Пособие от 30.09.2015
Автор: Навойчик Ю.

Особенности применения административной ответственности за нарушения в сфере валютного законодательства


СОДЕРЖАНИЕ

 

Методы валютного регулирования

Валютные ограничения

   Классификация валютных ограничений

Валютный контроль

Правонарушения в сфере валютного законодательства

   Нарушения, связанные с порядком осуществления валютных операций (статьи 11.1, 11.2 и 11.47 КоАП)

   Нарушения порядка расчетов в сфере внешнеторговой деятельности (статьи 11.6, 11.36-11.40 КоАП)

   Нарушения, касающиеся продажи иностранной валюты (статья 11.3 КоАП)

   Нарушения, связанные с использованием валютных средств (статьи 11.46, 11.48 и 11.49 КоАП)

   Нарушения, посягающие на правила осуществления валютного контроля (статьи 11.42-11.45 КоАП)

 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Непосредственным объектом валютного регулирования (глава 2 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 226-З)) выступают валютные операции (текущие, капитальные, оффшорные и т. д.), которые представляют собой юридически значимые действия (приобретение, отчуждение, перемещение (перевод) и т. д.) в отношении национальной валюты, иных валют и валютных ценностей, осложненные в отдельных случаях иностранным элементом (действие осуществляет нерезидент, либо другой стороной в сделке, в рамках которой осуществляется соответствующее действие, является нерезидент).

Валютное регулирование включает в общем виде:

• выбор валюты в качестве единственной формы денег и непризнание иных форм денег;

• определение круга субъектов, осуществляющих организацию валютного обращения, а также контроль за данной сферой и наделение их соответствующей компетенцией;

• установление правил наличного и безналичного валютного оборота (Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72); Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1; Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112 (далее - Инструкция № 112), и др.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 апреля 2018 г. Инструкция № 112 изложена в новой редакции постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2017 № 538.

 

В общем виде цель валютного регулирования может быть определена как защита национальной валюты от конкуренции со стороны иностранных валют (международных, коллективных) с помощью комплекса юридических и экономических мер. Данная цель достигается государством посредством решения следующих основных задач:

• поддержание стабильного курса валюты по отношению к основным свободно используемым валютам (доллару и евро);

• накопление и поддержание золотовалютных резервов;

• защита национальной валюты от вытеснения из обращения внутри страны; контроль (ограничение) ввоза и вывоза капитала;

• контроль, но не ограничение международных платежей и переводов по текущим операциям;

• поддержание оптимальной структуры платежного баланса и т. д.

Методы валютного регулирования

К основным методам валютного регулирования относятся:

• валютная эмиссия - выпуск валюты в обращение (ст.28 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК));

• изъятие валюты из обращения;

• деноминация - операция, выражающаяся в замене старой валюты новой с приравниванием денежной единицы в новых знаках к большему количеству денежных единиц в старых знаках;

• валютная реформа - совокупность операций по изменению организации валютного обращения с целью его стабилизации и укрепления (ст.29 БК).

Валютные ограничения

Валютные ограничения можно определить как меры правового регулирования, прямо или косвенно препятствующие возникновению, изменению или прекращению правоотношений, объектом которых являются национальная валюта, иные валюты и валютные ценности.

Цель валютных ограничений - защита национальных экономических интересов: накопление валютных резервов, обеспечение стабильности курса национальной валюты, выравнивание платежного баланса, протекционизм (в частности, использование валютных ограничений для стимулирования экспорта, поддержки национальных производителей) и др.

Среди валютных ограничений:

• прямой запрет на осуществление валютных операций (ст.11 Закона № 226-З);

• требование о репатриации валютной выручки (Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178));

• требование об обязательной продаже части валютной выручки (Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее - Указ № 452)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.07.2018 № 301);

 

• требование об использовании специального счета (Инструкция о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129) и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 октября 2018 г. постановление № 129 утратило силу на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.09.2018 № 433, которым установлено, что открытые для учета средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Республики Беларусь, в иностранной валюте при осуществлении ими операций, связанных с обязательной продажей иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, а также иных операций, предусмотренных законодательством, специальные транзитные валютные счета и специальные счета для аккумулирования средств в иностранной валюте для погашения задолженности в иностранной валюте функционируют до полного использования находящихся на них денежных средств в иностранной валюте и в дальнейшем подлежат закрытию.

Поступающие в пользу юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся резидентами Республики Беларусь, денежные средства в иностранной валюте подлежат зачислению, минуя специальные транзитные валютные счета, на их текущие (расчетные) банковские счета либо иные счета в случаях, установленных законодательными актами (п.1 постановления № 433).

 

Отдельное валютное ограничение образует такая совокупность норм валютного законодательства, для которой особенны: цель; предмет правового регулирования (вид валютных операций, на которые направлено валютное регулирование); круг обязанных субъектов; содержание (права и обязанности субъектов); исключения (льготы).

Классификация валютных ограничений

  Валютные ограничения  
       
по способу правового регулирования
               
запрещающие
 
обязывающие
 
использующие сочетание обоих способов

 

Большинство валютных ограничений представляет собой именно совокупность запрещающих и обязывающих норм (так, например, требование валютного законодательства о репатриации валютной выручки сочетает запрет на свободное распоряжение валютной выручкой, причитающейся лицу, с предписанием обеспечить зачисление экспортной выручки на счет в уполномоченном банке).

 

  Валютные ограничения  
       
    по видам регулируемых валютных операций
   
         
       
осуществление всех валютных операций через банки
     
 
Универсальные валютные ограничения
     
      установление обязательного курса национальной валюты в различных формах (множественность курсов для разных видов операций; фиксированный курс по отношению к резервной валюте; официальный валютный курс)
       
         
  Валютные ограничения текущих валютных операций    
разрешительный порядок приобретения иностранной валюты для расчетов по внешнеторговым операциям и т. д.
     
         
  Валютные ограничения валютных операций, связанных с движением капитала    
разрешительный порядок экспорта капитала (инвестиций резидентов за рубеж)
     
       
        разрешительный порядок ввоза капитала (инвестиций нерезидентов из-за рубежа)
 
         
        разрешительный порядок приобретения иностранной валюты для проведения капитальных операций
 
         
        обязательное резервирование сумм валюты при совершении капитальных операций
 
         
        обязательное использование специальных счетов в уполномоченных банках для совершения капитальных операций
 
         
        обязанность репатриации экспортной валютной выручки резидентов
 
         
        ограничения сумм ввозимой в страну и вывозимой из страны наличной валюты (иностранной, национальной) и валютных ценностей согласно Договору о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 05.07.2010.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. вышеназванный Договор прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017
 
         
 
Валютные ограничения валютных операций внутри страны
   
запрет расчетов и платежей в иностранной валюте на территории страны
     
     
         
        запрет купли-продажи иностранной валюты, минуя уполномоченные банки
 
         
        обязательная продажа валютной выручки экспортерами (полная или частичная)
 
         
        запрет на покупку иностранной валюты резидентами иначе чем для расчетов по разрешенной капитальной или текущей валютной операции
 
         
        ограничение оборота валютных ценностей внутри страны (запрет или разрешительный порядок приобретения)
 
         
        обязанность резервирования сумм валюты при покупке иностранной валюты и валютных ценностей
 
         
       
особые режимы счетов нерезидентов в национальной валюте
 
         
       
особые режимы счетов резидентов в иностранной валюте
 
         
  Валютные ограничения зарубежных валютных операций (примечание)    
разрешительный порядок открытия счетов резидентов за рубежом
     
     
         
        разрешительный порядок и (или) условие целевого использования средств, находящихся на зарубежных счетах резидентов
 
         
        требование о зачислении средств на зарубежные счета резидентов исключительно со счета в уполномоченном банке на территории страны
 
         
        ограничение прав резидентов на использование средств с зарубежных счетов для расчетов за товары (работы, услуги), приобретаемые внутри страны
 

 

Справочно

От валютных ограничений как таковых надо отличать иные юридические меры, которые могут обладать большим сходством с ними, поскольку реализуются в смежных областях государственного управления:

• пруденциальные нормы и нормативы банковской деятельности (Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 137).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 августа 2016 г. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.06.2016 № 361 внесены изменения и дополнения в Инструкцию № 137, в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" и небанковских кредитно-финансовых организаций»;

 

• количественные ограничения экспорта и импорта, лицензирование и квотирование во внешней торговле, защитные меры таможенного тарифного регулирования (Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»);

• налоговые обременения нежелательных для государства операций и др.

Валютный контроль

Валютный контроль представляет собой систему определенных мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами, в том числе посредством средств валютного регулирования (так, например, 1) предупреждение нарушений порядка осуществления валютных операций основано на следующих инструментах: обязанность агентов валютного контроля осуществлять валютный контроль; полномочие отказывать в проведении валютной операции при определенных обстоятельствах (непредставление уполномоченному банку документов, необходимых для осуществления функций агента валютного контроля); обязанность резидентов сообщать об открытии счета за рубежом; регистрация сделок; 2) выявление и пресечение нарушений порядка осуществления валютных операций - на следующих инструментах: фиксация информации о выявленных нарушениях (путем составления протокола об административном правонарушении и т. д.); сообщение о выявленном нарушении компетентному органу валютного контроля).

Основные направления валютного контроля указаны в ст.23 Закона № 226-З.

Обеспечение валютной безопасности включает установление основ валютной системы и соответствующего правового режима (системы валютных ограничений и системы мер валютного контроля, а также ответственности за нарушения в валютной сфере).

Правонарушения в сфере валютного законодательства

Правонарушениям в сфере валютного законодательства присущ ряд признаков, которые выражаются прежде всего в том, что это акт поведения непосредственного участника (субъекта) валютных правоотношений, выражающийся в совершении активных, волевых, противоправных, виновных, общественно опасных действий либо в бездействии.

Субъектом правонарушения выступают резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства.

Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общим объектом валютных правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, а также при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами. Объективную сторону валютного правонарушения характеризует совершенное деяние, выраженное в конкретном действии (бездействии) субъекта правонарушения, а в некоторых случаях - и наступление общественно опасных последствий (или угроза возникновения таких последствий), а также необходимая причинно-следственная связь между деяниями и наступившими последствиями.

Административные правонарушения в сфере валютного законодательства можно разделить на следующие блоки:

1) нарушения, связанные с порядком осуществления валютных операций (ст.11.1, 11.2 и 11.47 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП);

2) нарушения порядка расчетов в сфере внешнеторговой деятельности (ст.11.6, 11.36-11.40 КоАП);

3) нарушения, касающиеся продажи иностранной валюты (ст.11.3 КоАП);

4) нарушения, связанные с использованием валютных средств (ст.11.46, 11.48 и 11.49 КоАП);

5) нарушения, посягающие на правила осуществления валютного контроля (ст.11.42-11.45 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З часть 2 ст.11.3, ст.11.6, 11.46, 11.48, 11.49 КоАП исключены, в ст.11.36-11.40, 11.44 и 11.47 КоАП внесены изменения.

Нарушения, связанные с порядком осуществления валютных операций (статьи 11.1, 11.2 и 11.47 КоАП)

Валютными операциями являются сделки и операции, указанные в ст.4 Закона № 226-З.

Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на:

• текущие валютные операции;

• валютные операции, связанные с движением капитала.

Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк), без ограничений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Нацбанка.

 

Разрешение Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала
требуется
не требуется
физическим лицам - резидентам в случаях: физическим лицам - резидентам, непрерывно проживающим (находящимися) за пределами Республики Беларусь
1) приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;
2) приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
3) приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
4) размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;
5) предоставления займов на срок, превышающий 180 дней;
6) перевода денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями (часть третья ст.10 Закона № 226-З).
более 1 года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь (часть четвертая ст.10 Закона № 226-З)
юридическим лицам - резидентам и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП) - резидентам в случаях:
1) осуществления платежей нерезидентам по обязательствам, предусматривающим передачу резиденту имущества, находящегося на территории Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;
2) продажи нерезиденту доли в уставном фонде или пая в имуществе резидента;
3) осуществления операций с ценными бумагами, выпущенными резидентами;
4) формирования уставного фонда юридического лица - резидента за счет вкладов нерезидентов в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
5) привлечения средств для покрытия дефицита республиканского бюджета и возврат этих средств в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
6) привлечения средств под гарантии Правительства Республики Беларусь и возврата этих средств;
7) привлечения средств в рамках межправительственных соглашений и возврата этих средств;
8) осуществления иных платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга Республики Беларусь;
9) осуществления операций, для которых Нацбанком установлен уведомительный и (или) регистрационный порядок их проведения;
10) осуществления переводов денежных средств, связанных с приобретением конкурсных (тендерных) документов и участием в торгах (конкурсах, тендерах, аукционах);
11) получения кредитов и (или) займов банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями (часть пятая ст.10 Закона № 226-З)

 

Обратите внимание!

Запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами (часть первая ст.11 Закона № 226-З). Исключения см. ниже.

 

Разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте при осуществлении валютных операций:
в отношениях между юридическими лицами - резидентами в случаях: в отношениях между физическими лицами - резидентами, не выступающими при проведении валютных операций в качестве ИП в случаях:
1) привлечения на временной основе средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;
2) осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год (часть вторая ст.11 Закона № 226-З)
1) дарения (в том числе в виде пожертвований), а также отмены дарения;
2) предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими;
3) передачи на хранение и их возврата (часть третья ст.11 Закона № 226-З)

 

К валютно-обменным операциям относятся:

• операции по обмену иностранной валюты на белорусские рубли и (или) обмену белорусских рублей на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты);

• операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты);

• иные операции, определенные Нацбанком.

Валютно-обменные операции на территории Республики Беларусь осуществляются через банки и небанковские кредитно-финансовые организации, получившие специальные разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности (части первая и вторая ст.12 Закона № 226-З).

Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (далее - БВ) (часть 1 ст.11.1 КоАП). Тем не менее санкция данной части ст.11.1 КоАП не предусматривает конфискацию иностранной валюты и иных денежных средств, находившихся у виновного лица при себе на момент совершения правонарушения. Сомнения в квалификацию данного состава вносит и часть 1 ст.11.2 КоАП, согласно которой скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте влекут наложение штрафа в размере до 100 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения. При этом скупка, продажа, обмен иностранной валюты не предусматривают административной ответственности за покушение на их совершение и при применении административной ответственности за них усложняются привязкой к установлению отсутствия лицензии или государственной регистрации.

В этой связи Указом Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций» (далее - Указ № 49) административная ответственность за данные правонарушения была подкорректирована и усилена. Так:

• скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации, а равно покушение на такие действия влекут наложение штрафа в размере от 50 до 150 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения, а также с конфискацией иностранной валюты и иных денежных средств, находившихся у виновного лица при себе на момент совершения правонарушения, или без конфискации такой иностранной валюты и иных денежных средств (подп.1.1 п.1 Указа № 49);

• незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте влекут наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на ИП или юридическое лицо - от 100 до 200 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации (подп.1.2 п.1 Указа № 49).

Кроме того, вызывают сложности в квалификации:

1) часть 2 ст.11.2 КоАП, согласно которой осуществление ИП, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, а на ИП или юридическое лицо - от 10 до 100 БВ;

2) статья 11.47 КоАП, согласно которой использование иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте в расчетах между резидентами Республики Беларусь без разрешения Нацбанка влечет наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до 100 % суммы платежа с плательщика и получателя (с каждого).

Также необходимо иметь в виду, что подп.1.3 п.1 Указа № 49 усилена административная ответственность за осуществление ИП, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение (данный подпункт предусматривает наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ, а на ИП или юридическое лицо - от 100 до 200 БВ).

Нарушения порядка расчетов в сфере внешнеторговой деятельности (статьи 11.6, 11.36-11.40 КоАП)

Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

• при экспорте - не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии - не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

• при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа (подп.1.4 п.1 Указа № 178).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2017 г. следует руководствоваться подп.1.4 п.1 Указа № 178 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.06.2017 № 221. Срок завершения внешнеторговой операции при экспорте, в том числе по договорам комиссии, - не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров; при импорте - не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа.

 

Сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций». Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций.

Статьей 11.36 КоАП предусмотрена административная ответственность за превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) в виде штрафа на ИП или юридическое лицо в размере разницы между этими суммами.

Частью 1 ст.11.37 КоАП предусмотрена административная ответственность за необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту в виде штрафа в размере до 30 БВ, а на ИП или юридическое лицо - до 2 % от суммы не завершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции. При применении данной части ст.11.37 КоАП вопросы возникают при определении субъекта административной ответственности (входит ли в должностные обязанности работника контроль за соблюдением сроков завершения внешнеторговых операций либо договорных обязательств в целом) и расчете размера штрафа (по количеству дней просрочки и дате определения курса валюты).

При осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами выбор валюты расчетов производится с учетом норм международных договоров Республики Беларусь, а также глав 4 и 6 Правил № 72. При экспорте расчеты в белорусских рублях по внешнеторговым договорам, заключенным между резидентом и нерезидентом, осуществляются в порядке, установленном Нацбанком. Порядок расчетов резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, в белорусских рублях при экспорте определен в постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций». Так, в соответствии с подп.1.2.2 п.1 данного постановления при исполнении и прекращении обязательств по внешнеторговым договорам, по условиям которых (с учетом дополнительных соглашений к внешнеторговому договору) в качестве валюты платежа предусмотрен белорусский рубль, резиденты, являющиеся экспортерами, вправе получить денежные средства, причитающиеся им по внешнеторговым договорам, от других резидентов в качестве прекращения нерезидентами обязательств перед данными резидентами.

В этой связи ст.11.38 КоАП предусмотрена административная ответственность за проведение расчетов при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, с нарушением требований законодательства в виде штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до 20 % суммы этих средств.

Поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт (в том числе при завершении внешнеторговой операции способами, перечисленными в абзацах 2, 3, 7 подп.1.7 п.1 Указа № 178), осуществляется только на счета экспортеров, за исключением случаев, указанных в подп.1.8 п.1 Указа № 178.

В этой связи частью 1 ст.11.39 КоАП предусмотрена административная ответственность за распоряжение в нарушение законодательства денежными средствами от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) без зачисления на свой счет в виде штрафа на ИП или юридическое лицо в размере суммы средств, не полученной на свой счет. При этом ст.11.40 КоАП предусмотрена административная ответственность за перечисление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет без соответствующего разрешения в виде штрафа на ИП или юридическое лицо в размере суммы перечисленных средств.

При импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в том числе со специального счета аккредитива), за исключением расчетов, указанных в подп.1.10 п.1 Указа № 178.

В этой связи частью 2 ст.11.39 КоАП предусмотрена административная ответственность за перечисление в нарушение законодательства денежных средств со своего счета для оплаты за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, работы, услуги), если импортером является иное лицо, в виде штрафа на ИП или юридическое лицо в размере суммы перечисленных средств.

Кроме того, следует отметить, что согласно ст.11.6 КоАП невозвращение из-за границы ИП или должностным лицом юридического лица валюты, подлежащей в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ. Однако данный состав на практике фактически не применяется ввиду сложности доказывания умысла в совершении указанного правонарушения (по сути необходимо направлять международные запросы в рамках соответствующей процедуры, предусмотренной соответствующими международными соглашениями, ответы на которые могут вообще не прийти).

Нарушения, касающиеся продажи иностранной валюты (статья 11.3 КоАП)

Юридические лица и ИП, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом № 226-З, осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129, которым утверждена Инструкция о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (далее - Инструкция № 129) (п.1 Указа № 452).

Юридические лица и ИП осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 30 % суммы выручки в иностранной валюте (п.3 Инструкции № 129). Для осуществления обязательной продажи юридическое лицо или ИП представляет в банк не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на счет документы, указанные в п.14 Инструкции № 129.

Несвоевременная обязательная продажа иностранной валюты влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ, а на ИП или юридическое лицо - в размере до 1 % от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств (часть 1 ст.11.3 КоАП); необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ, а на ИП или юридическое лицо - в размере необоснованно заниженных валютных средств (часть 2 ст.11.3 КоАП). При применении ст.11.3 КоАП вопросы возникают при определении действий (бездействия), в результате которых совершается нарушение (непредставление в банк соответствующих документов), периода просрочки и расчете размера штрафа (по количеству дней просрочки и сумме заниженных валютных средств).

Нарушения, связанные с использованием валютных средств (статьи 11.46, 11.48 и 11.49 КоАП)

При применении ст.11.46 и 11.48 КоАП должен учитываться порядок использования валютных средств, установленный Инструкцией № 112. Так, п.20 Инструкции № 112 определен перечень валютных операций, для осуществления которых юридические лица и ИП вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, то есть определены цели приобретения иностранной валюты. При этом одним из обязательных реквизитов, указываемых в заявке на покупку иностранной валюты, является целевое направление покупаемой иностранной валюты (п.27 Инструкции № 112), то есть в заявке указываются соответствующий подпункт п.20 Инструкции № 112, наименование и реквизиты документа, являющегося основанием для покупки иностранной валюты.

Юридические лица и ИП вправе изменить целевое использование приобретенной иностранной валюты в случаях, указанных в п.32 Инструкции № 112.

Под нецелевым использованием валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке, следует понимать использование иностранной валюты не на цель, на которую она была приобретена, и непредставление уведомления об изменении целевого использования приобретенной иностранной валюты в установленные сроки (часть четвертая п.33 Инструкции № 112).

Зачисленная на специальный счет иностранная валюта (в том числе в случае возврата иностранной валюты, ранее перечисленной со специального счета) должна быть использована субъектом валютных операций - резидентом в течение 7 рабочих дней начиная со дня, следующего за днем ее зачисления на специальный счет. Срок хранения иностранной валюты на специальном счете продлевается по разрешению Нацбанка либо главного управления Нацбанка по области при представлении письменного заявления субъекта валютных операций - резидента, которое содержит экономическое обоснование необходимости проведения операции (п.31 Инструкции № 112).

Соответственно нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, влечет наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до 100 % суммы средств, использованной не по целевому назначению (ст.11.46 КоАП); несоблюдение установленных сроков использования валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, влечет наложение штрафа на ИП или юридическое лицо в размере 1 % суммы не использованных в установленный срок валютных средств за каждый следующий со дня просрочки день, но не более суммы неиспользованных средств (ст.11.48 КоАП).

Кроме того, ст.11.49 КоАП предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь, в виде штрафа на ИП или юридическое лицо в размере до пятикратной суммы этих средств. Использование средств в иностранной валюте, полученных на расходы при служебных командировках за границу, на другие цели не допускается (п.50 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115).

Работник обязан не позднее 15 рабочих дней со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, представить в бухгалтерскую службу юридического лица, подразделения, ИП отчет об израсходованных суммах иностранной валюты с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, и возвратить неизрасходованную иностранную валюту либо белорусские рубли, за исключением случаев, установленных в п.1 части второй ст.107 Трудового кодекса Республики Беларусь (п.28 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185). При этом может возникнуть вопрос об административной ответственности по части 1 ст.11.7 КоАП работника бухгалтерии организации, ответственного за контроль за возвратом в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет.

Нарушения, посягающие на правила осуществления валютного контроля (статьи 11.42-11.45 КоАП)

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком (подп.1.11 п.1 Указа № 178).

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 утверждена Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля.

Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более. Экспортер (импортер) или грузоотправитель (грузополучатель) обязан аннулировать зарегистрированную статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию, если:

• отгрузка товаров, указанных в ней, не состоялась;

• зарегистрировано несколько статистических деклараций на одну внешнеторговую операцию;

• в соответствии с законодательством произведено помещение товаров, указанных в статистической декларации или периодической статистической декларации, под одну из таможенных процедур, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Зарегистрированные статистическая декларация и периодическая статистическая декларация должны быть аннулированы не позднее 10 рабочих дней после даты их регистрации (подп.1.3, 1.14 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров»).

Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.01.2012 № 2 утверждена Инструкция о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования. При этом необходимо отметить, что решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 утверждена Инструкция о порядке заполнения декларации на товары.

Соответственно КоАП предусматривает административную ответственность за:

• представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки в виде штрафа в размере от 5 до 20 БВ, а на ИП или юридическое лицо - до 20 % контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров (ст.11.42);

• проведение внешнеторговой операции без наличия в предусмотренных законодательством случаях лицензии или других разрешительных документов либо неисполнение обязанности по регистрации сделки в виде штрафа в размере от 5 до 20 БВ, а на ИП или юридическое лицо - до 20 % стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст.11.43);

• непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие в виде штрафа в размере от 2 до 10 БВ, а на ИП или юридическое лицо - от 10 до 100 БВ (ст.11.44);

• неосуществление в установленный срок аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларации, если отгрузка указанных в декларации товаров не состоялась, в виде штрафа в размере от 2 до 10 БВ (ст.11.45).

Особенностью применения указанных статей КоАП являются сложности при определении того, относится ли исследуемый документ к разрешительным документам на ввоз (вывоз) товаров, а также вопросы, кающиеся определения начала и завершения исполнения внешнеторговой операции (сделки), даты представления декларации, субъекта административной ответственности (руководитель организации, декларант и т. д.).

 

Примечание. Установлены Инструкцией о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 ноября 2015 г. взамен Инструкции № 15 постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 514 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования.

 

30.09.2015

 

Юрий Навойчик, юрист