


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРИ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОТКРЫТЫЕ АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА
Преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в рамках действующего Закона РБ от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее - Закон № 2103-XII) можно назвать переходным этапом к приватизации, поскольку акции созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий открытых акционерных обществ принадлежат одному учредителю (государству), интересы которого представляют органы приватизации, и только впоследствии производится отбор других, кроме государства, учредителей открытых акционерных обществ, которые вносят денежные и (или) неденежные вклады в уставные фонды открытых акционерных обществ (часть вторая ст.25 Закона № 2103-XII).
Выбор других, кроме государства, учредителей осуществляется органом приватизации путем проведения конкурса, а в случае признания конкурса несостоявшимся - по результатам прямых переговоров органа приватизации с единственным участником конкурса.
Нормы Декрета Президента РБ от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 3) касаются продажи акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, работникам предприятий и приравненным к ним лицам, поскольку законодательством Республики Беларусь в данном случае установлены некоторые особенности.
Особенности продажи акций работникам предприятий на льготных условиях
В соответствии с Декретом № 3 продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, работникам предприятий и приравненным к ним лицам осуществляется в течение 5 месяцев с даты государственной регистрации акций первой эмиссии, но не более 8 месяцев со дня принятия решения о создании открытого акционерного общества, по цене на 20 % ниже номинальной стоимости и на сумму, не превышающую 100 базовых величин (далее - БВ) на одного покупателя. Количество акций первой эмиссии, выделенных для этой цели, определяется на основании заявлений работников и приравненных к ним лиц.
Продажа акций на указанных выше условиях осуществляется:
• в отношении акций, находящихся в собственности Республики Беларусь, - Государственным комитетом по имуществу РБ (далее - Госкомимущество РБ);
• в отношении акций, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Такая продажа акций открытых акционерных обществ прекращается с 1 января 2014 г. (подп.1.11 п.1 Декрета № 3).
При приобретении принадлежащих государству акций работниками предприятий, приравненными к ним лицами на льготных условиях не допускается использование заемных средств, в т.ч. кредитов (подп.1.17 п.1 Декрета № 3).
Формирование уставного фонда открытого акционерного общества
По общему правилу при создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов (п.1 ст.471 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).
Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за некоторым исключением, которое составляют в т.ч. открытые акционерные общества, минимальный размер уставного фонда которых устанавливается в сумме, эквивалентной 400 БВ (пп.7, 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1)). При этом на дату осуществления государственной регистрации коммерческих организаций их уставные фонды должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами, если иное не установлено законодательными актами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 марта 2014 г. следует руководствоваться пп.7 и 8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования в редакции Декрета Президента РБ от 21.02.2014 № 3. Уставный фонд коммерческой организации должен быть объявлен в белорусских рублях. При внесении вклада в уставный фонд коммерческой организации в иностранной валюте в порядке, определенном законодательством, его пересчет осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком РБ на дату фактического внесения этого вклада. |
При преобразовании государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество размер уставного фонда открытого акционерного общества определяется исходя из балансовой стоимости активов и пассивов государственного унитарного предприятия либо нескольких государственных унитарных предприятий на 1 января года, в котором проводится преобразование, в порядке, установленном республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом, а в случае участия другого, кроме государства, учредителя также исходя из стоимости вклада такого учредителя, определенной в соответствии с актами законодательства, и не может быть ниже минимального размера, установленного законодательными актами (часть двадцать первая ст.25 Закона № 2103-XII).
Однако в соответствии с Декретом № 3 установлено, что уставные фонды открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, формируются в соответствии с законодательством о приватизации. Открытое акционерное общество, уставный фонд которого меньше определенной законодательством минимальной величины, обязано в течение 5 лет с даты его государственной регистрации довести этот фонд до установленного размера (подп.1.19 п.1 Декрета № 3).
Иными словами, для созданных в результате преобразования государственных унитарных предприятий открытых акционерных обществ Декретом № 3 допускается формирование уставного фонда (в размере не менее минимального) в течение 5 лет с момента их государственной регистрации.
Это означает невозможность применения п.3 ст.471 ГК, в соответствии с которым если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости ее чистых активов. В случае уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации, для которой законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда такая организация подлежит ликвидации в установленном порядке.
Неприменим также подп.3.2 п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, что исключает возможность ликвидации такого открытого акционерного общества по решению хозяйственного суда в случае уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, для которых установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. следует руководствоваться подп.3.2 п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в редакции Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2. Слова «экономический суд» заменены словами «суд, рассматривающий экономические дела,». |
Ограничения в отношении эмиссии акций
Некоторые ограничения установлены и для процедуры второй и последующих эмиссий акций.
Так, для открытых акционерных обществ, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (примечание), созданных в процессе приватизации объектов, находившихся в государственной собственности, вторая и последующие эмиссии акций проводятся по согласованию с Президентом РБ. Предложения об эмиссии акций вносятся на согласование Президента РБ Советом Министров РБ, областными исполнительными комитетами (далее - облисполкомы), Минским городским исполнительным комитетом (далее - Минский горисполком). Для иных открытых акционерных обществ с долей государства в уставном фонде, включенных в перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, утверждаемый Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ, созданных в процессе приватизации объектов, находившихся в республиканской собственности, вторая и последующие эмиссии проводятся с согласия Госкомимущества РБ, а созданных в процессе приватизации объектов, находившихся в коммунальной собственности, вторая и последующие эмиссии акций проводятся с согласия соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
Такие ограничения не распространяются на вторую и последующие эмиссии акций открытых акционерных обществ, указанных выше, связанные с увеличением (образованием) доли Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц в уставных фондах, а также на эмиссии, проводимые в соответствии с решениями Президента РБ.
Ограничения в отношении отчуждения акций
Декретом № 3 определено, что акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20 % ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки «Имущество», а также полученные взамен их долей в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при преобразовании их в акционерные общества, не могут быть отчуждены, за исключением:
1) дарения таких акций близким родственникам (родителям, детям, супругу(е), родным братьям и сестрам, внукам, бабке и деду), а также родителям супруга(и);
2) перехода права собственности на эти акции в связи со смертью участника соответствующего юридического лица;
3) отчуждения таких акций Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), в т.ч. в связи с выездом участника соответствующего юридического лица на постоянное местожительство за пределы Республики Беларусь;
4) отчуждения данных акций юридическим лицам - их эмитентам, в т.ч. для уменьшения их уставных фондов, если иное не установлено Президентом РБ;
5) обмена акций в уставных фондах юридических лиц при реорганизации. В данном случае акции, полученные в результате обмена, могут быть отчуждены по тем же основаниям, которые установлены для акций, приобретенных на льготных условиях;
6) обращения взыскания на эти акции по решению суда;
7) отчуждения акций в уставных фондах юридических лиц (кроме открытых акционерных обществ) участникам этих юридических лиц;
8) иных случаев, определенных Президентом РБ (подп.1.12 п.1 Декрета № 3).
При этом новый собственник таких акций вправе отчуждать их по указанным выше основаниям, но приведенные ограничения не распространяются на Республику Беларусь и ее административно-территориальные единицы.
Кроме того, приобретенные гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях акции могут передаваться в доверительное управление в случаях, предусмотренных Президентом РБ.
Вместе с тем ограничения по отчуждению акций, приобретенных гражданами у государства на льготных условиях, и их передаче в доверительное управление не распространяются на акции открытых акционерных обществ (за исключением открытых акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, по перечню, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 15.12.2008 № 1927, в которых доля государства в уставном фонде на 31 марта 2008 г.:
• отсутствует или составляет 75 % и более, - с 1 июня 2008 г.;
• составляет более 50 %, - с 1 января 2009 г.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2012 г. перечень № 1927 утратил силу постановлением Совета Министров РБ от 01.10.2012 № 902. С 17 ноября 2013 г. действует перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 11.11.2013 № 964. |
![]() |
Обратите внимание! Важный момент в части регулирования сделок с такими «льготными» акциями состоит в том, что указанные выше ограничения по распоряжению акциями действовали до 31 декабря 2010 г. и в настоящее время сняты. |
С 1 января 2011 г. действуют нормы Указа Президента РБ от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц», в соответствии с которыми, если иное не определено Президентом РБ, облисполкомы, Минский горисполком имеют преимущественное право на приобретение акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, включенных в перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, утверждаемый Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ в соответствии с законодательством о приватизации, и акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, расположенных на территории соответствующей области, г.Минска, приобретенных гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20 % ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки «Имущество», полученные взамен их долей в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при преобразовании их в акционерные общества, а также переданные хозяйственным обществам по номинальной стоимости с оплатой в рассрочку.
При намерении продать акции (доли в уставных фондах) акционер (участник) обязан заказным письмом направить уведомление в облисполком, Минский горисполком с указанием цены их продажи либо разместить заявку о продаже акций в Белорусской котировочной автоматизированной системе открытого акционерного общества (ОАО) «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее - БЕКАС).
Если в течение 90 календарных дней со дня получения облисполкомом, Минским горисполкомом уведомления о намерении продать акции (доли в уставных фондах) либо со дня размещения заявки о продаже акций в БЕКАС облисполкомом, Минским горисполкомом не принято решение об их приобретении по заявленной цене, такие акции (доли в уставных фондах) могут быть проданы любому третьему лицу по цене не ниже указанной в уведомлении облисполкому, Минскому горисполкому. О принятом облисполкомом, Минским горисполкомом решении акционер (участник), направивший уведомление о намерении продать акции (доли в уставных фондах), письменно информируется в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, а при размещении заявки о продаже акций в БЕКАС - также ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Оплата акций (долей в уставных фондах) производится облисполкомом, Минским горисполкомом не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора купли-продажи.
Открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа» ежедневно информирует облисполкомы и Минский горисполком о размещенных заявках о продаже акций в БЕКАС и о сделках с акциями, совершаемых в торговой системе биржи.
Преимущественное право на приобретение акций (долей в уставных фондах) не распространяется на случаи:
• дарения акций (долей в уставных фондах) близким родственникам (родителям, детям, супругу(е), родным братьям и сестрам, внукам, бабке и деду), а также родителям супруга(и);
• перехода права собственности на акции (доли в уставных фондах) в связи со смертью участника соответствующего юридического лица;
• обмена акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ при реорганизации;
• выкупа открытым акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров;
• обращения взыскания на акции (доли в уставных фондах) по решению суда.
В случае отчуждения акций (долей в уставных фондах) с нарушением преимущественного права на их приобретение облисполком, Минский горисполком имеют право в течение 90 календарных дней требовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей приобретателя таких акций (долей в уставных фондах).
Перечень отчуждаемых хозяйственных обществ размещается облисполкомами, Минским горисполкомом на информационных стендах и официальных сайтах данных органов в сети Интернет, а также доводится до сведения хозяйственных обществ и их акционеров (участников) иными доступными способами, в т.ч. через средства массовой информации.
В остальных случаях, полагаем, следует руководствоваться общими нормами Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.09.2006 № 112.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 ноября 2016 г. взамен Инструкции № 112 постановлением Минфина РБ от 31.08.2016 № 76 утверждена Инструкция о порядке обращения ценных бумаг на территории Республики Беларусь. |
Особенности применения норм о субсидиарной ответственности
Еще один аспект, отличающий преобразованные в результате приватизации открытые акционерные общества от «обычных», состоит в применении норм о субсидиарной ответственности.
По общему правилу, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в т.ч. руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам (часть вторая п.3 ст.52 ГК, часть третья ст.5 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», часть вторая ст.9 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»), равно как и при неподаче юридическим лицом - должником заявления должника наступает субсидиарная ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать или принимающих решение о подаче заявления должника по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, возникшим по истечении одного месяца с момента возникновения основания для подачи заявления должника (ст.8 данного Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2013 г. взамен Закона № 423-З принят Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». С 1 августа 2018 г. следует руководствоваться частью второй п.3 ст.52 ГК в редакции Закона РБ от 17.07.2018 № 135-З. Собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, когда экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено законодательными актами. |
Относительно приватизации следует отметить, что субсидиарная ответственность учредителей (участников), собственников имущества юридического лица по его обязательствам не распространяется на акционеров открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных унитарных и арендных предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (подп.1.21 п.1 Декрета № 3).
Таким образом, специальные нормы о приватизации исключают действие общеустановленных, создавая наиболее благоприятный правовой режим для новых собственников государственного имущества. В этой связи должны применяться и нормы, гарантирующие право собственности, в особенности гарантирующие необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства (подп.2.1 п.2 Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»).
Примечание. Открытые акционерные общества, осуществляющие производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов, растительных и животных масел, жиров, молочных продуктов, мяса и мясопродуктов, иных пищевых продуктов, включая производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, детского питания, сахара, а также осуществляющие переработку и консервирование фруктов и овощей, первичную переработку льна.
31.01.2012 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь