование иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте в расчетах между резидентами Республики Беларусь (ст.11.47 КоАП);
• специального разрешения на право разовой реализации товаров иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь (часть 9 ст.12.17 КоАП);
• разрешения таможенного органа на выдачу (передачу) товаров, находящихся под таможенным контролем, иным лицам (часть 2 ст.14.2 КоАП);
• разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, замену транспортного средства международной перевозки, перевозящего такие товары (ст.14.2 КоАП);
• разрешения таможенного органа на совершение операций с товарами, находящимися на временном хранении (ст.14.14 КоАП);
• разрешения на добычу рыбы или других водных животных (часть 1 ст.15.35 КоАП);
• разрешения на охоту (часть 1 ст.15.37 КоАП);
• разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (часть 2 ст.15.48 КоАП);
• разрешения на пребывание на территории грузовых дворов, контейнерных пунктов (площадок), грузовых районов (участков) портов (пристаней), шлюзов и складов (ст.18.34 КоАП);
• разрешения на осуществление водителем транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, международной автомобильной перевозки пассажиров или грузов по территории Республики Беларусь (ст.18.42 КоАП);
• специального разрешения на управление тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством (ст.18.43 КоАП);
• разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора на использование электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений (часть 1 ст.20.1 КоАП);
• разрешения органов, осуществляющих надзор за использованием газа, на пуск газа на газоиспользующие установки (ст.20.4 КоАП);
• разрешения на раскопку улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования (ст.21.15 КоАП) и др.
Вывод. С учетом изложенного статьи КоАП, предусматривающие специальную административную ответственность за безлицензионную деятельность и нарушение правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), целесообразно пересмотреть на предмет дополнительного обоснования использования смягченных санкций либо установления более дифференцированного подхода к применению административной ответственности за нарушение условий и правил осуществления определенных видов деятельности.
11.09.2015
Юрий Навойчик, юрист